Изображения

Обычная версия

Министр транспорта Игорь Левитин провел селекторное совещание с руководителями ряда регионов России, посвященное вопросам исполнения федерального закона ФЗ №122 о замене льгот денежными компенсациями.

31 августа 2005, 20:00

1 сентября Министр транспорта Игорь Левитин провел селекторное совещание с руководителями ряда регионов России, посвященное вопросам исполнения федерального закона ФЗ №122 о замене льгот денежными компенсациями.

В соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 № 80-р и от 06.04.2005 № 360-р за 6 месяцев текущего года в субъекты Российской Федерации на обеспечение равной транспортной доступности для льготных категорий граждан, входящих, как в федеральный, так и в региональный регистры, были направлены средства в размере 4 млрд. 306,4 млн. руб.

По оперативной информации по состоянию на10.08.2005 г. на финансирование предприятий пассажирского транспорта направлено и освоено 3662,3 млн. руб. или 85,0% от всех предусмотренных распоряжениями средств

Полностью израсходовали поступившие из федерального бюджета средства более 50 регионов. Не приступили к освоению средств в 5 регионах (Москва, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Чукотский автономные округа). Низкий процент освоения – в Костромской области (37,9%), Амурской области (55,2%), Ямало-Ненецком автономном округе (55,3%), Республике Башкортостан – 63,1%, Республике Адыгеи – 64,0%.

В настоящее время по итогам анализа целевого использования субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета Министерством транспорта готовятся предложения по распределению в IV квартале 2005 г. дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели, с учетом выполнения ими соглашений по обеспечению равной доступности транспортных услуг для льготных категорий граждан.

Городской пассажирский транспорт

По состоянию на 1 июля 2005 г. реформа льгот по оплате проезда осуществлена в 74 из 88 регионов, где существует сеть маршрутов регулярного сообщения. Это 84 % регионов.

Наиболее высокими темпами проходит реформа в Приволжском Федеральном округе. Здесь монетизация льгот по оплате проезда осуществлена практически во всех регионах (кроме Республики Чувашия). Наиболее медленно реформа продвигается в Сибирском Федеральном округе, из 16 регионов она реализована в 10 (отстают: Республика Бурятия, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский автономные округа, Омская область).

Практика реформирования довольно разнообразна.

В 69 субъектах введены региональные социальные проездные билеты, предоставляющие право на неограниченное количество поездок во всех видах сообщения на всей маршрутной сети региона, из них в 6 субъектах введены ЕСПБ, которые выдаются соответствующим категориям граждан бесплатно на квартал (год). К ним относятся: Ханты-Мансийский автономный округ, Московская, Кемеровская, Свердловская, Тюменская и Ярославская области. В 7 регионах внедрены другие формы транспортного обслуживания граждан: социальные проездные билеты, действующие либо в границах отдельных муниципальных образований, либо при перевозках в отдельных видах сообщения, либо при перевозках отдельными видами транспорта.

В 5 регионах (Республика Адыгея, Республика Хакассия, Ставропольский край, Кировская и Читинская области) реформа льгот осуществлена, но региональные социальные билеты не вводились. Здесь гражданам льготных категорий предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты, но при этом они покупают обычные проездные билеты либо по полной стоимости, либо с фиксированной скидкой.

В остальных 14 регионах сохранены натуральные льготы (Республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чувашия и Чеченская, г. Москва, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский автономные округа, Воронежская, Калининградская, Новгородская, Омская области).

В 64 регионах, где введены региональные социальные проездные билеты, они предоставляются на равных условиях всем льготникам, включенным в федеральный и региональный реестры. В 14% регионов порядок пользования этими билетами различается по категориям льготников. Чаще всего они предоставляются бесплатно региональным льготникам и за плату – федеральным. Понятно стремление регионов оптимизировать свои бюджетные расходы, однако такого рода решения являются прямым нарушением договоренностей, явившихся основанием для предоставления средств федеральной поддержки.

Стоимость региональных социальных проездных билетов значительно различается по регионам. Примерно, в 21 регионе она эквивалентна стоимости менее чем 20 разовых поездок. В 26 регионах – стоимости от 20 до 30 разовых поездок, а в 16 регионах – стоимости более чем 30 разовых поездок.

По предоставленной информации спрос на социальные проездные билеты во втором квартале т.г., по сравнению с первым кварталом, вырос.

Положительный опыт по обеспечению транспортной доступности льготным категориям граждан наработан в Удмуртской Республике.

Практически только в этом субъекте Федерации предусмотрено выделение денежных средств из бюджета Удмуртской Республики в размере 2,941 млн. рублей на приобретение проездных билетов для проезда в городском транспорте общего пользования сотрудников внутренних дел Удмуртской Республики, деятельность которых связана с оперативной работой. Для сотрудников милиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей в присвоенной форме одежды, предусмотрен бесплатный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме такси).

В Удмуртской Республике, в одном из немногих субъектов Российской Федерации, в целях сохранения сети пригородных автобусных маршрутов на территории республики на покрытие убытков предприятий автомобильного транспорта общего пользования от перевозок пассажиров на пригородных маршрутах из бюджета республики выделено ГУП «Удмуртавтотранс» 28 млн. рублей.

На автопредприятиях монетизация привела к изменению объемов и структуры предлагаемых услуг.

В большинстве регионов, внедривших платные социальные проездные билеты, отмечается значительное (на 20-30%) сокращение объемов перевозок. Это вполне объяснимо. Как только транспортные услуги стали платными, у граждан появилась заинтересованность в экономии транспортных расходов. В этих регионах предпринимаются шаги по оптимизации маршрутной сети и расписания движения с целью приведения объемов предложения транспортных услуг в соответствие с уменьшившимся спросом. В результате за первое полугодие 2005 г. по сравнению с первым полугодием 2004 г. объемы транспортной работы в социальном секторе сократились на 5%. Однако, поскольку спрос сократился более значительно, сколько-нибудь серьезного ухудшения качества транспортного обслуживания не произошло.

Уменьшение объемов предложения социально значимых транспортных услуг осуществлялось, в основном, за счет государственных и муниципальных предприятий. В целом по всем регионам, проведшим реформу, это сокращение составило 10%. Одновременно объем предложения услуг со стороны частных перевозчиков, работающих в социальном секторе, вырос на 20%. В результате в первом полугодии 2005 г. по сравнению с первым полугодием 2004 года их удельный вес вырос с 17 до 21%.

Финансовое положение транспортных предприятий в целом улучшилось.

Так, в первом полугодии 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от оплаты проезда в реформировавшихся регионах выросла на 39% против 7% за первое полугодие 2003-2004 гг.

В тоже время объемы субсидирования транспортных предприятий в этих регионах сократились на 13%.

Что касается инвестиций, их рост составил 6%, в то время как за аналогичный период 2004-2003 гг. они снизились на 5%.

Рост доходов транспортных предприятий опережал рост эксплутационных расходов почти на 30%.

В результате 20 реформировавшихся регионов закончили полугодие с прибылью. При этом часть из них впервые вышла на уровень безубыточности. Это Брянская, Калужская, Тамбовская, Тульская, Кировская и Ульяновская области, а также Республики Тыва и Удмуртия.

В 25 регионах сократился объем непокрытых убытков. Из них в 13 регионах – более чем в 2 раза. Это Белгородская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Астраханская, Нижегородская и Новосибирские области, Ставропольский край, Кабардино-Балкария и Ямало-Ненецкий автономный округ.

И только в 9 регионах по итогам монетизации непокрытые убытки выросли. Это Московская, Волгоградская, Самарская, Курганская, Иркутская, Томская и Сахалинская области, а также республики Коми и Бурятия. Основные причины – рост эксплуатационных расходов и сокращение объемов субсидирования за счет средств местных бюджетов

Существенным образом изменилась структура субсидий. Если в первом полугодии 2004 г. доля федерального бюджета в общем объеме субсидий составляла порядка 10%, то в первом полугодии 2005 г. она выросла до 30%. У нас появились регионы, где доля федерального финансирования в общем объеме субсидий превышает 70%. К ним относятся Брянская, Владимирская, Калужская, Тамбовская, Тверская области, республика Мордовия и Татарстан. А в таких регионах как Архангельская область, республики Кабардино-Балкария и Тыва этот показатель достигает 100%.

Одновременно доля региональных бюджетов сократилась с 65 до 30%. Аналогичные тенденции наблюдаются в области финансирования капитальных вложений. В первом полугодии 2004 г. средства федерального бюджета на эти цели не направлялись. В тоже время в первом полугодии 2005 г. доля федерального бюджета в общем объеме инвестиций составила 26%. При этом доля региональных бюджетов в общем объеме инвестиций сократилась с 52 до 31%.

Выделяются по этому показателю Калужская, Оренбургская, Пензенская. Ульяновская области, Краснодарский край, Республика Марий–Эл и Коми-Пермяцкий автономный округ, где доля федерального финансирования в общем объеме инвестиций превысила 80%.

Представленные регионами данные позволили оценить рост расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и регионов на обеспечение доступности транспортных услуг для граждан льготных категорий, включенных в федеральный и региональные реестры.

Под этими затратами имеются в виду бюджетные расходы, связанные с транспортной составляющей ежемесячных денежных выплат гражданам, субсидии и инвестиции, выделяемые из региональных бюджетов предприятиям пассажирского транспорта, а также средства, предоставленные регионам из федерального бюджета в целях выравнивания транспортной доступности.

В тех регионах, где ввели платные единые региональные социальные проездные билеты для федеральных и региональных льготников, затраты консолидированного бюджета выросли в 3 раза. При этом только 58% этого прироста было компенсировано за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим особое беспокойство вызывает сложившееся положение с использованием средств федерального бюджета, выделяемых на выравнивание транспортной доступности.

По состоянию на 1 июля 2005 г. из 4,3 млрд. рублей, направленных в регионы в первом полугодии 2005 г., более 1 млрд. рублей или почти 25% остались нераспределенными.

В лидерах оказался Центральный федеральный округ, где нераспределенными остались 40% выделенных средств. Далее следует Приволжский и Сибирский федеральные округа - 21 и 18% соответственно.

В Республике Башкортостан и Костромской области непокрытые убытки оказались соизмеримыми с объемом неиспользованных средств федеральной поддержки.

В целом 83% средств, выделенных из федерального бюджета, было направлено на субсидирование эксплуатационных расходов, и 17% - на обновление парка.

Железнодорожный транспорт

Во исполнение 122-Федерального закона в 74 субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляются пригородные пассажирские перевозки, приняты нормативно-правовые акты, в которых определены льготные категории граждан регионального уровня и формы предоставления им льгот.

29 субъектов Российской Федерации приняли законы о натуральных льготах, а в 45 субъектах приняли законы о монетизации льгот.

Все 29 субъектов Российской Федерации, оставившие натуральные льготы, заключили договоры с железными дорогами на перевозку льготников в пригородном сообщении.

Из 45 регионов, перешедших на монетизацию, в 30 принято решение и заключены договоры (соглашения) о дополнительных мерах социальной поддержки и предоставлении льготного проезда в пригородном сообщении гражданам льготных категорий.

Различны в субъектах Российской Федерации периоды предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бесплатный проезд круглогодично предоставляется: в Астраханской, Московской, Ленинградской, Липецкой, Ростовской, Саратовской областях, в г. Москве, Приморском крае, Республике Башкортостан. Проезд круглогодично с 50% скидкой предоставляется :в Архангельской, Брянской, Вологодской, Ивановской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской, Читинской областях, в Республике Бурятия, Краснодарском крае. В Костромской области региональные льготники приобретают абонементные билет на месяц стоимостью 120 рублей. В Мурманской области региональные льготники приобретают абонементные билеты на месяц за 40 рублей. В отдельных регионах льготный проезд предоставляется в весенне-летний или осенне-зимний периоды.

За 6 месяцев (январь-июнь) текущего года в пригородном сообщении перевезено 162,8 млн. чел. льготников, из них 130,6 млн. чел. - федеральные льготники и 32,2 млн. чел. - региональные граждане льготных категорий.

Сумма начисленных платежей за перевозки льготных категорий граждан регионального значения в первом полугодии 2005 г. составила 626,8 млн. руб.

Однако, возмещение выпадающих доходов за оказанные услуги по перевозке граждан льготных категорий многими субъектами Российской Федерации производится не своевременно и не в полном объеме, это: области – Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Пензенская, Тверская, Тульская, Ярославская, республики – Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, края – Краснодарский, Красноярский, Хабаровский.

Перевозки граждан-получателей социальных услуг к месту санаторно-курортного лечения и обратно в пассажирских поездах дальнего следования осуществляются на основании договора между Фондом социального страхования Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги». С начала года перевезено к месту лечения и обратно более 200 тысяч человек. Расчеты за указанные перевозки производятся по фактической стоимости оказания услуг, включая и комиссионные сборы.

Выпадающие доходы составили за 6 месяцев 195,92 млн. руб. Средняя стоимость проездного документа составляет 1096,1 руб.

Вместе с тем, остаются проблемные вопросы, возникшие в ходе реализации закона № 122-ФЗ по организации перевозок граждан льготных категорий.

Не решен вопрос компенсации за предоставление льгот школьникам и студентам. В настоящее время указанные льготы студентам и школьникам предоставляются за счет средств ОАО «РЖД» по решению Совета директоров.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 184-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2005 год» предусмотрено, что средства на финансирование льготного проезда Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического труда, полных кавалеров Ордена Славы, кавалеров Ордена Трудовой Славы направляются из бюджета Пенсионного Фонда в регионы. Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов согласны оплачивать проезд только жителей своего региона, тогда как указанные категории граждан имеют право бесплатного проезда в пригородных поездах по всей территории Российской Федерации. Кроме этого, требования Пенсионного Фонда в части предоставления отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот с указанием значительного количества регистрационных данных граждан (от даты рождения до номеров ряда удостоверений) невыполнимы без внедрения электронных форм документов – социальных карт.

Не определен источник финансирования расходов за перевозку депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей Конституционного Суда, в том числе ушедших в отставку.

Основной проблемой, связанной с предоставлением услуг по перевозке граждан – получателей социальных услуг является проведение мероприятий по введению с 2006 г. заявительного порядка предоставления набора социальных услуг. Для реализации данного порядка необходимо установить, каким образом граждане – получатели набора социальных услуг будут подтверждать право на получение услуг в натуральном виде.

Приказом Минздравсоцразвития от 30 ноября 2004 г. № 294 определено, что для оформления проезда в пригородном сообщении граждане – получатели социальных услуг предъявляют документ, удостоверяющий их статус и решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, в котором указывается перечень и стоимость предоставляемых социальных услуг. В настоящее время данный порядок применяется для проезда граждан, пострадавших от воздействия радиации и приравненных к ним категорий граждан. Введение данного порядка значительно осложняет работу билетных кассиров по оформлению проездных документов, ухудшает условия обслуживания льготных категорий граждан, а также может служить почвой для злоупотреблений, поскольку данный документ не содержит средств защиты от подделок. Решением данной проблемы также является внедрение электронных документов (социальных карт) для указанной категории лиц, которые будут использоваться в качестве «электронных удостоверений льготника». В этом вопросе необходима скоординированная работа Минтранса России, .Минздравсоцразвития России, Минфина России, Мининформсвязи России, Минрегионразвития России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Воздушный транспорт

Авиакомпании России осуществляют перевозки граждан на льготных условиях в соответствии с государственными контрактами, заключенными с ними Фондом социального страхования России и его региональными отделениями.

По состоянию на 25 августа 2005 г. Фондом социального страхования России и его региональными отделениями заключены государственные контракты (договоры) на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с 36 авиакомпаниями России.

Сетью маршрутов, по которым должны выполняться авиаперевозки граждан в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), полностью охвачены 47 субъектов Российской Федерации.

Условия заключения государственных контрактов позволяют обеспечить выполнение льготных авиаперевозок всех категорий граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864.

На основе анализа поступившей из авиакомпаний информации можно сделать вывод о том, что заключенные государственные контракты (договоры) позволяют обеспечить льготные перевозки граждан практически всех регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока к месту санаторно-курортного лечения и обратно как по магистральным воздушным линиям к основным южным курортам России, так и по внутренним воздушным линиям.

За период с 1 января по 31 августа 2005 г. авиакомпаниями России в рамках заключенных государственных контрактов (договоров), на льготных условиях перевезено к месту лечения и обратно 4493 пассажира.

За I-ое полугодие 2005 г. перевозки граждан на льготных условиях осуществляли 24 авиакомпании из 36, с которыми были заключены государственные контракты. По информации остальных авиакомпаний такие перевозки не были востребованы.

По данным авиакомпаний за 6 месяцев 2005 г. перевезено 4060 граждан на льготных условиях на сумму около 15,5 млн. рублей, сумма возмещения расходов за выполненные льготные перевозки Фондом социального страхования России и его региональными органами составила около 5,2 млн. рублей.

Внутренний водный транспорт

Перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте осуществляются в 42 регионах, из них:

  • по экскурсионно-прогулочным маршрутам в 24-х регионах, но на которых, согласно действующему законодательству, льготы не предоставляются;

  • по транспортным маршрутам в 33-х (из них льготы предоставляются в 29-и регионах).

В 6-и субъектах Российской Федерации, согласно принятым региональным нормативным актам, пассажиры льготных категорий покупают билеты за полную стоимость и получают от местных органов социальной защиты адресную компенсацию – Тверская, Ростовская, Вологодская, Нижегородская (только региональные льготники) области, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) (кроме льготников, перевозимых к месту лечения и обратно).

В 7 регионах введён ЕСПБ, по которому предоставляется проезд в том числе и на речном транспорте, - Костромская область, Архангельская область, Республика Башкортостан, Астраханская область, Новосибирская область, Томская область, Красноярский край (только для федеральных льготников).

В 19 регионах льготный проезд (50 и 100%) на речном транспорте предоставляется пассажирам при предъявлении удостоверений это Москва, Московская, Ярославская, Нижегородская (только федеральным льготникам на маршруте «Москва - Астрахань»), Волгоградская, Пермская, Тюменская, Омская, Томская (только на внутригородских маршрутах) области; Коми-Пермяцкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало - Ненеций АО, республики - Марий Эл, Татарстан, Удмурдская, Чувашская, Коми, Красноярский (только региональным льготникам) и Хабаровский край.

Пассажирские перевозки на морском транспорте осуществляются в 6 регионах, из них льготный проезд предоставляется пассажирам только в Мурманской области и Краснодарском крае. Предоставление льготного проезда на морских маршрутах в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Сахалинской областях и Приморском крае осуществляется согласно действующему в регионе законодательству, а возмещение предполагается за счёт местных органов социальной защиты населения по заключённым договорам, т.е. льготники покупают билет за полную стоимость, а потом получают адресную компенсацию.

По оперативной информации, полученной от предприятий морского и внутреннего водного транспорта, в навигацию 2005 г. судами 32 судоходных компаний перевезено пассажиров 1,9 млн. чел, имеющих право на получение льготы при проезде на водном транспорте. Сумма недополученных доходов от этих перевозок (по 22-м предприятиям) составила порядка 18,6 млн. руб., из них на 22.08.2005 предприятиям возмещено по договорам, заключённым с местными органами исполнительной власти, - 6,5 млн. руб. (на 35 %).

Пресс-служба

Все новости