Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил в Госдуме РФ в рамках «правительственного часа» на тему: «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по развитию дорожного хозяйства и проекте программы развития дорожной сети до 2015 года»

09 декабря 2008, 21:00

ДОКЛАД
Министра транспорта Российской Федерации И.Е. ЛЕВИТИНА

на «правительственном часе» в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу

«О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации
по развитию дорожного хозяйства и проекте программы развития дорожной сети
до 2015 года»

10 декабря 2008 года


Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации. От уровня развития сети автомобильных дорог зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных производителей и улучшения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности государства и интеграции транспортного комплекса России в международную транспортную систему.

В современных условиях развитие сети автомобильных дорог определяет скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности освоения новых территорий и ресурсов, способствует повышению инвестиционного потенциала регионов.

За последний период благодаря мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации по развитию дорожного хозяйства, достигнуты положительные результаты во многих сферах дорожной деятельности.

В целом запланированные показатели по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, предусмотренные подпрограммой «Автомобильные дороги» выполнены.

Введены в эксплуатацию:

  • первая очередь Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга и участки второй очереди КАД;

  • четырехполосное движение на автомобильной дороге М-7 «Волга» от Москвы до Нижнего Новгорода;

  • обходы Новосибирска и Красноярска, активизировано строительство обходов Сочи, Иркутска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Владикавказа, Екатеринбурга, Перми и других городов;

  • 12 внеклассных мостов.

В текущем году завершено и подготовлено к вводу в эксплуатацию пять крупнейших мостовых переходов, в том числе мосты через реки Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска, вторые очереди мостовых переходов через р. Каму у Перми и через р. Оку в Калуге, мост через р. Урал на обходе г. Орска в Оренбургской области.

Большое внимание уделено мерам, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения. Увеличены объемы строительства наземных и подземных пешеходных переходов, линий электроосвещения, барьерных ограждений, имеющих повышенную удерживающую способность, обеспечено внедрение новых типов шероховатых асфальтобетонов в покрытиях дорожной одежды.

Число ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, в 2007 году сократилось на 5,5% по сравнению с предшествующим годом.

Законодательной основой для разработки и принятия мер по развитию дорожного хозяйства являются положения Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его принятие дало импульс для создания в отрасли системы нормативно-правовых документов, базирующихся на новых законодательных положениях.

Важнейшей инновацией в Законе является закрепление принципа финансирования ремонта и содержания дорог общего пользования всех уровней по утвержденным нормативам денежных затрат.

Для обеспечения перехода на такой принцип финансирования Правительством Российской Федерации принято постановление от 23 августа 2007 г. № 539 «Об утверждении нормативов денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог и правил их расчета».

Для обеспечения исполнения данного постановления утверждены: новые классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них; периодичность проведения видов работ по содержанию и межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них.

Переход на нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог позволит увеличить объемы ремонтных работ, ликвидировать накопленное в предыдущий период отставание от нормативных межремонтных сроков, осуществить поэтапное приведение дорожной сети в соответствие с нормативными требованиями.

В полном объеме переход на нормативное финансирование дорожно-эксплуатационных работ в соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации намечено завершить в 2011 году.

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах» нормативы финансовых затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог должны быть приняты всеми субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В настоящее время правовые акты об утверждении нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание региональных дорог приняты только в 24 субъектах Российской Федерации, еще в 50 регионах такие документы разработаны и подготовлены к утверждению.

Ведется работа по совершенствованию нормативной правовой и технической базы, направленной на повышение безопасности, качества и надежности работы автомобильных дорог.

В целях развития системы технического регулирования предусмотрена разработка специальных технических регламентов, касающихся обязательных требований к эксплуатации железнодорожных переездов и обустройства участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска транспортных средств через государственную границу.

Принятие Федерального закона «Об автомобильных дорогах» установило единые правовые основы деятельности в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания, использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог.

В рамках данного федерального закона были кодифицированы и определены все основные нормы и правила, регулирующие вопросы терминологии дорожного хозяйства, распределения полномочий, прав и ответственности между публичными органами власти и иными юридическими и физическими лицами в части планирования, реализации и контроля мер, направленных на содержание и развитие автомобильных дорог.

Также исчерпывающим образом установлены правила и порядок финансового обеспечения и механизмов сохранения имеющейся сети автомобильных дорог в рамках применения денежных нормативов.

Для реализации Федерального закона «Об автомобильных дорогах» в полном объеме необходимо принятие более 30 нормативных актов Правительства Российской Федерации и других распорядительных актов федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время идет работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона.

В сфере привлечения внебюджетных инвестиций в строительство автомобильных дорог подведены итоги концессионных конкурсов на строительство и эксплуатацию:

  • скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15 км – 58 км;

  • нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь».

Конкурсными комиссиями определены организации, с которыми должны быть заключены концессионные соглашения. Этими организациями осуществляется работа по подготовке документов, необходимых для подписания концессионных соглашений.

Правительством Российской Федерации приняты решения о разработке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации проектной документации на строительство ряда крупнейших объектов платных дорог:

  • участков дороги М-4 «Дон»,

  • дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка,

  • скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург на всем ее протяжении (участке 58 км – 684 км),

  • Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.

После реализации, перечисленные проекты составят основу скоростного автодорожного маршрута по направлению международного транспортного коридора Север – Юг от Балтийских до черноморских портов, а также подъезда к курортам черноморского побережья.

Перечисленные меры позволили на практике приступить к формированию новых принципов управления в дорожном хозяйстве, прежде всего становлению концессионных механизмов.

20 ноября текущего года утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации с горизонтом планирования до 2030 года, в этом документе впервые нашел отражение важнейший принцип поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса.

В Стратегии поставлена задача достичь к 2030 году уровня развития транспортной системы, ликвидировать инфраструктурные ограничения перспективного социально-экономического развития страны.

В области дорожного хозяйства решение этой задачи означает необходимость осуществить строительство и реконструкцию 150 тыс. км федеральных автомобильных дорог и тех региональных дорог, которые после полного завершения будут отвечать признакам отнесения к федеральной сети, поэтому будут строиться с софинансированием из федерального бюджета.

Основным инструментом выполнения задач первого этапа реализации Транспортной стратегии станет Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

В состав ФЦП входит подпрограмма «Автомобильные дороги», определяющая объемы финансирования и показатели развития дорожной сети.

К основным задачам подпрограммы относятся:

  • увеличение протяженности автомобильных дорог, в том числе, входящих в систему международных транспортных коридоров;

  • создание условий для формирования единой дорожной сети;

  • повышение надежности и безопасности дорожного движения;

Предусмотрена реконструкция перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидация грунтовых разрывов, реконструкция участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительство и реконструкция обходов городов и других населенных пунктов.

В целях развития автомобильных дорог в регионах подпрограммой предусмотрено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения с софинансированием за счет средств федерального бюджета.

При этом в подпрограмму включена методика  расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, условия и порядок их предоставления.

В рамках задачи повышения надежности и безопасности дорожного движения по федеральным автомобильным дорогам предусмотрены мероприятия по переустройству «проблемных» участков, в первую очередь, вызывающих снижение безопасности движения, в том числе:

  • замена железнодорожных переездов на пересечения в разных уровнях;

  • реконструкция искусственных сооружений,

  • повышение уровня обустройства автомобильных дорог современными типами барьерных ограждений, устройство линий освещения дорог, строительство пешеходных переходов в разных уровнях, шумозащитных сооружений, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений.

Подпрограммой предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог федерального значения объектами дорожного сервиса, площадками отдыха для участников движения, другими объектами, способствующими повышению безопасности дорожного движения и обеспечивающими улучшение обслуживания участников движения.

Подпрограммой предусматриваются мероприятия по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, в том числе с применением технологий «Глонасс».

Предусмотрено создание единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения на сети федеральных автомобильных дорог, позволяющей предупреждать образование гололеда на проезжей части, осуществлять мониторинг условий движения, диспетчерское и автоматизированное управление движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло переменной информации.

В результате реализации подпрограммы будет построено и реконструировано почти 8 тыс. федеральных дорог, в том числе 2 тыс. километров высококачественных многополосных автомагистралей и скоростных дорог, а также 10 тыс. километров региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета.

В 2015 году протяженность федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличится. Будут устранены ограничения по пропускной способности. Намечено обеспечить подъездами с твердым покрытием 2309 сельских населенных пунктов. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий на автомобильных дорогах сократится к 2015 году на 25% по сравнению с 2007 годом.

По результатам расчетов транспортный эффект от реализации подпрограммы оценивается в 6,5 трлн.рублей.

За период реализации подпрограммы на предприятиях, непосредственно работающих в дорожном хозяйстве, будет создано дополнительно 80 тыс. новых рабочих мест, а в сопутствующих отраслях, связанных с производством дорожно-строительных материалов, дорожных машин и оборудования и других - около 168 тысяч новых рабочих мест.

Задачи, поставленные Транспортной стратегией и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» нельзя решить без перехода на инновационные методы управления дорожным хозяйством.

Одним из мероприятий является создание государственной компании, находящейся под государственным контролем, с передачей ей функций, связанных с развитием, модернизацией и содержанием сети высокоинтенсивных автодорог, приспособленных для потребностей современного автомобильного транспорта.

При этом важнейшей задачей является привлечение внебюджетных источников финансирования. В основе работы компании должна лежать мотивация экономии средств за счет повышения качества и производительности дорожных работ, для ускорения строительства сети современных автомагистралей, снижение затрат на эксплуатацию дорог при увеличении межремонтных сроков за счет применения новых высокоэффективных технологий, дорожной техники.

Предложения по созданию такой структуры в настоящее время прорабатываются в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.

Остановлюсь на вопросах, которые требуют совершенствования нормативно-правового обеспечения дорожного хозяйства.

1. Совершенствование норм законодательства о размещении заказов.

В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» необходимо внести изменения, предусматривающие при размещении заказа для государственных нужд гибкий подход к формированию цены контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, а также возможности изменения этой цены в ходе выполнения контракта.

2. Совершенствование норм земельного законодательства. Анализ правоприменения норм гражданского и земельного законодательства Российской Федерации при изъятии земельных участков для государственных нужд показывает имеющиеся проблемы при урегулировании вопросов, связанных с прекращением права аренды земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, а также с прекращением права пожизненного наследуемого владения земельным участком и прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

С целью урегулирования имеющихся правовых коллизий в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и иных недвижимых вещей для государственных или муниципальных нужд целесообразно распространить порядок прекращения прав владения и пользования, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации, на процедуру прекращения права аренды.

Также Минтранс России считает целесообразным внести поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие особенности процедур прекращения указанных прав на земельные участки в случае их изъятия для государственных или муниципальных нужд.

3. Совершенствование норм лесного законодательства.

При реконструкции автомобильных дорог общего пользования проводится комплекс мероприятий по переносу из зоны работ инженерных коммуникаций.

В ряде случаев переустройство указанных коммуникаций осуществляется в пределах участков лесного фонда, в том числе отнесенных к категории защитных лесов. Размещение данных коммуникаций на участках лесного фонда допускается статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, однако в силу статей 17 и 105 (Лесного кодекса) рубки лесных насаждений, отнесенных к защитным лесам, запрещены.

В этой связи целесообразно рассмотреть возможность внесения поправок, допускающих в указанных целях осуществлять проведение рубок при обязательности последующего обеспечения воспроизводства лесов на данных участках лесного фонда.

4. Совершенствование законодательных норм в области градостроительной деятельности.

В целях обеспечения устойчивого развития территорий и транспортной инфраструктуры необходимо ускорить принятие документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Министерство транспорта Российской Федерации благодарит депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за то большое внимание, которое уделяется законодательному регулированию вопросов развития транспортного комплекса.

Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью