Изображения

Обычная версия

Министр транспорта Игорь Левитин принял участие в заседании Морской коллегии при Правительстве РФ и выступил с докладом по вопросу «О реализации положений Морской доктрины Российской Федерации ...

18 декабря 2007, 21:00

Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года определяет, что морская деятельность осуществляется с проведением необходимого комплекса конкретных мер по обеспечению ее безопасности, связанных с особенностями водной стихии. При этом безопасность морской деятельности включает безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды.

В выступлении Министра было отмечено, что в Российской Федерации обеспечение безопасности мореплавания, в соответствии с положениями Морской доктрины, осуществляется по следующим основным направлениям:

  • нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов;

  • техническое и организационно-административное обеспечение безопасности мореплавания, оказание государственных услуг в сфере обеспечения безопасности;

  • государственный контроль и надзор за выполнением судами, судовладельцами и другими участниками транспортного процесса требований в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения;

  • информирование мореплавателей в отношении требований в области безопасности мореплавания.

Минтранс России проводит систематическую работу по совершенствованию национального законодательства в сфере морского транспорта, и, в частности, в области обеспечения безопасности мореплавания. В этой работе принимают активное участие такие общественные организации как Союз российских судовладельцев, Ассоциация судоходных компаний, Ассоциация морских торговых портов, научные организации морского флота.

Принят федеральный закон «О транспортной безопасности», в котором решаются вопросы обеспечения охраны судов и портовых средств, предусмотренные и Международными договорами Российской Федерации.

Вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон предусматривает принятие ряда нормативных правовых актов в области безопасности мореплавания Правительством Российской Федерации и Минтрансом России. Это, в частности «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах» и «Обязательные постановления по морским портам». Минтранс России в настоящее время разрабатывает указанные документы.

Министр отметил, что в связи с увеличением добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации и объемов морских перевозок нефти и нефтепродуктов возрастают риски аварийных разливов нефти. Аварийные происшествия с танкерным флотом и разливы нефтепродуктов по своим масштабам представляют реальную угрозу возникновения экологических катастроф и поэтому вызывают справедливую озабоченность мировой и российской общественности, подчеркнул он. Подтверждением тому служат меры по замене однокорпусных танкеров двухкорпусными, рассматриваемое Международной морской организацией (ИМО) повышение требований к конструкции навалочных судов. Международная морская организация в настоящее время разрабатывает систему целевых стандартов, которая позволит установить требования к постройке морских судов с расчетным сроком эксплуатации 25 лет в условиях зимней Северной Атлантики.

В целях снижения вероятности разлива и выполнения задач ликвидации последствий морских аварий на морских бассейнах в оперативной зоне ответственности России организовано постоянное несение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти.

По словам Министра, все большую актуальность приобретает вопрос разработки механизма компенсации возможного ущерба окружающей морской среде при транспортировке нефти морем. Минтранс России считает целесообразным создание в России специального национального фонда с учетом иностранного опыта в данной области. В этой связи Минтранс России планирует начать разработку проекта федерального закона о защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения.

Министр также отметил, что Россия является стороной большинства международных морских конвенций и кодексов, принятых под эгидой ИМО, и эти конвенции и кодексы являются обязательными для исполнения российскими судами, их экипажами и судоходными компаниями.

В России внедрены и выполняются основные международные конвенции в области торгового мореплавания, такие как Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Международная конвенция о грузовой марке (КГМ), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС), Конвенция по обмеру вместимости судов и другие.

Увеличившаяся интенсивность судоходства потребовала изменить подходы к обеспечению безопасности мореплавания. В основных морских бассейнах Российской Федерации (восточная часть Финского залива, залив Петра Великого, Кольский залив, Азово-Черноморский бассейн) созданы и продолжают развиваться интегрированные региональные системы безопасности мореплавания, включающие подсистемы Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), системы управления движением судов (СУДС), автоматические идентификационные системы (АИС), дифференциальные подсистемы Глобальной навигационной спутниковой системы (ДГНСС) и др.

Под эгидой Минтранса России созданы и функционируют ряд информационных систем в области обеспечения безопасности мореплавания. Это система глобального мониторинга местоположения судов «Виктория» (которая является основой для реализации требований Международной конвенции СОЛАС в части создания системы дальней идентификации и контроля движения судов); системы мониторинга судов в портах и на подходах к ним (в том числе в сотрудничестве с иностранными морскими властями), системы информационного обеспечения государственного портового контроля (в том числе международные) и др. Россия участвует в международных проектах информационного обмена и создания технических средств обеспечения безопасности мореплавания. Международной морской организацией принято предложение Минтранса России о создании в России глобального резервного сервера обмена данными в системе дальней идентификации и контроля движения судов.

Система технического наблюдения за судами реализуется через классификационное общество – Российский морской регистр судоходства, которое осуществляет освидетельствование судов в соответствии с международными и национальными требованиями.

Министр проинформировал членов Морской коллегии, что в целях реализации положений Кодекса торгового мореплавания в отношении Российского международного реестра судов Минтрансом России по поручению Правительства Российской Федерации подписано соглашение с Германским Ллойдом на проведение освидетельствований судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Ведутся консультации с другими классификационными обществами – членами Международной ассоциации классификационных обществ на предмет заключения аналогичных соглашений.

В целях реализации положений Международной Конвенции о поиске и спасании на Министерство транспорта Российской Федерации возложены функции по осуществлению общей координации действий соответствующих служб, министерств и ведомств Российской Федерации и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море. В Росморречфлоте действует Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) в г. Москве, морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) на морских бассейнах.

Спасательные силы и средства управляются Бассейновыми аварийно-спасательными управлениями, также находящимися в ведении Росморречфлота.

По словам Министра, в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", подпрограмма "Морской транспорт" предусматривается проектирование в 2008-2009 годах 21 единицы аварийно-спасательного флота различных проектов. Проектом ФЦП "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)" предусмотрено строительство 37 единиц аварийно-спасательного флота.

Несмотря на предпринимаемые меры, оснащенность оборудованием для ликвидации разливов нефти остается недостаточной (39% от потребности) и не отвечает современным оценкам рисков по разливам нефти в связи с возрастанием объемов добычи, перевалки и перевозки нефти морем, отметил Министр.

Для поддержания технической готовности аварийно-спасательного флота необходимо обеспечить финансирование не только текущих расходов на его содержание, но и существенных затрат на ремонт, приобретение аварийно-спасательного оборудования, отметил И.Левитин.

В Российской Федерации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания и Законом о морских портах выполнение функций государственного портового контроля, государственной регистрации судов отнесено к ведению капитана морского порта. В службах капитанов морских портов организованы соответствующие подразделения и установлены необходимые технические средства. В российских портах организован контроль, как за российскими, так и за иностранными судами, заходящими в российские порты. В целях координации работы по государственному портовому контролю с другими странами Россия участвует в трех региональных соглашениях о государственном портовом контроле (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы). В двух региональных соглашениях о государственном портовом контроле Россия обеспечивает международный информационный обмен через созданный Росморречфлотом центр государственного портового контроля (Москва).

Министр отметил, что за последние 8 лет наблюдается устойчивая положительная тенденция в оценке иностранными инспекторами состояния российских судов. Благодаря мерам, предпринятым Минтрансом России, по итогам 2006 года Россия перешла в «белый» список Токийского меморандума и по предварительным оценкам итогов 2007 года получит подобный результат в Парижском меморандуме. Нахождение в «белом» списке позволяет уменьшить как количество инспекционных проверок российских судов в иностранных портах, так и объем таких проверок, а также существенным образом повысить привлекательность российского флага для судовладельцев.

Вместе с тем, отметил Министр, старение российского флота не вселяет надежды на дальнейшее его удержание в надлежащем состоянии. Средний возраст судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, превышает 26 лет.

Кодекс торгового мореплавания предусматривает осуществление государственного портового контроля капитанами морских портов. Вместе с тем необходима координация работы капитанов морских портов при осуществлении государственного портового контроля российских и иностранных судов, с тем, чтобы обеспечить безусловное устранение всех выявленных на судах недостатков вне зависимости от перемещения судов между портами. В связи с этим, отметил И.Левитин, целесообразно проработать вопрос совершенствования системы государственного портового контроля в России с установлением унифицированных процедур контроля судов во всех российских портах, с обязательным учетом результатов инспектирования в соответствующей информационной системе.

Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания осуществляется Ространснадзором. В 2007 года созданы территориальные органы Ространснадзора в области морского транспорта, одной из задач которых является проверка выполнения судоходными компаниями требований в области безопасности мореплавания. Ространснадзор лицензирует судоходные компании на право осуществления перевозки грузов и пассажиров морским и речным транспортом. Однако, условия лицензирования не содержат достаточных требований в части выполнения судами требований в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Применение механизма лицензирования к обеспечению выполнения судовладельцами требований безопасности мореплавания и судоходства позволит повысить их ответственность в этой сфере, считает Министр.

Российская Федерация участвует в международной системе информирования мореплавателей по вопросам безопасности мореплавания. Минобороны России издает с установленной периодичность Извещения мореплавателям, отражающие изменения в картографической информации, информациию о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в российских портах, навигационные предупреждения и т.п. Кроме того, Минтранс России совместно с Минобороны России и Росгидрометом обеспечивает оперативную передачу на суда навигационной и метеорологической информации в рамках международного разделения районов ответственности в мировом океане (НАВАРЕА и МЕТАРЕА). По решению Международной морской организации в 2007 году к ответственности России отнесены дополнительно два района в арктическом регионе. Минтрансом России предприняты необходимые меры по обеспечению передачи навигационной и метеорологической информации в этих районах. Во всех районах действия систем управления движением судов обеспечивается оперативное информирование судов о навигационной и гидрометеорологической обстановке.

В заключение своего выступления, И.Левитин проинформировал членов Морской коллегии о мерах, предпринятых Правительством РФ, Минтрансом и Росморречфлотом по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в Керченском проливе 11 ноября 2007 г. «Причины, приведшие к трагедии, будут определены по итогам работы Межведомственной комиссии», - сказал Министр. - Однако уже сейчас можно констатировать, что нам необходимо в ближайшее время обратить самое серьезное внимание на совершенствование системы обеспечения безопасности мореплавания, особенно в части судов «река-море» плавания». По его словам, требует анализа и соответствующих корректирующих мер система государственного портового контроля, система выпуска судов в море, система мониторинга за движением российских судов, как в море, так и на внутренних водных путях. Очевидно, требует радикального пересмотра надзорная деятельность в области морского и речного транспорта.

Пресс-служба Минтранса России

Все выступления и интервью