Изображения

Обычная версия

Заместитель руководителя Департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота В.Г.Юрьев: "Создание "Российского международного реестра судов" - путь к возрождениею отечественного флота"

13 октября 2003, 20:00

Доклад заместителя руководителя Департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота В.Г.Юрьева на семинаре "Правовое обеспечение деятельности транспортной отрасли"

Москва, 10 октября 2003 года

СОЗДАНИЕ «РОССИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
РЕЕСТРА СУДОВ» - ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЛОТА

Формирование и совершенствование правовых основ функционирования морского транспорта является, безусловно, одной из приоритетных задач Минтранса России в данной отрасли. Приоритетность этой задачи обуславливается тем, что издание актуальных нормативных правовых, и в первую очередь законодательных, актов является одним из эффективнейших способов реализации государственной политики и осуществления государственного управления.

В этом кратком выступлении мне хотелось бы поделиться с участниками данной встречи некоторыми проблемами, с которыми сталкивается Минтранс России при совершенствовании морского законодательства.

В современных рыночных условиях судоходные компании России испытывают серьезные экономические и финансовые трудности в конкурентной борьбе на мировом рынке транспортных услуг.

Одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является необоснованно высокий уровень налогообложения, включая таможенные платежи (проблема применения ставки "0", высокий уровень ставок налога на имущество, НДС и таможенные пошлины на новые суда и др.) Это не позволяет отечественным судовладельцам осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается (рис.1).

Ведущая мировая компания "МООР СТИВЕНС", являющаяся аудитором крупнейших российских и зарубежных судоходных компаний, выполнила сравнительные расчеты финансовых результатов работы судна под флагом Великобритании (международный реестр), под флагом России при действующих условиях налогообложения, и при условии регистрации судов в создаваемом Реестре. Результаты расчетов показывают, что эксплуатация судна, принятого в данном исследовании, под российским флагом в настоящее время убыточна (финрезультат минус 212 тыс. долл. США), а два других варианта обеспечивают необходимую прибыль судовладельцу.

На основе сравнительного анализа деятельности российских судоходных компаний (Новороссийское, Приморское морские пароходства), выполненного российскими специалистами, при условии регистрации судов в соответствии с Кодексом торгового мореплавания – с одной стороны и в оффшорной компании за рубежом – с другой, можно сделать вывод, что в случае регистрации судов в оффшорной компании за рубежом судоходная компания располагает собственными средствами для обновления фондов в 1,5–1,8 раза больше аналогичных средств компании, оперирующей в соответствии с действующим законодательством РФ.

Второй причиной резкого сокращения флота под отечественным флагом является неразвитость отечественной банковской системы. Из 189 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2002 гг., 90% имеют иностранный флаг. Это объясняется тем, что российские коммерческие банки обеспечивают кредитование судостроения только на короткий период (до 3-х лет) под высокие процентные ставки (12-14%), а зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет по ставкам «LIBOR» плюс 1 ¸  1,5%. Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новых судов в международных реестрах с благоприятными налоговыми условиями, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.

При регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, отечественные судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой: необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 25 % от стоимости судна.

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2003 года составляет 1117 судна общим дедвейтом 11,9 млн.т, из которых 58,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В этот тоннаж не входят суда смешанного «река-море» плавания речных пароходств, зарегистрированные в морских портах России и используемые на перевозках грузов морем. Таких судов насчитывается 353 единиц общим дедвейтом 1,2 млн. тонн. (рис.2, рис.3, рис.4).

Кроме того, российские судоходные компании эксплуатируют суда, зарегистрированные в бербоут-чартерном реестре морских портов России – 250 судов общим дедвейтом 0,9 млн. т., в основном это суда "река-море" плавания.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства. Учитывая недостаток бюджетного финансирования на данном этапе, государство может стимулировать процесс обновления флота косвенными методами, основанными на современных беззатратных решениях. Одним из таких методов является создание Российского международного реестра судов.

Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы в последнее десятилетие для преодоления аналогичных трудностей стали создавать международные судовые реестры, которые являются наиболее эффективным средством государственной поддержки национальных судовладельцев. Основной особенностью международных реестров является запрет на транспортировку грузов между национальными портами.

В начале 2003 года в международных судовых реестрах было зарегистрировано 61,4% всего тоннажа мирового торгового флота, который продолжает увеличиваться. С целью сохранения национального флота, морских кадров, привлечения инвестиций, многие страны, включая Норвегию, Данию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Италию, Германию, Турцию, Китай, Бразилию и др., без привлечения бюджетных средств создали международные реестры судов (рис.5).

Проект Закона о Российском международном реестре, разработанный Минтрансом России, предусматривает применение к зарегистрированным в Реестре судам такого налогового режима, который создаст для эксплуатации этих судов экономические условия, аналогичные действующим в зарубежных странах, где такие Реестры уже созданы. Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, будет предусматривать:

  • регистрационный и ежегодный потоннажный сборы;

  • выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (для членов экипажей – граждан России).

В соответствии с проектом закона предусматривается создание особого юридического лица (судоходной компании) для эксплуатации судов, зарегистрированных в Реестре.

В Реестр не могут быть включены суда, ранее уже зарегистрированные в России.

Таким образом, речь идет о введении особого режима для объекта налогообложения, который ранее отсутствовал (новые суда, построенные в России, либо суда, переведенные под российскую регистрацию из-за рубежа). При этом следует отметить, что с учетом пожеланий Минфина, Минэкономразвития и МНС России предложенный ранее «специальный налоговый режим» для судовладельцев заменен «точечными» изменениями в налоговом законодательстве. Данный подход позволит сохранить необходимые экономические условия, предусмотренные в предыдущем пакете документов, для обеспечения конкурентоспособности российских судовладельцев, которые будут регистрировать свои суда в Российском международном реестре судов.

Для обоснования величины ставок сборов с судов в Реестре за основу принят уровень ставок вышеназванных сборов, средневзвешенных по тоннажу потенциального флота Реестра с учетом условий трех стран (Либерия, Кипр, Мальта), в которых в настоящее время зарегистрировано 96% российского флота. По результатам выполненного обоснования для практического использования была разработана дифференцированная шкала ставок сборов с судов в Реестре.

Прогноз состава флота, который может быть зарегистрирован в Реестре, выполнен по следующим группам:

  • морские суда и суда «река-море» плавания, зарегистрированные в настоящее время под иностранными флагами и находящиеся в собственности российских судоходных компаний (90% состава флота в течение нескольких лет);

  • морские суда и суда «река-море» плавания, которые будут построены для российских судоходных компаний в 2003-2010 г.г. (80% новых судов на основе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России») (рис.6);

  • иностранные суда.

Принятие закона о Реестре позволит в перспективе довести состав российского флота до 750 российских судов суммарным дедвейтом 17,0 млн.т и общей стоимостью около 13 млрд. долл. США без привлечения бюджетных средств. На указанных судах будет создано дополнительно 18 тыс. рабочих мест и около 50 тыс. рабочих мест – на берегу.

Как и во всем мире, основной целью создания Реестра является не получение доходов от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка, обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций страны, оживление связанных с судоходством отраслей экономики. При этом налоговая база может возрасти только за счет регистрации в России судов, которые в действующих условиях уже зарегистрированы за рубежом (рис.4).

Экономические расчеты показывают, что без сокращения существующей налогооблагаемой базы величина доходов, поступающих в федеральный бюджет от регистрации морских судов и судов «река-море» плавания, прогнозируется от 1,0 млн.долл. США в первом расчетном году до 2,5 млн.долл. в седьмом расчетном году, а расходы на создание и содержание Реестра ежегодно составят 80-50 тыс.долл. США.

Сумма подоходного налога, уплачиваемого российскими членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в Реестре, в начальный период может составить 9,6 млн.долл. США с последующим увеличением до 62,6 млн.долл. США в седьмом расчетном году. Отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, прогнозируются от 4,0 млн. долл. США в первом году расчетного периода до 20,0 млн. долл. США в седьмом году расчетного периода (рис.7).

Отчисления подоходного налога береговыми работниками, обслуживающими флот, прогнозируются от 5,0 млн. долл. США в первом году расчетного периода до 32,8 млн.долл. США в последнем году расчетного периода.

Расчеты показывают, что только судами, зарегистрированными в Реестре, может быть освоено 183,6 млн.тонн внешнеторговых грузов России, при этом стоимость фрахта, полученного российскими судовладельцами, может составить 2,3 млрд.долл. США.

По заказам российских судовладельцев в 1992-2002 г.г. построено 189 судов общим дедвейтом 5,4 млн.т, из них на российских верфях построено всего 34 судна общим дедвейтом 252,6 тыс.т, что составляет 5,4% (по дедвейту).

Создание Реестра не только значительно улучшит финансовые возможности судоходных компаний, но и создаст экономические предпосылки для увеличения заказов и строительства новых судов на судостроительных заводах России.

Законопроект корреспондируется с принятыми решениями законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по развитию малого бизнеса в части упрощения Налогового законодательства и облегчения его администрирования.

Создание Реестра потребует внесения изменений в действующее законодательство:

  • Кодекс торгового мореплавания;

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе";

  • Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

Проекты указанных изменений подготовлены и находятся в общем пакете документов.

Основной идеей и целью законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" является согласование положений КТМ РФ, определяющих сферу применения правил, установленных КТМ РФ (статья 3,22) и правила регистрации судов и прав на них (статьи 33, 35, 36, 41), с соответствующими положениями проекта федерального закона «О Российском международном реестре судов».

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие из торгового мореплавания и связанные с деятельностью Реестра. Указанные отношения определяют также круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности.

Подготовка правовых и экономических условий деятельности Реестра включает в себя решение весьма широкого круга вопросов, в том числе предоставление судовладельцам, регистрирующим свои суда в Реестре, особого порядка налогообложения для чего необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.

Предполагается внести изменения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость», главу 24 «Единый социальный налог», главу 25 «Налог на прибыль организаций», главу 28 «Транспортный налог», а также в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» и в Федеральный закон Российской Федерации «О государственной пошлине».

1. Предлагаемые изменения и дополнения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» предполагают установить для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Реестре, нулевую ставку налога на добавленную стоимость.

Необходимость этого обусловлена тем, что с учетом специфики этого налога, простого освобождения судовладельцев от уплаты НДС недостаточно для создания благоприятного режима по этому налогу. Особенности исчисления и уплаты НДС являются причиной того, что налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога по своим видам деятельности, несут дополнительные расходы, поскольку теряют право на зачет этого налога, уже уплаченного поставщикам за приобретенные товары, работы и услуги.

Для создания наиболее благоприятного режима в отношении НДС необходимо подчинить судовладельцев режиму обложения НДС по нулевой ставке. В этом случае НДС, уже уплаченный поставщикам товаров, работ и услуг, возмещается из бюджета (засчитывается в счет будущих платежей или возвращается).

Поскольку, глава 21 Налогового Кодекса уже предусматривает ряд особенностей применения НДС в отношении некоторых видов транспортных перевозок, оказалось необходимым включить положения относительно судовладельцев, эксплуатирующих суда, зарегистрированные в Реестре, с учетом имеющихся норм.

2. Согласно законопроекту «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» необходимо внести изменения и дополнения в статьи 235, 241, 245 НК РФ, касающиеся Реестра.

С целью создания конкурентоспособных условий для российских судовладельцев, с учетом международной практики аналогичных реестров, предлагается судовладельцам, осуществляющим эксплуатацию судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, с сумм доходов, начисленных членам экипажей указанных судов, установить льготные ставки налога (7 – 10%).

3. В соответствии с проектом данного федерального закона в главу 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации вносятся изменения и дополнения, которыми определяются особенности порядка установления и взимания налога на прибыль судовладельцев, осуществляющих эксплуатацию судов, зарегистрированных в Реестре.

4. В главу 28 «Транспортный налог» вносится дополнение, согласно которому к уже определенному этим законом перечню грузовых и пассажирских морских судов и других транспортных средств, не подлежащих налогообложению, добавляются суда, зарегистрированные судовладельцами - собственниками или фрахтователями судов на условиях бербоут-чартера в Российском международном реестре судов.

5. Вносится дополнение в статью 4 Закона «О налоге на имущество предприятий», согласно которому к уже определенному этим законом перечню имущества организаций, не подлежащего налогообложению, добавляются суда, зарегистрированные судовладельцами - собственниками или фрахтователями судов на условиях бербоут-чартера в Российском международном реестре судов.

6. В закон Российской Федерации «О государственной пошлине» вносятся дополнения, определяющие порядок уплаты государственной пошлины за регистрацию, а также за подтверждение действия регистрации судна в Российском международном реестре судов. Ставки государственной пошлины за регистрацию и подтверждение ее действия определяются в зависимости от валовой вместимости каждого судна на основе международного мерительного свидетельства согласно положениям Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.

Проект Закона прошел международную экспертизу Берлинского университета, крупнейшей английской компании "МООР СТИВЕНС", Датской морской администрации, а также экспертизу «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и «ЛеБоф, Лам, Грин и МакРей», которые дали положительную оценку и пришли к выводу, что создание Реестра будет способствовать повышению конкурентоспособности российского флота на международном фрахтовом рынке.

Ни российские, ни западные эксперты не нашли противоречий данного законопроекта требованиям Всемирной Торговой Организации.

Проект по созданию Реестра можно отнести к общественно значимым, так как его реализация позволит получить дополнительный эффект в смежных отраслях, положительно повлияет на социальные условия работы членов экипажей морских судов, повысит безопасность мореплавания, будет способствовать укреплению мобилизационной готовности морских транспортных судов.

Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации по результатам парламентских слушаний признала данный законопроект приоритетным и рекомендует внести его на рассмотрение. В Совете Федерации законопроект также нашел соответствующую поддержку.

Минтранс России считает, что деятельность российских судоходных компаний на международном фрахтовом рынке должна осуществляться исключительно в соответствии с требованиями этого рынка и не может регулироваться только национальным законодательством. Нарушение этого принципа приведет к окончательной потери статуса России в мире как морской державы.

 
Все выступления и интервью