Новые цифровые технологии помогут сделать перевозки быстрыми и безопасными
24 сентября 2024, 16:10
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о новых цифровых технологиях, которые использует транспортная система России. Передовые транспортные решения эксперты обсуждали на пленарном заседании «Цифровой российский конструктор. Построим для вас» в рамках международного форума «Цифровая транспортация – 2024».
Дмитрий Баканов отметил, что всего год назад запустили первые беспилотные грузовые машины, но на определенном этапе трассы М-11 водитель садился за руль. Со вчерашнего дня беспилотные грузовики начали двигаться по маршруту Москва – Санкт-Петербург без участия водителя, который теперь сидит на пассажирском сиденье.
Он также рассказал, что цифровые сервисы можно разделить на три направления. Первое – это грузовая логистика, второе – пассажирская логистика и третье – решения, которые помогают управлять отраслью.
Если говорить о грузовой логистике, то по поручению Президента России Владимира Путина создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). Теперь она будет называться просто «Гослог» – государственная логистика. Будет создано единое окно взаимодействия рынка и государства. «Когда грузовой контейнер приходит в порт, зачастую информация о нем обрабатывается до 5-10 суток. И здесь дело не в расширении инфраструктуры – надо повышать операционную эффективность за счет цифровых решений. Одну и ту же информацию приходится подавать в разные госорганы: таможенную службу, фитосанитарную, Роспотребнадзор, погранслужбу и т. д. Чтобы этого не происходило, делаем единое окно. Туда загружаются все данные – они на 80-90 % идентичны. И дальше маршрутизация идет во все госорганы. За счет этого оформление груза будет происходить быстрее, контейнер будет быстрее выходить из порта на железную дорогу и ехать дальше», – пояснил заместитель Министра.
Второе направление – это электронный документооборот. Это система электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. Сейчас принято законодательство для работы документов в электронном виде для морских перевозок.
По словам Дмитрия Баканова третье направление касается того, что принципиально важно понимать, с каким контрагентом на рынке можно иметь дело. Для этого нужно создать его цифровой профиль. на основании витрины Минцифры.
Еще один сервис, который тоже принципиально важен – отслеживание сохранности груза и времени для грузовой логистики. До конца года такая возможность будет предоставлена транспортным компаниям в тестовом режиме.
Что касается пассажирских платформ, здесь работают 4 направления. Первое – это федеральная навигационная информационная система, которую делает «ГЛОНАСС». Сервис позволит в любой момент времени понимать, когда и на какую остановку прибудет транспорт, чтобы пассажиру не нужно было приходить раньше и ждать.
Второе направление – это льготы. Минтранс уже создал «Портал субсидированных перевозок». «Мы обязательно расширим историю с субсидированными льготными перевозками, стыковками с ОАО «РЖД». Конечно, высший пилотаж, если мы сможем присоединиться к социальным и виртуальным транспортным картам городского транспорта, но думаю, на это понадобится года два», – заместитель Министра
Третье направление – это контроль безопасности межрегиональных перевозок. Количество ДТП при перевозках пассажиров на междугородном сообщении нужно сокращать. Цифровые технологии позволяют определить: если один и тот же автобус с большим количеством «имеев» (идентификационных номеров мобильных телефонов) в одно и то же время передвигается по одному и тому же маршруту, и у него нет лицензии, то, скорее всего, это нелегальный перевозчик. Тогда соответствующим правоохранительным органам можно применять необходимые санкции.
Еще одно направление – это учет агрегатов и узлов электротранспорта в городе. Чтобы ездить с комфортом, транспортные средства должны быть современными и хорошо обслуживаемыми. Если иметь базу данных, где будет сведения о том, в каком состоянии они находятся и как обслуживаются, это повысит безопасность перевозок. Планируется реализовать это направление в течение ближайших полутора лет.
Кроме того, идет работа над цифровой системой, которое позволяет Правительству РФ, министерствам принимать правильные управленческие решения. Это так называемый транспортно-экономический баланс. Зачастую решение о строительстве того или иного объекта в субъекте Российской Федерации принимается в зависимости от близости губернатора к федеральной власти. Для того, чтобы максимально вести прозрачность и объективность при капитальных затратах государства, реализуется транспортно-экономический баланс.
Дмитрий Баканов также отметил важность развития таких популярных цифровых направлений, как беспилотные летательные аппараты, грузовые автомобили, автономные суда, замена иностранного софта на отечественный, как в случае с системами бронирования авиационных билетов, авиационная сервисная платформа и другие.