Изображения

Обычная версия

В Астрахани в рамках Межправительственной экономической конференции прикаспийских государств прошел «круглый стол»

02 октября 2008, 20:00

В своем выступлении И. Левитин остановился на ключевых проблемах развития транспорта Прикаспийского региона. Он отметил, что основные транспортные коридоры существенно перегружены, модернизируются недопустимо медленно, а логистические расходы начинают занимать одну из существенных статей затрат, что сказывается на привлекательности производимых в стране товаров. Подобная ситуация, по мнению Министра, в перспективе может стать серьезной угрозой не только внешнеторговому развитию, но и экономическому росту наших государств.

И. Левитин информировал участников заседания, что Минтрансом России сформирована «Стратегия развития транспорта до 2030 года» и финансовый инструмент ее реализации – новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации 2010-2015».

Министр охарактеризовал развитие портовой инфраструктуры в Каспийском регионе, отметив, что суммарный грузооборот российских портов Каспийского бассейна - Оля, Махачкала, Астрахань - в 2006 г. составил 10,6 млн. тонн, в 2007 г. – 13,2 млн. тонн рост составляет 24,59 %.

И. Левитин подчеркнул, что Минтранс России рассматривает развитие порта Оля в увязке с программой развития порта Махачкала. В связи с этим оба порта рассматриваются как взаимодополняющие. Грузооборот порта в 2007 г. составил 6260,1 тыс. тонн, в первом полугодии 2008 г. грузооборот порта Махачкала - 3396,7 тыс. тонн, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Рост обеспечен за счёт увеличения объёма перевалки нефтеналивных грузов.

К 2015 г. планируется завершить строительство комплекса для генгрузов и вторую очередь железнодорожного паромного комплекса, что позволит увеличить грузооборота порта до 15 млн. тонн в год. Строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала включено в подпрограмму "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Реализация проекта обеспечит повышение пропускной способности сухогрузной гавани порта на 2,6 млн. тонн в год. Общий объем финансирования из федерального бюджета в программный период – 100 млн. рублей.

Другим ключевым элементом транспортной инфраструктуры евроазиатского коридора Север-Юг И. Левитин назвал внутренние водные пути. Он отметил, что в настоящее время внутренние водные пути России закрыты для прохода судов под иностранным флагом. Тем не менее, проход иностранных судов по внутренним водным путям Российской Федерации возможен на основании решения Правительства Российской Федерации. По состоянию на 15 сентября 2008 г. в навигацию 2008 года на основании 4 распоряжений Правительства Российской Федерации разрешен проход 29 судам под иностранным флагом по внутренним водным путям России.

В настоящее время, сообщил Министр, формируется стратегия дальнейшего развития внутренних водных путей, кроме того, проводится сравнительная оценка вариантов строительства воднотранспортного соединения Каспийского и Азово-Черноморского бассейна, работы в объеме 3 млн. долларов США финансируются за счет средств Евразийского банка развития. По результатам проведенной работы Банком будут внесены соответствующие предложения в Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан.

На развитие торгово-экономического сотрудничества в Каспийском регионе существенное воздействие оказывают «нефизические» барьеры. На сегодняшний день не определены правовой статус Каспийского моря и режим его использования. «Однако сотрудничество с прикаспийскими государствами в области торгового судоходства успешно развивается», - сказал Министр. Планы российских и зарубежных компаний-грузовладельцев предусматривают гарантированные годовые объемы поставки нефти и нефтепродуктов (свыше 3 млн. тонн в год) через порты Актау и Туркменбаши для транспортировки транзитом по железной дороге до российских портов Туапсе и Новороссийск с последующей погрузкой на танкеры назначением в страны Западной Европы и США.

Вместе с тем, необходимость совершенствования регламента отношений на Каспии с учетом национальных и международных норм в области морского и речного судоходства, по мнению Министра, требует принятия срочных мер.

И. Левитин отдельно остановился на вопросах обеспечения безопасности на Каспии. Он сообщил, что, учитывая особый статус региона, Минтранс России неоднократно обращался к соответствующим министерствам прикаспийских государств с предложением о сотрудничестве в рамках Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.

По словам И. Левитина, реализация обозначенных задач потребует привлечения существенных финансовых ресурсов. Развитие таких инструментов государственной инвестиционной политики как корпорация развития, особые экономические зоны, государственный инвестиционный фонд и концессии, - открывают возможности реализации национальных инфраструктурных проектов с участием частного капитала. «Расширение использования механизма государственно-частного партнерства при реализации национальных и международных проектов развития транспортной инфраструктуры придаст новый импульс развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества наших стран», - сказал Министр.

Участники круглого стола обсудили проводимую Правительствами Прикаспийских государств политику по развитию транспортных комплексов, направленную на удовлетворение растущего спроса экономики и населения в качественных транспортных услугах, обеспечение растущих торговых связей между странами с созданием выгодных, надежных и доступных транзитных маршрутов, развитие и эффективное использование транзитного потенциала. Была отмечена важность активизации усилий по развитию торгово-экономических связей и транзитного потенциала Прикаспийского региона, как связующего звена между странами Европы и Азии.

По итогам заседания было принято решение об учреждении Сессии министров транспорта прикаспийских государств, которая будет проводиться ежегодно. В рамках Сессии будет образован Совет портов прикаспийского региона. По предложению делегации Азербайджана, первое заседание Сессии пройдет в следующем году в г. Баку.

По итогам обсуждения перспектив Международного транспортного коридора «Север – Юг» было признано целесообразным создать некоммерческое партнерство МТК «Север – Юг», что даст возможность бизнес-сообществу более активно участвовать в его развитии.

Пресс-служба Минтранса России

Все выступления и интервью