Изображения

Обычная версия

В Иркутске Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на Байкальском экономическом форуме

08 сентября 2008, 20:00

Доклад
Министра транспорта РФ И.Е. Левитина
на Байкальском экономическом форуме

9 сентября 2008 г.

«Транспортная стратегия до 2030 года: от укрепления государства к росту благосостояния граждан через развитие транспорта»


Уважаемый Председательствующий, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые участники форума!

Одной из важнейших составляющих стратегии развития экономики России является сбалансированное и поступательное развитие транспортной инфраструктуры, основные направления, которой нашли свое отражение в Транспортной стратегии России до 2030 г., и состоят из двух этапов 2010-2015 и 2016-2030 годы.

Реализация указанной стратегии подразумевает достижение 6 основных целей, сформулированных Минтрансом России и одобренных заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, подразумевает социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных коммуникаций.

Цель 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны, достигается посредством ввода в действие модели рынка транспортных услуг покрывающую потребности всех секторов экономики, и обеспечивающую создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над их спросом.

Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, не забывая об обеспечении ценовой доступности услуг транспорта (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока), а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями.

Цель 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, предполагает формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, позволит создать необходимые условия для обеспечения соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Цель 6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду впоследствии приведет к соответствию международным экологическим стандартам работы отрасли.

Дополнительно хотел бы подробнее остановиться на конкретных примерах реализации данной стратегии в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Приоритетами развития транспорта в южных районах Сибирского федерального округа являются: дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток-Запад», включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе для обеспечения прямых выходов на Китай и Монголию, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок и повышения мобильности населения. Создание на базе крупнейших аэропортов международных хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в Омске, Новосибирске и Красноярске.

В северных районах Сибири приоритетами является строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных и местных авиаперевозок.

В период до 2015 года предусматривается:

  • строительство обхода Читинского железнодорожного узла, строительство второго мостового перехода через реку Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби, реконструкция тоннелей на участке Саянская – Кошурниково и на Транссибе, электрификация участков Улан-Удэ – Наушки, Борзя – Забайкальск, Карасук – Коновалово, строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали;

  • строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог;

  • строительство нового аэропорта г. Иркутска;

  • развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск и других;

  • поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.

В период 2016 – 2030 годов в Сибирском федеральном округе предусматривается:

  • строительство железнодорожных обходов Омского, Иркутского и Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ – Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий;

  • реконструкция участков дорог федерального значения;

  • развитие речных портов.

Приоритетами развития транспорта в Дальневосточном федеральном округе являются: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети, усиление Транссиба, развитие БАМа и строительство новых железнодорожных линий. Продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей базовых морских портов, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания. Интенсивное развитие сети аэропортов, прежде всего инфраструктуры для обеспечения региональных и местных авиаперевозок в регионах Дальневосточного федерального округа.

В период до 2015 года предусматривается:

  • завершение строительства линии Беркакит - Томмот – Якутск и совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска, строительство линии Известковая – Чегдомын.

  • строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального и регионального значения, строительство автомобильной дороги Якутск – Магадан;

  • развитие аэропортов Хабаровск, Владивосток и других;

  • развитие морских портов;

  • реконструкция внутренних водных путей на р. Амур.

В период 2016 – 2030 годов в Дальневосточном федеральном округе предусматривается:

  • строительство новых железнодорожных линий Якутск – Магадан и других, модернизация участка Уссурийск – Гродеково, строительство второго мостового перехода у г. Благовещенска, организация скоростного движения на линиях Уссурийск – Владивосток, Владивосток – Хабаровск;

  • реконструкция участков автодорог федерального значения, модернизация существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения;

  • развитие Якутского речного порта как базового для организации северного завоза грузов и перевозок пассажиров, развитие и техническое перевооружение других речных портов округа.

Регион получил опыт формирования крупных комплексных проектов реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, и имеющих важное значение для повышения качества жизни населения восточной части России, увеличения промышленного потенциала, ускорения темпов экономического роста.

Это проекты:

  • «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», «Комплексное развитие Южной Якутии»,

  • «Реконструкция железнодорожной линии Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецкого тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань»,

  • «Комплексное развитие Забайкалья»,

  • «Развитие горно-металлургического кластера в Приамурье».

Общая стоимость реализации этих проектов оценивается в 950 млрд. рублей. При этом планируется профинансировать из средств Инвестфонда Российской Федерации 267 млрд. рублей и привлечь средств из внебюджетных источников 683 млрд. рублей, т.е. порядка 70 % стоимости проектов.

Важное значение для развития Дальневосточного региона имеет проведение саммита АТЭС в 2012 году в г.Владивостоке, где будет создана новая современная транспортная инфраструктура. Построены уникальные мостовые переходы через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, реконструирован в соответствии с международными требованиями аэропорт Кневичи.

Общий объем финансирования транспортной инфраструктуры г. Владивосток составит 121миллиард 808 миллионов рублей, из них 103 миллиарда 338 миллионов средства федерального бюджета.

После обозначения целей и мероприятий, отраженных в проекте Транспортной стратегии России до 2030 года хочу остановиться на конкретных величинах по отраслям транспорта.

В сфере железнодорожного транспорта

Расширение сети железных дорог является инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения.

Реализация Стратегии обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта, в том числе по развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.

В сфере дорожного хозяйства

В 2009 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Востока России запланировано выделение более 46 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

Кроме того, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования территориального и муниципального значения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Востока России, в 2009 году планируется выделение 20 млрд. рублей в виде субсидий

В целях повышения надежности функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, в том числе входящих в состав международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север – Юг», повышения безопасности дорожного движения и сокращения времени пребывания в пути грузов и пассажиров, в 2010-2015 годах предусмотрено направление средств федерального бюджета в размере более 85 млрд. рублей, на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения и 210 млрд. рублей на замену дорожной одежды переходного типа на капитальный.

В сфере внутреннего водного и морского транспорта

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока и их место в экономике России, является огромный ресурсный потенциал крупнейших водных артерий этого региона.

Важным фактором экономического развития Сибири и Дальнего Востока является развитие внутреннего водного транспорта, который обеспечивает как перевозки внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональные и транзитные международные перевозки. Северные районы в значительной мере зависят от функционирования морского и внутреннего водного транспорта.

В сфере гражданской авиации

В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года в рамках национальной опорной аэропортовой сети было определено 25 внутрироссийских узловых аэропортов, которые должны концентрировать и распределять основные внутрироссийские авиационные пассажиро- и грузопотоки.

Одним из таких аэропортов определен аэропорт Иркутск, меморандум о строительстве нового аэропорта Иркутск будет сегодня подписан министерством транспорта Российской федерации и администрацией Иркутской области.

Необходимо признать, что в течение последних лет отсутствие финансирования данного вида транспорта привело к тяжелому финансовому состоянию авиакомпаний обеспечивавших местные воздушные линии и выводу из транспортного оборота большинства местных аэропортов.

Система авиаперевозок на местных воздушных линиях, несмотря на усилия регионов по поддержке авиакомпаний и местных операторов аэропортов, в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.

Типичным примером является ситуация с местными авиаперевозками в Магаданской области, где число действующих аэропортов сократилось с 50 до 10.

В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов вместимостью 12 мест – почти в 60 раз.

Для обеспечения необходимой авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны, количество местных авиаперевозок должно быть увеличено в 2 раза.

Одним из базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых местных и внутрирегиональных воздушных перевозок мы видим в организации аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Так, к примеру, в 2006-2007 годах Минтрансом совместно с администрацией республики Саха-Якутия, Минэкономразвития, Минфином, другими федеральными органами власти, проведена большая работа по разработке нормативно-правовой базы для создания казенного авиапредприятия «Аэропорты Севера».

В настоящее время предприятие успешно осуществляет социальные перевозки на местных воздушных линиях.

Мы считаем, что данный пример можно, с адаптацией к конкретным регионам, применять в дальнейшем. И уже в бюджете 2009 года предусмотрены средства для создания казенных предприятий в других регионах России, и с 2010 г. 5 млрд. руб. для перевозок в районы Дальнего Востока.

Необходимо отметить, что в целях повышения транспортной доступности населения, Минтрансом России впервые проведена работа по обеспечению финансирования за счет средств федерального бюджета субсидирования социально значимых дальнемагистральных авиаперевозок, средства на финансирование предусмотрены в федеральном бюджете с 2009 года.

Еще одним значимым инструментом сохранения и развития местных и внутрирегиональных авиаперевозок должно стать их субсидирование, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года являются Федеральные и особенно подчеркну - региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должна отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям Стратегии.

Уважаемые коллеги!

Надеюсь, что этот форум запомнится тем, что на нем будет принято максимально возможное число конкретных решений.

Все выступления и интервью