В Российском университете транспорта прошло совместное заседание коллегий Минтранса и Минобрнауки России
23 ноября 2021, 16:43
Сегодня в Российском университете транспорта под председательством министра транспорта Виталия Савельева и министра науки и высшего образования Валерия Фалькова впервые прошло совместное заседание коллегий двух ведомств. В нем приняли участие заместитель начальника Управления Президента России по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Александр Юрчик, член Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов, представители Минобрнауки и Минтранса России, регионов, организаций транспортного комплекса, союза транспортников России и высших учебных заведений Минобрнауки и Минтранса России.
Открывая заседание, Виталий Савельев подчеркнул, что за последнее время в результате тесного взаимодействия двух министерств достигнуты значительные успехи. Так, была утверждена подготовленная Минтрансом и согласованная с Минобрнауки России Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. «В 2020 − 2021 годах Правительством впервые выделены средства на капитальный ремонт объектов инфраструктуры образовательных организаций транспортного комплекса. За прошедшие годы финансирование госзадания образовательных организаций доведено до нормативного. Кроме того, удалось достигнуть определенных успехов в решении вопроса финансирования питания и обмундирования обучающихся», – сказал министр транспорта.
Ярким примером системной поддержки отраслевого образования стало включение в число вузов, отобранных для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», базового транспортного вуза − Российского университета транспорта, а также старейшего отраслевого вуза − Петербургского университета путей сообщения Императора Александра I.
«Для Минтранса кадровое обеспечение отрасли – важнейший приоритет. Для решения задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации морских специалистов в соответствии с требованиями Международной конвенции о дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и национального законодательства во Владивостоке в сентябре текущего года Президент России открыл Дальневосточный морской тренажерный центр Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, − напомнил глава транспортного ведомства. − Продолжаются преобразования в РУТ, отмечающем в этом году 125-летие. Открыты детский технопарк, Высшая инженерная школа, обновленный Дом молодежи. Проведен ремонт в поликлинике».
«Наше взаимодействие в первую очередь идет на пользу вузам, осуществляющим подготовку специалистов для транспортной области. Минтранс России обеспечивает подготовку кадров в рамках целевого заказа и способствует формированию государственной политики в сфере высшего образования. Минобрнауки России совместно с Минтрансом России актуализированы образовательные стандарты в соответствии с требованиями рынка труда. Новые стандарты дают возможность вузам разрабатывать гибкие образовательные программы на основе профессиональных требований, потребностей отрасли и конкретного региона», − отметил Валерий Фальков, обращаясь к присутствующим.
Министр науки и высшего образования также пригласил транспортные вузы принять участие в конкурсном отборе в проект по созданию Передовых инженерных школ в российских университетах, который пройдет в 2022 году. Цель проекта − к 2030 году на базе вузов создать 30 школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями, такими как ОАО «РЖД», Госкорпорация «Росатом», Ростех, «Корпорация «Иркут» и другими. Такое сотрудничество особенно актуально для транспортной отрасли.
Первым вопросом повестки стало обсуждение взаимодействия ведущих компаний транспортной отрасли и университетов в научно-исследовательской сфере. Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал, что компания располагает собственным научным комплексом из четырех исследовательских институтов, инжиниринговым центром, развитой опытно-экспериментальной базой. Также совместно с Минтрансом России была утверждена программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. Ее реализация позволяет ОАО «РЖД» активно участвовать в развитии отраслевых вузов и совершенствовать процесс подбора квалифицированных специалистов.
«Компания заинтересована в усилении научно-исследовательского потенциала вузов и активно поддерживает молодых ученых через систему грантов. В рамках программы взаимодействия с университетскими комплексами молодым ученым присуждаются гранты на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте. Поступающие заявки показывают большой интерес к участию в конкурсах не только со стороны транспортных вузов, но и со стороны других образовательных организаций. Начиная с 2022 года количество грантов будет увеличено с трех до пяти, а приоритеты в тематиках будут смещены в область фундаментальных исследований, что обеспечит более широкую область применения результатов», − добавил он.
Ректор Российского университета транспорта Александр Климов отметил, что проект Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года ставит перед транспортными университетами новые задачи. «В рамках реализации транспортной стратегии предстоит массовое внедрение интеллектуальных транспортных систем, развитие автономных беспилотных технологий на всех видах транспорта, оснащение цифровыми сервисами всех видов транспортной инфраструктуры, − сказал он. − Решение таких сложных задач требует совместной работы университетов, научно-исследовательских организаций, отраслевых и корпоративных инженерных центров. Транспортные университеты должны взаимодействовать с ведущими образовательными организациями Минобрнауки России, институтами РАН для создания специализированных центров компетенций по важнейшим вопросам технологической трансформации транспортной отрасли».
Также на заседании рассмотрен вопрос кадрового обеспечения железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в том числе с учетом требований международных конвенций.
Генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов рассказал, что обучение, необходимое для подготовки кадров, проводится совместно с государственными морскими университетами, а также на базе собственных учебных центров компании, в которых аккумулируются ключевые профессиональные компетенции. Компания ежегодно проводит курсы повышения квалификации для всего плавсостава. Для офицеров флота регулярно проводятся семинары с целью развития профессиональных знаний и обмена опытом. С 2020 года утверждена и введена в действие «Программа стимулирования развития ключевых компетенций плавсостава». В рамках сотрудничества с учебными заведениями отрасли ПАО «Совкомфлот» ведет системную работу с тремя ведущими морскими университетами страны: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.
В свою очередь генеральный директор – председатель правления ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Михаил Полубояринов рассказал, что залогом полноценного кадрового обеспечения транспортной отрасли является способность прогнозировать спрос на кадры, задавать параметры, требования к образовательным программам, вести поэтапную профессиональную экспертизу и контролировать результат подготовки. «Именно такое экспертное контрольное сопровождение процесса подготовки пилотов гарантирует возможность гибкого и быстрого ответа на внешние вызовы, перед которыми стоит отрасль. – отметил он. – Аэрофлот сегодня выполняет не просто функцию заказчика профессионального ресурса, а является главным носителем экспертизы и отраслевого опыта, которые позволяют прогнозировать количественный и качественный спрос на кадры. И далее мы будем активно участвовать в процессе подготовки кадрового ресурса для поддержания жизнеспособности и дальнейшего развития отрасли».
О материально-техническом обеспечении образовательных организаций транспортного комплекса проинформировал директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков. Он отметил, что перед транспортом стоят амбициозные задачи, и высшие учебные заведения понимают, что без участия в технологической трансформации, без критических изменений в научно-технологической сфере, без реакции на изменяющуюся структуру рынка невозможно обеспечить устойчивое развитие транспортной отрасли.
В завершение мероприятия Валерий Фальков предложил сделать совместное заседание коллегий ежегодным и выступил с инициативой организовать стратегическую сессию двух ведомств.