В Иркутске Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на Байкальском экономическом форуме
08 сентября 2008, 20:00
Доклад
Министра транспорта РФ И.Е. Левитина
на Байкальском экономическом форуме
9 сентября 2008 г.
«Транспортная стратегия до 2030 года: от укрепления государства к росту благосостояния граждан через развитие транспорта»
Уважаемый Председательствующий, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые участники форума!
Одной из важнейших составляющих стратегии развития экономики России является сбалансированное и поступательное развитие транспортной инфраструктуры, основные направления, которой нашли свое отражение в Транспортной стратегии России до 2030 г., и состоят из двух этапов 2010-2015 и 2016-2030 годы.
Реализация указанной стратегии подразумевает достижение 6 основных целей, сформулированных Минтрансом России и одобренных заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, подразумевает социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных коммуникаций.
Цель 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны, достигается посредством ввода в действие модели рынка транспортных услуг покрывающую потребности всех секторов экономики, и обеспечивающую создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над их спросом.
Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, не забывая об обеспечении ценовой доступности услуг транспорта (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока), а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями.
Цель 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, предполагает формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, позволит создать необходимые условия для обеспечения соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
Цель 6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду впоследствии приведет к соответствию международным экологическим стандартам работы отрасли.
Дополнительно хотел бы подробнее остановиться на конкретных примерах реализации данной стратегии в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Приоритетами развития транспорта в южных районах Сибирского федерального округа являются: дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток-Запад», включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе для обеспечения прямых выходов на Китай и Монголию, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок и повышения мобильности населения. Создание на базе крупнейших аэропортов международных хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в Омске, Новосибирске и Красноярске.
В северных районах Сибири приоритетами является строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных и местных авиаперевозок.
В период до 2015 года предусматривается:
-
строительство обхода Читинского железнодорожного узла, строительство второго мостового перехода через реку Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби, реконструкция тоннелей на участке Саянская – Кошурниково и на Транссибе, электрификация участков Улан-Удэ – Наушки, Борзя – Забайкальск, Карасук – Коновалово, строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали;
-
строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог;
-
строительство нового аэропорта г. Иркутска;
-
развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск и других;
-
поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.
В период 2016 – 2030 годов в Сибирском федеральном округе предусматривается:
-
строительство железнодорожных обходов Омского, Иркутского и Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ – Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий;
-
реконструкция участков дорог федерального значения;
-
развитие речных портов.
Приоритетами развития транспорта в Дальневосточном федеральном округе являются: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети, усиление Транссиба, развитие БАМа и строительство новых железнодорожных линий. Продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей базовых морских портов, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания. Интенсивное развитие сети аэропортов, прежде всего инфраструктуры для обеспечения региональных и местных авиаперевозок в регионах Дальневосточного федерального округа.
В период до 2015 года предусматривается:
-
завершение строительства линии Беркакит - Томмот – Якутск и совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска, строительство линии Известковая – Чегдомын.
-
строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального и регионального значения, строительство автомобильной дороги Якутск – Магадан;
-
развитие аэропортов Хабаровск, Владивосток и других;
-
развитие морских портов;
-
реконструкция внутренних водных путей на р. Амур.
В период 2016 – 2030 годов в Дальневосточном федеральном округе предусматривается:
-
строительство новых железнодорожных линий Якутск – Магадан и других, модернизация участка Уссурийск – Гродеково, строительство второго мостового перехода у г. Благовещенска, организация скоростного движения на линиях Уссурийск – Владивосток, Владивосток – Хабаровск;
-
реконструкция участков автодорог федерального значения, модернизация существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения;
-
развитие Якутского речного порта как базового для организации северного завоза грузов и перевозок пассажиров, развитие и техническое перевооружение других речных портов округа.
Регион получил опыт формирования крупных комплексных проектов реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, и имеющих важное значение для повышения качества жизни населения восточной части России, увеличения промышленного потенциала, ускорения темпов экономического роста.
Это проекты:
-
«Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», «Комплексное развитие Южной Якутии»,
-
«Реконструкция железнодорожной линии Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецкого тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань»,
-
«Комплексное развитие Забайкалья»,
-
«Развитие горно-металлургического кластера в Приамурье».
Общая стоимость реализации этих проектов оценивается в 950 млрд. рублей. При этом планируется профинансировать из средств Инвестфонда Российской Федерации 267 млрд. рублей и привлечь средств из внебюджетных источников 683 млрд. рублей, т.е. порядка 70 % стоимости проектов.
Важное значение для развития Дальневосточного региона имеет проведение саммита АТЭС в 2012 году в г.Владивостоке, где будет создана новая современная транспортная инфраструктура. Построены уникальные мостовые переходы через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, реконструирован в соответствии с международными требованиями аэропорт Кневичи.
Общий объем финансирования транспортной инфраструктуры г. Владивосток составит 121миллиард 808 миллионов рублей, из них 103 миллиарда 338 миллионов средства федерального бюджета.
После обозначения целей и мероприятий, отраженных в проекте Транспортной стратегии России до 2030 года хочу остановиться на конкретных величинах по отраслям транспорта.
В сфере железнодорожного транспорта
Расширение сети железных дорог является инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения.
Реализация Стратегии обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта, в том числе по развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.
В сфере дорожного хозяйства
В 2009 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Востока России запланировано выделение более 46 млрд. рублей из средств федерального бюджета.
Кроме того, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования территориального и муниципального значения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Востока России, в 2009 году планируется выделение 20 млрд. рублей в виде субсидий
В целях повышения надежности функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, в том числе входящих в состав международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север – Юг», повышения безопасности дорожного движения и сокращения времени пребывания в пути грузов и пассажиров, в 2010-2015 годах предусмотрено направление средств федерального бюджета в размере более 85 млрд. рублей, на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения и 210 млрд. рублей на замену дорожной одежды переходного типа на капитальный.
В сфере внутреннего водного и морского транспорта
Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока и их место в экономике России, является огромный ресурсный потенциал крупнейших водных артерий этого региона.
Важным фактором экономического развития Сибири и Дальнего Востока является развитие внутреннего водного транспорта, который обеспечивает как перевозки внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональные и транзитные международные перевозки. Северные районы в значительной мере зависят от функционирования морского и внутреннего водного транспорта.
В сфере гражданской авиации
В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года в рамках национальной опорной аэропортовой сети было определено 25 внутрироссийских узловых аэропортов, которые должны концентрировать и распределять основные внутрироссийские авиационные пассажиро- и грузопотоки.
Одним из таких аэропортов определен аэропорт Иркутск, меморандум о строительстве нового аэропорта Иркутск будет сегодня подписан министерством транспорта Российской федерации и администрацией Иркутской области.
Необходимо признать, что в течение последних лет отсутствие финансирования данного вида транспорта привело к тяжелому финансовому состоянию авиакомпаний обеспечивавших местные воздушные линии и выводу из транспортного оборота большинства местных аэропортов.
Система авиаперевозок на местных воздушных линиях, несмотря на усилия регионов по поддержке авиакомпаний и местных операторов аэропортов, в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.
Типичным примером является ситуация с местными авиаперевозками в Магаданской области, где число действующих аэропортов сократилось с 50 до 10.
В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов вместимостью 12 мест – почти в 60 раз.
Для обеспечения необходимой авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны, количество местных авиаперевозок должно быть увеличено в 2 раза.
Одним из базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых местных и внутрирегиональных воздушных перевозок мы видим в организации аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Так, к примеру, в 2006-2007 годах Минтрансом совместно с администрацией республики Саха-Якутия, Минэкономразвития, Минфином, другими федеральными органами власти, проведена большая работа по разработке нормативно-правовой базы для создания казенного авиапредприятия «Аэропорты Севера».
В настоящее время предприятие успешно осуществляет социальные перевозки на местных воздушных линиях.
Мы считаем, что данный пример можно, с адаптацией к конкретным регионам, применять в дальнейшем. И уже в бюджете 2009 года предусмотрены средства для создания казенных предприятий в других регионах России, и с 2010 г. 5 млрд. руб. для перевозок в районы Дальнего Востока.
Необходимо отметить, что в целях повышения транспортной доступности населения, Минтрансом России впервые проведена работа по обеспечению финансирования за счет средств федерального бюджета субсидирования социально значимых дальнемагистральных авиаперевозок, средства на финансирование предусмотрены в федеральном бюджете с 2009 года.
Еще одним значимым инструментом сохранения и развития местных и внутрирегиональных авиаперевозок должно стать их субсидирование, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года являются Федеральные и особенно подчеркну - региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должна отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям Стратегии.
Уважаемые коллеги!
Надеюсь, что этот форум запомнится тем, что на нем будет принято максимально возможное число конкретных решений.