Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на «правительственном часе» Государственной Думы ФС РФ на тему «О мерах, принимаемых Правительством РФ по развитию и совершенствованию автодорожной инфраструктуры»

19 октября 2006, 20:00

 

Доклад
Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на «правительственном часе» Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему
«О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по развитию и совершенствованию автодорожной инфраструктуры»


Уважаемый Борис Вячеславович!

Уважаемые депутаты!

Федеральное Собрание Российской Федерации в последние годы уделяет постоянное внимание проблемам дорожного хозяйства. В апреле текущего года в Совете Федерации состоялся «правительственный час» на тему «О программе строительства дорог в Российской Федерации». Год назад (4 октября 2005 года) состоялись парламентские слушания в Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы на тему «Автомобильные дороги России: правовые и финансовые аспекты развития». На парламентских слушаниях были приняты рекомендации в адрес Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Минтранса России по широкому кругу вопросов.

Во исполнение этих рекомендаций:

- разработана концепция федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации». Срок внесения в Государственную Думу самого закона в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13 октября текущего года – март 2007 года;

- разработан и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», подготовленный Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- включены в программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 781-р, два специальных технических регламента в сфере автомобильных дорог: «О требованиях к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, (реконструкции) и обустройстве автомобильных дорог, улиц и сооружений на них» и «О требованиях к обеспечению безопасности эксплуатации автомобильных дорог, улиц и сооружений на них». Срок внесения на утверждение проектов регламентов установлен в 2008 году, однако, первые редакции документов уже разработаны;

- переутверждена Правительством Российской Федерации постановлением от 31 мая 2006 г. № 338 федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

- принято постановление Правительства Российской Федерации
№ 209 от 11 апреля 2006 г. о внесении изменений в классификацию автомобильных дорог. Минтрансом России во исполнение этого постановления утвержден порядок подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России;

- усилен контроль за эффективностью использования средств, направляемых в дорожное хозяйство. Эта работа ведется на основе утвержденных планов как ФГУ «Росдортехнология», так и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Также в 2006 году деятельность Федерального дорожного агентства проверялась Счетной Палатой Российской Федерации;

- приняты Ростехрегулирования два основополагающих для проектирования автомобильных дорог национальных стандарта «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» и «Геометрические элементы автомобильных дорог». Еще четыре проекта ГОСТ разработаны и находятся в стадии утверждения.

Не все рекомендации октябрьских парламентских слушаний выполнены:

- не обеспечено закрепление за федеральными агентствами транспортной отрасли функций по изъятию земельных участков для строительства объектов и заключению соответствующих договоров с собственниками. Для реализации рекомендации подготовлено поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации обеспечить корректировку положений о Министерстве транспорта Российской Федерации и Федеральном дорожном агентстве в части расширения их полномочий, в том числе и в части земельных отношений;

- не утверждена методика начисления амортизации на объекты в дорожном хозяйстве. Этот вопрос тесно связан с вопросом изменения организации управления автомобильными дорогами с привлечением для эксплуатации автомобильных дорог коммерческих операторов, с реальным вводом в эксплуатацию крупных платных автомобильных дорог. Методики начисления амортизации и механизмы ее аккумуляции для целей развития автомобильных дорог будут определяться в ходе реформы дорожного хозяйства;

В целях реализации рекомендации об установлении сроков проведения конкурсов и открытия финансирования строительства дорог, а также возможности переноса неиспользованных остатков средств на следующий финансовый год Минтранс России представил предложения по соответствующим текстовым статьям в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год». Решение вопроса должно быть установлено Законом.

Правительством Российской Федерации, Минтрансом России, Федеральным дорожным агентством принимаются и другие меры, направленные на совершенствование работы дорожного хозяйства, улучшение состояния автомобильных дорог. За время, прошедшее со времени парламентских слушаний, был принят ряд серьезных шагов в этом направлении:

- Правительством Российской Федерации одобрена и приказом Минтранса России от 31 июля 2006 г. № 94 утверждена Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года;

- осуществляется внедрение методов бюджетирования, ориентированных на достижение конкретных измеримых показателей потребительских качеств дорог;

- разработаны приоритеты и критерии отбора проектов для финансирования строительства, реконструкции и эксплуатации федеральных дорог, а также строительства и реконструкции территориальных дорог с привлечением субсидий из федерального бюджета;

- подготовлена методика распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных в объеме 35 млрд. рублей в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации. С учетом этих средств эффективность участия автомобильных дорог в реализации приоритетных национальных проектов существенно повысится. 17 октября на заседании Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям одобрено распределение субсидий, подготовленное на основе этой методики;

- подготовлены и реализуются специализированные программы, направленные на повышение безопасности движения на дорогах, в том числе программы по замене ограждений, дорожных знаков и разметки, устройства освещения дорог, создания системы метеообеспечения;

- разработаны основы концепции реформирования дорожного хозяйства;

- утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации перечень предприятий дорожного хозяйства, закрепленных в государственной собственности;

- утверждена и реализуется на основе плана Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйстве;

- начата реализация ряда проектов платных дорог с применением механизмов государственно-частного партнерства.

В 2006 году существенно (в 1,4 раза по сравнению с 2005 годом) увеличен объем финансирования ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог. Это позволило изменить структуру расходов на ремонтные работы. Расходы на капитальный ремонт федеральных дорог и мостов по сравнению с 2005 годом увеличены в 1,7 раза, расходы на ремонт увеличены на 12 %. Такое изменение структуры дорожно-эксплуатационных расходов позволит существенно повысить капитальность работ и долговечность отремонтированных дорог, а значит существенно снизить потребность в расходах на эксплуатацию этих участков в последующие периоды.

С учетом средств, выделенных дополнительно в 2005 году на финансирование дорожного хозяйства по итогам исполнения федерального бюджета, в текущем году объемы ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог будут увеличены по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза.

В текущем году уже введены в эксплуатацию внеклассные мосты через Волгу в Ярославле, р. Чулым в Томской области, Дон у Цимлянска, р. Томь в Кемерово, входящие в программу завершения строительства внеклассных мостов. Реализация этой программы практически началась в 2005 году. В нее первоначально было включено 12 мостов, сегодня в ней 17 сооружений, из которых за два года введены в эксплуатацию 7 мостов. Вместе с тем в стране остро не хватает мостовых переходов через крупные реки, и программа требует расширения: в нее необходимо включить мосты через Урал на обходе г. Орска, через Волгу у Костромы и Самары и другие. Тормозит недостаток средств.

Несмотря на принятые в последнее время меры, состояние сети автомобильных дорог общего пользования не соответствует задачам повышения конкурентоспособности отечественной продукции, реализации транзитного потенциала транспортной системы, решению задач социально-экономического развития страны. Напомним несколько фактов.

В 2006 году только 37 % федеральных и 24 % территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. Если ситуация будет продолжать развиваться в том же направлении, то к 2010 году на дорожной сети с учетом территориальных дорог в нормативном состоянии останется не более 15 % протяженности.

Состояние автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, не соответствует задаче активизации участия России в глобальном развитии мировой экономики. Конкурентоспособность этих маршрутов во многом уступает альтернативным маршрутам, проходящим по территории других государств. Свыше четверти протяженности этих дорог требуют реконструкции с повышением технической категории. Из общей протяженности маршрутов многополосную проезжую часть имеют лишь 9 %.

Покрытие проезжей части международных маршрутов имеет недостаточную прочность, поэтому обычные для международных перевозок автомобили с нагрузкой на ось 11-13 тонн разрушают дороги. Увеличивается интенсивность перевозок тяжелых крупногабаритных контейнеров. С учетом международных тенденций темпы роста контейнерных перевозок по автодорогам в течение ближайших 5 лет будут составлять 10-15 % в год. Сейчас принято решение о повышении прочности дорожных одежд при реконструкции и капитальном ремонте основных федеральных дорог. Однако, с учетом бюджетных возможностей темпы обновления дорожных конструкций низки, и лишь 19 % протяженности федеральных дорог соответствуют современным нагрузкам. Минтрансом России подготовлен приказ о сезонных ограничениях транспортных нагрузок на автомобильные дороги, это поможет сохранить их в неблагоприятные периоды года. Однако, эта вынужденная мера отрицательно скажется на возможности эффективного обслуживания перевозок грузов. В результате активно развиваются альтернативные конкурентные маршруты в обход территории России. Это может обернуться не только потерей доходов от обслуживания международных транзитных потоков, но и ущербом для интересов национальной безопасности Российской Федерации.

Плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии.

Уровень финансирования дорожного хозяйства в Российской Федерации существенно ниже, чем в других странах мира: даже в соседних Республике Белоруссия и в Монголии доля расходов на дорожное хозяйство в валовом внутреннем продукте выше, чем в Российской Федерации. Это не позволяет ликвидировать указанный разрыв в показателях развития дорожной сети.

Сеть дорог общего пользования прирастает в России весьма медленно: в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2005 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.

Это означает, что на один километр дороги или улицы населенного пункта, по которой проходит маршрут общественного транспорта, в 2010 году будет в среднем приходиться 44, а в 2025 году - 92 автомобиля. Образно говоря, если на дороги выйдут все зарегистрированные в России автомобили, то они будут двигаться колонной с интервалом, практически равным корпусу автомобиля. Один неисправный автомобиль остановит все движение на сети дорог.

Решение проблем улучшения качества и увеличения протяженности автомобильных дорог существенно осложняется влиянием опережающего роста цен на рынке дорожно-строительных материалов, топлива для машин и механизмов. На закупку этих ресурсов идет до 60 % стоимости дорожных работ. Анализ показал, что за последние пять лет цены на материалы для строительства, ремонта и содержания дорог, горючее для дорожных машин выросли в 2,5 – 3 раза. Темп роста цен превышал в этот период средний темп инфляции в стране в 1,3-1,5 раза.

Потери инвестиционных возможностей дорожного хозяйства из-за несоответствия роста цен на материалы и выделяемых объемов финансирования за прошедшие пять лет составляют 250 млрд. рублей, что сопоставимо с годовым объемом финансирования из бюджетов всех уровней.

По расчетам специалистов недостаточные темпы улучшения состояния российской дорожной сети уже сейчас вызывают экономические потери, в сумме превышающие 1,3 трлн. руб., что эквивалентно 6 % ВВП Российской Федерации. При сохранении существующих тенденций эти потери к 2025 году увеличатся в сопоставимых ценах еще более чем в два раза.

Пути решения этой серьезной проблемы, имеющей национальный масштаб, рассматривались на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации 13 октября в Ярославле, которое проходило с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Был одобрен комплекс предложений, направленных на реформирование дорожного хозяйства. Подготовлен соответствующий перечень поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. Перечень согласован с Правительством Российской Федерации и включает в себя следующие поручения:

Первое. «Обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации».

Второе. «Утвердить план мероприятий по переходу, начиная с 2008 года, к финансированию дорожного хозяйства по нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог. Утвердить положение о нормативах денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и рекомендовать его к применению на региональном уровне.».

Третье. «В соответствии со статьей 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации разработать и утвердить перечень работ и услуг со сроком производства от 3-6 лет, включив в него такой вид работ, как содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования.».

Четвертое. «Обеспечить корректировку положений о Министерстве транспорта Российской Федерации и Федеральном дорожном агентстве в части расширения их полномочий, обязанностей и функций, направленных на обеспечение качества оказания государственных услуг в сфере дорожного хозяйства всех уровней».

Реализация перечисленных поручений Президента Российской Федерации потребует полного напряжения сил. Однако, база для их реализации уже создана.

Разработан проект федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации», он включает в себя:

- положения о правах и ответственности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также пользователей и организаций, осуществляющих деятельность в придорожной полосе, за состояние и развитие автомобильных дорог;

- положения, направленные на совершенствование земельных и имущественных отношений, связанных со строительством и эксплуатацией автомобильных дорог;

- требования к системе финансирования дорожного хозяйства с переходом к созданию устойчивых, долгосрочных целевых источников финансирования дорожного хозяйства, основанных на принципе «пользователь платит».

Проект закона предусматривает закрепление для использования на автомобильные дороги неналоговых доходов от платных дорог и реализации иных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, поступлений, связанных с компенсацией ущерба, наносимого дорогам тяжелыми автотранспортными средствами, выручки от договоров с владельцами объектов придорожного сервиса на «подключение» объекта к автомагистрали, других договоров с лицами, заинтересованными в дополнительных услугах дорог.

Отдельный раздел посвящен системе контроля и надзора в сфере дорожного хозяйства с участием казначейской системы исполнения расходных обязательств, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ведомственной системы контроля Федерального дорожного агентства. Предусматривается также возможность участия в контроле за уровнем потребительских качеств дорог саморегулируемых организаций пользователей.

Проект федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации» представляет весьма объемный документ, требующий взаимоувязки требований многих других законов, учета интересов значительного количества ведомств. Чтобы обеспечить такую взаимоувязку на ранней стадии и ускорить принятие документа, было бы целесообразно депутатам подключиться к разработке законопроекта.

В целях подготовки к реализации поручений Президента Российской Федерации Федеральным дорожным агентством разработана и представлена в Минтранс России методика формирования затрат на содержание федеральных автомобильных дорог, предназначенная для целей бюджетного планирования. В настоящее время эта методика дорабатывается по замечаниям.

Подготовлены предложения по расширению полномочий Минтранса России и Федерального дорожного агентства в области земельных отношений.

Предложения по изменению Положений о Минтрансе России и Федеральном дорожном агентстве предусматривают наделение их полномочиями, связанными с изъятием и резервированием земельных участков для строительства автомобильных дорог. Эти полномочия включают введение на согласованных земельных участках на период до начала строительных работ особого режима использования, запрещающего оборот земель и какое-либо строительство на них.

В докладе перечислены основные проблемы дорожного хозяйства и направления их решения, которые были одобрены Президентом Российской Федерации на заседании Президиума Госсовета России. Реализация поручений Президента Российской Федерации потребует полного напряжения сил. Мы надеемся, что депутаты поддержат нас в решении поставленных задач.

Все выступления и интервью