Изображения

Обычная версия

О работе Государственной службы дорожного хозяйства по развитию международных транспортных коридоров

19 августа 2003, 20:00

О работе Государственной службы дорожного хозяйства 
по развитию международных транспортных коридоров

Развитие международных транспортных коридоров (МТК) является в настоящее время приоритетным направлением развития транспортных коммуникаций, обеспечивающих функционирование значительного сектора экономики, ориентированно на экспорт природных ресурсов и импорт потребительских товаров и продовольствия.

Государственная служба дорожного хозяйства (ГСДХ) осуществляет деятельность по формированию и развитию дорог в составе МТК посредством участия в работе ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН в целях включения важнейших автомобильных магистралей в европейскую и азиатскую системы автомобильных дорог международного значения, работы в рамках деятельности МСД (СНГ), ШОС и других региональных организаций по координации развития трансконтинентальных автодорожных маршрутов, сотрудничество на двухсторонней основе с соседними государствами по развитию приграничных участков автомобильных дорог международного значения, а также обеспечивает непосредственно модернизацию, реконструкцию и строительство автомобильных дорог в составе МТК за счет традиционных источников и средств МФО.

При рассмотрении вопросов развития автомобильных дорог в составе МТК необходимо учитывать геополитические аспекты и область рационального применения автотранспорта для обеспечения международных перевозок.

За исключением Северного морского пути, местоположение международных транспортных коридоров на территории России, в районе тяготения которых сконцентрировано до 70% производственного потенциала страны и проживает около 80% населения, совпадает с основными направлениями внутренних грузовых и пассажирских перевозок и их развитие в целом отвечает социально-экономическим интересам Российской Федерации.

Районы проложения МТК являются регионами повышенной инвестиционной активности и характеризуются более высокими темпами социально-экономического развития. Проложение, развитие и эксплуатация транспортных коммуникаций в составе МТК является предметом конкуренции государств в целях получения дополнительных доходов и вовлечения в хозяйственную деятельность ресурсов регионов, по которым они проходят.

После распада СССР часть транспортных коммуникаций, проходящих по территории прибалтийских государств, Украины, государств Закавказья и Средней Азии, которые и раньше использовались для обеспечения экспортно-импортных и транзитных международных перевозок, развиваются в настоящее время обособленно от российских транспортных коммуникаций и являются альтернативными в части обеспечения перевозок на конкурентных направлениях в обход территории России. Такие альтернативные транспортные коридоры сформированы и развиваются по направлениям Таллин – Рига – Каунас - Варшава «ВИА-Балтика», Варна – Констанца – Одесса – Поти – Тбилиси – Баку – Ашхабад – Ташкент – Бишкек - Алма-Ата и далее на Китай «Трасека», от западной границы до Тихоокеанского побережья Китая «Шелковый путь». Развитие указанных транспортных коммуникаций, проходящих в непосредственной близости от границ Российской Федерации, в первую очередь, на территории государств Закавказья и Средней Азии, финансируется преимущественно за счет средств международных финансовых институтов. Ускоренное их развитие по сравнению с альтернативными российскими маршрутами может повлиять на распределение транзитных транспортных потоков в рассматриваемых направлениях и обернуться потерей части доходов при пропуске их по транспортным коммуникациям в обход территории России. На данных направлениях развитие МТК соответствует не только экономическим, но и интересам национальной безопасности Российской Федерации.

В целях максимального содействия в развитии международной торговли, международного туризма и культурного сотрудничества, увеличения объемов экспортно-импортных и транзитных грузовых и пассажирских международных автомобильных перевозок Росавтодором Минтранса России проведена работа по включению важнейших магистральных дорог в систему автомобильных дорог международного значения Европы и Азии.

Предложения по включению автодорожных маршрутов в европейскую и азиатскую дорожные сети были подготовлены совместно с дорожными администрациями государств-участников СНГ на основе подписанного Правительством РФ в 1998 году межправительственного соглашения об автомобильных дорогах международного значения на территории стран СНГ. Эта работа проводилась в рамках деятельности межправительственного совета дорожников СНГ и позволила значительно облегчить и ускорить решение этой задачи.

Если до распада СССР по территории России проходило 3 автодорожных маршрута в составе Европейской сети международных магистралей, то в результате проведенной работы в настоящее время на территории Российской Федерации в европейскую сеть автомобильных дорог международного значения включено 12 автодорожных маршрутов и завершаются работы по включении 7 опорных магистралей в азиатской части России в сеть азиатских шоссейных дорог международного значения. Среди указанных автодорожных маршрутов важнейшие федеральные магистральные дороги: «Беларусь», «Россия», «Волга», «Урал», «Каспий», «Дон», «Байкал», «Енисей», «Амур» и др.

Дальнейшее включение автомобильных магистралей России в систему автомобильных дорог международного значения Европы и Азии будет осуществляться по мере приведения их транспортно-эксплуатационного состояния в соответствие с требованиями к техническому уровню магистралей международного значения согласно техническим требованиям, изложенным в соглашении о европейских автомобильных магистралях международного значения, подписанным государствами - членами ЕЭК ООН (соглашение СМА от 1975 г.) и подготавливаемым ЭСКАТО ООН к подписанию в 2004 году проекте аналогичного соглашения по азиатским магистралям международного значения.

Данные автомобильные дороги являются также автодорожной составляющей 1, 2 и 9 Панъевропейских транспортных коридоров и системы российских МТК, определенных в подпрограмме «Развитие МТК» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России».

Задача развития автомобильных дорог в составе МТК во многом совпадает с более общей задачей по поэтапному формированию и развитию федеральных и основных территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, и рассматривалась при реализации президентской программы «Дороги России» и в последующие годы в качестве приоритетной

Из наиболее значимых объектов последних лет следует отметить ввод в эксплуатацию после завершения модернизации, реконструкции и нового строительства участков автомобильных дорог Москва – Смоленск – граница Белоруссии, Москва – Владимир – Нижний Новгород, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Выборг – граница Финляндии, Москва – Воронеж, Омск – Новосибирск, Чита – Хабаровск, Красноярск – Иркутск, Алтай – Кузбасс и многих других федеральных дорог.

Всего за этот период на международных маршрутах было введено 7,2 тыс. км дорог и более 12 тыс. пог. м мостов.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог в составе МТК составляет около 32 тыс. км, в том числе федеральных – 27 тыс. км, территориальных – 5,1 тыс. км. Практически все автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Из общей протяженности дороги I категории составляют 2,9 тыс. км.

Транспортно-экплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог в составе МТК можно расценивать как удовлетворительное. В то же время более трети дорог имеет недостаточную прочность дорожного покрытия. Свыше четверти дорог имеют загрузку свыше нормативной и требуют модернизации или реконструкции с повышением технической категории. Обеспеченность барьерными ограждениями на международных магистралях удовлетворена на треть, дорожной разметкой – примерно на половину. Низкий технический уровень, несоответствие параметров многих участков дорог интенсивности движения и составу транспортного потока, перегрузки отдельных участков дорог приводят к снижению средней скорости движения. Соответственно, состояние многих магистральных дорог не позволяет реализовывать эксплуатационные качества современных автомобилей: средние скорости движения в России более чем в 1,5 – 2 раза ниже, чем в европейских странах. Неудовлетворительное состояние дорожных покрытий на значительной части автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок. Все названные факторы увеличивают непродуктивные расходы российских производителей и потребителей, снижают конкурентоспособность отечественных товаров, особенно производимых в регионах, удаленных от границ Российской Федерации.

Отдельной проблемой является улучшение состояния дорожных покрытий с целью снижения скорости их износа и повышения допустимой нагрузки. Современные большегрузные автомобили рассчитаны на осевую нагрузку 10 тонн, при этом ограничение, предъявляемое европейскими странами, требует, чтобы дороги были рассчитаны на нагрузку 11,5 тонн. Рост доли большегрузных автомобилей и объемов перевозок на них, наблюдаемый в последнее время, приводит к повышению износа покрытий, ухудшая состояние дорог в дополнение к прочим факторам.

Конфигурация сети автомобильных дорог, используемых для обеспечения международных перевозок, имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на столицу Российской Федерации, г. Москву, в то время как ряд регионов, например на Севере и Востоке, не имеют автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации и подходов к государственной границе по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети, сформировавшаяся в 60-80-е годы ХХ века, показала свою недостаточную эффективность как по причине увеличения протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробега автомобильного транспорта, так и из-за концентрации потоков на радиальных направлениях и перегрузки автомобильных дорог в районе Московского и других крупных транспортных узлов. При этом необходимо отметить, что увеличение времени в пути из-за перегрузки автомобильных дорог вблизи крупных городов приводит к росту транспортных издержек и потерь времени водителей и пассажиров, которые увеличиваются в 2-3 раза в часы пик по сравнению с периодами нормативной загрузки дорог.

Дальнейшее развитие автодорог в составе МТК будет определяться темпами роста перевозок в международном сообщении, а также внутренних межрегиональных перевозок.

Объемы грузовых и пассажирских международных автомобильных перевозок имеют устойчивую тенденцию к росту. Значительно расширилась область использования автотранспорта для обеспечения международных перевозок. Преимуществами прямых автомобильных перевозок в международном сообщении являются ускоренная доставка грузов от двери до двери без потерь их качества, высокая скорость и комфортность пассажирских перевозок. В настоящее время автомобильным транспортом обслуживается приграничная торговля, значительная доля массовых грузов в международном сообщении перевозится на расстояние от 1000 до 1500 км, а срочные и высокоценные грузы – на расстояние до 3000 км. С 1997 по 2002 г. объем грузовых перевозок возрос с 11,9 до 21,9 млн. тонн, причем соотношение экспортных и импортных грузов не изменилось и составило соответственно 66% и 34%. Общий объем перевозок импортных грузов возрос почти на 7 млн. т, экспортных - на 3 млн. т. За этот период объемы пассажирских перевозок возросли с 3,3 млн. пассажиров до 10 млн. пассажиров.

Наибольшие объемы грузовых международных перевозок осуществляются через АПП, расположенные на границе с Белоруссией – 33,8% (или 7,6 млн. тонн), с Финляндией - 25,4% (5,7 млн. тонн), с Украиной - 10,1% (2,3 млн. тонн), с Казахстаном – 6,8% (1,5 млн. тонн), с Латвией - 7,3% (1,6 млн. тонн), с Китаем – 5,1% (1,1 млн. тонн).

В 2002 году основными регионами по объемам экспортно-импортных перевозок были Центральный федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. На их долю приходится 81,5% (17,9 млн. тонн) от общего объема.

В 2002 году государственную границу России пересекло более 49 тыс. грузовых автомобилей иностранных владельцев, осуществляющих транзитные перевозки через территорию России в третьи страны. За первое полугодие 2003 года их количество превысило 25 тысяч. В годовом исчислении объемы транзитных международных перевозок составляют в настоящее время около 1 млн. тонн.

Всего в 2002 году через автомобильные пункты пропуска (АПП) прошло 16,7 млн. автомобилей, в том числе грузовых – 2,4 млн. автомобилей, легковых – 13,8 млн. автомобилей, автобусов – 0,5 млн.

Доля транспортной работы, выполняемой в международном сообщении на важнейших международных магистралях в составе Панъевропейских транспортных коридоров и на приграничных участках других магистралей, составляет 20-35%, на прочих магистралях, где преобладают внутренние перевозки, она колеблется от 3% до 15%.

По данным прогноза, разработанного НЦКТП, если транспортная работа на опорной сети дорог в составе МТК взрастет в целом за расчетный 20-летний период в 1,7 – 1,8 раза, то перевозки в международном сообщении увеличатся более чем в 2,2 раза.

Исходя из геополитических интересов, технического состояния и загрузки как международными, так и внутренними потоками, приоритетными объектами развития являются автомобильные дороги в составе МТК «Север-Юг» и «Запад-Восток», ряд отдельных участков на других магистральных направлениях, обеспечивающих подъезд из центральных регионов к государственной границе или проходящих непосредственно вдоль государственной границы России, а также подъезды к морским портам, железнодорожным узлам, крупным транспортным терминалам и аэропортам, по которым обеспечивается подвоз грузов и пассажиров для последующей перевозки в международном сообщении соответствующими видами транспорта.

Характеристика наиболее крупных строящихся и планируемых к строительству дорожных объектов в составе МТК приведена ниже.

Коридор «Север – Юг»

Основными направлениями развития сети автомобильных дорог в составе коридора «Север – Юг» будут модернизация, строительство и реконструкция автомобильных дорог по маршрутам: Мурманск – Петрозаводск - Санкт-Петербург - Москва – Ростов-на-Дону - Сочи, Москва - Астрахань - Махачкала и др., включая подъезды к границам Финляндии и Норвегии на севере, Грузии, Азербайджана и Казахстана на юге России.

Общая протяженность автодорог в составе коридора «Север-Юг» составляет 8260 км.

Главный маршрут, соединяющий центр России со Скандинавскими странами, включенный в европейскую сеть с индексом Е 105, состоит из 2-х федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 905 км: «Россия» Москва – Санкт-Петербург и «Скандинавия» Санкт-Петербург – граница Финляндии. Данный маршрут является частью Панъевропейского транспортного коридора № 9.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 года № 305-р Минтранс России приступил к строительству восточного участка КАД Санкт-Петербурга. Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 февраля 2003 года № Пр-195 определен срок ввода в эксплуатацию первой очереди КАД в 2005 году.

Общие транспортно-эксплуатационные показатели Восточного полукольца на трех участках от Приморского шоссе до автомобильной дороги «Россия»: протяженность – 68,1 км, длина искусственных сооружений 13,8 км, количество полос движения – 8 по 3,75 м, расчетная скорость движения – 120 км/час.

Сметная стоимость строительства кольцевой автомобильной дроги (полное развитие Восточного полукольца) составляет 64,5 млрд. руб., в том числе по первой стадии – 47,1 млрд. руб. в ценах 2003 года.

Остаток стоимости строительства первой стадии Восточного полукольца КАД на 01.01.2003г. в текущих ценах, составляет 36,3 млрд. руб. На 2003 год программой дорожных работ предусмотрено направить на строительство КАД 6,0 млрд. рублей. В целях ускорения реализации проекта строительства участков первой очереди КАД Санкт-Петербурга предусматривается использование средств первого займа ЕБРР на дорожное хозяйство.

Продолжаются работы по подключению улично-дорожной сети г. Санкт-Петербург к строящейся КАД. На эти цели из средств федерального бюджета в 2003 году предусмотрено 1,3 млрд. рублей. Осуществляется реконструкция автодорожных подходов к морским портам Финского залива.

Завершается строительство обхода г. Выборга. В 2002 году на эти цели было направлено 220,2 млн. рублей. В 2003 году федеральным бюджетом предусмотрено 410,5 млн. руб. на завершение работ по строительству второй очереди обхода. Ввод обхода на всем протяжении предусматривается в 2004 году.

Автомобильное сообщение между Россией и Финляндией и соответственно между Россией и Европейским Союзом по данному маршруту осуществляется в основном через пункты пропуска «Торфяновка – Ваалимаа» и «Брусничное – Нуйямаа».

Минтрансом России согласован с финской стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о переносе автомобильного пункта пропуска в Нуйямаа и строительстве новой автомобильной дороги на территории России для обеспечения автомобильного сообщения между АПП Брусничное (Российская Федерация) и АПП Нуйямаа (Финляндская Республика).

В последние годы через МАПП «Брусничное-Нуйямаа» границу ежегодно пересекало около 800 тыс. автомобилей. По прогнозам к 2015 году транспортный поток достигнет 1,8 млн. автомобилей. Перенос финского АПП «Нуйямаа» на новое место по причине недостаточной пропускной способности и по экологическим соображениям, обуславливает необходимость строительства участка новой дороги также и на территории России.

Учитывая заинтересованность ЕС в совершенствовании организации перевозок в Европе, Минтранс России направил в КЕС официальную заявку на получение гранта в рамках программы ТАСИС на строительство на территории Ленинградской области новой дороги протяженностью 2,9 км от АПП «Брусничное» до границы с Финляндией. Европейская Комиссия сообщила о выделении на данный проект 2 млн. евро при условии софинансирования российской стороной части затрат на строительство. Подготовлена проектная документация. Ввод дороги планируется в 2005 году.

На федеральной автомобильной дороге «Россия» Москва – Санкт-Петербург в 2005 – 2006 годах намечено продолжить реконструкцию с устройством 4-х полосной проезжей части. В 2002 году на эти цели было направлено свыше 1,5 млрд. рублей, в 2003 году – 0,5 млрд. рублей.

На автодороге «Кола», наряду с работами по капитальному ремонту, в Республике Карелия продолжается строительство обхода с. Святоозеро с вводом в эксплуатацию в 2003 году 15,4 км автодороги, а также реконструкция 10- километрового участка на границе с Мурманской областью. На эти цели из средств федерального бюджета в 2002 году выделено 387 млн рублей, в 2003 году предусмотрено на строительство и реконструкцию 220 млн. руб. и 160 млн. руб. на капремонт.

В Мурманской области на маршруте NSA1 в составе коридора Север-Юг продолжается строительство мостового перехода через Кольский залив на автодороге Кола – Печенга. Из федерального бюджета в 2003 году предусмотрено 300 млн. рублей. Ввод планируется в 2005 году.

На маршруте по территории Вологодской области осуществляются работы по строительству обхода г. Вологда. В Ярославской области продолжится строительство обхода Ярославля с уникальным мостовым переходом через реку Волга длиной 6,08 км, в т.ч. мост и эстакады – 3510 пог. метров.

В настоящее время разрабатываются обоснования инвестиций в развитие участков автомобильных дорог в составе коридора «Север – Юг». В предпроектных материалах будут рассмотрены различные варианты развития автодорог вышеуказанного коридора, в том числе варианты решения проблемы перераспределения транспортных потоков в районе перегруженного движением московского транспортного узла за счет строительства хордовых и соединительных дорог.

Продолжается реконструкция магистральной автодороги «Дон», Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Сочи и на Новороссийск по нормативам I категории с устройством 4 - 6 полос движения и участков автодорожного маршрута от Новороссийска до Сочи вдоль Черноморского побережья, дороги Адлер – Красная Поляна, а также требуется продолжить строительство уникального тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающий столицу Адыгеи - г. Майкоп с Черноморским побережьем. Для обеспечения экспортно-импортных перевозок будет продолжено совершенствование и развитие автодорожных подходов к морским и речным портам: Новороссийску, Туапсе, Таганрогу, Ейску, Ростову-на-Дону, Азову, Темрюку.

В Краснодарском крае продолжится строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар – Джубга – Сочи, Павловская – Краснодар,

Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей Северного Кавказа с государствами Закавказья – Арменией и Грузией предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г.Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал).

В Республике Северная Осетия (Алания) проводятся работы по устройству противолавинных галерей на автодороге через Главный Кавказский Хребет по Рокскому перевалу, реконструируется автодорога Владикавказ – Нижний Ларс.

В Волгоградской области продолжается строительство мостового перехода через реку Волга в г.Волгоград.

Казахстан является одним из основных стратегических партнеров России. Для укрепления и развития связей двух государств, развития транспортной инфраструктуры Каспийского региона – важной части международного транспортного коридора «Север-Юг», Минтрансом России проведены переговоры с Минтрансом Казахстана по координации действий по строительству мостового перехода через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань – Атырау с учетом развития международного автодорожного маршрута Е-40 до границы с Китаем (граница Украины – Волгоград – Астрахань – Атырау - Бейнеу и далее на Ташкент, Бишкек, Алматы по территории Среднеазиатских государств).

В настоящее время проект межправительственного российско-казахстанского соглашения о совместных действиях по строительству пограничного мостового перехода через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань – Атырау согласован заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Казахстанской стороной.

Подписание Соглашения планируется до конца 2003 года.

Панъевропейские транспортные коридоры

Панъевропейский транспортный коридор №1

Коридор №1 определен как маршрут "Виа-Балтика": Таллинн - Рига - Каунас - Варшава с ответвлением Рига - Калининград - Гданьск ("Виа-Ганзеатика"), которое пересекает территорию Калининградской области. Протяженность автодорожной составляющей по территории Калининградской области: Советск (граница с Литвой) - Талпаки - Калининград - Мамоново (граница с Польшей) составляет 165 км.

27 июня 2003 г. в Варшаве подписан договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о реконструкции автомобильных дорог и строительстве на них АПП для обеспечения автомобильного сообщения между Калининградом и Эльблонгом.

Учитывая заинтересованность ЕС в развитии международных автомобильных перевозок через Калининградскую область, согласован с ГТК России и готовится к подписанию проект совместного с этим ведомством обращения в Европейскую Комиссию об ее участии в реализации данного проекта.

Для разрешения проблемной ситуации, связанной с пропуском транзитного движения через город Советск и Панемуне (Литва), совместно с Литовской стороной, разработана предпроектная документация на строительство обходной дороги с мостом через р. Неман и устройством на нем нового АПП.

Во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова от 22 октября 2002 г. предусмотрено строительство подъездной автомобильной дороги к бассейну №3 в г.Балтийск, который будет обслуживать паромные сообщения по маршруту Санкт-Петербург – Калининград – порты Германии.

Панъевропейский транспортный коридор №2

Развитие Панъевропейского транспортного коридора №2 получило новый импульс после состоявшейся в марте 1998 г. в г. Москве встречи руководителей России, Франции и Германии, на которой обсуждался вопрос о развитии международного транспортного коридора в направлении Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород, включая сооружение современной скоростной международной автомагистрали.

В настоящее время протяженность автодорожного участка коридора граница Белоруссии - Москва - Нижний Новгород составляет - 860 км. Практически на всем протяжении автодорога имеет 4 полосы движения.

Росавтодор уделяет большое внимание развитию Панъевропейского коридора № 2. Входящие в его состав автомагистрали М-1 "Беларусь" (Е 30) и М-7 «Волга» (Е 22) рассматриваются как важнейшие объекты развития отечественной дорожной сети. За период 1996-2002 гг. на участке автомагистрали, проходящем по территории России, было освоено 6,7 млрд. рублей и около 200 млн. долл. США по кредиту МБРР. Федеральным бюджетом 2003 года на развитие этих автодорог предусмотрено направить более 2,5 млрд. рублей. Работы по модернизации автомагистрали с доведением до 4-х полос движения предусматривается завершить к 2005 году.

В целом в настоящее время загрузка участков автодороги, за исключением головных участков в районе Москвы, соответствует их пропускной способности. Головные участки у Москвы протяженностью около 100 км имеют ограниченный резерв пропускной способности для пропуска перспективных транспортных потоков и уже в ближайшие годы потребуется их реконструкция.

Подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» рекомендовано завершение модернизации автомагистрали на всем протяжении от границы с республикой Беларусь до Нижнего Новгорода и реконструкция головных участков на подходах к Москве с устройством 6 – 8 полосной проезжей части до 2010 г.

Стоимость работ, связанных с завершением модернизации автодороги, составляет около 3,2 млрд. руб. и коренной реконструкции головных участков на подходах к Москве - около 24,5 млрд. рублей (в ценах 2003 г.)

Выполнение указанных работ обеспечит создание резерва пропускной способности на всей автомагистрали и позволит поддерживать высокий уровень удобств и безопасности движения на ней в течение последующего как минимум десятилетнего периода.

Постоянным Комитетом Союзного государства, Минтрансом России и Минтрансом Республики Беларусь подписан в 2001 г. Протокол о консолидации усилий по созданию скоростной автомагистрали на участке Брест - Минск - Москва.

Выполненные исследования подтверждают целесообразность строительства в перспективе скоростной автомагистрали по новому направлению. При этом предполагается осуществить данный проект сооружения платной автомагистрали на коммерческой основе и привлечь к его реализации финансовые средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, а также международных финансовых организаций.

Стоимость строительства скоростной автомагистрали на участке Москва - граница Белоруссии оценивается в 35 млрд. рублей (в ценах 2003 г).

Учитывая, что сроки реализации таких крупномасштабных проектов, начиная с момента начала их подготовки до ввода объекта в эксплуатацию, составляют 10-15 лет, Росавтодор считает возможным приступить к подготовке программы и разработке ТЭО строительства скоростной автомагистрали.

На Второй международной евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года, всеми заинтересованными странами было подписано дополнение к Меморандуму по развитию коридора №2, формализующее продление коридора до Нижнего Новгорода с перспективным развитием до Екатеринбурга. В настоящее время дополнение вступило в силу.

В зону тяготения предполагаемого продления МТК № 2 входят несколько параллельных маршрутов, включающих автодороги различных технических категорий федерального и территориального значения протяженностью 1450 - 1600 км от Нижнего Новгорода до Екатеринбурга.

В целях рассмотрения всех возможных вариантов развития маршрутов на направлении Нижний Новгород - Екатеринбург и выбора обоснованного варианта, уточнения технических решений, основных технико-экономических показателей, очередности стадийности строительства, Росавтодор предусмотрел в 2003 – 2004 годах проведение предпроектных работ по обоснованию инвестиций в развитие автодорожного маршрута Москва – Екатеринбург на участке Нижний Новгород – Екатеринбург в составе МТК № 2.

Создание современной международной автомагистрали будет способствовать увеличению международных транзитных перевозок и объемов международного туризма, комплексному развитию территорий и их транспортных коммуникаций, повышению занятости и жизненного уровня населения.

Панъевропейский транспортный коридор №9

Коридор связывает страны Северной Европы со странами региона Черного моря, в российской части имеет протяженность 1907 км.

Российские участки коридора № 9 включают маршруты:

граница Финляндии - Выборг - Санкт-Петербург - Новгород - Тверь - Москва - Калуга - Брянск - граница Украины;

Санкт-Петербург - Псков - Невель - граница Белоруссии;

Калининград - Черняховск - Нестеров - граница Литвы.

Участок коридора граница Финляндии - Санкт-Петербург - Москва является также частью коридора «Север – Юг».

Автомобильная дорога М-3 "Украина" протяженностью 493 км включена в Европейскую сеть международных автомобильных дорог под индексом Е 101. Предусматривается уширение головного участка МКАД-Внуково до 8-10 полос движения (работы начаты в 1998 году) и участка Внуково - Малое бетонное кольцо - до 6 полос движения. В настоящее время ведутся работы по реконструкции 67-километрового участка с устройством 4-х полосной проезжей части до г. Калуги.

Автодороги в составе коридора по направлению Санкт-Петербург – Псков с выходом на Витебск, Гомель, Киев в российской части имеют протяженность 499 км и отнесены к европейской сети с индексом Е 95.

Планируется модернизация автодороги со строительством обходов городов Луга и Псков по нормативам I-II категории.

Автодорожный участок ответвления Калининград – Черняховск – Нестеров – граница Литвы, далее на Каунас, Вильнюс, Минск и Киев, имеет протяженность 142 км (европейский индекс Е 28). В настоящее время завершается разработка инженерного проекта строительства северного обхода п. Чернышевское на автодороге "Калининград – Черняховск – Нестеров – до границы с Литвой" в увязке с реконструкцией АПП «Чернышевское». В 2004 году планируется начать строительство.

Участок ответвления: Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Нехотеевка (граница с Украиной) является федеральной автодорогой М-2 «Крым» общей протяженностью 704 км. Автомобильная дорога М-2 «Крым входит в состав международной автодорожной сети с индексом Е-105. От Москвы до Тулы и от Белгорода до границы с Украиной автодорога имеет четыре полосы движения. Планируется завершить строительство обхода г.Тулы и построить обходы ряда других населенных пунктов.

Коридор «Транссиб»

Автодорожный маршрут: Красное (граница с Белоруссией)- Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Елабуга - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Ишим - Омск -Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток/Находка.

Геополитическое положение Российской Федерации между двумя динамично развивающимися центрами деловой активности Европой и Азией предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских транспортных связей.

Общая протяженность автодорог в составе коридора «Транссиб» составляет 15859 км, в том числе 8458 км по основному маршруту: Красное (граница с Белоруссией) - Москва – Владивосток.

Общий объем средств федерального бюджета на 2002 год направленный на развитие автомобильных дорог в составе коридора «Транссиб» составил 9,4 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 367 км автодорог и 2,8 тыс. пог. метров мостов и путепроводов. Федеральным бюджетом на 2003 год на эти цели предусмотрено направить 9,8 млрд. рублей с вводом 271,4 км и 4147 пог. м.

Ключевым элементом коридора является строящаяся автомобильная дорога Чита-Хабаровск.

От проходящей с запада на восток автомобильной магистрали имеется ряд подъездов: в северном направлении - в Якутию, западные районы Магаданской области и далее в направлении на Чукотку; в южном направлении к Благовещенску, Забайкальску и другим населенным пунктам и автомобильным пунктам пропуска на границе с Китаем, а также к Тихоокеанским портам на территории Хабаровского и Приморского краев.

Надежная и круглогодичная эксплуатация магистрали позволит укрепить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные интересы.

В предшествующий период развитие транспортной системы в регионе было ориентировано на вывоз добываемых в регионе полезных ископаемых и осуществлялось преимущественно за счет строительства железных дорог и развития водных путей.

В тоже время, как показал опыт строительства БАМ, наличие железнодорожной магистрали и водных путей еще не является достаточным для обеспечения даже очагового развития примыкающих к ним территорий. Только при наличии в регионе сети автомобильных дорог, состоящей из опорных магистральных маршрутов и подъездов от них к населенным пунктам, железнодорожным станциям, аэропортам, речным и морским портам, месторождениям полезных ископаемых и местам их переработки, другим промышленным объектам возможно комплексное вовлечение ресурсов территорий в хозяйственный оборот.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача обеспечения сквозного проезда по автодороге «Амур» в возможно кратчайший срок.

Общая протяженность дороги - 2165 км, в том числе длина мостов - 23,5 км. Строительство дороги ведется по нормативам III категории с проезжей частью шириной 7,0 метров.

В целях выполнения задачи по скорейшему обеспечению сквозного проезда определена очередность строительства дороги Чита - Хабаровск: первая очередь (2001-2004 г.г.), предусматривающая сооружение дороги с переходным типом покрытия на участках, не имеющих проезда, вторая очередь (2004-2008 г.г.), включающая в себя строительство 556,6 км дороги на участках, где для проезда в настоящее время используются существующие местные дороги и устройство асфальтобетонного покрытия на 1558 км автомобильной магистрали.

В 2002 году при объёме финансирования 3768 млн рублей введено в эксплуатацию 120,4 км дороги. Федеральным бюджетом на 2003 год предусмотрено 5333 млн рублей для ввода 77,7 км и 1502 пог.м. мостов.

Кроме средств федерального бюджета к финансированию строительства магистрали привлечены средства по кредиту ЕБРР. Учитывая благоприятную коньюнктуру на рынке внешних заимствований привлечение кредитных средств ЕБРР и других международных финансовых институтов предусматривается и в последующие годы. Объем финансирования работ второй очереди для ввода магистрали на полную мощность с асфальтобетонным покрытием оценивается в 27 млрд. руб.

Минтранс России планирует в первом квартале 2004 года доложить Президенту Российской Федерации В.В. Путину о выполнении его поручения и готовности к открытию сквозного движения автомобильного транспорта по автомобильной дороге Чита-Хабаровск.

Важнейшими объектами развития дорог в составе «Транссиб» являются участки на подходах к крупным городам, а также обходы городов Владимир, Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и др.

В состав автодорожного маршрута по коридору «Транссиб» входят и другие автодороги.

Проводятся работы по реконструкции участков на маршруте Глухов (граница Украины) - Курск - Воронеж - Саратов и далее на Уральск (Казахстан). Маршрут входит в Европейскую сеть международных автомобильных дорог с индексом Е-38, который, как и маршрут Е 40 Каменск-Шахтинский – Морозовск – Волгоград – Астрахань – Красный Яр - Котяевка – граница Казахстана, обслуживает транспортные потоки, конкурируя с проектом ТРАСЕКА.

Учитывая, в настоящее время, сложности проезда российских транспортных средств через Казахстан, по территории Курганской области строится «обход Казахстана» от федеральной автомобильной дороги М-51 «Байкал» по маршруту Курган - Макушино - Частоозерье - Бердюжье с выходом на федеральную дорогу Тюмень - Ишим - Омск и далее на Новосибирск. Завершение строительства обхода планируется в 2003 году.

Будет продолжена реконструкция отдельных участков федеральной магистрали М-52 «Чуйский тракт» Новосибирск - Барнаул - Ташанта - граница Монголии, которая является одной из важнейших автомобильных дорог Сибири и входит в состав маршрута, согласованного заинтересованными сторонами для включения в перечень маршрутов к проекту межправительственного соглашения по сети Азиатских шоссейных дорог, следующего в направлении на Монголию (Улан-Батор) и на Китай (Урумчи).

Федеральная автомобильная дорога М-60 "Уссури" Хабаровск – Владивосток проходит по территории Хабаровского и Приморского краев, имея общую протяженность 745 км. «Уссури» является заключительным участком международного транспортного коридора «Транссиб».

В ближайшее время предусматривается завершение строительства обхода г. Уссурийска, модернизация наиболее загруженных участков автомагистрали с усилением дорожных покрытий для пропуска современных большегрузных автомобилей, а также реконструкция внутригородской магистрали на подходах к морскому порту в г.Владивостоке со строительством 6-8 полосной эстакады длиной 883 пог.м, стоимость которой составляет 2 млрд. руб.

Строящаяся по нормативам III категории автомобильная дорога "Восток" Хабаровск – Находка, протяженностью 824 км, имеет стратегическое и оборонное значение, проходит по глубинным районам Хабаровского и Приморского краев параллельно магистрали «Уссури» и будет обеспечивать выход к портам Находка и Восточный в составе транспортного коридора «Восток-Запад».

К настоящему времени построено и сдано в эксплуатацию 342 км дороги, в основном на территории Хабаровского края, в том числе с асфальтобетонным покрытием 233 км и 109 км с щебеночно-гравийным покрытием. Для обеспечения сквозного проезда по маршруту необходимо построить 204 км магистрали. Объем инвестиций оценивается в 4,5 млрд. руб.

Автомобильная дорога Хабаровск - Лидога – Ванино, общей протяженностью 527 км, после завершения строительства будет обеспечивать подъезд от международного транспортного коридора Москва – Владивосток к порту Ванино, через который осуществляются перевозки на Сахалин и в страны АТР. В настоящее время по нормативам III категории ведется строительство участка Лидога – Ванино протяженностью 330 км, из которых сдано в эксплуатацию 24,4 км. Объем инвестиций, необходимых для завершения работ по автодороге – 4,1 млрд. руб.

Ввод указанных автомобильных дорог в Дальневосточном регионе в целом открывает широкие возможности его развитию, придаст дополнительный импульс развитию отраслей промышленности, которые заняты добычей и переработкой природных ресурсов, позволит переключить на них короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали, будет способствовать сокращению сроков доставки грузов, повышению товарообмена между прилегающими краями и областями. Дороги обеспечат проезд граждан на автомобилях в центральные районы России, откроют доступ к богатейшим месторождениям полезных ископаемых, расположенным вдоль магистралей, обеспечат связь многочисленных районов и населенных пунктов с региональными центрами.

Эксплуатация дорог обеспечит рационализацию транспортного обслуживания региона, создаст условия для конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта, что приведет к снижению тарифов на перевозки и стоимости перевозимых товаров.

Ввод автомагистралей будет также способствовать дальнейшему развитию торговли между Дальневосточным регионом России и пограничными районами Китая, КНДР, Республикой Корея, а также Японией и другими государствами АТР.

Коридор «Приморье-1» и Коридор «Приморье-2»

С учетом роста объемов торговли с КНР, КНДР и странами АТР, дальнейшего развития портов Приморья и повышения, таким образом, значения дорог Пограничный (граница с Китаем) - Уссурийск – Владивосток и Раздольное – Хасан с подъездами к портам Зарубино, Славянка, Посьет, Перевозная, как маршрутов международного значения, предусмотрено их дальнейшее приоритетное развитие.

На автодорожном маршруте: Пограничный (граница с Китаем) - Уссурийск - Владивосток /Восточный /Находка. в 2004-2005 гг. предусматривается реконструкция участка дороги протяженностью 15 км.

Автодорожный маршрут: Краскино (граница с Китаем) - Посьет /Зарубино. В 2002 году на реконструкцию дороги было выделено из средств федерального бюджета 43,8 млн. рублей. В 2003 году предусмотрено направить 62,8 млн. рублей. До 2005 года предполагается реконструировать 88 км.

Ведутся работы и на ряде других автодорожных маршрутах в составе МТК.

В 2002 году общий объем средств, направленных на строительство и реконструкцию автодорог в составе МТК, составил 18,2 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 16 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 519 км автодорог и 5,9 тыс. пог. метров мостов и путепроводов.

Общий объем средств, предусмотренный в 2003 году на эти цели, определен в объеме 19,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 18,9 млрд. рублей с вводом в эксплуатацию 364 км автодорог и 5,8 тыс. пог. метров мостов и путепроводов.

 **********

Важным элементом международных транспортных коммуникаций являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В настоящее время на государственной границе России функционирует 160 АПП, из них 73 многосторонних и 87 пунктов упрощенного пропуска, около 40 малодеятельных АПП законсервировано.

Как показала практика последних лет, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющие в пределах своей компетенции функции заказчика по сооружению и обустройству пунктов пропуска, не всегда соблюдают порядок, предусмотренный действующим Положением о пунктах пропуска через госграницу Российской Федерации, в том числе в части представления Минтрансу России на согласование материалов, касающихся определения целесообразности установления пунктов пропуска, планируемой пропускной способности, строительства, реконструкции и сроков их открытия.

Так, предложения ГТК России по обустройству 94 АПП включены в проект программы «Государственная граница Российской Федерации» без соответствующих обоснований, учета прогнозируемых транспортных потоков и привязки к основным автодорожным маршрутам.

Руководители краев, областей, округов и республик, в том числе Алтайского края, Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной области, без подготовки соответствующих обоснований, периодически направляют в Минтранс России и Правительство Российской Федерации предложения об установлении новых пунктов пропуска и строительстве мостовых переходов через пограничные реки, часть из которых открывалась без согласования с Минтрансом России.

В связи с этим сохраняется тенденция роста количества автомобильных пунктов пропуска, многие из которых полностью не обустроены, технически не оснащены и не соответствуют требованиям международных стандартов (АПП: 1997 год - 95, 2001 год - 142, 2002 год - 195).

В настоящее время существенным недостатком в системе пропуска через государственную границу товаров, грузов и пассажиров является наличие большого количества автомобильных пунктов пропуска, расположенных вне сферы международных автодорожных маршрутов и работающих по временной схеме с низкой пропускной способностью и должным образом не обустроенных.

Нормативно-техническая и организационно-методическая документация на проектирование и строительство АПП, в том числе методические указания по оценке экономической целесообразности функционирования действующих и открытия новых пунктов пропуска, не разработана в полном объеме, что также негативно влияет на организацию обустройства государственной границы.

Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60, не устанавливает четкое разграничение прав и обязанностей министерств и ведомств.

В целях совершенствования системы пропуска через государственную границу Российской Федерации, приведения количества пунктов пропуска и их пропускной способности в соответствие с потребностями международного сообщения, координации действий федеральных и территориальных органов исполнительной власти по формированию пограничной, транспортной, таможенной и других инфраструктур, полагали бы необходимым принять решение о корректировке действующих нормативных документов, определяющих правовые, организационные, финансово-экономические и другие основы установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска.

Темпы развития автомобильных дорог в составе МТК значительно отстают от роста объемов международных перевозок, транспортной работы и автомобилизации в районе их тяготения. Уровень финансирования работ по модернизации и развитию дорог в составе МТК по сравнению с 1999-2000 годами снизился более чем в 1,5 раза. В целях привлечения дополнительных средств для финансирования дорог международного значения Росавтодор проводит соответствующую работу с МФО, что полностью соответствует проводимой Правительством Российской Федерации в этой области политике. Приоритетность привлечения средств международных финансовых организаций в инфраструктурные проекты общегосударственного значения закреплена в Основных направлениях политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003-2005 годы, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 6 марта 2003 г. Более высокая привлекательность для зарубежных инвесторов дорожных проектов на международных направлениях обуславливает возможность привлечения внешних заимствований в подобные проекты. Проекты в составе международных транспортных коридоров и международных автодорожных сетей пользуются безусловным приоритетом при формировании программ сотрудничества с МФО.

В настоящее время ЕБРР финансирует дорожные проекты: Чита – Хабаровск и обход Санкт-Петербурга. 4 июля 2003 г. подписано соглашение о втором займе для осуществления этих проектов. Объем средств ЕБРР в дорожные объекты России составил 519 млн. долл. Получено согласие Банка о выделении 146 млн. USD кредитных средств в 2004 году на завершение строительства мостового перехода в г. Волгограде. Мост будет обслуживать транспортные потоки, проходящие по маршрутам сети международных автодорог Европы Е-40 и Е-119 в составе МТК "Север-Юг" и «Восток – Запад».

Подготовлен и широко поддержан в России и в МБРР проект займа Всемирного банка для реконструкции автомобильной дороги «Дон», Москва – Сочи.

При формировании предложений Росавтодора в программу сотрудничества с ЕИБ, а также для переговоров с другими вышеупомянутыми МФО и зарубежными банками одним из основных критериев отбора проектов выступало их вхождение в МТК и международные сети автомобильных дорог.

Развитие автомобильных дорог в составе МТК возможно на отдельных участках за счет строительства платных автомобильных дорог. В этом случае финансирование таких объектов может осуществляться за счет привлечения внебюджетных, в частности заемных средств, а их возврат – за счет взимания платы за проезд. Прорабатывается ряд проектов платных дорог на участках Москва – Торжок, Москва – Тула, Москва – Кашира, дублера Рублево-Успенского шоссе, Москва – Голицыно, Санкт-Петербург – Выборг и др.

1. Исходя из того, что развитие автомобильных дорог в составе МТК в наибольшей степени отвечает интересам социально-экономического развития страны, считать эту задачу важнейшей среди других приоритетных направлений развития сети автомобильных дорог Российской Федерации.

2. Первоочередные задачи по развитию автомобильных дорог в составе МТК:

  • Продолжить работу ГСХД по концентрации средств на важнейших дорожных объектах в составе МТК и привлечению средств МФО и частных инвесторов в целях ускорения их ввода в эксплуатацию и строительству платных автомобильных дорог;

  • В соответствии с установленными сроками завершить работы по подготовке к подписанию межправительственных соглашений АША, по строительству и реконструкции дорожных объектов на приграничных участках автомобильных дорог международного значения;

  • Обеспечить завершение строительства первой очереди КАД Санкт-Петербурга, автомобильной дороги Чита – Хабаровск и Калининград – Мамоново – граница Польши на маршруте Калининград – Эльблонг в установленные сроки;

  • С участием РТИ и ГТК России подготовить предложения по согласованному развитию приграничных участков международных магистралей и повышению пропускной способности АПП, а также ликвидации малодеятельных АПП, дальнейшая эксплуатация которых нецелесообразна.

3. Перспективными задачами являются:

  • В целях обеспечения доступа северных и восточных регионов страны на международные рынки и расширения их участия в международном товарообмене предусматривать поэтапное повышение транспортно-эксплуатационных качеств федеральных и основных территориальных дорог в этих регионах с последующим их включением в европейские и азиатские системы автомобильных дорог международного значения;

  • В целях разгрузки Московского и других крупнейших транспортных узлов от транзитных международных и межрегиональных потоков продолжить формирование и развитие хордовых и соединительных дорог по основным направлениям автомобильных перевозок;

  • Продолжить формирование и развитие рокадных магистралей вдоль западных и южных границ России в целях обеспечения высокого уровня удобства и безопасности транзитных международных перевозок по кратчайшим маршрутам, обуславливающее нецелесообразность переключения этих потоков на альтернативные автодорожные маршруты по территории соседних государств;

  • При модернизации, реконструкции и строительстве автомобильных дорог по основным направлениям международных перевозок предусматривать несущую способность дорожных покрытий, обеспечивающую возможность пропуска большегрузных транспортных средств с осевой нагрузкой 11,5 тонн;

  • Осуществлять работы по совершенствованию и развитию подъездов к существующим и строящимся железнодорожным узлам, морским и речным портам, аэропортам и транспортным терминалам в увязке с этапностью повышения их мощности и дальнейшего развития.

Материал подготовлен к заседанию коллегии Министерства транспорта 
Российской Федерации 20 августа 2003 года 
Управлением дорожной политики и развития 
сети автомобильных дорог Минтранса России

 
Все новости