Изображения

Обычная версия

На площадке «Транспортной недели» состоялась пленарная дискуссия «Наука в движении: живые транспортные системы»

16 ноября 2023, 15:22

Мероприятие прошло в рамках заключительного дня работы XVII Международного форума и выставки «Транспорт России». В нем приняли участие заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов, заместитель Министра науки и высшего образования Денис Секиринский, Председатель совета директоров холдинга «Синара – транспортные машины» (СТМ), президент Российской академия транспорта Александр Мишарин, вице-президент РАН, академик РАН Сергей Алдошин, ректор Российского университета транспорта Александр Климов, проректор Пекинского транспортного университета Цзин Тао и вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» Олег Нарайкин.

Открывая пленарную дискуссию Дмитрий Баканов подчеркнул, что цифровизация направлена на то, чтобы снимать транзакционные издержки, упрощать взаимодействие между всеми госорганами, включая контрольные. «Летом этого года мы запустили на трассе М-11 «Нева» беспилотные грузовики, которые позволяют обеспечить грузовую логистику. Основная цель – добиться качественного изменения сферы перевозок. Это позволяет удешевить перевозку, ускорить ее. Основная задача, которую поставило Правительство РФ – не только отработать технологию, а построить бизнес-модель, при которой беспилотная перевозка становится дешевле», – сказал он.

Шла речь и о других видах беспилотников. «Очевидно, что в ближайшем будущем будет немыслима логистика в труднодоступные районы страны без авиационных беспилотников, – сообщил заместитель Министра транспорта. – С этого года два парома «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» курсируют между портом Усть-Луга и Калининградом. И уже перевезли более 600 тыс. тонн грузов для внутреннего потребления».

Всего этого невозможно было бы достичь без должной подготовки кадров. Сегодня уже 16 % всех студентов страны учатся по транспортным специальностям. Профильное образование дают уже 19 транспортных вузов. Недавно в их число вошли Донецкий институт железнодорожного транспорта и Херсонская государственная морская академия. В 2022 году в транспортных вузах России обучалось 256 тысяч студентов и курсантов, а численность профессорско-преподавательского состава составляет уже порядка 10 тысяч человек.

В свою очередь Денис Секиринский напомнил, что в 2016 году Президентом России была утверждена Стратегия научно-технологического развития, где одним из семи приоритетов, определенных на перспективу ближайших 10-15 лет, является обеспечение связности территории за счет развития интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.

«Особый акцент в государственной политике мы сегодня делаем на взаимодействие науки и предпринимательского сектора, – заявил он. –У нас сформирован научный центр мирового уровня «Сверхзвук», который направлен на вопросы по формированию научно-технического задела в части сверхзвуковой авиации».

Кроме того, оказывается поддержка молодым исследователям. Каждый второй исследователь в России – моложе 40 лет, и в этом смысле отечественная наука – одна из самых молодых в мире. Создано 760 молодежных лабораторий, скоро к ним добавится еще 140. Существует специальная президентская программа российского научного фонда, направленная на поддержку молодых исследователей, а также федеральный проект по развитию университетского технологического предпринимательства. По словам заместителя Министра науки и высшего образования сегодня создано более 13 тысяч стартапов, заметная часть которых относится к транспортной отрасли.

Сергей Алдошин заявил, что развитие транспортной системы немыслимо  без использования самых современных  технологий. «Это ресурсосберегающие технологии и технологии, обеспечивающие высокий уровень энергоэффективности, новые материалы, обработку больших баз данных, искусственный интеллект», – уточнил он.

Александр Климов рассказал о программе «Приоритет 2030». В 2021 году Российский университет транспорта вошел в список вузов-победителей, отобранных в данную программу. «Все наши стратегические проекты по актуальным темам транспортной стратегии. Это развитие интеллектуальных транспортных систем, транспортные системы агломераций, беспилотное судовождение, электронная навигация, искусственный интеллект и вопросы связанные с декарбонизацией. По всем направлениям университет активно работает, взаимодействуя с промышленными партнерами и транспортными компаниями», – отметил ректор.

Кроме того, он обратил внимание, что университет стремится привлекать молодежь к научным проектам уже с первого дня обучения в вузе. Команды студентов вовлекаются в конкретную работу по реальным проектам, которые курируют транспортные компании.

Цзин Тао сообщил, что Пекинский транспортный университет проводит научные исследования, создает прорывные технологии в области транспорта. Учебное заведение совместно с 110 предприятиями высокого уровня создало базу с совместимостью производства, обучения и исследования.

Опираясь на основные крупные платформы, такие как Национальная ключевая лаборатория по управлению безопасностью железнодорожного транспорта, Национальный центр инженерных исследований по системе управления движением железнодорожного транспорта и Национальный центр инженерных исследований о мобильных сетях, были построены учебные площадки и специальные зоны для создания тесной интеграции магистерского образования, научных исследований  и фактических потребностей предприятий.

 

Все новости