Изображения

Обычная версия

Интервью заместителя Министра транспорта РФ А.С. Мишарина «Строительной газете» от 15 июля 2005 г. «Для российских строительных организаций платные автодороги –это конкурс на жизнеспособность».

14 июля 2005, 20:00

Интервью заместителя Министра транспорта РФ А.С. Мишарина
«Строительной газете» от 15 июля 2005 года.

«Для российских строительных организаций платные автодороги –это конкурс на жизнеспособность».

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние автодорожной сети в России? Может ли она обеспечить намеченный рост экономики в стране?

Если в коротко, то текущее состояние автодорог я оцениваю как стабильно тяжелое с некоторыми тенденциями к улучшению. На самом деле, для того, чтобы это понять, не надо быть крупным специалистом, достаточно просто проехать километров двести – триста от Москвы. В цифрах же ситуация такова. Сегодня почти 60% федеральных дорог не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. Около трети из них нуждаются в серьезной модернизации или реконструкции.

Более 27% или 13 тысяч километров федеральных магистралей работают в режиме перегрузки. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах. Здесь пропускная способность дорог фактически полностью исчерпала себя, и если в ближайшее время не предпринять оперативных и действенных мер, мы можем столкнуться с реальным транспортным коллапсом, когда движение на подходах и внутри этих городов окажется полностью парализованным.

В последние годы в России прирост автомобильного парка в среднем составляет порядка 7-10%. На фоне этой динамики увеличение протяженности автомобильной сети дорог составляет всего лишь десятые доли процента. То есть, дорог строится крайне мало, а существующая сеть уже не справляется с резко возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков, увеличившейся за последние несколько лет на основных магистралях страны более чем в 2 раза.

Одна из главных причин создавшегося положения – неприемлемо низкий уровень финансирования. В прошлом году с учетом ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации объем финансирования составил менее 1,3% ВВП. Для сравнения, в 2000 году расходы на дорожное хозяйство составляли около 2,9% ВВП.

В качестве примера приведу информацию о доле дорожных расходов и инвестиций, характерной для ряда развитых стран: в Италии и Финляндии они составляют более 4% ВВП, в Великобритании и Франции – более 3,5% ВВП.

Почему эти страны уделяют такое повышенное внимание развитию дорожной инфраструктуры? Я думаю, что ответ достаточно очевиден.

Наличие развитой и современной сети автомобильных дорог является инфраструктурным базисом формирования мобильной и высокоэффективной экономики, ориентированной на ускоренный оборот товаров и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, на интенсификацию внутренних и внешних связей, повышение социальной и деловой активности в обществе.

Здесь должен отметить, что на достижение этих задач нас сегодня ориентирует Президент Российской Федерации, этот тезис сегодня находит понимание и в Правительстве, и в Государственной Думе, и в других Министерствах, и на уровне администраций регионов.

- Каковы итоги реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», например, за последний год? В чем причина ее невыполнения? Какова дальнейшая судьба этой подпрограммы?

- В части строительства и реконструкции автомобильных дорог при запланированных 900 километрах федеральных автодорог в прошлом году построено 473 километра или 52,5 процента, по региональным дорогам этот показатель составил только 25,9 процентов или чуть более полутора тысяч километров. Капитальным ремонтом с учетом объемов ремонта, выполненного на федеральной сети субъектами Российской Федерации за счет территориальных бюджетов отремонтировано федеральных дорог 4 133,1 при плане 4000 километров. В разрезе региональных дорог капитальным ремонтом отремонтировано чуть более 15 тысяч километров из намеченных 26 тысяч. Ну и так далее. Очевидно, что пока намеченные подпрограммой целевые показатели не выполняются. Основную причину я назвал выше – это недофинансирование из бюджетов всех уровней или дисбаланс между возможностями бюджета и расходами, заложенными в подпрограмме. И этот дисбаланс мы сегодня пытаемся убрать.

Поэтому дальнейшие перспективы подпрограммы и в целом ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 г.г.) абсолютно прозрачные и понятные. Как я уже сказал, сегодня идея модернизации и развития транспортной инфраструктуры находит понимание и поддержку на всех уровнях. Поэтому нам сегодня выделяются дополнительные ресурсы, например, по итогам первого квартала 2005 года дополнительно из бюджета на содержание сети автомобильных дорог нам было выделено порядка 16 миллиардов рублей. Это очень позитивные тенденции, и я надеюсь, что в перспективе бюджетное финансирование выйдет на оптимальный уровень. Кроме того, мы предпринимаем ряд жестких мер по сокращению бюджетных расходов. Например, только за счет оптимизации процедуры конкурсных торгов мы сэкономили почти 400 миллионов рублей.

Как Вы оцениваете перспективы увеличения финансирования дорожного строительства из федерального бюджета? Могут ли частные инвестиции составить альтернативу федеральному бюджету при развитии сети федеральных дорог?

- Полагаю, что частично я уже ответил на Ваш вопрос. Остановлюсь вот на чем. Сегодня для всех очевидно, и это доказывает мировой опыт, что помимо классических инструментов – прямого бюджетного финансирования, а также введения целевых налогов и сборов, большая роль в обеспечение необходимой базы финансирования дорожной инфраструктуры отводится механизмам государственно-частного партнерства. Механизмы ГЧП особенно эффективны при реализации тех проектов, где существует возможность взимания прямой платы с пользователя. В основном, это строительство скоростных автобанов, платных мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.

Привлечение частных инвестиций в строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог рассматривается Министерством транспорта в качестве одного из приоритетных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

Согласно ряду экспертных оценок, потенциальная емкость данного рынка в России оценивается в диапазоне 2-3 млрд. долларов в год, без учета тех средств, которые будут инвестироваться государством в рамках бюджетного софинансирования данных проектов.

Правовой базой строительства и платной эксплуатации автомобильных дорог в Российской Федерации должен стать закон «О концессионных соглашениях», второе чтение которого недавно прошло в Государственной Думе.

Помимо этого Министерством транспорта разработан проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах», в котором раскрывается специфика и особенности предмета концессионных соглашений применительно к проектам в дорожной отрасли.

В целях подготовки и создания необходимой базы реализации первых пилотных проектов ГЧП в дорожной отрасли Министерством транспорта были предприняты следующие шаги:

  • специализированное учреждение ФГУ «Дороги России» назначено главным координатором и заказчиком данных проектов со стороны государства;
  • внесены необходимые коррективы в Транспортную стратегию России и Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» в части описания базовых принципов и приоритетных проектов государственно-частного партнерства в транспортной отрасли, включая проекты создания платных автомобильных дорог;
  • разработана правовая база (законы «О концессионных соглашениях», «О платных дорогах», уточняющие поправки в существующее законодательство);
  • проведен конкурс на разработку обоснования инвестиций наиболее крупного и национально значимого дорожного проекта строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург;
  • разработан реестр приоритетных инфраструктурных проектов, финансирование которых может быть частично осуществлено за счет внебюджетных ресурсов, в том числе, из средств формируемого инвестиционного фонда.

На сегодня в данный реестр вошли следующие проекты платных автомобильных дорог и отдельных дорожных объектов:

  1. Строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург;
  2. Реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области;
  3. Строительства нового выхода на МКАД с трассы М-1 Москва-Минск на обходе города Одинцово («Северный обход Одинцово»);
  4. Реконструкция автомагистрали «Подъезд к аэропорту Домодедово»;
  5. Строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге;
  6. Завершение строительства мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде.

Прорабатывается также вопрос организации платной эксплуатации восточного полукольца Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга, а также ряд других проектов, реализацию которых планируется организовать на региональном уровне (например, платная дорога Шали – Сорочьи Горы в Татарстане, обход города Ногинска в Московской области и т.д.).

Но не только законы формируют благоприятный инвестиционный климат в экономике.

Реализация масштабных экономических преобразований предполагает выстраивание качественно нового формата сотрудничества между государством и бизнесом, основанного на прозрачности и открытости отношений, балансе общественных и коммерческих интересов, наличии ясных стратегических целей и ориентиров.

Поскольку нас сегодня читает, в основном, строительная аудитория, я хотел бы обратить особое внимание на то, что создание платных автодорог в России – это уже не мечта из далекого будущего, а объективная реальность, которая завтра войдет в нашу с вами жизнь.

Для российских строительных организаций – платные автодороги это не только новые рабочие места, новые объемы работ, но это - и высочайшая ответственность, и, я бы сказал своего рода «конкурс на жизнеспособность». Потому что конкуренция в этом секторе будет все жестче с каждым годом, и уже сегодня на первый план выходят вопросы повышения качества строительных работ и строительных материалов. Отсюда и первые шаги Министерства транспорта по проведению так называемых двухступенчатых конкурсных торгов, которые мы впервые использовали при строительстве участков Кольцевой автодороги вокруг г. Санкт- Петербурга.

И еще один немаловажный аспект, связанный именно с платными автодорогами. В мировой практике такие проекты реализуются крупными концессионными компаниями , такими, например, как испанская OHL или французская VINCI, которые имеют в своей структуре и финансовые механизмы и строительные подразделения. То есть эти компании выходят на рынок с комплексным проектным предложением, что существенно повышает их конкурентоспособность на мировых рынках. К сожалению, пока российские строительные компании таких решений не предлагают, а ведь здесь заложен огромный потенциал.

Все выступления и интервью