Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и «О проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД»

12 ноября 2008, 21:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации
И.Е. Левитина

на заседании Правительства Российской Федерации по вопросам
«О ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и
«О проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД»

Москва, 13 ноября 2008 года


Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!

Вашему вниманию представляется доклад о ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте и о проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на ближайший трехлетний период.

В текущем году реформирование осуществлялось в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и Планом мероприятий по ее реализации на 2006-2010 годы с учетом одобренной Правительственной комиссией по транспорту и связи Целевой моделью рынка транспортных услуг к концу третьего этапа структурной реформы.

Во взаимодействии с другими видами транспорта сеть железных дорог обеспечивает удовлетворение потребностей в перевозках, являясь ведущим элементом транспортной системы, при этом ее доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего объема работы транспортного комплекса.

Характеризуя работу отрасли в целом, необходимо отметить отсутствие значимых сбоев в работе, повышение качества услуг, оказываемых различными структурами железнодорожного транспорта. За истекшие 9 месяцев работы наблюдался устойчивый рост объемов перевозок, как в грузовом, так и в пассажирском сегментах работы.

Прогнозируется, что по итогам года в связи со спадом деловой активности и, соответственно, снижением объемов внешней и внутренней торговли произойдет снижение динамики роста показателей основной деятельности железных дорог.

Стабильные результаты работы за 9 месяцев текущего года позволяют с уверенностью говорить о последовательном решении задач структурной реформы.

В отчетном году завершается десятилетний период, прошедший с даты начала структурных преобразований.

За годы реформирования выдержано соотношение между динамикой роста тарифов на услуги железнодорожного транспорта и ростом цен в промышленности, позволяющее обеспечить снижение уровня транспортных издержек в конечной цене на продукцию.

При этом обеспечивается повышение эффективности работы за счет развития конкуренции в отдельных сегментах рынка, повышения финансовой прозрачности и роста частных инвестиций в развитие отрасли.

Ежегодное рассмотрение промежуточных результатов выполнения мероприятий структурной реформы на заседаниях Правительства Российской Федерации позволяет не только оценить эти результаты, но задать векторы преобразований на будущие периоды, что в текущем году является особенно актуальным с учетом усиления фактора вариативности социально-экономического развития страны.

Поэтому помимо итогов реформирования железнодорожной отрасли в 2008 году разрешите проинформировать Вас о планах на 2009 год и тех проблемах, которые требуют решения для достижения поставленных целей.

В текущем году была проведена работа по выполнению поручений Правительства, данных по итогам рассмотрения результатов реформы в прошедшем году и Плана мероприятий по реализации Программы структурной реформы.

  • во-первых, подготовлены и распоряжением Правительства утверждены изменения в План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006 – 2010. Корректировка проведена с учетом Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг, на основе анализа хода реализации третьего этапа реформирования и затронула наименования мероприятий, сроки их выполнения и состав мероприятий;

  • во-вторых, утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, включающая перечень программных мероприятий, направленных на совершенствование инфраструктуры, а также привлечение инвестиций для приобретения подвижного состава нового поколения;

  • в-третьих, внесены изменения в Положение о распоряжении объектами имущества компании «РЖД» в части сокращения перечня документов, необходимых для согласования продажи акций дочерних обществ. Кроме того, Минтрансом России подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», которым предусматривается снятие ограничений по распоряжению отдельными объектами имущества ОАО «РЖД».

В области совершенствования нормативного регулирования среди приоритетных задач, решавшихся в текущем году, следует выделить подготовку изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В соответствии с одобренными Комиссией Правительства по законопроектной деятельности концепциями подготовлены проекты изменений в эти два основополагающих законодательных акта.

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривается законодательное закрепление сложившейся за период структурных преобразований в отрасли системы отношений, формирование правовых основ для дальнейшей реализации мероприятий реформы и создание условий для развития конкурентных отношений в соответствующих сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Справочно:

Законопроектом, в частности:

  • дается более подробная регламентация отношений, связанных с предоставлением услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечения равного доступа к таким услугам;

  • восполняются пробелы в правовом регулировании, связанные со строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры за счет различных источников;

  • определяются общие принципы взаимодействия владельца инфраструктуры и владельцев собственных локомотивов при курсировании таких локомотивов по инфраструктуре;

  • уточняется круг прав и обязанностей участников рынка железнодорожных транспортных услуг.

Законопроект рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по структурной реформе и был в целом одобрен.

Сегодня он дорабатывается по итогам согласительных процедур, проведенных с федеральными органами исполнительной власти, с учетом заключения Минюста России и будет внесен в Правительство в ближайшее время.

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» актуализируются основные положения, регламентирующие отношения по перевозкам грузов пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, с учетом развития технологии перевозок, качества обслуживания, формирования конкурентной среды в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Законопроект проходит процедуру межведомственного согласования.

В этом году подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в части корректировки критериев имущества ОАО «РЖД», ограниченного в обороте.

В первую очередь речь идет о снятии запрета на распоряжение объектами имущественного комплекса ОАО «РЖД», не связанными с обеспечением движения поездов, а также не имеющими стратегического и оборонного значения. Предусмотрено упрощение порядка распоряжения акциями дочерних обществ ОАО «РЖД».

Вместе с тем, законопроектом установлен порядок возложения на приобретателей объектов имущества ОАО «РЖД» соответствующих мобилизационных заданий.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.

В целях формирования системы технического регулирования на железнодорожном транспорте Минтрансом России разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении технических регламентов.

Справочно:

  • «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;

  • «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;

  • «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Принятие данных актов в соответствии с законом «О техническом регулировании» позволит заложить основные требования безопасности к эксплуатации железнодорожного транспорта.

В текущем году принят ряд подзаконных актов, восполняющих пробелы в правовом регулировании в области железнодорожного транспорта.

Справочно:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 545 об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных перевозчиками и/или владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в результате выполнения отдельных перевозок в случаях возникновения угрозы обороноспособности, социальной стабильности государства;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 875 «О внесении изменения в Правила предоставления в 2007 году субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)»;

  • приказы Минтранса России:

    • «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» (от 06 августа 2008г. № 126 зарегистрирован Минюстом России от 02 сентября 2008г. № 12203);

    • «Об утверждении Порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования» (от 06 августа 2008г. № 125)

    • «Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования» (от 06 августа 2008г. № 127).

    • «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом» (от 5 августа 2008 г. № 120).

    • «Об утверждении Порядка действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 26 июня 2008 г. № 94)

Мероприятия по совершенствованию государственного управления железнодорожным транспортом в отчетный период выполнялись одновременно с реализацией административной реформы. В ходе данных мероприятий утверждены административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственных функций по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и лицензированию перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Ключевым событием текущего года для дальнейшего развития отрасли стало принятие Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Основная цель документа – определить задачи по перспективному развитию отрасли на долгосрочный период исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития России.

Появление этого важнейшего документа также является результатом структурных преобразований в отрасли, направленных на обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и пользователей услуг.

В ходе реформы созданы условия для развития конкуренции в отдельных сегментах рынка и соответственно притока частного капитала в развитие отрасли. С учетом этого Стратегия предусматривает, что, несмотря на имеющиеся меры государственной поддержки, львиная доля инвестиций в развитие отрасли принадлежит частному инвестору.

Предположить существование данной конструкции десять лет назад было практически невозможно.

Рост объема инвестиций, привлекаемых для развития отрасли, является одной из целевых задач третьего этапа реформы.

Отмечу, что в качестве одного из источников финансирования остается федеральный бюджет.

Мероприятия Стратегии увязаны с мероприятиями федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002-2010 годы», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», Транспортной стратегии России до 2030 года и синхронизированы с ними.

Справочно:

Общий объем инвестиций на модернизацию железнодорожного транспорта на ближайший двухлетний период предусмотрен программой в размере свыше 240 млрд. рублей, из которых государственные капитальные вложения составляют около 8 млрд, оставшийся объем финансирования обеспечивается за счет внебюджетных источников.

Общий объем финансирования программы до 2015 года предусматривает на развитие железнодорожного транспорта 6 трлн рублей, из которых 379 млрд. рублей – государственные капитальные вложения из федерального бюджета.

Хочу отметить, что только в текущем году в рамках государственно-частного партнерства заключены 3 инвестиционных соглашения на общую сумму свыше 137 млрд. руб. с государственной поддержкой за счет средств Инвестиционного фонда. Из них средств Инвестиционного фонда - около 50 млрд. руб., оставшаяся доля финансируется за счет частных инвестиций.

В целях развития объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для проведения зимних Олимпийских Игр в 2014 году, в уставный капитал ОАО «РЖД» внесено более 24 млрд. рублей.

В этой связи, в течение отчетного года выполнялся ряд мероприятий, направленных на повышение уровня инвестиционного спроса.

Продолжилось выделение непрофильных видов деятельности и соответствующих активов путем создания дочерних обществ. Так, в текущем году советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 8 дочерних и зависимых обществ.

Справочно:

  • ОАО «Первая нерудная компания» на базе имущества щебеночных заводов;

  • ОАО «ТрансВудСервис» на базе имущества шпалопропиточных заводов;

  • ОАО «БэтЭлТранс» на базе имущества заводов по производству железобетонных шпал;

  • ОАО «Новосибирский стрелочный завод»;

  • ОАО «Вагонреммаш» в сфере ремонта пассажирских вагонов на базе Воронежского ВРЗ, Новороссийского ВРЗ и Тамбовского ВРЗ;

  • ЗАО «Русская медь» для разработки Удоканского месторождения меди в Читинской области;

  • ОАО «Ишимский механический завод».

В настоящее время зависимыми обществами ОАО «РЖД» является 124 компании (ОАО «РЖД» владеет более 20 %), из них в 62 обществах ОАО «РЖД» имеет контрольные пакеты.

По итогам прошлого года сумма дивидендов ОАО «РЖД» от участия в дочерних обществах достигла 1 млрд. рублей. Согласно прогнозам ежегодные поступления дивидендов в 2008–2011 годы составят более миллиарда рублей.

В январе 2008 года состоялась реализация 15-процентного пакета акций ОАО «Трансконтейнер», что позволило получить около 8 млрд. рублей дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава.

Справочно:

Стратегические инвесторы: Европейский банк реконструкции и развития, Moore Capital Management, GLG Emerging Markets Fund и Troika Dialog Investments Limited

Стремительное развитие частной собственности на железнодорожный подвижной состав обусловило наличие спроса со стороны компаний - операторов на имущественные комплексы ремонтных подразделений ОАО «РЖД», неиспользуемых на полную мощность.

В этой связи было принято решение о реализации 22 из 120 вагоноремонтных депо ОАО «РЖД». На октябрь отчетного года реализовано 15 комплексов на общую сумму 3,3 млрд рублей.

Справочно:

Объем деповского ремонта грузовых вагонов частными предприятиями за 8 месяцев т.г. составил 18,4 тыс. вагонов и капитального ремонта – 5,6 тыс. вагонов, что в целом на 2,5% больше уровня соответствующего периода прошлого года. При этом произошло снижение объемов ремонта грузовых вагонов в условиях депо - на 4,3% и на заводах ОАО «РЖД» - на 25,6%

Вывод неосновных видов деятельности и соответствующих активов из состава ОАО «РЖД» имеет комплексный результат как с точки зрения притока дополнительных инвестиций, так и с точки зрения появления новых игроков в отдельных сегментах рынка услуг на железнодорожном транспорте.

Вместе с тем, дальнейшие преобразования в этом направлении должны проводиться при условии детальной и тщательной оценки капитализации создаваемых компаний с учетом текущего состояния фондовых рынков и оценки возможных рисков продажи активов без значительного финансового результата.

За прошедший год изменилось соотношение парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего ОАО «РЖД» и парка компаний – операторов. В настоящее время такое соотношение составляет 44% - парк ОАО «РЖД» и 56% - парк компаний – операторов.

Вместе с тем, такое развитие рыночных отношений требует дальнейшего совершенствования регуляторной среды и развития нормативной базы. Поэтому необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на создание равных конкурентных условий для всех собственников грузовых вагонов и полноценного рыночного ценообразования в конкурентных секторах этого бизнеса.

Справочно:

Вместе с тем, есть и негативные аспекты. Хочу вкратце остановиться на них.

С одной стороны мы имеем достаточно объемный сегмент рынка с наличием конкурентных отношений – сегмент оперирования собственным грузовым подвижным составом, в котором тарифы не регулируются государством, а сами услуги компаний-операторов не являются публичными.

С другой стороны – рынок грузовых перевозок, который по-прежнему, находится в состоянии монополии, с жестким государственным тарифным регулированием и публичностью услуг.

Естественно, что единственный сетевой перевозчик – ОАО «РЖД», оказывающий комплексную услугу по перевозке, включающую предоставление железнодорожного подвижного состава, не может в этих условиях полноценно конкурировать с компаниями – операторами

Такой дисбаланс, стал одним из факторов дефицита универсального подвижного состава для перевозок массовых грузов.

На рынке даже появился термин – «дешевый вагон». Все стремятся получить этот «дешевый вагон». При этом в расчет не берется то обстоятельство, что парк таких вагонов неуклонно сокращается

Поэтому дальнейшие мероприятия структурной реформы должны быть направлены на устранение такого дисбаланса.

С учетом текущей ситуации в мировой экономике, в соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением Минтрансом России совместно с Минпромторговли России реализуются мероприятия, направленные на обеспечение стабильной работы не только железнодорожных компаний-операторов, но и предприятий транспортного машиностроения.

Справочно:

В частности:

  • совместно с ОАО «РЖД» рассмотрен вопрос об ускоренном списании вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» с просроченным сроком службы. Данная мера обеспечит стабильную загрузку и стимулирует вопрос покупки новых вагонов.

  • исходя из специфики перевозки массовых грузов в полувагонах, таких как уголь, щебень, в основном закольцованными маршрутами со стопроцентным порожним пробегом, в предстоящем году необходимо пересмотреть с учетом результата анализа данных раздельного учета по видам деятельности за 2008 год размеры вагонной составляющей в грузовом тарифе. Это позволит повысить интерес компаний-операторов к данным перевозкам, поднять уровень обеспеченности угольных предприятий вагонами, а также загрузить мощности предприятий транспортного машиностроения;

  • подготовлен проект приказа Минтранса, уточняющий порядок планирования перевозок в собственном подвижном составе.

В результате совместной работы с крупнейшими компаниями-операторами определены предварительные объемы заказа грузовых вагонов российских производителей на 2009 год (свыше 50 тыс. единиц, из которых свыше 24 тыс. – ДЗО ОАО РЖД, оставшаяся часть – частные компании). Общий объем инвестиций составит около 100 млрд. рублей (с НДС).

Благодаря этому фактический объем заказа для российских вагоностроителей не уменьшается, а увеличивается.

Однако, по этому вопросу нужна работа с Минфином России в части целевого кредитования договоров поставки и лизинга подвижного состава российских производителей в соответствии с механизмами предусмотренными Правительством.

Реформирование пригородного пассажирского комплекса осуществлялось в этом году в соответствии с Программой структурной реформы.

В настоящее время на железнодорожном транспорте функционирует 11 пригородных пассажирских компаний, созданных ОАО «РЖД» совместно с субъектами Российской Федерации.

Справочно:

В Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Алтайском, Приморском, Красноярском краях, Ростовской, Свердловской, Волгоградской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областях.

Ведется работа по реализации еще двенадцати проектов создания пригородных пассажирских компаний. Сведения об этих проектах приведены на слайде.

Справочно:

«Башпригород», «Пермь-Пригород», «Московско-Тверская пригородная компания», «Карел-пригород», ОАО «Кубань-экспресс пригород», ОАО «Чита- пригород», ОАО «Каспий-пригород», ОАО «РЖД» «Пригородные сообщения» (Иркутская обл.), ОАО «Содружество» (Татарстан), «Самаратранс- пригород», «Ярославская пригородная компания», «Саратов-транспригород».

По-прежнему, со стороны субъектов Российской Федерации не обеспечено полное покрытие убытков от пригородных пассажирских перевозок. В среднем по сети железных дорог компенсируется не более 40% расходов пригородного комплекса, из которых 35,6% доходы от продаж перевозок и всего 3,3 % - дотации субъектов.

Причины такой ситуации заключаются с одной стороны – в отсутствии достаточной заинтересованности администраций субъектов Российской Федерации в государственной поддержке этого вида социально-значимых перевозок (ожидаемая сумма компенсации в этом по всем субъектам Российской Федерации составляет 1,8 млрд рублей), с другой стороны – в отсутствии четкой законодательной регламентации полномочий субъектов по тарифному регулированию этих перевозок и соответствующей обязанности по компенсации убытков, возникающих в результате тарифного регулирования.

Хочу подчеркнуть, что разработанный Минтрансом России законопроект о внесении изменений в закон «О железнодорожном транспорте» устраняет этот пробел.

Программой структурной реформы (подпункт а) пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 №384) предусмотрено создание компании в сфере перевозок пассажиров в дальнем сообщении со 100% участием государства.

Однако в октябре текущего года Советом директоров ОАО «РЖД» одобрена Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования до 2015 года, предусматривающая создание компании, осуществляющей перевозки пассажиров в дальнем следовании, в качестве дочернего общества ОАО «РЖД».

По предварительной оценке Совета директоров компании такой способ выделения пассажирского комплекса является наиболее приемлемым с точки зрения управляемости перевозочным процессом, возможности получения финансовой помощи со стороны материнской компании.

Повторюсь, что основным критерием для принятия решения по данному вопросу остается обеспечение безубыточности деятельности будущей компании.

И согласованные Минэкономразвития России параметры индексации тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в 2009-2011 годах с учетом предусмотренных федеральных субсидий (в 2009 году – 32,7 млрд. руб., в 2010 году – 28,0 млрд. рублей, в 2011 году – 25,5 млрд. рубле) позволяют выйти на безубыточный уровень работы пассажирской компании.

В этой связи требуется:

  • принять решение о создании в 2009 году пассажирской компании, осуществляющей пассажирские перевозки в дальнем следовании, определив способ создания будущей компании либо в виде государственной компании, как это предусмотрено Программой структурной реформы, либо как дочернего общества ОАО «РЖД» с изменением Программы;

  • определить основные перспективные параметры финансово-хозяйственной деятельности федеральной пассажирской компании с учетом анализа результатов ведения раздельного учета доходов и расходов ОАО «РЖД» по видам деятельности за 2008 год

  • обеспечить проведение мероприятий, необходимых для начала хозяйственной деятельности пассажирской компании, включая;

  • определить принципы и механизм формирования государственного заказа на выполнение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

В соответствии с проектом протокольного решения сегодняшнего заседания Правительства окончательные предложения по этим вопросам должны быть представлены в Правительство в установленном порядке.

Еще одним стратегически важным направлением структурных преобразований, непосредственно влияющим на ход структурной реформы, является совершенствование тарифного регулирования.

К числу положительных итогов уходящего года несомненно можно отнести принятие ряда принципиальных решений в области тарифного регулирования.

Первое решение касается последовательной индексации тарифов на грузовые перевозки в первом полугодии 2008 г. – 8%, 2009 г. – 12,5%, 2010 – 9,7%, 2011 – 10%. Индексация тарифа в текущем году позволила сблизить темпы роста уровня заработной планы работников отрасли с темпами роста заработной платы в среднем по России;

Второе. Произведена целевая индексация тарифов на грузовые перевозки в 2008 г. на 1 % для обеспечения развития железнодорожной инфраструктуры объектов зимних Олимпийских игр в г. Сочи;

Третье решение касается введения инвестиционной составляющей в тариф.

Продолжается работа по совершенствованию действующего тарифного руководства.

Справочно:

  • с 1 января 2008 года унифицированы тарифы на перевозку контейнеров;

  • внесены изменения в Прейскурант № 10-01 по порядку тарификации отдельных видов перевозок грузов.

Разработаны проекты документов, составляющих методическую основу определения себестоимости отдельных видов услуг, оказываемых ОАО «РЖД».

Справочно:

Разработаны методики:

  • по определению себестоимости и построения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами ОАО «Российские железные дороги»;

  • по определению себестоимости и построения ставок сборов за дополнительные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок грузов, начально-конечных операций, и оказании услуг по использованию инфраструктуры.

В настоящее время завершается работа по разработке пассажирского Прейскуранта № 10-02-16.

В соответствии с одобренной Концепцией построения Прейскуранта №10-02-16 «Тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа, выполняемые во внутригосударственном сообщении ОАО «РЖД» и организациями, образуемыми в процессе реформирования компании, и услуги инфраструктуры, оказываемые компанией при данных перевозках» разработаны проекты соответствующих методик.

Справочно:

Методики:

  • определения себестоимости и построения тарифов на перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры в дальнем следовании;

  • определения себестоимости и построения тарифов на перевозку багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

  • определения себестоимости и построения тарифов на перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры в пригородном сообщении.

В целом реформирование осуществляется в соответствии с планом и в установленные сроки. В следующем году дальнейшие структурные преобразования будут осуществляться в соответствии с Программой структурной реформы и Планом мероприятий.

В заключение хочу еще раз остановиться на важнейших вопросах, отмеченных в докладе и требующих решения в предстоящем периоде.

Во-первых, необходимо продолжить структурные преобразования в сфере грузовых перевозок, обеспечив, в том числе, создание равных условий для конкуренции в области услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, с учетом сохранения темпов его обновления и удовлетворения потребностей в перевозках грузов, необходимых для поддержания экономической и социальной стабильности, обороноспособности и безопасности страны. Необходимо также определить способы государственной поддержки транспортных компаний и предприятий транспортного машиностроения.

Во-вторых, в 2008 – 2009 годах требуется провести комплексные мероприятия по созданию компании в сфере дальних пассажирских перевозок и организации ее безубыточной деятельности на базе формирования государственного заказа на данный вид пассажирских перевозок.

В-третьих, следует ускорить работу по формированию новой системы тарифного регулирования в области железнодорожного транспорта.

В тесной взаимосвязи с реализацией мероприятий структурной реформы находятся вопросы финансовой и инвестиционной политики компании.

Переходя ко второму вопросу, подчеркну, что данные проекты разработаны в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта, а также с учетом ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015».

При разработке проектов учитывались наблюдающиеся тенденции развития реальных секторов экономики в Российской Федерации, их влияние на уровень спроса и изменение загрузки производственных мощностей, товарооборота, объема перевозок.

Обращаю ваше внимание, что погрузка грузов в текущем году ожидается на уровне 2007 года. В базовом варианте финансового плана на 2009 год объем погрузки принят с минимальным приростом в размере 0,4% (5,9 млн тонн, что меньше ранее прогнозируемого на 76 млн тонн) и составляет 1, 354 млн тонн.

Прогнозируется, что по мере стабилизации мировой экономической системы в последующие два года погрузка будет прирастать, но замедленными темпами.

Помимо объемов перевозок непосредственное влияние на формирование доходной базы ОАО «РЖД» оказывает тарифная политика.

На период 2009 – 2011 годы Правительством утвержден уровень индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по годам в следующем размере – 14%, 13,7%, 14%, в том числе инвестиционная составляющая – 1,3%, 3,6% и 3,6% соответственно.

Основные показатели проекта финансового плана компании на 2009 год, несмотря на их рост в абсолютном выражении к 2008 году, претерпели изменения в сторону уменьшения к ранее запланированным показателям финансового плана компании на 2008-2010 годы.

К примеру, уменьшен прогнозный грузооборот на 94 млрд. тонно-километров или на 3,5% к ранее запланированному уровню.

Соответственно на 3,5% снижен ранее запланированный уровень доходности.

Плановые показатели трехлетнего периода до 2011 года были определены с учетом перспектив следующего года и текущей экономической ситуации. Следует отметить характерной чертой, пусть и небольшую, но положительную прогнозную динамику роста всех основных показателей.

Основные негативные факторы, повлиявшие на формирование прогнозных значений трехлетнего финансового плана, нам всем известны и в дополнительных комментариях не нуждаются.

Меры по сокращению затрат только на 2009 год от расчетной величины по перевозкам составят более чем 80 млрд. руб, и коснутся снижения материальных затрат на текущую эксплуатацию и используемых топливно-энергетических ресурсов при прогнозируемом условии снижения цен на потребляемую продукцию. Кроме того, предусматривается оптимизация численности и фонда оплаты труда, административно - управленческих и общехозяйственных расходов.

Хочу сказать, что несмотря на снижение затрат программы капитального ремонта пути и грузовых вагонов в условиях деповского ремонта, объемы в натуральных показателях будут сохранены на уровне 2008 года. Условиями реализации этих планов может быть снижение цен на потребляемую продукцию не менее чем на 20%, а также пересмотр коэффициентов удорожания сметной стоимости работ, устанавливаемых в настоящее время Минрегионом России.

Касаясь инвестиционной программы компании на 2009-2011 годы необходимо отметить следующее: в 2009 году объем инвестиций планируется на уровне 434 млрд. рублей, в 2010 году – 536 млрд. рублей и в 2011 году 624 млрд. рублей.

Справочно:

В целом инвестиционной программой на обновление инфраструктуры в рассматриваемый период предусматривается средств более чем в 1,5 раза по отношению к параметрам предыдущей трехлетней программы.

Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на трехлетку прогнозируется на уровне 1,6 трлн. рублей, что вдвое превышает величину инвестиционного бюджета предыдущего трехлетнего периода (2006-2008 годы).

Следует особо выделить, что в предстоящем году, несмотря на изменение финансовых показателей объем производства работ по реконструкции верхнего строения пути и искусственных сооружений, а также приобретение вагонов и локомотивов сохраняется в натуральном исчислении практически неизменным к уровню 2008 года.

Логика корректировки инвестиционной программы планируемого периода аналогична корректировке расходной части затрат по основной деятельности и связана, прежде всего, со снижением цен на продукцию машиностроения, металлургии и прочих видов потребления.

Что касается приобретения тягового подвижного состава. В следующем году планируется прирост объемов закупок на 20% к уровню текущего года, в объеме 654 новых локомотива.

Хочу отметить, что производственные мощности заводов изготовителей подвижного состава и материалов верхнего строения пути в будущем году будут обеспечены заказами в объеме, близком к их производственным мощностям.

В части, касающейся инвестиций в инфраструктуру, необходимо подчеркнуть, что в состав данной программы включены инвестиционные проекты, утвержденные Правительством, в рамках Федеральной целевой программы развитие транспортной системы России до 2015 года, а также в рамках проектов с привлечением средств инвестиционного фонда Российской Федерации.

К числу указанных проектов, в том числе относятся:

  • организации скоростного движения на направлении Центр - Юг, для обхода Украины, повышения транспортной доступности российских черноморских курортов и разделения грузового и пассажирского движения.

  • проекты развития железнодорожных подходов к портам (Усть-Луга) на южном берегу Финского залива (Мга – Гатчина – Иван-город), а также подходов к портам Приморск, Тамань, Новороссийск, Мурманск, Ванино;

  • развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к бухте Козьмино в рамках реализации проекта ВСТО.

Хочу подчеркнуть, что в части этих проектов инвестиционная программа ОАО «РЖД» не подлежит изменению – все они должны реализовываться в соответствии с ранее утвержденными планами. При этом все ранее заключенные долгосрочные контракты на поставку материалов и оборудования для их реализации должны исполняться в полном объеме, но с пересмотром ценовых параметров.

Впервые в качестве источника финансирования предусмотрены средства от введения инвестиционной составляющей в тарифе на грузовые перевозки (в 2009 году – 9 млрд. рублей, в 2010 году – 40 млрд. рублей и в 2011 году – 77 млрд. рублей).

Кроме того, инвестиционной программой предусмотрена реализация «Сочинских» проектов. Это проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры связанной с подготовкой и проведением Олимпийских игр в 2014 году. Источником для их реализации будут являться средства, полученные за счет целевой дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки в среднем на 1% (в 2009 году свыше 7 млрд. рублей, в 2010 году свыше 8 млрд. рублей и в 2011 году – 9 млрд. рублей), а также средства, внесенные в уставный капитал компании (в целях строительства совмещенной автомобильной и железной дороги на участке Адлер – Роза Хутор).

В целом необходимо отметить, что в качестве основных направлений инвестирования средств программа ОАО «РЖД» определяет объекты инфраструктуры - 75% и подвижной состав - 25% (локомотивы, электропоезда и пассажирские вагоны).

Теперь по источникам финансирования.

Во-первых, финансовый план, кроме амортизации и чистой прибыли, учитывает влияние на основные показатели деятельности компании результатов структурной реформы и ее реализации в прогнозируемом периоде. Вместе с тем, наблюдаемая ситуация на финансовых рынках не могла не сказаться на планируемых сроках реализации акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», созданных в процессе структурной реформы, и как следствие, формирование собственных инвестиционных ресурсов компании.

Так, в 2009 году планируется получить от реализации акций ДЗО 17 млрд. руб и в 2010 году более 117 млрд. руб., при предусмотренных проектом финансового плана на 2008-2010 годы доходах в сумме 48,5 млрд. руб. и порядка 83 млрд. руб. В 2011 году реализация акций ДЗО не планируется. Всего в этот период планируется реализовать акции тридцати ДЗО.

Во-вторых, для формирования необходимых инвестиционных ресурсов в финансовом плане предусмотрено в 2009-2011 годах приращение заемного капитала в объеме порядка 150 млрд. руб., 76 млрд. руб. и 218, млрд. руб. в трехлетний период.

Возможность привлечения заемного капитала компанией на рынках в 2009 году оценивается в 46 млрд. руб., оставшиеся 100 млрд. руб. предполагается привлечь с использованием механизмов государственной поддержки, одной из форм которой может рассматриваться выпуск инфраструктурных облигаций от имени компании. Форма поддержки - рефинансирование Центральным банком России приобретенных кредитными учреждениями облигаций ОАО «РЖД».

При этом сальдо общего долга на 31 декабря соответствующих лет составит 435 млрд. руб, 494 млрд. руб., и 697 млрд. руб. (Соотношение сальдо к EBITDA составляет 167%, 134% и 166% соответственно). Хочу сказать, что данный объем заимствований находится в пределах допустимого уровня финансовой устойчивости компании.

В качестве предварительно проработанных источников инвестиционной программы ОАО «РЖД» представлены расчеты на 2009 год.

И наконец. Во исполнение Вашего, Владимир Владимирович, поручения по плану действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, РЖД совместно с Банком России и Сбербанком России прорабатывается вопрос о выпуске транспортных облигаций в качестве одного из источников заемных средств, необходимых для реализации инвестиционной программы.

ОАО «Российские железные дороги» является одной из основных системообразующих отраслей экономики государства, а также крупнейшим потребителем продукции и услуг различных сфер производства нашей страны. В связи с этим принятие представленных документов, послужит хорошей основой для дальнейшей устойчивой работы не только железных дорог, но иных отраслях экономики.

Хочу поблагодарить Минэкономразвития, Минфин, Минпромторговли, Минрегион, ФСТ, ФАС и Аппарат Правительства за согласованные действия при подготовке документов.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Правительства!

Вашему вниманию представлены информация о ходе структурной реформы, финплан и инвестпрограмма ОАО «РЖД» на предстоящий трехлетний период, а также проект протокольного решения. Прошу поддержать.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью