Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом «О программе развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)»

29 сентября 2008, 20:00

Доклад
Министра транспорта Российской Федерации
И.Е.Левитина
на совместном заседании коллегии Министерства транспорта РФ,
Правительства Москвы и Правительства Московской области

30 сентября 2008 года

«О программе развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)»


Уважаемый Сергей Борисович !

Уважаемые коллеги !

Необходимость разработки Программы развития транспортного комплекса Московского региона вызвана важностью решения системных проблем, накопившихся в Московском транспортном узле. Эти проблемы затрагивают интересы не только Московского региона, но и многих других субъектов Российской Федерации и России в целом, причем эти проблемы настолько острые, что их решение должно рассматриваться как обеспечение экономической безопасности страны.

Для решения этих проблем Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Правительствами Москвы и Московской области разработана «Программа развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)», которая предусматривает комплексные меры по обеспечению взаимоувязанного развития всех видов транспорта, дорожной сети и терминально-складской инфраструктуры.

Цель разработки Программы заключалась в формировании согласованной политики Правительств Российской Федерации, города Москвы и Московской области по развитию транспортного комплекса столичного региона, обеспечивающей решение задачи устойчивого экономического роста, развития Москвы как мирового финансового центра, повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды.

На сложившуюся транспортную ситуацию в столичном регионе повлиял целый ряд факторов. Назову основные из них.

В настоящее время Московский транспортный узел во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Это связано с тем, что по территории региона проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки.

В Москве и Московской области расположены 8 таможен, которым подчинено 110 таможенных постов, осуществляющих оформление 60 % экспортно-импортных грузов страны. В 2007 году на таможенных постах столичного региона оформлено 18,7 млн. тонн товаров статистической стоимостью 61,4 млрд. долларов США, большая часть из которых (10 млн. тонн) обработана таможнями г. Москвы. Более 60% обработанных грузов перевозится на автомобильном транспорте – 11,6 млн. тонн, преимущественно это импортные товары. Следует подчеркнуть, что для ввоза такого объема грузов используется около 2 млн. большегрузных автомобилей в год или 5 тыс. автомобилей в сутки.

Прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб способствовали формированию на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено около 70% от общего объема складских площадей Российской Федерации.

За последние годы в Московском регионе значительно возросли темпы жилищного строительства. Суммарно в городе Москве и Московской области в 2007 г. было введено 12,4 млн. кв. метров жилья.

Развитие транспортной инфраструктуры существенно отстает от высоких темпов жилищного строительства, что приводит к тому, что некоторые районы новой застройки оказываются практически отрезанными от системы скоростного пассажирского транспорта, не имеют удобных выездов на магистральную дорожную сеть.

В настоящее время Москва во многом исчерпала свои градостроительные ресурсы, поэтому на перспективу основные объемы жилищного строительства планируются на территории Московской области в зоне, опоясывающей столицу. Планами застройки предусматривается, что в этой зоне будет построено около 77 млн. кв. м жилья и создано около 730 тыс. рабочих мест.

Суммарная численность населения Москвы и Московской области уже достигла 17 млн. чел. – это крупнейший мегаполис в мире. На 20-летнюю перспективу прогнозируется, что численность населения Москвы и Московской области достигнет 20 млн. чел. При этом существенно увеличится нагрузка на транспортную инфраструктуру, особенно по направлениям радиальных связей Москвы и Московской области, где уже сегодня практически исчерпана пропускная и провозная возможность транспортной инфраструктуры. Без принятия серьезных мер по развитию транспортного комплекса ситуация может превратиться в критическую и затормозить социально-экономическое и градостроительное развитие столичного региона.

В 2007 г. в Москве численность автопарка возросла до 3,3 млн. автомобилей. В часы «пик» количество автомобилей на городских дорогах превышает 400 тысяч. В настоящее время около 80 процентов протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.

Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5-10 километров в час.

В рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем около 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей.

Такая ситуация неизбежно приводит к росту аварийности. По официальным данным ГИБДД в 2007 году в Москве было зарегистрировано почти 15 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли тысяча сто шестьдесят один человек.

По динамике роста уровня автомобилизации Московская область не уступает Москве. В настоящее время в Московской области зарегистрировано 2,1 млн. автомобилей, уровень автомобилизации приближается к 300 легковых автомобилей на 1000 жителей. Наибольшая интенсивность движения автомобилей отмечается на федеральных автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров.

В 2007 году около 1,1 тыс. км автодорог федерального значения или 47% от их общей протяженности на территории Московского региона работало в режиме перегрузки; 1,8 тыс. км или 73% от их общей протяженности не соответствовали нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

Из-за исчерпания пропускной способности дорожной сети на подходах к Москве регулярно возникают многочасовые пробки и растет уровень аварийности. В 2007 году в Московской области произошло более 14-ти тысяч ДТП, в которых погибли две тысячи восемьсот шестьдесят шесть человек.

К 2015 году прогнозируется, что в Московском регионе численность автомобилей увеличится в 1,5 раза и приблизится к 8 млн. автотранспортных средств. Соответственно возрастет интенсивность движения на дорожной сети. Уже сейчас автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Москве составляет около 1 млн. тонн, а в Московской области - около 2-х млн. тонн, что в 7 раз превышает выбросы загрязняющих веществ от всех предприятий региона.

Экономический рост и увеличение торгового оборота способствуют развитию рынка складской недвижимости. Объем рынка складских помещений Московского региона в 2007 г. оценивался в 8,4 млн. мІ, из них современных складских комплексов – около 40%.

К 2015 году прогнозируется увеличение площади терминально-складских комплексов более чем в 2 раза – до 18 млн. кв. м. Наибольший прирост складских объектов планируется на территории Московской области, где строятся крупные логистические центры. Строительство Центральной кольцевой автодороги также повлияет на увеличение складских площадей. Постепенно вдоль всех основных автомагистралей формируется плотный пояс складских объектов.

Уже сейчас около 60% от общего объема движения грузовых автомобилей в Москве и пригородной зоне связано с облуживанием терминально-складских комплексов. На перспективу прогнозируется, что количество грузовых автомобилей, обслуживающих складские комплексы, увеличится со 190 тыс. до 350 тыс. авт. в сутки, при этом рост интенсивности движения на дорожной сети в зоне МКАД составит 60-70 %.

В режиме перегрузки работают не только автомобильные, но и железные дороги в Московском транспортном узле. На слайде показаны объекты железнодорожной инфраструктуры, имеющие дефицит пропускной и перерабатывающей способности в настоящее время и на перспективный период.

Перечисленные факты свидетельствуют об исчерпании пропускной способности транспортной системы Московского региона. В перспективе, с учетом планов градостроительного развития, ситуация в Московском транспортном узле еще более обострится.

Системный анализ позволил выявить основные проблемы транспортного комплекса Московского региона, вызывающие неудовлетворительные условия движения транспортных потоков, к основным из которых относятся следующие:

1) отставание в развитии транспортного комплекса Московского региона от потребностей в перевозках, нехватка провозных и пропускных мощностей транспортной инфраструктуры;

2) недостаток финансовых ресурсов государства и недостаточное использование возможностей государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры;

3) отсутствие или неэффективное использование административных мер, предусматривающих:

  • ограничение нового строительства на территориях, где исчерпана транспортная емкость;

  • регламентирование правил парковки и работы грузового автотранспорта на территории МТУ.

По расчётам потери ВРП Москвы и Московской области из-за роста затрат времени на передвижения достигли 400 млрд. руб. в год, что составляет около 6 % ВРП Московского региона.

С учетом сложившейся кризисной ситуации в основу разработки Программы положено несколько основных принципов, направленных на приоритетное развитие скоростного внеуличного общественного транспорта и способствующих переключению населения с пользования легковыми автомобилями на транспорт общего пользования:

1. Сформировать комплексную систему управления спросом на передвижения, основная задача которой – сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих 20% при росте общего числа поездок в городе Москве с 10 млрд. до 12,5 млрд. с одновременным повышением пропускной способности транспортной сети.

2. В настоящее время только на железнодорожном транспорте возможно обеспечить существенное увеличение объема пассажирских перевозок за счет развития Московского железнодорожного узла, организации новых линий движения, обеспечивающих связи не только между Москвой и Московской областью, но и между районами столицы. Поэтому на перспективу ставится задача превращения железнодорожного сообщения из пригородного в пригородно-городское, что позволит в два раза увеличить объемы перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте - с 800 млн. чел. до 1600 млн. чел. в год.

3. В Программе предусматриваются меры по взаимоувязанному развитию скоростного пассажирского транспорта и дорожной сети, регулированию движения грузового транспорта и парковок, внедрению Интеллектуальной транспортной системы, совершенствованию нормативно-правового обеспечения, которые в совокупности решают задачи транспортного обеспечения Московского региона.

На федеральном уровне предусматриваются следующие меры по улучшению условий движения транспортных потоков:

1. Развитие автомобильных дорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения транспортных потоков. Сегодня по федеральным автодорогам Московской области, протяженность которых составляет 14% от общей протяженности дорожной сети региона, осуществляется 65% грузовых автоперевозок.

В Программе предусматриваются большие объемы реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, а также строительство новых скоростных автодорог.

В Московском регионе начнет формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается:

  • строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;

  • реконструкция автодороги М-4 «Дон»;

  • строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь";

  • строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.

Всего в Программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог, сооружение 29 путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог.

В результате реализации перечисленных мероприятий доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет с 27% до 65%. Доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшится с 47% до 29%. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится с 1,9 до 1,3 ед. на 1000 автомобилей (на 46%).

2. Приоритетные направления развития Московского железнодорожного узла предусматривают:

  • усиление головных участков основных направлений магистральных железных дорог;

  • развитие пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами Российской Федерации;

  • вынос части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирование оставшихся для обеспечения завоза грузов в г. Москву;

  • развитие дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения;

  • развитие контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами и формирование сетевых грузопотоков.

Всего в Программе определена необходимость строительства 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце, предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций.

В результате реализации перечисленных мероприятий:

  • объемы перевозок пассажиров в пригородно-городском сообщении увеличатся в два раза - с 800 млн. чел. до 1600 млн. чел. в год;

  • размеры пригородного движения в целом по Московскому транспортному узлу увеличатся на 35-40% по сравнению с существующим положением;

  • объем отправления пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении увеличится с 30,9 млн. чел. до 48 млн. чел. в год.

В Программе предусматривается развитие внутреннего водного транспорта, повышение его роли в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок за счет модернизации существующей инфраструктуры внутренних водных путей с целью ее доведения до нормативного состояния. К числу приоритетных мероприятий относится реконструкция и модернизация 18 гидроузлов ФГУП «Канал им. Москвы», а также строительство портово-логистического комплекса в г. Дмитрове, который позволит перенести часть грузоперевозок с автомобильных и железных дорог на внутренние водные пути. Портово-логистический комплекс будет ориентирован на обслуживание судов типа река-море с возможностями мультимодальной перевалки и длительного хранения грузов любого формата.

За последние годы наблюдается устойчивая динамика роста объемов пассажирских авиаперевозок через Московский транспортный узел. В 2007 г. суммарный объем перевозок пассажиров через три аэропорта (Домодедово, Шереметьево и Внуково) достиг 39,5 млн.чел. На перспективу прогнозируется существенный рост объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок, поэтому реконструкция аэропортов относится к приоритетным задачам развития Московского транспортного узла.

Развитие аэропорта «Домодедово» предусматривает строительство новой взлетно–посадочной полосы с магистральными и соединительными рулежными дорожками, реконструкцию взлетно-посадочной полосы №2.

Перспективное развитие аэропорта «Шереметьево» предусматривает строительство новой взлетно–посадочной полосы и реконструкцию существующих взлетно-посадочных полос, строительство пассажирских терминалов.

Перспективный план развития аэропорта «Внуково» предусматривает проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы №1, установку нового светосигнального оборудования, реконструкцию пассажирских терминалов.

В аэропорте «Быково» планируется проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек, внутриаэродромных дорог.

Для обеспечения надежной работы Московского авиаузла и повышения уровня безопасности воздушного движения предусматриваются строительство нового центра управления полетами, реконструкция и техническое переоснащение объектов управления воздушным движением, модернизация сетей наземной и воздушной связи.

В результате реализации перечисленных мероприятий прогнозируется, что объем пассажирских перевозок через аэропорты Московского авиаузла возрастет в 1,9 раза - с 39,5 млн. пасс. до 74 млн. пасс. в год.

Для улучшения качества перевозок пассажиров и уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть Программой предусматривается организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиаузла и железнодорожными вокзалами Москвы.

На расчетную перспективу объем пассажирских перевозок между аэропортами и Москвой прогнозируется на уровне 20 млн. чел. в год, что потребует организации скоростного пассажирского сообщения.

В настоящее время 2,5 млн. жителей Москвы (24% от общей численности населения города) проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метрополитена. Отставание в сооружении линий метрополитена составляет более 100 км.

С целью улучшения транспортного обслуживания населения г. Москвы и сокращения перегрузки действующих линий метрополитена в Программе предусматривается строительство 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена к 2015 году.

Приоритетным проектом для г. Москвы является организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги, где по прогнозу объем перевозок на перспективу составит около 270 млн. чел. в год. На Малом кольце предусматривается строительство III главного пути и организация 7 пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и 11 пересадочных пунктов на линии метрополитена.

Малое кольцо позволит объединить разрозненные радиальные железнодорожные линии в единую транспортную систему, интегрированную с сетью метрополитена, что будет способствовать уменьшению затрат времени пассажиров на поездки.

К приоритетным задачам развития улично-дорожной сети г. Москвы относятся:

  • обеспечение ввода в город новой трассы автодороги Москва – Санкт-Петербург за счет строительства Бусиновской транспортной развязки и участка Фестивальной улицы и транспортной развязки на ней с продолжением до 4-ого транспортного кольца;

  • поэтапное формирование 4-го транспортного кольца, которое в перспективе обеспечит связь между новыми радиальными вводами федеральных автомобильных дорог – Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск;

  • обеспечение ввода в город обхода г. Одинцово за счет строительства транспортной развязки на Молодогвардейской ул. и Северного дублера Кутузовского проспекта;

  • строительство южного дублера Кутузовского проспекта до Минской ул. и от Аминьевского шоссе до пересечения с южным дублером Кутузовского проспекта.

В результате реализации Программы к 2015 году планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети и 39 транспортных сооружений.

В настоящее время в Москве имеется только один крупный автовокзал, который расположен в центре жилого района у станции метро «Щелковская», при этом около 75% межрегиональных автобусных перевозок не имеют инфраструктуры для обслуживания пассажиров. В связи с этим в Программе предусматривается строительство 5 новых автовокзалов, размещение которых предусмотрено по направлениям вылетных автомагистралей в непосредственной близости от станций метрополитена и железной дороги.

Меры по развитию общественного транспорта и улично-дорожной сети позволят:

  • улучшить транспортное обслуживание населения Москвы;

  • повысить среднюю скорость передвижения по городу на 15%;

  • снизить долю протяженности магистральной улично-дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, с 80% до 60%;

  • увеличить долю численности населения, затрачивающего на трудовые передвижения нормативные 50-55 минут, с 35% до 50%;

  • снизить число заторовых перекрестков на 20%.

По прогнозу пассажиропотоки между Москвой и Московской областью возрастут с 315 тыс. чел. в утренний час «пик» в направлении Москвы до 440 тыс. чел. В настоящее время около 22% от общего числа передвижений совершается на легковых автомобилях, 62% - на железной дороге, 16% - на наземном пассажирском транспорте. Задача на перспективу – при общем росте пассажиропотоков обеспечить управление спросом и не допустить увеличения доли перевозок на легковом автотранспорте.

Поэтому в Программе предусмотрены меры по приоритетному развитию железных дорог и повышению качества пригородно-городских перевозок в Московской области за счет увеличения интенсивности движения поездов, организации экспрессов на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава.

Организация перевозок скоростными электропоездами предусматривается на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами - Крюково, Лобня, Пушкино, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино и другими.

Задачи по развитию дорожной сети регионального значения предусматривают:

  • преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московского региона в сетевую структуру с развитием хордовых автодорог, которые обеспечивают разгрузку Московской кольцевой автомобильной дороги и головных участков федеральных автомобильных дорог;

  • строительство и реконструкцию перегруженных участков дорожной сети, а также автодорог, обеспечивающих подъезды к аэропортам, объектам массового жилищного строительства и рекреационного назначения.

Всего Программой предусматривается строительство и реконструкция 1172 км региональных автомобильных дорог.

В Программе также предусмотрены:

1) мероприятия по оптимизации движения грузового автомобильного транспорта, которые включают создание в городе зон локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе МКАД, стимулирование вывода грузогенерирующих и грузовых автопредприятий в эти зоны, разработку системы маршрутов проезда грузового автотранспорта, вынос постов таможенного оформления за пределы Москвы, внедрение системы ночной доставки грузов;

2) мероприятия по повышению безопасности движения, которые включают разработку схем совершенствования организации движения транспортных и пешеходных потоков, строительство путепроводов, внеуличных пешеходных переходов, разделительных полос на городских магистралях, ликвидацию очагов аварийности;

3) мероприятия по регулированию системы парковок, строительству внеуличных и перехватывающих паркингов;

4) мероприятия по внедрению Интеллектуальной транспортной системы в Московском регионе, включающей:

  • автоматизированную систему управления наземным пассажирским транспортом;

  • интегрированную систему электронных платежей на всех видах транспорта;

  • автоматизированную систему управления дорожным движением;

  • систему управления парковочным пространством.

В Программу развития транспортного комплекса Московского региона также включен комплекс организационных и нормативно-правовых мероприятий, предусматривающих:

принятие законодательного акта, определяющего стандарты транспортного обслуживания населения в городах;

внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, определяющих возможность взимания сборов за парковку транспортных средств в городах и отнесение их к региональным или местным сборам;

внесение изменений в Правила дорожного движения в части возможности выделения полос приоритетного движения маршрутного транспорта, а также условий использования выделенных полос и другие.

Очень важным является решение вопроса по управлению организацией дорожного движения в Российской Федерации. В настоящее время функции формирования государственной политики в области организации дорожного движения не закреплены ни за одним министерством и ведомством.

Общий объем необходимых расходов на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона на период 2010-2015 годы составляет 4900,8 млрд. руб. в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:

  • средств федерального бюджета – 2324,4 млрд. рублей;

  • средств бюджетов субъектов РФ – 1212,2 млрд. рублей, в том числе:

  • бюджета г. Москвы – 1070,7 млрд. рублей,

  • бюджета Московской области – 141,5 млрд. рублей.

  • внебюджетных инвестиций – 1364,2 млрд. рублей.

В составе федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г., предусмотрено финансирование развития Московского транспортного узла за счет средств федерального бюджета в объеме 979 млрд. руб., что составляет 42% от потребности. За счет этих средств решаются задачи развития аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительства ряда автомобильных дорог федерального и регионального значения. Однако в составе федеральной целевой программы не предусмотрено финансирование целого ряда объектов развития дорожной сети и метрополитена г. Москвы, без которых невозможно обеспечить решение транспортных проблем Московского региона.

Потребность в дополнительном выделении средств для реализации «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)» за счет средств федерального бюджета составляет 1345,3 млрд. руб. При этом необходимо отметить, что г. Москва и Московская область подтвердили свою готовность обеспечить софинансирование мероприятий по развитию Московского транспортного узла в соответствии с объемами, предусмотренными в «Программе развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)».

В целях привлечения необходимых средств предлагается:

  • рассмотреть возможность дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» для финансирования мероприятий по развитию Московского транспортного узла;

  • обеспечить выпуск инфраструктурных облигаций для реализации проектов развития транспортной инфраструктуры.

При этом, с нашей точки зрения, объем дополнительного финансирования Программы за счет средств федерального бюджета не должен быть менее суммы прогнозируемых налоговых поступлений от реализации Программы развития транспортного комплекса Московского региона.

Успех Программы во многом зависит от структуры и механизмов управления, поэтому мы предлагаем для ее реализации создать Координационный Совет на уровне Правительства Российской Федерации с включением в его состав профильных министерств, глав субъектов РФ, представителей Совета Федерации и Государственной Думы и других заинтересованных структур. В качестве исполнительных органов предлагается создать рабочие группы по каждому направлению и Экспертный совет, объединяющий представителей образовательных, научных и проектных организаций. В задачи органов управления Программой будут входить: формирование согласованного плана строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, изъятие земельных участков и подготовка территории для строительства, заключение соглашений с инвесторами, мониторинг выполнения мероприятий и формирование гибкой многоканальной системы их финансирования.

Оценка экономических последствий от реализации «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010-2015 годы)» показала, суммарный эффект от реализации программных мероприятий оценивается величиной 7,2 трлн. руб.

Реализация мероприятий Программы окажет существенное положительное влияние на темпы роста экономики Московского региона. Проведенный анализ показал, что в результате инвестирования в развитие транспортного комплекса прирост валового регионального продукта Московского региона по сравнению с прогнозируемым значением может составить 16,6 процентных пунктов, прирост товарооборота – 17 процентных пунктов, прирост объема инвестиций в основной капитал – 15,9 процентных пунктов за 20-летний период.

Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для развития территорий и появления новых видов деятельности и экономических агентов, обеспечивающих дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Значительное положительное влияние мероприятий Программы на темпы роста экономики Московского региона, а также высокие показатели общественной эффективности обосновывают целесообразность ее утверждения и оказания ей государственной поддержки.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью