Изображения

Обычная версия

Участники ПМЭФ обсудили новые модели технологических альянсов на пространстве стран БРИКС

19 июня 2025, 07:00

Эксперты отрасли и представители высокотехнологичных компаний-лидеров – «национальных чемпионов» провели дискуссию о том, какие модели сотрудничества сегодня наиболее актуальны между странами БРИКС, обсудили, какие факторы принимают во внимание российские компании при выборе приоритетных стран для работы на рынках глобального Юга, а также рассмотрели практики по формированию единого стека российских технологий, которые сегодня существуют для работы на рынках стран БРИКС.

Вопрос технологических альянсов в транспорте поднял заместитель Министра транспорта Андрей Никитин. Говоря о перспективах и задачах на будущее, он подчеркнул важность взаимодействия логистов и производителей на международном уровне для построения правильной и синхронизированной нормативной деятельности. «Для эффективного взаимодействия стран в условиях глобальной технологической конкуренции требуется переход от деклараций к конкретным действиям. Важно выстраивать прозрачные и взаимовыгодные соглашения, укреплять доверие через бизнес-альянсы и создавать гибкие механизмы сотрудничества, учитывающие интересы всех сторон», – подчеркнул замминистра.

Санкционное давление, включая отключение от обслуживания ключевых IT-систем, послужило стимулом для развития отечественных программных решений. В настоящее время суверенные индустриальные центры компетенций позволяют обеспечивать независимость и стабильность работы транспортной отрасли. В каждой отрасли транспорта удалось практически полностью импортозаместить критические технологии: от систем бронирования до беспилотных грузовиков.

В области документооборота на транспорте сделан важный шаг – с 1 сентября 2026 года вводится обязательный электронный документооборот в грузоперевозках. Используя данные Национальной цифровой транспортно-логистической платформы и данные «ЭРА-ГЛОНАСС», можно будет рассчитать «узкие» места и за счет этого сократить сроки перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Андрей Никитин отметил также, что перспективы сопряжения НЦТЛП «ГосЛог» с платформами партнеров по БРИКС позволят прийти к такому результату, как бесшовное прохождение таможенного контроля, и его полной автоматизации.

Формирование технологических альянсов в области космических технологий поможет обеспечить устойчивую связь, а также проводить анализ ледовой обстановки и оперативное управление маршрутами на Северном морском пути.

Основным вызовом в сфере кибербезопасности замминистра назвал тот факт, что современные транспортные средства генерируют огромные объемы данных, а системы привязаны к производителю. Для обеспечения безопасности пользователей и инфраструктуры на площадке БРИКС предстоит договориться о том, как эти данные будут храниться и использоваться не в ущерб странам-партнерам.

Уровень зрелости отечественных цифровых решений на транспорте достиг 89 %, что свидетельствует о высоком уровне цифровизации, рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Комплексные цифровые транспортные и логистические услуги требуют тесного взаимодействия цифровых платформ и синхронизации темпов цифровизации всех участников цепочки, отметил Чаркин. «Россия обладает мощным потенциалом в цифровой сфере благодаря сильной математической школе и собственной технологической экосистеме, что позволяет нам не только обеспечивать технологический суверенитет, но и предлагать уникальные решения на экспорт», – сказал он.

В экспортном портфеле компании сегодня находятся уже 16 цифровых сервисов и проектов. Некоторые из них успешно применяются в дружественных странах, что подтверждает их востребованность.

Президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России Андрей Безруков высказал мысль о концепции «технологического неприсоединения», которая может стать базой для сотрудничества, основанного на открытости, прозрачности и совместной разработке стандартов в противовес монополии закрытых платформ и решений.

По его словам, «мир вступает в новый этап технологического развития и конкуренции платформенных решений». Чтобы избежать конфронтации, важно объединяться, создавая большие рынки и справедливые правила игры.

Задача БРИКС – построить такое взаимодействие, которое будет учитывать интересы каждого участника. Например, разработка единых стандартов и открытого кода для совместного технологического развития. Национальные платформенные решения должны сопрягаться на уровне идеи и дизайна.

Все новости