Изображения

Обычная версия

О роли Конвенции МДП в функционировании международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации

05 октября 2003, 20:00

Доклад руководителя Департамента автомобильного транспорта А.Б. Пинсона на Региональном семинаре по МДП.

Москва, 2-3 октября 2003 г.

«О роли Конвенции МДП в функционировании международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации»

Уважаемый господин Капель Феррера, уважаемые дамы и господа!

Я хочу еще раз от лица Минтранса поприветствовать всех участников Регионального Семинара.

Мы со своей стороны старались оказать всю необходимую помощь для того, чтобы семинар прошел успешно.

Среди ряда международных процедур перевозки грузов под таможенным контролем наиболее популярной среди международных автоперевозчиков России и стран СНГ является таможенная транзитная система МДП. 3 млн. выдаваемых МСАТ книжек МДП в год – лучшее тому подтверждение.

Каждому, кто ездит по европейским дорогам, знакомы голубые таблички с белыми буквами TIR, установленные на тысячах грузовиков, доставляющих грузы международной торговли. Для перевозчиков и водителей эта табличка служит своего рода "ключом" или "паспортом", позволяющим ускорить и повысить эффективность международных перевозок. Действующая система МДП позволяет упростить формальности и освободить таможенные органы от трудоемкого досмотра каждого автомобиля, сокращает простои и издержки у перевозчиков и в то же время на основе необходимых гарантий обеспечивает сбалансированность интересов таможенных органов и перевозчиков.

Не для кого не секрет, что Конвенция МДП является одним из наиболее важных Соглашений, разработанных в рамках КВТ ЕЭК ООН и позволяющих в значительной мере решать вопросы облегчения пересечения границ при осуществлении международных автомобильных перевозок. Применение данной Конвенции на практике обеспечивает реализацию преимуществ автомобильного транспорта перед другими видами транспорта в скорости доставки груза, обеспечивает высокую степень сохранности товаров при его транспортировке, а также в значительной мере упрощает проведение таможенных процедур.

Международные автомобильные перевозки с использованием книжек МДП играют важную роль для экономики Российской Федерации. Ежегодно на территории России осуществляется более 600 тысяч перевозок товаров по процедуре МДП, что составляет почти четвертую часть от всего объема перевозок с использованием книжек МДП в мире. Основными партнерами Российской Федерации по этим перевозкам являются страны Европейского союза.

Показательным является факт того, что при переходе на рыночные отношения в 1990 году 35 российских предприятий использовали всего около 10 тыс. книжек МДП, тогда как в 2003 году более 1.300 предприятий, допущенных к системе МДП, использовали 250 тыс. книжек МДП.

Мы должны себе отчетливо представлять, что присоединение к Конвенции МДП Китая и Монголии повлечет за собой значительное увеличение грузопотоков с использованием процедуры МДП не только на европейских направлениях, но уже и в сообщении Европа-Азия.

Россия стремится к интеграции в динамично изменяющуюся систему международных отношений.

Занимая треть территории Евразии, она объективно начинает служить транспортным мостом между Европой и Азией.

В условиях глобализации мировой экономики транспорт и в частности автотранспорт – важнейший рычаг для стимулирования процессов интеграции.

Ряд положений принятой на III Международной Евроазиатской конференции Декларации имеет прямое отношение к обсуждаемому сегодня вопросу. В частности там подчеркнута необходимость новых инициатив в области совершенствования и рационализации таможенного контроля, упрощения и гармонизации транспортно-таможенных процедур пересечения границ.

За последние 10 лет объемы международных перевозок автомобильным транспортом в нашей стране возросли в 10 раз!

В 2002 году российскими автотранспортными предприятиями было перевезено внешнеторговых грузов на 18% больше, чем в 2001 году, а рынок международных автоперевозок оценивался примерно на уровне 3 млрд. долларов США.

Следует отметить, что более 2/3 перевозок автомобильным транспортом были осуществлены по процедуре МДП.

В сфере международного автомобильного транспорта работает около двух с половиной тысяч предприятий, задействовано 22 тысячи автопоездов и занято свыше 125 тысяч человек.

Несмотря на хорошую динамику развития международных автомобильных перевозок у российских перевозчиков имеется большое количество проблем.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на возможность увеличения их доли присутствия на европейском рынке автотранспортных услуг, являются недостаточный учет в законодательстве Российской Федерации особенностей функционирования международных автоперевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг, что снижает их конкурентоспособность, дефицит разрешений на грузоперевозки по ряду стран, сложность получения виз водителями – международниками, искусственные барьеры вводимые отдельными странами в отношении российских перевозчиков.

Следует отметить, что Министерство транспорта и другие компетентные органы России принимают целенаправленные меры по решению этих проблем и в этом есть определенные подвижки. В первую очередь это относится к упорядочению таможенных процедур, введению безналогового режима временного ввоза приобретаемых по лизингу импортных автопоездов, соответствующих нормам ЕВРО-3. На правительственном уровне в настоящее время рассматриваются вопросы совершенствования функционирования автомобильных погранпереходов, их технического переоснащения и развития. С поддержкой МСАТ и целого ряда стран мы стремимся найти решение на уровне ЕЭК ООН вопросов по упрощению оформления виз для профессиональных водителей.

С целью разрешения проблем по облегчению пересечения границ Конвенция также должна постоянно совершенствоваться. Так, с февраля 1999г вступили в силу поправки к Конвенции МДП, которые устанавливают требования, предъявляемые к лицам, желающим использовать процедуру МДП.

Одним из важнейших вопросов является подготовительная работа по включению в Конвенцию положений об электронной системе по контролю за оформлением книжек МДП (СЭЙФТИР), что позволит уже на самых ранних этапах выявлять случаи нарушения процедуры МДП. В этой связи в ближайшее время планируется подписание трехстороннего (МСАТ-ГТК-АСМАП) соглашения об информационном обмене данными по указанному вопросу.

Конвенция МДП предусматривает предоставление перевозчикам ряда льгот в области применения таможенных правил и, одновременно, - условия реализации этих льгот, и, в частности, функционирование гарантийной системы МДП. И здесь очень важно правильно определить баланс между интересами государства и бизнеса.

Конфликтные ситуации в связи с функционированием международной системы гарантий систематически возникают и в ряде случаев носят критический характер, достаточно вспомнить декабрь прошлого года.

Каковы бы не были различия в суждениях о причинах и обстоятельствах возникновения декабрьского кризиса системы МДП, нужно отметить, совместными усилиями заинтересованных сторон его удалось преодолеть. При этом реализован целый комплекс мер, позволивший добиться резкого снижения числа случаев недоставок товаров, перевозимых по процедуре TIR, которое составляет 0,03% от общего числа перевезенных партий товаров.

К ним можно отнести:

  • усиление контроля по допуску российских перевозчиков к использованию процедуры TIR. (В ближайшее время будет принят совместный приказ ГТК и Минтранса России, направленный на повышение качественного уровня требований к перевозчикам по доступу с одновременным упорядочением процедур контроля и оформлением разрешительных документов).

  • внедрение в таможенных органах России новых технологий электронного подтверждения доставки товаров в течение 24 часов

  • предпринимаемые таможенными органами меры по поиску лиц, с которых непосредственно причитаются таможенные платежи.

Для всех участников внешнеэкономической деятельности, в частности международных автоперевозчиков, новый Таможенный кодекс Российской Федерации, вступающий в действие с 1 января 2004 года, будет одним из основных нормативно-правовых документов, положениями которого надлежит руководствоваться в повседневной работе.

Он максимально приближен к положениям Киотской конвенции и европейского законодательства, за счет четкой регламентации процедур таможенного оформления на границе и в местах доставки товаров создаются условия сокращения времени на проведение таможенного контроля.

Общая идеология всех изменений сводится к ускорению и упрощению всех таможенных процедур. Кодекс – в основном документ прямого действия.

Не ожидая вступления в действие нового Кодекса, ГТК целый ряд принципиальных его положений для автотранспорта уже смог реализоваться в приказе № 828, что с 1 сентября т.г. уже смогли ощутить международные автоперевозчики.

Уважаемые господа,

Я хочу затронуть еще один важный аспект проблемы.

Так как гарантийная система носит централизованный характер, а гарантийное объединение на своей территории должно обеспечивать гарантии по всем книжкам МДП, принятым к оформлению (в том числе и у иностранных перевозчиков), эффективность функционирования системы гарантий на национальном уровне напрямую зависит от организации функционирования данной системы на уровне международном ( что обеспечивается МСАТ). Хотелось бы напомнить, что ранее рабочие органы ЕЭК ООН рассматривали возможность перехода на децентрализованную систему гарантий, однако, на том этапе такой переход посчитали не своевременным.

Вместе с тем, только бесперебойная работа механизма Конвенции МДП является необходимым условием для гармонизации и упрощения таможенных процедур на границе Российской Федерации. Только надежное функционирование как гарантийной системы МДП, так и комплекса мер, предотвращающих таможенные нарушения, позволит «разгрузить» границу, снимет с таможенной службы необходимость «перестраховываться» при проведении контроля. Здесь в качестве примера можно привести таможенный пост «Торфяновка», через который идет приблизительно 40% всего автомобильного грузопотока в Россию. В последние несколько недель ситуация там, стабилизировалась, простои автомобильного транспорта резко сократились, прежде всего благодаря введению упомянутого Приказа ГТК России № 828. Тем не менее, одним из условий принятия такого «революционного» приказа явилась устойчивая тенденция снижения количества таможенных нарушений (недоставок).

Говоря о комплексе превентивных мер, необходимо подчеркнуть, что такие меры, координатором которых выступает МСАТ, должны проводиться в тесном взаимодействии таможенных служб всех стран-участниц Конвенции МДП с национальными ассоциациями автомобильных перевозчиков.

Представляется также целесообразным, чтобы в дальнейшем для обеспечения однозначности понимания и реализации положений Конвенции МДП всеми заинтересованными лицами, в нее были бы внесены соответствующие изменения, позволяющие гарантировать соблюдение интересов Договаривающихся сторон избежать возникновения кризисных ситуаций. Именно для избежания указанных кризисных ситуаций и необходимо четкое разграничение прав и обязанностей субъектов Конвенции.

В заключение хочу сказать, что мы отчетливо понимаем какую роль для развития международных автомобильных перевозок в Европе, играет Конвенция МДП. Она доказала свою жизнеспособность и я уверен, что даже при расширении ЕС она явится той объединяющей силой, способной обеспечить либерализацию европейского рынка транспортных услуг.

Благодарю Вас за внимание.

 

Все выступления и интервью