Изображения

Обычная версия

ИМО продолжает активную работу по тематике автономного судоходства

02 май 2023, 17:34

Тематика разработки международно-правовых рамок для использования морских автономных надводных судов занимает одно из важнейших мест в повестке дня рабочих органов Международной морской организации.

Три комитета ИМО – Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по упрощению формальностей завершили комплексную оценку конвенций и кодексов ИМО в своем ведении на предмет необходимости внесения каких-либо изменений, которые позволят эксплуатировать МАНС.

Результаты этой оценки легли в основу работы ИМО по трем основным направлениям:

- Комитеты приступили к разработке поправок к инструментам ИМО и необходимых унифицированных интерпретаций;

- Комитет по безопасности на море начал работу над рекомендательным кодексом по МАНС;

- специально созданная Совместная рабочая группа трех комитетов начала проработку вопросов, связанных с МАНС, которые являются общими для нескольких инструментов ИМО в ведении разных комитетов.

В период с 17 по 21 апреля в штаб-квартире ИМО в Лондоне прошло второе совещание группы, в работе которой приняла участие делегация Российской Федерации.

Группа рассмотрела ряд наиболее важных «общих вопросов», в частности, роль и функции капитана и экипажа автономного судна, включая возможность капитана выполнять свои функции для нескольких МАНС при определенных условиях; требования и компетенции капитана и экипажа МАНС; функции удаленного центра управления МАНС и требования к такому центру, в том числе возможность управления судном из нескольких центров и возможность управления несколькими судами из одного центра; компетенции удаленного оператора автономного судна и др.

Были предварительно определены основные принципы и подходы в отношении роли капитана МАНС – необходимость наличия капитана, ответственного за судно, независимо от уровня автономности, отсутствие необходимости физического нахождения капитана на борту, но возможность получения им контроля над судном извне.

Согласованы принципы работы удаленного центра управления, в том числе возможность передачи управления судном от одного центра другому.

Внимание также было уделено юридическим аспектам эксплуатации МАНС, в частности, юрисдикции в отношении расположения удаленных центров управления, вопросов гражданской ответственности при эксплуатации МАНС. Этот блок вопросов требует отдельной серьезной проработки, и группа порекомендовала рассмотреть их Юридическому комитету.

Российская Федерация совместно с ОАЭ представила на совещание Совместной рабочей группы конкретные предложения по решению «общих вопросов», основанные на опыте проведения в Российской Федерации эксперимента по автономному судоходству, а также наработок по линии проекта Кодекса МАНС. Дополнительно были рассмотрены российские документы, ранее представленные на Юридический комитет, которые Комитетом были направлены на Совместную рабочую группу.

Группа отметила, что российские предложения позволят закрыть ряд пробелов и направлений, определенных по результатам оценки Комитетами необходимости решения «общих вопросов», и предложения были взяты в работу. 

Согласован план работы на 2023-2024 годы., который предполагает продолжение проработки «общих вопросов», с акцентом на определение роли и функций капитана и экипажа, сертификации, обмена информацией между государствами флага, порта и прибрежными государствами, вопросов кибербезопасности, обеспечения надежности связи с автономным судном, уточнения терминологии и др.

Проработка «общих вопросов» продолжится на предстоящей в июне с.г. 107-й сессии Комитета по безопасности на море, а также на очередном совещании Совместной рабочей группы в сентябре.

Рассмотрение «общих вопросов» является крайне важным направлением работы ИМО по тематике МАНС, поскольку это позволит ускорить совершенствование нормативной базы для создания возможности использования МАНС, а также избежать противоречий при внесении поправок в разные инструменты ИМО.

 

Все новости