На конференции Международного аэропорта «Шереметьево» обсудили вопрос разработки и внедрения цифровой экосистемы управления аэропортом
17 ноября 2022, 10:19
Мероприятие прошло в рамках XVI Международного форума «Транспорт России». В нем приняли участие заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов, генеральный директор АО «МАШ» Михаил Василенко и представители аэропорта.
На конференции был представлен комплекс уникальных разработок в качестве базы для создания национальной цифровой аэропортовой экосистемы.
Обращаясь к присутствующим Михаил Василенко особо отметил, что Правительство РФ поставило задачу перед предприятиями критической инфраструктуры, включая авиационный транспорт, провести в кратчайшие сроки импортозамещение в части программного обеспечения.
«Международный аэропорт Шереметьево возглавил Индустриальный центр компетенций «Аэропорты», поскольку у нас есть уникальные разработки, компетенции и опыт. Мы предлагаем универсальное решение, которое может быть в целом либо в своих составных частях − модулях применено во всех аэропортах страны», − сказал он.
Аэропорт Шереметьево опережает многие аэропорты в мире по автоматизации и цифровизации процессов обслуживания самолетов, грузов и пассажиров. Он разработал и реализует программное обеспечение с применением методов искусственного интеллекта, значительно превосходящих зарубежные аналоги.
Цифровая экосистема МАШ позволяет в автоматическом режиме управлять аэропортовым производством за счет обработки больших объемов данных. Совокупность этих процессов позволяет значительно оптимизировать затраты и повысить эффективность работы.
Цифровая экосистема управления производственными процессами МАШ включает в себя:
- AODB − Центральная аэропортовая база данных (ЦАБД) «Синхрон» - основной инструмент управления операционной деятельностью аэропорта;
- система совместного принятия решений с авиакомпаниями (A-CDM);
- RMS − автоматизированная система управления ресурсами с применением графического интерфейса;
- уникальный цифровой двойник - система долгосрочного и краткосрочного моделирования, анализа и оптимизации деятельности аэропорта с применением методов искусственного интеллекта, в том числе нейросетей;
- другие перспективные системы, включая управленческую отчетность и коммерческие инструменты для принятия своевременных адекватных решений.
Лидерство аэропорта Шереметьево в мировых рейтингах пунктуальности при высоких объемах пассажирских и грузовых перевозок достигнуто во многом благодаря эффективной совместной работе аэропорта, авиакомпаний и органов управления воздушным движением. Шереметьево стал первым аэропортом в России, который разработал и внедрил систему совместного принятия решений с авиакомпаниями (A-CDM), используя собственную инновационную производственную базу данных «Синхрон».
Точная система прогнозирования позволила разработать цифровой двойник аэропорта Шереметьево, моделирующий работу взлетно-посадочных полос, пассажирских и грузовых терминалов, систем обработки багажа и досмотрового оборудования, персонала и техники. Преимущество системы заключается в постоянном автоматическом переобучении и мгновенной реакции на изменения.
Оперативное реагирование на изменения позволяет Шереметьево минимизировать негативное влияние на экономику аэропорта и сохранять производственные возможности для стабильного обеспечения функционирования в постоянно меняющихся условиях. Цифровая экосистема Шереметьево за счет оптимизации планирования позволяет ежегодно экономить свыше 1 млрд рублей.
Цифровая экосистема Шереметьево дает гибкость реагирования на запросы и потребности авиакомпаний за счет понимания влияния на экономику аэропорта их инициатив и дает возможность предоставлять дополнительные скидки на обслуживание. Это выгодно для всех сторон: аэропорта, авиакомпаний и в конечном итоге для пассажиров.
В свою очередь Дмитрий Баканов подчеркнул, что сегодня государство и отраслевой бизнес столкнулись с вызовами и угрозами, которые в ряде случаев ускорили принятие и реализацию решений по цифровизации в транспортной отрасли, импортозамещению решений иностранных разработчиков, дальнейшему обеспечению технологического суверенитета.
«Прекрасный пример − переход всех отечественных авиакомпаний на российские системы бронирования. Угроза одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров и, как следствие, сбоя в авиасообщении, стало стимулом к ускоренному переходу − к концу октября все российские авиакомпании стали использовать отечественные системы бронирования. Я уверен, что этот масштабный проект может стать примером того, как государство совместно с бизнесом может в кратчайшие сроки решать проблемы, вставшие перед отраслью», − завершил заместитель Министра.