Изображения

Обычная версия

Предварительные итоги социально-экономического развития транспортного комплекса в первом полугодии 2003 года

12 августа 2003, 20:00

Министерство транспорта Российской Федерации

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА 

(Данные предварительные)

1. ПРОИЗВОДСТВО ВВП. НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

В первом полугодии в целом продолжились тенденции оживления в российской экономике, наметившиеся с начала 2003 года. Предварительные оценки роста ВВП, сделанные Минэкономразвития России, приведены в таблице.

Таблица 1. Динамика реального объема произведенного ВВП, прирост в % к соответствующему периоду прошлого года

  

1 квартал 2003

2 квартал 2003

ВВП

6,8

7,5

Производство товаров

6,6

7,8

в т.ч. промышленность

6,0

7,5

сельское хозяйство

1,1

- 1,3

строительство

13,6

14,7

Производство услуг

6,9

7,2

в т.ч. транспорт

6,5

6,2

Налоговые поступления по отраслям транспорта Минтранса России выросли на 4,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при снижении налоговых поступлений железнодорожного транспорта на 11,1 % и трубопроводного транспорта на 24,0 %. Наибольший рост приходится на внутренний водный транспорт – 113,4 %. В структуре налоговых поступлений отраслей Минтранса России произошли существенные изменения. Поступления налога на прибыль уменьшился на 19,7 %, что связано с уменьшением количества прибыльных предприятий. Одной из причин косвенных причин этого является отмена действовавшей до 2002 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Поступления НДС возросли на 10,6 %, акцизов в 4,7 раза (вызвано изменением ставок и администрирования сбора акцизов). Возросли поступления от транспортного комплекса по региональным и местным налогам на 10,0 % и 32,9 % соответственно.

Таблица 2. Поступление налогов в бюджетную систему РФ

 

Поступило платежей в бюджетную систему РФ

в %% к соответствующему периоду прошлого

Транспорт всего

83 744,5

89,1

Транспорт отраслей Минтранса

28 195,6

104,6

морской

2 702,4

103,6

внутренний водный

1 250,9

113,4

авиационный

4 802,8

95,5

автомобильный

6 433,9

100,8

шоссейное хозяйство

2 279,0

98,3

прочие

10 726,6

223,5

Железнодорожный

31 829,9

88,9

Трубопроводный

23 719,0

76,0

2. ПЕРЕВОЗОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В первом полугодии 2003 года основным фактором, повлиявшим на состояние транспортных отраслей, оказал рост промышленного производства. Объем коммерческих перевозок грузов вырос по оценке Минэкономразвития России на 3,0 %, по оценке Минтранса России на 3,3 % (оба показателя - без трубопроводного транспорта).

Таблица 3. Перевозки грузов по видам транспорта, млн. тонн

 

январь-июнь 2002

январь-июнь 2003

%%

Транспорт всех отраслей экономики

5023,6

5188,5

103,3

Транспорт отраслей Минтранса России

4505,1

4628,7

102,7

промышленный железнодорожный

1584,0

1710,0

108,0

автомобильный

2858,8

2863,5

100,2

морской

17,8

16,4

91,9

внутренний водный

44,2

38,5

87,2

авиационный

0,30

0,28

94,8

Магистральный железнодорожный

518,5

559,8

108,8

Таблица 4. Грузооборот по видам транспорта, млрд. тонно-км

 

январь-июнь 2002

январь-июнь 2003

%%

Транспорт всех отраслей экономики

902,2

972,7

107,8

Транспорт отраслей Минтранса России

183,0

160,2

87,4

промышленный железнодорожный

13,0

14,7

113,1

автомобильный

76,4

77,4

101,3

морской

58,6

39,1

66,7

внутренний водный

33,7

27,8

82,5

авиационный

1,24

1,23

99,2

Магистральный железнодорожный

719,2

812,5

113,0

Практически весь прирост перевозок грузов и грузооборота пришелся на промышленный и магистральный железнодорожный транспорт.

На автомобильном транспорте отсутствует значимый прирост объема грузов и грузооборота.

Объем международных перевозок грузов на российском рынке автотранспортных услуг увеличился на 16,0 % и составил 11,9 млн.тонн. Доля российских перевозчиков росла опережающими темпами (прирост на 21,8 %). В общем объеме перевозок удельный вес импортных перевозок составил 63 % (на уровне прошлого года).

Отрицательная динамика перевозок морским транспортом связана с уменьшением количества судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, а также увеличением флота пароходств, работающего на условиях тайм-чартера.

Таблица 5. Наличие судов морских пароходств, на конец года

 

1999

2000

2001

2002

Число судов, шт.

247

233

218

198

Дедвейт, млн. тонн

3,28

3,13

2,96

2,70

Периодичность отчетности – 1 год

Грузооборот российских морских портов по итогам работы за 6 месяцев 2003 года составил 126,1 млн.тонн, или 106,9 % к уровню прошлого года. Основной прирост обеспечен за счет увеличения объема экспортных наливных грузов на 14,6 %. Уменьшился объем отгрузки каботажных грузов. Это связано с уменьшением объемов отгрузки наливных грузов. При этом все предъявленные к перевозке каботажные грузы тоннажом обеспечены.

Причинами снижения перевозок грузов на внутреннем водном транспорте явились:

  • уменьшение перевозок строительных грузов на 3,6 млн.тонн;
  • неблагоприятные гидрометеорологические условия, которые привели к более позднему, на 7-14 суток, открытию навигации практически во всех речных бассейнах;
  • ухудшению судоходных условий на внутренних водных путях, в связи с мелководьем на ряде рек. Особенно тяжелая ситуация для судоходства сложилась на р.Волга на участке Городец - Нижний Новгород, на отдельных участках трассы Волго-Балтийского водного пути, на р.Амур, которое также связано с вводом в строй Бурейской ГЭС, и верхней Лене (Усть-Кут – Киренск).

Переработка грузов в речных портах составила 23 млн.тонн (87 % к уровню прошлого года). Это вызвано общим уменьшением объемов перевозок.

На авиационном транспорте произошло снижение объемов грузовых перевозок на международных перевозках на 9,1% при росте на внутренних линиях на 3,4%. Главной причиной снижения объемов грузовых перевозок на международных линиях явилось временное прекращение полетов из Китая в Россию, где формируется до 20% грузового потока авиакомпаний России.

В сфере пассажирских перевозок отмечается рост пассажирооборота (оценка Минтранса России – 100,9 % к соответствующему периоду прошлого года, Минэкономразвития России – 101,9 %, при совпадении показателей по всем видам транспорта, кроме городского электрического).

Таблица 6. Перевозки пассажиров по видам транспорта, млн.чел.

 

январь-июнь 2002

январь-июнь 2003

%%

Транспорт всех отраслей экономики

21 908,1

21 756,2

99,3

Транспорт отраслей Минтранса России

21 296,6

21 135,8

99,2

автомобильный

11 387,8

11 795,4

103,6

трамвайный

3 600,0

3 302,5

91,7

троллейбусный

4 187,9

3 906,2

93,3

метрополитенный

2 097,8

2 111,2

100,6

морской

0,182

0,136

74,8

внутренний водный

11,4

8,5

74,9

авиационный

11,5

11,9

104,0

Магистральный железнодорожный

611,5

620,4

101,5

Таблица 7. Пассажирооборот по видам транспорта, млрд. пасс.-км

 

январь-июнь 2002

январь-июнь 2003

%%

Транспорт всех отраслей экономики

256,0

258,3

100,9

Транспорт отраслей Минтранса России

184,0

185,1

100,6

автомобильный

105,9

107,8

101,8

трамвайный

11,16

10,24

91,8

троллейбусный

13,4

12,5

93,3

метрополитенный

25,6

25,8

100,8

морской

0,025

0,019

76,1

внутренний водный

0,30

0,24

80,0

авиационный

27,7

28,6

103,2

Магистральный железнодорожный

72,0

73,2

101,7

Наибольший рост отмечается на авиационном транспорте. При этом пассажирские перевозки на внутренних линиях росли опережающими темпами. Так рост пассажирооборота на международных линиях вырос на 101,9%, а внутренних 107,3%, рост перевозок пассажиров - 103,3 % и 106,7% соответственно.

Положительная динамика характеризуется также резким увеличением числа действующих лицензий, которые на авиационном транспорте выдаются, в отличие от других видов транспорта, не на вид деятельности, а на маршруты. Только во втором квартале число действующих лицензий выросло на 37,3 %.

Основной причиной падения объемов пассажирских перевозок всеми видами транспорта в городском сообщении (кроме метрополитена) является то, что хроническая убыточность традиционных пассажирских предприятий по причине нерешенности проблемы «льготников» во многих населенных пунктах привела к необратимым последствиям. Развитие в большинстве городов сети маршрутных такси привело к перераспределению платежеспособных пассажиров. Кроме того, требует совершенствования статистическая отчетность по перевозке пассажиров маршрутными такси.

Во втором квартале за счет роста количества мелких перевозчиков, использующих, как правило, подвижной состав малой вместимости, количество действующих лицензий на перевозку пассажиров выросло на 6,4 тыс. единиц, или на 7,3 %.

На снижение объемов перевозок трамвайным и троллейбусным транспортом повлияло уменьшение количества подвижного состава, а также сокращение трамвайной маршрутной сети в городах-миллионерах в целях решения транспортных проблем, вызванных автомобилизацией. В ряде городов трамвайные и троллейбусные маршруты закрываются в связи с реконструкцией городских улиц.

На морском транспорте почти все уменьшение пассажирских перевозок приходится на Владивостокский порт. По остальным портам изменения носят незначительный характер.

На внутреннем водном транспорте причиной снижения объемов пассажирских перевозок является более позднее открытие навигации и уменьшение спроса на перевозки по местным маршрутам из-за погодных условий в мае и июне.

* * *

В первом полугодии 2003 года подведомственными образовательными учреждениями осуществлен выпуск 19 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием, более 5 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием, в т.ч. по новым специальностям в области сервиса на транспорте, транспортной экспедиции, управления персоналом, информационной безопасности, антикризисного управления, экологии.

3. Развитие ТРАНСПОРТНОЙ инфраструктуры

В первом полугодии введено в эксплуатацию 7,4 км федеральных автомобильных дорог и 131,6 км территориальных автомобильных дорог. Ввод искусственных сооружений составил 131,6 пог. метров на федеральных автодорогах и 945,1 пог. метров на территориальных автодорогах.

Ввод в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) автомобильных дорог в 2003 году прогнозируется в объеме 380 - 390 км федеральных автомобильных дорог и 6820 пог. метров искусственных сооружений на них. На территориальных дорогах ввод запланирован в объеме – 2341,3 км автодорог и 21621,7 пог. метров сооружений на них. Выполнение запланированных на 2003 год работ по строительству (реконструкции) территориальных автомобильных дорог за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета ожидается в установленном объеме. В связи с недофинансированием по капитальным вложениям из средств территорий, возможно недовыполнение планируемых объемов работ на территориальной сети автомобильных дорог. В первом полугодии объем выполненных работ по строительству и реконструкции территориальных дорог составил в стоимостном выражении около 35% годового задания.

За 6 месяцев т.г. закончены строительством и введены в эксплуатацию: участок федеральной автомагистрали Чита - Хабаровск протяженностью 5 км и участок федеральной автомобильной дороги Новгород - Псков протяженностью -1,38 км.

Ожидаемые объемы ввода в эксплуатацию мощностей на важнейших объектах Подпрограммы составят:

  • на автодороге Чита-Хабаровск - 77,7 км и 1502,2 пог. метров мостовых сооружений (на территориях Читинской и Амурской областей);
  • на кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга - 2,7 км (первая очередь восточного полукольца на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия», II Пусковой комплекс);
  • на автомагистрали «Дон» - 41,3 км (на территориях Краснодарского края, Воронежской, Ростовской и Тульской областей);
  • на автомагистрали «Урал» - 45,8 км;
  • на автомагистрали «Кавказ» - 7,8 км;
  • на автомагистрали «Колыма» -10,7 км;
  • на автомагистрали «Кола» - 25,4 км;
  • на объектах Сочинского транспортного узла - 0,48 км в том числе мостовой переход через р. Чвижепсе на км 31 автомобильной дороги Адлер - Красная Поляна (294,7 пог. метров).

Наиболее крупными объектами территориальной дорожной сети, строительство и реконструкция которых в т.г. осуществляются за счет средств федерального бюджета (субвенций и субсидий), являются мостовые переходы через р. Волгу в гг. Ульяновске, Волгограде, Ярославле, Кинешме; через Кольский залив в районе г. Мурманск, р. Каму в Пермской области; территориальные автомобильные дороги в составе межрегиональных транспортных коридоров Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург и Санкт-Петербург-Екатеринбург.

В первом полугодии отремонтировано 500,6 км федеральных автодорог (план работ на год – 4382 км), при этом капитально отремонтировано 35,6 км федеральных автодорог (план работ на год – 983,2 км).

Выполнены работы по ремонту мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах в объеме 1252,6 млн. рублей, при этом капитально отремонтировано 2 моста общей протяженностью 128,5 пог. метров.

Анализ оперативной информации показывает, что выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог за 2003 год ожидается в следующих объемах:

  • по капитальному ремонту - будет капитально отремонтировано 980 - 990 км автодорог дорог или 99 -100 % от планового задания;
  • по ремонту - будет отремонтировано порядка 3400 км автодорог или около 100 % планового задания.

На объектах территориальной сети автомобильных дорог отремонтировано 2301,4 км автодорог. Объем работ по ремонту и содержанию территориальных автомобильных дорог, выполненный за счет всех источников финансирования, прогнозируется по итогам 2003 года на уровне 90-95 % от годового задания. Будет отремонтировано около 21 тыс. км автодорог.

За 6 месяцев 2003 года на сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации выполнен существенный объем мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе: устроена шероховатая поверхностная обработка на 897 км автодорог, нанесена разметка на 62316 км автодорог, установлено 123 км барьерного ограждения.

Капитальные вложения за 6 месяцев 2003г. на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммами «Внутренние водные пути» и «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» составили 1102,7 млн.руб. (180% к уровню 2002г.).

В I полугодии 2003г. окончена реконструкция пассажирского вокзала в г. Нижний Новгород, введен в опытную эксплуатацию зерновой терминал в Усть-Донецком речном порту, заканчивается строительство причалов и элеватора в Азовском морском порту, зернового терминала ЗАО «ЗК-Разгуляй» в Ростове.

Осуществлена модернизация трех пассажирских теплоходов, проведена реновация трех танкеров смешанного река-море плавания, введены в эксплуатацию из нового судостроения 4 грузовых судна общей грузоподъемностью 19,4 тыс.тонн.

По подпрограмме «Внутренние водные пути» завершены работы по вводу в эксплуатацию следующих объектов:

  • ворота нижней головы левой нитки Чайковского шлюза;
  • комплекс объектов шлюза №1 в ГБУ «Волго-Балт».

Продолжаются работы, связанные с реконструкцией Беломорско-Балтийского, Волго-Донского каналов, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути и других объектов.

Ведется строительство 9 единиц технического флота, приобретается оборудование для обстановки пути и флота в соответствии со сметами расходов по внебюджетным источникам и бюджетному финансированию.

Работы по реконструкции технологической связи проводились в Волго-Балтийском, Кубанском, Беломорско-Онежском и Северо-Двинском бассейнах. Общий объем освоенных инвестиций за 1 полугодие 2003 года составил 19,423 млн.руб.

В опытную эксплуатацию принята система управления движением судов (СУДС) на реке Неве, которая создается с целью улучшения условий судоходства и повышения уровня безопасности плавания по реке и подходах к ней.

По оперативным данным, за 1-е полугодие объем освоенных средств на строительство и реконструкцию береговых объектов морских портов и строительство транспортных и вспомогательно - обеспечивающих судов составил 12,4 млрд. руб., что составляет - 51,7% от годового объема.

По береговым объектам за полугодие освоено - 3,9 млрд.руб. или 49,2 % от года, а по поставкам морских судов - 8,365 млрд.руб - или 52,3% от предусмотренных на год, в том числе - 0,44 млрд. руб. на строительство атомного ледокола "50 лет Победы".

В первом полугодии с.г. закончено строительство:

  • порт Калининград – 2-я очередь грузопассажирской автопаромной переправы в бассейне №3 (Балтийск);
  • порт Махачкала – 1-я очередь комплекса по отгрузке зерна;
  • порт Мурманск - 1-й этап рейдового перегрузочного комплекса нефтепродуктов и первая очередь комплекса глинозема на причале № 17.

Кроме того, выполнено задание Правительства Российской Федерации по строительству и вводу в мае 2003 г. подходного канала в гавань п. Стрельна (Константиновский дворец) и оснащение канала навигационным оборудованием.

Всего в 2003 году в портах планируется ввести 4,89 млн.тонн перегрузочных мощностей и 526 п.м причалов, в том числе:

  • в порту Махачкала – реконструкция нефтепирса № 1 (300 п.м; 3,5 млн.тонн);
  • в порту Мурманск – первая очередь комплекса глинозема на причале № 17 (0,53 млн.тонн);
  • в порту Оля – 3-я очередь Пионерного причала (участок обработки контейнеров 0,06 млн.тонн);
  • в порту Восточный – первая очередь комплекса метанола на причале № 39 (0,50 млн.тонн);
  • в порту Таганрог – комплекс по отгрузке зерна на причале № 9 (226 п.м.; 0,30 млн.тонн).

В первом полугодии развитие пассажирского транспорта осуществлялось, в основном, за счет средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На автомобильном транспорте объемы финансирования, по предварительной оценке, составили 2,4 млрд. руб. в том числе на приобретение подвижного состава 2,2 млрд. руб., на городском электрическом транспорте – соответственно 0,82 и 0,55 млрд. руб.

Подготовлено принятое Правительством Российской Федерации постановление о предоставлении субсидий автомобильным колоннам войскового типа на обновление подвижного состава и начата его реализация. В первом полугодии государственная поддержка оказана 9 предприятиям в 7 субъектах федерации, приобретен 41 грузовой автомобиль. Основная работа по реализации постановления будет проводится во втором полугодии.

На авиационном транспорте за январь – июнь 2003 года освоено 416,86 млн. рублей капитальных вложений, в том числе:

  • из федерального бюджета - 352,82 млн. рублей;
  • привлеченные средства - 64,04 млн. рублей.

Реконструированы 116,1 т.м.кв покрытия в аэропорту Пулково, а также осуществлена реконструкция аэровокзала при подготовке к празднованию 300-летия г. Санкт-Петербурга.

Во втором полугодии планируется завершить реконструкцию и строительство четырех взлетно-посадочных полос (Сыктывкар – 132 т.м.кв., Якутск – 206,7 т.м.кв., Томск – 127,2 т.м.кв., Богородское – 37,5 т.м.кв.), строительство аэровокзалов в аэропортах Казаченское и Кызыл, монтаж светосигнальной системы в аэропорту Хатанга.

В 1-ом полугодии 2003 года осуществлены следующие мероприятия по приобретению парка воздушных судов:

  • финансовый лизинг 1-го самолета Ту-204С а/к «Авиастар-Ту»;
  • приобретение по кредиту 1-го самолета Ту-154М а/к «Уральские авиалинии»;
  • приобретение по кредиту 1-го самолета Ту-154М а/к «Аэрофлот-Дон»;
  • приобретение 1-го сельскохозяйственного самолета Авиатика МАИ-890СХ ИЧП «Хабилов»;
  • приобретение 1-го сельскохозяйственного самолета Авиатика МАИ-890СХ ООО «Чип-ЛК»;
  • приобретение 1-го самолета Ан-3Т а/к «Магаданские авиалинии»;
  • приобретение 1-го самолета Ан-3Т а/к «Тываавиа».

Суммарные инвестиции по данному направлению составили в 1-ом полугодии 2003 года 1204,7 млн. руб. или 21% общего объема, предусмотренного в плане 2003 года.

Следует подчеркнуть, что в отличии от 2002 года, качественный состав поставляемой авиатехники существенно изменился. Если в 2002 году из 11-ти воздушных судов только 3 были новыми, то из 7-ми самолетов, поставленных за отчетный период только 1 самолет Ту-154М а/к «Аэрофлот-Дон» приобретен со вторичного рынка, остальные воздушные суда поставлены с заводов-изготовителей.

4. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В июле был принят разработанный Минтрансом России Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». На различных стадиях законодательного процесса находятся около двух десятков проектов федеральных законов, головным разработчиком или соисполнителем которых является Минтранс России.

Правительством Российской Федерации приняты постановления по стимулированию обновления основных фондов на различных видах транспорта, реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, подготовленные Минтрансом России. Одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской федерации на период до 2015 года. Принято большое количество ведомственных нормативных актов, направленных на регулирование различных сторон деятельности транспортных организаций.

Справка подготовлена Департаментом экономики и транспортной политики Минтранса России на основании материалов отраслевых служб, подразделений Министерства, данных государственного статистического наблюдения.

 
Все новости