ИМО ведет дальнейшую работу над нормативной базой по применению альтернативного топлива на судах
27 сентября 2024, 13:06
С 16 по 20 сентября в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) прошла 10-я сессия Подкомитета по перевозке грузов и контейнеров, в работе которой приняла участие российская делегация.
Основным направлением работы Подкомитета стала дальнейшая работа над рекомендательными Руководствами ИМО по использованию новых видов судового топлива с низкими или нулевыми выбросами парниковых газов. Разрабатываемые документы призваны содействовать применению унифицированных подходов и практик при реализации проектов, связанных с использованием нового (т.н. альтернативного) топлива на судах, и направлены на скорейшее достижение целей Стратегии ИМО 2023 г. по сокращению выбросов парниковых газов международным судоходством.
В рамках этого направления на прошедшей сессии Подкомитет продолжил работу над новыми рекомендательными Руководствами ИМО по безопасности судов при использовании в качестве топлива водорода, аммиака, а также жидкого топлива с низкой температурой вспышки. Ввиду большого объема и сложности работы на этой сессии Подкомитет сумел завершить работу только над временным Руководством по безопасности для судов, использующих аммиак в качестве топлива. Согласованный проект Руководства будет направлен для принятия на 109-ю сессию Комитета по безопасности на море (КБМ 109) в декабре 2024 г. Для продолжения работы над остальными Руководствами в план их разработки были внесены необходимые коррективы. Согласно измененному плану окончание разработки Руководства по применению водорода намечено в 2025 г. на следующей 11-й сессии Подкомитета ССС с последующим его принятием КБМ в 2026 г. В аналогичные сроки, но с меньшей приоритетностью, намечено окончание работ над временным Руководством для судов, использующих жидкое топливо с низкой температурой вспышки.
Подкомитет также завершил работу по пересмотру Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекса МКГ). По итогам трехлетней работы завершено редактирование и утверждение более чем ста поправок к Кодексу, направленных на совершенствование процессов проектирования строящихся судов и повышение уровня безопасности судов-газовозов в эксплуатации. К наиболее значимым следует отнести поправки о возможности использования груза сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана в качестве топлива, требований к перевозке СО2 и системам аварийного отключения. Изменения, в том числе, коснутся и основ проектирования систем хранения груза с использованием емкостей типа С, требований к пределу заполнения грузовых емкостей и других аспектов проектирования и эксплуатации. Результат выполненной работы будет представлен на утверждение КБМ 109 с целью последующего принятия и издания Консолидированной версии Кодекса МКГ в 2028 году.
Кроме перечисленных выше вопросов в рамках Подкомитета проводится последовательная работа по совершенствованию положений Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) и Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ). На данной сессии были рассмотрены и одобрены для включения в Кодексы требования по перевозке новых видов грузов, а также внесены изменения в индивидуальные карточки существующих навалочных и опасных грузов на основании анализа опыта их перевозки. В том числе, было представлено предложение Российской Федерации о включении в Кодекс МК МПНГ условий перевозки апатитового концентрата. Данное предложение было поддержано Подкомитетом в принципе и направлено на межсессионную редакционно-техническую группу, 41 сессия которой проходит с 23 по 27 сентября 2024 г., для дальнейшего рассмотрения и включения в очередную версию МК МПНГ.
Следующая сессия Подкомитета (ССС 11) пройдет в период с 8 по 12 сентября 2025 г.