Изображения

Обычная версия

Выступление замминистра транспорта Г.Ю. Мошкова на Круглом столе "Стратегия развития транспорта России до 2020 г.". Международного Экономического форума "Кубань-2003"

12 октября 2003, 20:00

ВЫСТУПЛЕНИЕ
заместителя Министра транспорта Российской Федерации
Г.Ю. Мошкова на Круглом столе «Стратегия развития транспорта России до 2020 г.» Международного Экономического форума
«Кубань-2003»

Сочи, 11 октября 2003 года

Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Разрешите открыть работу «круглого стола».

Я уверен, что эта встреча послужит развитию Краснодарского края и нашей страны в целом.

Хочу отметить, что качество транспортных коммуникаций во все времена было определяющим фактором развития цивилизации, важнейшим условием экономического роста и развития культуры. Динамично развивается транспортный комплекс Южного федерального округа.

Ваш округ в современных геополитических условиях приобретает особое значение в обеспечении растущего объема как экспортно-импортных, так и транзитных перевозок, прежде всего в международном сообщении.

Основными факторами, обусловливающими конкурентоспособность транспортной системы региона на мировом рынке транспортных услуг, являются:

  • географическое положение региона, обеспечивающее кратчайшее и экономически наиболее выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщение между странами Юго-Восточной Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии, Персидского залива;

  • достаточно высокий уровень развития транспортной системы региона, включающего все виды современного магистрального транспорта, соответствующую транспортную сеть и другие объекты транспортной инфраструктуры;

  • поддержка Международной Евроазиатской конференцией по транспорту предложения России о включении в состав Российской части международного транспортного коридора № 9 в качестве дополнительных направлений участников транспортных магистралей от Москвы до Новороссийска и до Астрахани, а также внутреннего водного пути по Волге и Волго-Донскому каналу;

  • непосредственное участие транспортных коммуникаций региона в составе международной транспортной инфраструктуры зоны Черноморского Экономического сотрудничества с учетом активизации международных торговых и транспортно-экономических связей его участников.

Для увеличения товародвижения требуется обеспечить достаточного финансирования развития транспортной инфраструктуры. Эта проблема важна как для национального бюджетного финансирования, так и для международного инвестирования.

По нашему мнению, одним из выходов является расширение привлечения частного капитала, в развитии частно-государственного партнерства. И здесь необходимо использовать международный и национальный обмен опытом по организации финансирования крупнейших инвестиционных проектов и привлечения частной инициативы на всех этапах их подготовки и реализации.

Оптимальными следует считать такие решения, которые обеспечат привлекательный для частного капитала уровень прибыльности проекта при сохранении контроля государства за соблюдением общественных интересов в ходе сооружения и использования транспортной инфраструктуры.

Уважаемые коллеги!

Хотел бы отметить, что транспортная система Южного федерального округа включает все виды современного транспорта. В ее составе 6400 км железных дорог, 48 тыс. км автомобильных дорог, в том числе более 4,5 тыс.км федерального значения, 1400 км. внутренних судоходных путей, включая Волго-Донской и Волго-Каспийский каналы.

По территории Южного федерального округа проложены магистральные нефтепроводы Баку - Новороссийск, Самара - Новороссийск, Тенгиз –Комсомольская - Кропоткин - Новороссийск, а также газопроводы.

На слайде (схема № 1) вы можете увидеть основные существующие порты и намечаемые новые портовые комплексы на Черноморо - Азовском побережье страны и основные железнодорожные сети.

Справочно: в ЮФО расположены морские торговые порты Новороссийск, Туапсе, Геленджик, Таганрог, Темрюк, Кавказ, Ейск, Азов, а также Сочи и Анапа, специализированные на пассажирских перевозках.

Пропускная способность основных железнодорожных магистралей в регионе значительно превосходит существующие потребности в перевозках грузов железнодорожным транспортом. Так пропускная способность железнодорожных ходов Ростов - Минеральные Воды и Ростов - Новороссийск превышает 65 млн. тонн, а Волгоград - Котельниково - Сальск – Тихорецкая — 25 млн. тонн.

Потребность в перевалке грузов через морские порты на Азово-Черноморском бассейне в перспективе до 2005 года составит 125-130 млн. тонн, из них 90-95 млн. тонн нефти и продуктов ее переработки и 35 млн. тонн сухих грузов.

Стратегия развития действующих портов и строительство новых перегрузочных комплексов направлена на концепцию переработки однородных грузов с учетом сложившейся специализации портов и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Перевалка наливных грузов должна осуществляться через порты Новороссийск, Туапсе, Ю.Озереевка а также через строящийся порт в районе мыса Железный Рог. Перевалку навалочных грузов целесообразно сосредоточить в портах Новороссийск и Туапсе.

В ближайшей перспективе необходимо ввести в действие:

в Новороссийске глубоководный причал для отгрузки 15 млн. тонн сырой нефти в год танкерами 150 тыс. тонн а также должен быть реализован проект строительства терминала для перевалки 120 тыс. контейнеров;

  • в Туапсе глубоководный причал для перевалки 6 млн. тонн нефти;

  • в Таганроге следует осуществить строительство трех перегрузочных комплексов для переработки 700 тыс. тонн генеральных грузов и контейнеров;

  • осуществить строительство международной морской
    железнодорожной паромной переправы «Кавказ»;

  • осуществить реконструкцию морского вокзала в порту Сочи;

  • в порту Железный Рог закончить строительство перегрузочных комплексов для аммиака (1 млн.т) и сжиженного углеводородного газа (1 млн.т) .

При рациональном регулировании грузопотоков и разумной тарифной политике портовики готовы максимально удовлетворить потребности внешней торговли в пропуске товаров через перегрузочные комплексы России, тем самым эффективно усилить рычаги дальнейшего подъема экономики страны, радикально увеличить доходы, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать благоприятные условия для увеличения количества высокооплачиваемых рабочих мест в транспортной сети, повысить социальный уровень жизни населения.

Господа !

Теперь я бы хотел обратить Ваше внимание на совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования на территории Южного федерального округа.

Актуальным вопросом для нашего общества является всемерное использование развивающегося потенциала массовой автомобилизации. С этим феноменом Россия столкнулась позже многих других стран, однако темпы роста парка выше, чем в свое время в странах Западной Европы. Поэтому ускоренное развитие автодорожной инфраструктуры и нейтрализация неизбежных негативных последствий автомобилизации являются самостоятельной задачей государственной транспортной политики.

На следующем слайде (слайд 2) приведена карта-схема транспортных коридоров, федеральных дорог и основных территориальных дорог, проходящих по территории Южного федерального округа.

Выход России в лидирующую группу в мировой экономике потребует создания принципиально новой сети автомобильных дорог в стране, интегрированной в европейские и азиатские транспортные коммуникации. Для Южного федерального округа, имеющего большую протяженность сухопутных границ с сопредельными государствами Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, практически - это одна из первостепенных задач.

Поэтому решение стоящих перед дорожниками Кубани проблем по развитию и совершенствованию сети дорог может и должно обеспечиваться за счет проведения эффективной инвестиционной политики.

Уважаемые коллеги !

Особым приоритетом деятельности Минтранса России является обеспечение безопасности транспортного процесса. Современный подход мирового сообщества к устойчивому развитию транспорта основан на принципах безопасности, экологии и ресурсосбережении. При этом с одной стороны, должна возрастать ответственность транспорта, который является непосредственным источником опасности и ущерба природе. С другой стороны, общество, которое пользуется услугами транспорта, должно разделять эту ответственность и поддерживать программы безопасности и ресурсосбережения на транспорте.

Развитие единого общеевропейского рынка товаров и услуг, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему, повышение качества жизни россиян - невозможно без опережающего комплексного развития национальной транспортной системы.

Я уверен, что результаты нашей встречи и обмена мнениями участников «круглого стола» будут способствовать дальнейшему совершенствованию транспортной системы и транспортных связей Южного федерального округа.

Разрешите мне пожелать всем успехов в работе.

Благодарю за внимание.

 

Все выступления и интервью