Изображения

Обычная версия

Доклад главы российской делегации Директора департамента международного сотрудничества Министерства транспорта С.О. Соколова на пленарном заседании Рабочей группы АТЭС по транспорту

18 сентября 2005, 20:00

Доклад главы российской делегации Директора департамента международного сотрудничества
 Министерства транспорта С.О. Соколова
 на пленарном заседании Рабочей группы АТЭС по транспорту

(Владивосток, 19 сентября 2005 г.)

Уважаемый председатель Рабочей группы,

Уважаемые делегаты – представители экономик АТЭС,

Дамы и господа,

Позвольте еще раз – теперь уже от имени российской делегации – сердечно поприветствовать всех собравшихся в этом зале. Мы рады, что столь внушительное число коллег и партнеров приняло наше приглашение, проделало немалый путь и прибыло во Владивосток. Не скрою: проведение очередного заседания Рабочей группы АТЭС по транспорту на территории России вызывает у Министерства транспорта особое удовлетворение еще и потому, что это позволило впервые обеспечить участие представительной российской делегации.

Программа нынешнего заседания включает две пленарные сессии, встречи 5 экспертных групп, двух управляющих комитетов, а также глав делегаций. Будут рассмотрены вопросы, имеющие первостепенное значение для России, такие как безопасность (включая противодействие терроризму на транспорте или с использованием транспортных средств), снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, доступ на рынки, конкурентоспособность, внедрение передовых технологий. Особо следует отметить тему оптимизации структуры и повышения эффективности Рабочей группы АТЭС по транспорту в соответствии с поручением, которое нам дали наши министры в ходе встречи на о. Бали в июле 2004 года.

Члены российской делегации основательно подготовились к участию в предстоящих дискуссиях по всем этим вопросам. Мы приготовили также технические туры по профилю каждой из пяти экспертных групп. Уверен, они окажутся интересными и полезными для всех вас, дадут возможность познакомиться с огромными возможностями транспортного комплекса российского Дальнего Востока, который готов к налаживанию и развитию взаимовыгодных контактов с партнерами в экономиках-участницах АТЭС. Хочу заметить, что в нынешнем заседании принимают участие ведущие представители транспортного бизнеса России. Призываю присутствующих коллег воспользоваться этим удобным случаем и предметно пообщаться с руководителями крупнейших предприятий российской транспортной отрасли.

Предваряя предстоящую дискуссию, разрешите кратко остановиться на основных вопросах, которые будут подниматься российской делегацией.

Начну с области морского транспорта и международного судоходства, где интересы России тесно переплетаются с интересами других экономик АТЭС. Со многими государствами АТР мы имеем двусторонние межправительственные соглашения в области морского транспорта. Россия относится к числу ведущих морских держав, около 60% ее внешнеторгового грузооборота осуществляется морским путем. По российской территории проходят основные евроазиатские коридоры, эффективность которых во многом зависит от работы морского транспорта нашей страны.

Президент и Правительство России поставили задачу ежегодно увеличивать грузооборот портов страны на 15-20%. В 2004 году в портах Дальневосточного бассейна России было переработано более 70 млн. тонн грузов. В первую очередь, речь идет о портах залива Петра Великого - Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино.

Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты Дальнего Востока - это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов, объемы российского экспорта энергопромышленного сырья в Японию и другие страны АТР к 2010 г. увеличатся не менее чем в 1,5 раза.

Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны, главным образом, с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Их реализация обеспечит прирост грузооборота на 80 – 100 млн. тонн. Соответственно, возрастет доля крупнотоннажных судов, перевозящих опасные грузы. Основные направления грузопотоков останутся прежними – из портов Приморья, Татарского пролива и юга Сахалина в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также на Северную Америку.

В этой связи необходимо подчеркнуть особую заинтересованность России в укреплении сотрудничества с экономиками АТЭС в области безопасности мореплавания. В первую очередь, это касается береговых систем для предотвращения аварий морских судов, охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды.

Российская Федерация активно взаимодействует в области поиска и спасания на море со спасательными службами иностранных государств в соответствии с Международными конвенциями 1979 года и 1989 года, а также на основе межправительственных соглашений с США, Японией и КНДР.

В портах Владивосток, Находка и Восточный и на подходах к ним уже действуют Системы управления движением судов (СУДС). В 2005 – 2006 г.г. на их основе будет завершено создание Региональной СУДС в заливе Петра Великого, район действия которой распространится на внутренние морские воды и прилежащее территориальное море.

Уже завершено проектирование первой станции Глобальных спутниковых навигационных систем (ГНСС) на мысе Поворотный, которая обеспечит высокоточное судовождение на всей акватории залива Петра Великого, включая подходы к планируемому нефтяному терминалу в бухте Перевозная.

Особо следует отметить Глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля за местоположением судов «Виктория», которую Россия создала в 2000 году. Она основана на комплексном использовании морских спутниковых систем связи и навигации, наземных каналов связи, Интернет-технологий. Это обеспечивает глобальный мониторинг судов в мировом океане в непрерывном круглосуточном режиме. Система «Виктория», при условии её доработки, способна выполнять функции системы дальней идентификации, внедрение которой сейчас обсуждается в Международной морской организации (ИМО). Россия выступает с инициативой наладить сотрудничество с заинтересованными экономиками АТЭС по использованию и совершенствованию системы «Виктория».

Россия проводит работу по предотвращению загрязнения морской среды и ликвидации разливов нефти. В этой области мы имеем межправительственное соглашение с США, а в прошлом году присоединились к Региональному плану чрезвычайных мер на случай разлива нефти в Северо-западной части Тихого океана, разработанному в рамках Плана действий по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды Северо-западной части Тихого океана (НОУПАП).

1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). В России создана и действует оптимальная система проведения экспертных оценок уязвимости и разработки планов охраны судов и портовых средств. Налажен процесс их одобрения морскими властями. Освидетельствование на предмет соответствия Кодексу ОСПС проводится по четко отработанной схеме. Завершена работа в судоходных компаниях, суда которых осуществляют международные рейсы.

Во всех администрациях морских портов созданы службы морской безопасности. По оценкам Комитета по безопасности на море ИМО, Российская Федерация входит в число государств, наиболее полно реализующих международные требования по охране судов и портов.

В рамках АТЭС действует группа, занимающаяся вопросами безопасности мореплавания. Ее взаимодействие со структурами Токийского меморандума могло бы повысить эффективность усилий по обеспечению безопасности судоходства. Предлагаем создать единый информационный центр безопасности мореплавания, защиты окружающей среды от загрязнения с судов и морской безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такой проект можно было бы реализовать на базе уже существующих средств и технологий. В России находится информационный центр Токийского меморандума, который мог бы взять на себя эти функции.

Учитывая огромные расстояния между экономиками АТЭС, особое значение для поддержания и развития торгово-экономических и гуманитарных связей в регионе имеет воздушный транспорт. Здесь присутствуют руководители ведущих отечественных авиакомпаний, осуществляющих полеты в пункты на территории экономик региона. Правительство России проводит последовательную политику, направленную на повышение конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на рынке АТР. Повышаются требования к эксплуатируемым воздушным судам, поощряется специализация по масштабу и характеру деятельности российских авиакомпаний, совершенствуется нормативная база воздушных перевозок между Россией и экономиками АТЭС.

В своем выступлении на церемонии открытия сегодня утром Министр транспорта Российской Федерации отметил проводимую работу по реорганизации сети аэропортов на основе создания крупных пересадочных узлов (хабов), таких как в Красноярске, и региональных аэропортов.

В ходе предстоящих дискуссий российские эксперты расскажут о реформе системы организации воздушного движения в соответствии с самыми высокими стандартами ИКАО. В этом выступлении я ограничусь тем, что подчеркну: Россия последовательно осуществляет комплекс мер, направленных на оптимизацию системы авиалиний, проходящих через ее воздушное пространство, повышение пропускной способности транссибирских и кроссполярных маршрутов, безопасности и прибыльности международного и транзитного авиасообщения.

Будущая система организации воздушного движения Российской Федерации будет гармонизирована с мировыми аэронавигационными системами. Это позволит обеспечить пропускную способность, соответствующую трехкратному увеличению интенсивности воздушного движения при повышении уровня безопасности полетов. Регулирование будет осуществляться централизованно на государственном уровне, будет законодательно закреплено равенство прав пользователей воздушного пространства.

Много говорится о том, что в силу своего уникального положения Россия выступает в качестве связующего моста между Европой и Азией. Хочу подчеркнуть: речь идет не просто о географической и геополитической реальности, а о практической возможности быстро, эффективно и безопасно перебрасывать огромные объемы различных грузов. К Транссибирской магистрали, о которой уже упоминалось, следует добавить железнодорожную ветку из Приморья в южнокорейский порт Пусан, планы строительства моста между островом Сахалин и Японией и тоннеля к Сахалину. Эти интермодальные маршруты оснащены или оснащаются самыми передовыми телекоммуникационными оптоволоконными технологиями, которые обеспечивают высокую безопасность и надежность перевозки грузов. Более подробно об этом члены Рабочей группы АТЭС смогут узнать из доклада разработчика и генерального подрядчика этой системы – «Компании Транстелеком» - и в ходе технического тура в Морской торговый порт Владивостока.

Россия предлагает рассмотреть в качестве одного из перспективных направлений в рамках этой Рабочей группы вопрос о формировании между экономиками АТЕС единой информационной среды, интегрированной с Транссибом и с информационной средой транспортной сети ЕС. Это позволило бы достичь максимальной совместимости программных средств и средств связи, которые обеспечивают прохождение транзитных грузов вдоль международных транспортных коридоров. Для этого, возможно, потребуется сформировать ad hoc группу экспертов транспортных ведомств заинтересованных государств, знакомых с особенностями внедрения информационных технологий на транспорте. Следует заметить, что в рамках СНГ создан Совет по информатизации на транспорте, куда вошли уполномоченные представители транспортных ведомств 12 государств. Задача Совета – разработка правил формирования Единого информационного ресурса транспортного комплекса, работающего на одной шестой земной суши. Этот ресурс обеспечит электронный заказ перевозки груза, электронную оплату, электронное страхование, электронное таможенное декларирование и мониторинг грузопотока в режиме реального времени. Мы приглашаем страны АТЭС принять участие в этой работе.

По территории России проходят важнейшие международные транспортные коридоры (МТК) – «Запад-Восток» (Транссиб) и «Север-Юг». Мы с удовлетворением отмечаем, что эта базовая сеть начинает «обрастать» новыми идеями, такими как разрабатываемый по инициативе США N.E.W. Project, который предусматривает переброску грузов с американской территории через Север Европы и далее по Транссибу с выходом в Юго-Восточную Азию. Российская сторона с большим интересом участвует в конкретизации этой инициативы.

МТК представляют собой совокупность маршрутов различных видов транспорта с узловыми пунктами (мулътимодальными центрами) по переработке, сортировке, упаковке и перевалке коммерческих и генеральных грузов с одного вида транспорта на другой. Создание таких узловых пунктов позволит постепенно подключить российскую инфраструктуру к международным транспортно-логистическим сетям. На первом этапе предполагается создать логистические центры на Северо-Западе и на Юге России, в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Кемерово, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке/Находке. Эти регионы расположены вдоль основных осей (Север-Юг и Восток-Запад) российской транспортной системы и включают важные порты.

Частный капитал готов направлять крупные инвестиции в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, и в этой связи Минтранс России работает над созданием системы мультимодальных логистических центров с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Коротко остановлюсь на автомобильных перевозках. Высокие темпы автомобилизации в России в последние годы, к сожалению, сопровождаются увеличением социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий. В этой связи Правительство уделяет особое внимание повышению безопасности, снижению потерь на российских дорогах. На решение этой национальной задачи направлена специальная федеральная программа. В этой связи Россия крайне заинтересована в налаживании обмена опытом и передовыми технологиями организации дорожного движения, обеспечения автотранспортной безопасности в рамках АТЭС.

В своем выступлении на церемонии открытия наш Министр упомянул об энергичных усилиях, которые предпринимаются для развития автодорожной инфраструктуры России, повышению ее транзитного потенциала. Дорога Чита-Хабаровск теперь обеспечивает сквозной проезд через всю территорию Российской Федерации с запада на восток. Пробег Лиссабон-Владивосток показал, что отныне это – не маршрут соревнований по автомобильному экстриму, а реальная транспортная артерия, открывающая значительные возможности для перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов автомобильным транспортом на средние и даже дальние расстояния.

Российские перевозчики используют автотранспорт не только отечественного, но и японского, корейского и американского производства. Уверен, присутствующие здесь уже смогли в этом убедиться, проезжая по дороге из аэропорта во Владивосток и на улицах города. Здесь Россия тоже видит широкое поле для сотрудничества в рамках АТЭС.

Уважаемые делегаты,

Дамы и господа,

Эти и многие другие темы будут подниматься членами российской делегации в ходе ближайших трех с половиной дней. Мы рассчитываем на то, что 26-е заседание Рабочей группы АТЭС по транспорту пройдет в конструктивном ключе и завершится результативно. Как организаторы, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы создать для этого самые благоприятные условия.

Благодарю вас за внимание и желаю всем нам успешной работы.

Все выступления и интервью