Развитие транспортной инфраструктуры Северного Кавказа обсуждалось на совещании у Председателя Правительства РФ
03 май 2023, 18:10
Сегодня в Минеральных Водах Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел совещание с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Заместитель Министра транспорта Валентин Иванов выступил с докладом, в котором рассказал о развитии транспортно-логистической инфраструктуры СКФО. Как подчеркнул замминистра, через федеральный округ проходят участки международного транспортного коридора «Север – Юг», позволяющего переориентировать экспорт в направлении стран Азии и Ближнего Востока.
Общая протяженность автодорог в СКФО составляет более 92 тысяч км, работают 14 пунктов пропуска на границах с Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией. Функционирует 7 аэропортов, 6 из которых являются международными. Протяженность железнодорожных путей общего пользования превышает 2 тыс. км. Это в том числе железнодорожная инфраструктура западного и транскаспийского маршрутов МТК «Север – Юг». Кроме того, в Махачкале расположен единственный морской порт СКФО, мощность которого составляет более 8 млн тонн.
Опорная сеть автомобильных дорог в СКФО протяженностью 5,6 тыс. км находится в нормативном состоянии на 73 %. Существенный объем ремонтных работ за последние три года позволил повысить качество региональных дорог с 61 % до 65 %, а дорог в городских агломерациях – с 72 % до 81 %. За три года построено и реконструировано 68 км магистралей, в том числе участки автодороги Р-217 «Кавказ» в Дагестане и Ингушетии, мост через р. Ардон в Северной Осетии. Отремонтировано, в том числе капитально, свыше 950 км федеральных трасс.
На период с 2023 по 2025 годы на развитие федеральных дорог в округе предусмотрено 53 млрд рублей. На дороги регионального и местного значения – еще порядка 28 млрд рублей из федерального бюджета.
Как пояснил Валентин Иванов, для развития МТК «Север – Юг» важно обеспечить строительство автодорожных обходов Дербента, Махачкалы и Хасавюрта. Начало их реализации планируется в 2025 году.
Кроме того, планируется проведение технико-экономической оценки проекта строительства автомобильной дороги между курортами «Архыз» и Красная Поляна. Протяженность этой горной дороги около 111 километров, включая 13 километров тоннеля. Данная работа проводится в рамках поручения Президента России по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 30.10.2022.
Говоря о работе пунктов пропуска через госграницу, Валентин Иванов напомнил о завершении I этапа реконструкции Верхнего Ларса, где опережающими темпами в прошлом году было открыто движение по 24 полосам. На российско-азербайджанском участке границы запущено движение по 7 дополнительным полосам в пункте пропуска Яраг-Казмаляр, на круглосуточный режим работы переведен пункт пропуска Ново-Филя, открыто движение в пункте Тагиркент-Казмаляр. Благодаря проведенным в прошлом и этом году работам пропускная способность погрнапереходов на границе с Азербайджаном уже увеличена более чем в 4 раза – с 400 до 1700 грузовых транспортных средств в сутки.
В этом году планируется полностью завершить реконструкцию Верхнего Ларса и Яраг-Казмаляра, в автомобильном пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр будет установлен портальный досмотровый комплекс. Также будет проведено техническое оснащение морского пункта пропуска Махачкала. Данные мероприятия позволят увеличить пропускную способность дополнительно на 700 транспортных средств ежесуточно. До конца 2025 года запланировано оснащение воздушных пунктов пропуска в Минеральных Водах, Ставрополе и Владикавказе, в 2026 году планируется завершить реконструкцию еще 5 объектов: автомобильные пункты пропуска Тагиркент-Казмаляр, Ново-Филя и Нижний Зарамаг, железнодорожный пункт Дербент, а также морской пункт Махачкала. В результате пропускная способность будет дополнительно увеличена на 1300 грузовых машин в сутки и на 19 млн тонн грузов в год.
В части развития воздушной инфраструктуры в прошлом году был построен и введен в эксплуатацию при участии Президента России новый аэровокзальный комплекс в аэропорту Владикавказа с пропускной способностью свыше 800 тыс. пассажиров в год. Кроме того, запланирована реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта Махачкалы, а также аэродрома Грозный. В 2026-2027 годах предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса Ставрополя.
Для обеспечения доступных авиаперевозок с Северо-Кавказским федеральным округом реализуются программы поддержки воздушных перевозок. Субсидируется 45 маршрутов региональных перевозок (из Северо-Западного, Сибирского, Приволжского, Уральского, Южного федеральных округов). По 4 маршрутам субсидируются перевозки наименее социально защищенных групп населения (с территории Дальнего Востока и Сибири).
Представляющий морскую инфраструктуру СКФО порт Махачкалы обеспечил перевалку порядка 3 млн тонн грузов в 2022 году. За I квартал текущего года перевалка грузов составила почти 1 млн тонн. По словам Валентина Иванова, дальнейшее развитие морского порта Махачкалы связано с планами по привлечению инвестиций, в том числе для строительства паромного комплекса, увеличения мощностей для перевалки контейнеров, а также по перевалке зерна в объеме 1,5 млн тонн в год. За счет мероприятий по развитию морского пункта пропуска планируется увеличение пропускной способности до 9 млн тонн в год к 2026 году.
Как подчеркнул замминистра транспорта, благодаря реализации целого комплекса мероприятий, по итогам 2022 года по всем направлениям коридора «Север – Юг» отмечен рост объема перевозок на 64,6 %, до 8,4 млн тонн. Основные виды грузов – нефтяные, зерно, лесные, черные металлы. По итогам I квартала уже перевезено почти в 2 раза больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года, а контейнеров – в 5 раз больше.
Как уточнил Валентин Иванов, в период с 2022 по 2025 годы предусмотрены мероприятия по строительству железнодорожной станции Самур-2 и пункта пропуска Дербент. Это позволит увеличить провозную способность до 15 млн тонн грузов в год, что в полтора раза больше чем сейчас.
Уверенный рост показывают и пассажирские перевозки на территории СКФО. За первый квартал в пригородном сообщении здесь перевезено 1,6 млн человек, что на 14,3 % больше, чем годом ранее. Рост перевозок пассажиров в поездах дальнего следования составил 34,1 %. Начиная с 2021 года на территории СКФО курсирует туристический поезд «Жемчужина Кавказа». В прошлом году услугами поезда воспользовались более 3,5 тыс. пассажиров. В этом году назначено 10 рейсов «Жемчужины Кавказа», а также добавлены посещения Северной Осетии и Ингушетии, увеличено время пребывания в Республике Дагестан.
«При поддержке Правительства и региональных властей Минтранс продолжит работу по системному развитию транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа, основываясь прежде всего на приоритетах обеспечения транспортной доступности для населения и развития международного транспортного коридора «Север – Юг», – подытожил Валентин Иванов.