Изображения

Обычная версия

Состоялся первый презентационный рейс отреставрированного теплохода "Максим Горький"

18 августа 2003, 20:00

Состоялся первый презентационный рейс отреставрированного теплохода "Максим Горький"

Теплоход "Максим Горький" был заложен в 1933 году на заводе "Красное Сормово". Проектировал судно военно-технический отдел ОГПУ НКВД.

"Максим Горький" являлся судном специального назначения (личным т/х И.В. Сталина) и предназначался для эксплуатации на внутренних водных путях.

Уникальность строительства "Максима Горького" заключалась в том, что он строился в отдельно вырытом ковше затона завода под открытым небом. Личный теплоход вождя народов заимствовал корпус и энергетическую установку подводной лодки серии "Д" ("Декабрист").

По подсчетам строителей и синоптиков, строительство корпуса и надстроек, начатое в сентябре, должно было завершиться в 15 апреля 1934 года, когда Волга наберет свои воды с весенним половодьем. Далее судно с помощью буксира было переведено к достроечной стенке, которая была установлена в этом же ковше. Монтажные, отделочные и пуско-наладочные работы велись под надзором ОГПУ до 24 августа 1934 года.

Длина теплохода составила 68,8 метра, ширина – 13,0 метров, высота с поднятыми мачтами – 12 метров, осадка – 1,7 метра. На судне было установлено 2 главных двигателя Коломенского завода 1932 года изготовления суммарной мощностью 2200 л.с. Проектная скорость должна была составить 30 км/час, привод рулевого механизма имел 3-кратное дублирование.

15 сентября 1934 года теплоход вышел в испытательный рейс до Астрахани. Вся программа испытаний заняла 20 дней. В период испытаний на мерных участках Волги "Максим Горький" развивал скорость до 35 км/час.

Техническое оснащение теплохода было во многом революционным для того времени. Впервые были применены такие новшества, как электрификация всех вспомогательных механизмов и судовых устройств, искусственная вентиляция всех помещений, телефонная связь со своей АТС, радиостанция, радиофикация всех помещений.

Особое внимание было уделено планировке и отделке помещений. Просторный двухъярусный вестибюль, освещенный потолок со стеклянным куполом, уютный музыкальный салон с мягкой мебелью, пианино, прекрасно вписывающееся в интерьер. В носовой части судна на второй палубе расположился прекрасный банкетный салон, способный вместить до 80 человек. На главной палубе были построены комфортабельные каюты с верандой, кабинетом, спальней и ванной. Для отделки помещений применялись более 17 ценных пород дерева, таких как карельская береза, красное дерево, чинара. Мебель и предметы обстановки изготовлялись по специально разработанным чертежам.

В октябре 1934 года судно было сдано в эксплуатацию представителю НКВД.

Первым капитаном теплохода "Максим Горький" стал С.А. Турутин. На судно были переведены лучшие члены команды волжского парохода "Володарский" – боцман Яковлев, штурвальный Давыдов и 3 матроса, составившие костяк команды.

В 1935 году на теплоходе отдыхал Алексей Максимович Горький. С 1936 по 1941 гг. в разное время здесь бывали Маленков, Хрущев, Микоян, Каганович, Берия, Орджоникидзе, Молотов и другие члены ЦК партии.

С началом войны теплоход был переведен в Куйбышев, где расположилась резервная ставка Сталина. После окончания войны "Максим Горький" вновь приступил к трудовым будням – обслуживал представителей дипкорпуса, делегации министерств и ведомств СССР и союзных республик. Судно участвовало во всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. В 1974 году "Максим Горький" готовился к приему президента США Никсона.

За почти 70-летний срок эксплуатации судно перевезло несколько десятков тысяч пассажиров и прошло десятки тысяч километров. На нем проводились съемки художественных фильмов "За витриной универмага", "Пена", "Шизофрения" и других.

6 сентября 1999 года теплоход был на торжествах в Нижнем Новгороде, посвященных торгово-промышленной ярмарке, 12 сентября того же года принял участие в мероприятиях по празднованию дня города. Он вполне достойно смотрелся среди великолепных яхт, экранопланов и другой современной техники. Затем его поставили к причалу у знаменитой Чкаловской лестницы. Горожане с интересом рассматривали судно, по палубам которого некогда ступали первые лица Советского Союза.

В 2000 году Советом директоров ОАО "Московское речное пароходство" было принято решение о реконструкции судна-ветерана. Теплоход был переведен в ОАО "Чкаловская судоверфь". Была проведена частичная замена обшивки корпуса, надстроек, настила палуб, систем и механизмов, кабельных трасс, дизель-генераторы были переведены на переменный ток.

Осенью 2002 года судно вернулось в Москву, где были проведены достроечные и отделочные работы. Специалисты пароходства и сторонних организаций подарили судну вторую жизнь.

В том году исполняется 70 лет с момента закладки теплохода. Отметивший свое 70-летие "Максим Горький" находится в хорошем техническом состоянии. У специалистов "Московского речного пароходства" нет сомнений в том, что легендарный теплоход еще многие годы будет служить нашему народу и как памятник отечественного судостроения, и как идеальное место для отдыха и развлечений.

Пресс-служба Минтранса

 
Все новости