Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства с докладом о реформе на железнодорожном транспорте
01 ноября 2006, 21:00
Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина
на заседании Правительства о реформе на железнодорожном транспорте
2 ноября 2006 года
Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!
Слайд 1
Вашему вниманию представляется ежегодный доклад Министерства транспорта Российской Федерации о реформе на железнодорожном транспорте.
В целом, характеризуя работу железнодорожного транспорта в 2006 году, необходимо отметить отсутствие значимых сбоев в работе, увеличение объемов перевозимых грузов, повышение качества услуг, оказываемых организациями железнодорожного транспорта. Рост объемов перевозок наблюдается как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Слайд 2
2006 год стал первым годом реализации третьего этапа структурной реформы и шестым годом реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384.
Слайд 3
Результаты первых двух этапов реформирования железнодорожного транспорта получили оценку на заседании Правительства в ноябре прошлого года, где было отмечено, что реформа проводится, в основном, в соответствии с утверждённой Правительством программой. Необходимо особо подчеркнуть, что реализация третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта, как и на предыдущих этапах, осуществляется под общим руководством Правительства Российской Федерации, в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, общественными организациями.
Слайд 4
В рамках Министерства транспорта Российской Федерации созданы и функционируют межведомственная комиссия по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, ряд рабочих групп по нормативным и текущим вопросам работы. Указанные совещательные органы позволяют оперативно рассматривать вопросы, возникающие при реализации программных мероприятий и принимать согласованные решения.
Во исполнение решения прошлогоднего заседания в структуре центрального аппарата Министерства транспорта создан Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта.
Опыт предыдущих докладов показывает, что решения, принимаемые на заседаниях Правительства по данному вопросу, являются основой для работы федеральных органов исполнительной власти в предстоящем году. Поэтому, в отведенное мне время считаю необходимым помимо итогов реформирования железнодорожной отрасли в 2006 году проинформировать о планах на 2007 год и тех проблемах, которые требуют решения для достижения поставленных целей.
Кратко остановлюсь на отдельных направлениях работы в 2006 году.
Слайд 5
В области нормативного регулирования в 2006 году была продолжена работа по созданию правовой основы для реализации мероприятий реформы, осуществлена подготовка соответствующих нормативных правовых актов.
В текущем году Правительством Российской Федерации принято 5 постановлений и одно распоряжение, непосредственно связанных с реформой железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года № 134 утверждено положение о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте. Отмечу, что это первое из всех отраслей экономики положение о лицензировании, изданное после принятия в 2005 году новой редакции закона «О лицензировании отдельных видов деятельности. Хочу поблагодарить коллег, принимавших участие в подготовке данного документа. Принятие этого постановления – значительный шаг на пути формирования института независимых перевозчиков и развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок.
Слайд 6
Другим важнейшим документом - подготовленным Минэкономразвития России постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 264, утвержден Порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2006 года № 394 изменен перечень объектов имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», внесенного в его уставный капитал и не подлежащего передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог.
Слайд 7
Важнейшим документом является План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006 – 2010 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2006 года № 1094-р. План мероприятий имеется в раздаточных материалах к заседанию.
При этом, учитывая динамичность процессов реформирования, положения Плана могут быть скорректированы; его принятие не означает издание законченного перечня нормативных документов и проводимых мероприятий.
Другим направлением работы в 2006 году явились мероприятия в области создания дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
Слайд 8
В начале третьего этапа структурной реформы активизировано создание дочерних обществ ОАО «РЖД», осуществляющих деятельность в различных сферах.
Особое значение имеет создание дочерних обществ ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок. В 2006 году созданы и начали хозяйственную деятельность дочерние компании, оказывающие услуги, связанные со специализированными перевозками грузов – ОАО «Трансконтейнер» и ОАО «Рефсервис». На первоначальном этапе эти компании выступают как операторы железнодорожного подвижного состава.
Слайд 9
Таким образом, создана основа для изучения опыта работы дочерних компаний ОАО «РЖД», организационно и технологически обособленных от инфраструктуры железнодорожного транспорта. По итогам работы этих компаний можно будет сделать вывод о необходимых условиях и способах создания дочерних обществ, осуществляющих деятельность в других сферах грузовых перевозок и оценке влияния их работы на рынок железнодорожных перевозок.
Процесс реформирования пассажирского комплекса в пригородном сообщении осуществляется путем создания отдельных пригородных пассажирских компаний, исходя из условий функционирования пригородного сообщения в каждом конкретном регионе.
Слайд 10
На сегодняшний день, совместно с субъектами Российской Федерации создано 10 пригородных пассажирских компаний, из них 6 – в 2006 году.
Со стороны субъектов федерации Министерство транспорта России находит понимание и поддержку в осуществлении мероприятий реформы.
Всего в период 2006-2007 годов планируется создание около 40 дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» и совместных предприятий.
Слайд 11
В области дальних пассажирских перевозок, программой структурной реформы предусмотрено создание Федеральной пассажирской компании на базе имущественного комплекса пассажирского хозяйства ОАО «РЖД». Прообразом будущей Федеральной пассажирской компании стал созданный в 2006 году филиал ОАО «РЖД» «Федеральная пассажирская дирекция». На базе Федеральной пассажирской дирекции будут отрабатываться финансовые, организационные и иные механизмы работы компании по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.
программой структурной реформы предусмотрено создание Федеральной пассажирской компании на базе имущественного комплекса пассажирского хозяйства ОАО «РЖД». Прообразом будущей Федеральной пассажирской компании стал созданный филиал ОАО «РЖД» «Федеральная пассажирская дирекция». На базе Федеральной пассажирской дирекции будут отрабатываться финансовые, организационные и иные механизмы работы компании по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.Основной задачей остается ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. В 2006 году впервые предприняты реальные шаги по решению этой задачи. Начиная с 2007 года, Федеральным бюджетом планируется компенсация убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Слайд 12
Развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок является важнейшей задачей структурной реформы на железнодорожном транспорте и удовлетворения растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
является важнейшей задачей структурной реформы на железнодорожном транспорте и удовлетворения растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.Необходимо отметить, что выполнение основных задач, определенных на 1-ом и 2-ом этапах структурной реформы, позволило создать условия для инвестирования свыше 100 млрд. руб. на приобретение подвижного состава частными операторами, парк грузовых вагонов которых достиг 280 тыс., что составляет 35% от общей численности грузового парка.
Слайд 13
Все это, несомненно, способствовало развитию конкуренции в области предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозок и удовлетворения растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
Доля частных владельцев тягового подвижного состава, в первую очередь магистральных локомотивов, остается крайне незначительной. Основной парк магистральных локомотивов (98%) находится в собственности ОАО «РЖД». Проблема создания условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов не решена на предыдущих этапах Программы структурной реформы.
Слайд 14
Главной причиной отсутствия экономических стимулов к приобретению магистральных локомотивов компаниями-операторами, другими собственниками подвижного состава является отсутствие тарифной составляющей на услуги локомотивной тяги, что не позволяет рассчитать сроки окупаемости и экономическую эффективность вложения средств в приобретение тягового подвижного состава.
Необходимость привлечения частных инвестиций в обновление локомотивного парка обусловлено крайне высоким износом имеющегося парка локомотивов и дефицитом собственных средств ОАО «РЖД», который оценивался в 160 млрд.рублей при рассмотрении инвестиционной программы ОАО «РЖД» на предыдущем заседании Правительства.
Учитывая, что вопрос оказания услуг локомотивной тяги является одним из ключевых вопросов развития конкуренции в сфере перевозок, необходимо создание нормативной базы, регламентирующей порядок оказания таких услуг, а также уровень «локомотивной» составляющей в тарифе.
Другим направлением для инвестиций является развитие отечественного транспортного машиностроения для обеспечения растущего спроса на железнодорожный подвижной состав.
Решение данного вопроса должно найти отражение в Стратегии развития транспортного машиностроения, разработка которой осуществляется Минпромэнерго России. Минтранс России со своей стороны поддерживает скорейшее принятие этого программного документа, который находится на согласовании в заинтересованных министерствах. Указанный вопрос уже поднимался в ходе предыдущего заседания Правительства Российской Федерации и предложение о необходимости скорейшего принятия Стратегии развития транспортного машиностроения было поддержано Министром промышленности и энергетики Российской Федерации Виктором Борисовичем Христенко. При этом в протоколе заседания Правительства соответствующие поручения не были отражены, в связи с чем прошу внести их в Протокол по итогам сегодняшнего заседания.
Слайд 15
В области тарифного регулирования необходимо отметить, что рост тарифов на железнодорожные перевозки за 2003–2006 гг. значительно ниже, чем рост цен в промышленности.
Учитывая значение железнодорожного транспорта для России можно говорить о позитивном макроэкономическом эффекте реформы для государства в целом.
Обеспечивается гибкая тарифная политика в области пассажирских перевозок, обеспечена бесконфликтная реализация федерального закона о монетизации льгот.
Вопросы совершенствования системы государственного тарифного регулирования, являющиеся важнейшей составной частью структурной реформы на железнодорожном транспорте, нашли своё отражение в Плане мероприятий III этапа структурной реформы.
Наряду с тем, что сделано в отчетный период, имеются нерешенные вопросы второго этапа реформирования. Так, до настоящего времени не в полном объеме обеспечено ведение раздельного учета по видам деятельности, осуществляемым ОАО «РЖД» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 871. Необходимо утвердить Методику формирования раздельного учёта по видам деятельности. В этих целях необходимо издание постановления Правительства Российской Федерации, определяющего компетенцию Минтранса России по утверждению указанной Методики по согласованию с заинтересованными ведомствами (Минэкономразвития, ФСТ).
Прошу поддержать данное предложение с внесением соответствующей записи в протокольное решение.
Слайд 16
Отдельно хочу сказать о двух проектах постановлений, направленных на реализацию задач структурной реформы, принятие которых предусмотрено законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Это постановление Правительства Российской Федерации «Об определении Порядка возмещения за счет средств федерального бюджета потерь в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникших в результате установления на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования» и постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктуры и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях».
Минтрансом России соответствующие проекты были внесены в Правительство Российской Федерации в конце 2005 года. Проведен ряд согласительных совещаний, по итогам которых выявлены принципиальные разногласия с Минфином России и ФСТ России. Необходимо решение Правительства Российской Федерации в отношении дальнейшей работы над указанными проектами постановлений.
Слайд 17
Также следует отметить наличие независящих от Минтранса России ряда факторов объективно препятствующих процессу разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективного перевозочного процесса.
До 2003 года основной формой руководящих документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта, как по общим, так и по текущим вопросам, были акты МПС России и МПС СССР, изданные для федеральных государственных унитарных предприятий - железных дорог и других подведомственных МПС России предприятий. Сегодня таких актов насчитывается свыше 8000.
В настоящее время, подавляющее большинство этих актов не учитывают новую систему отношений на железнодорожном транспорте, не соответствуют требованиям к нормативно-правовым актам (не прошли регистрацию в Минюсте, изданы в форме телеграмм и т.д.). Реформа железнодорожного транспорта совпала по срокам с другой важнейшей реформой – технического регулирования. В результате Министерство транспорта не имеет возможности издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к технологии работы. В то же время новая система работы железнодорожного транспорта, требует установления единых нормативов работы, безопасности движения, которые неизбежно затрагивают технологию.
Слайд 18
Необходимо наделение Минтранса России полномочиями по изданию нормативных актов ведомственного характера, содержащих, в том числе, нормы технического регулирования в увязке с необходимостью проведения структурного реформирования. При этом предполагается сохранение в отношении железнодорожного транспорта общих принципов, указанных в Федеральном законе «О техническом регулировании», согласно которым необходимо создание системы технических регламентов на железнодорожном транспорте. Соответствующая концепция технического регулирования на железнодорожном транспорте утверждена Правительственной комиссией в июне 2006 года.
Прошу Правительство Российской Федерации в протокольном решении зафиксировать наличие данной проблемы и поручить Минтрансу России при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации предусмотреть до принятия соответствующих технических регламентов возможность издания федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта нормативной базы, регулирующей технические вопросы работы железнодорожного транспорта в условиях проводимой структурной реформы.
Важной задачей государства при реализации структурной реформы, учитывая создание дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», работу независимых перевозчиков и собственников подвижного состава является необходимость сохранения должного уровня безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Численность сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, занимающихся вопросами безопасности на железнодорожном транспорте составляет 350 человек, в то время как в системе упраздненного Министерства путей сообщения численность ревизоров безопасности движения превышала 2500 человек.
(Численность Службы позволяют проводить проверку предприятий железнодорожного транспорта не чаще 1 раза в 11 лет. Это на 83 тысячи километров путей общего пользования, 20 тысяч локомотивов, 629,7 тысяч вагонов; и свыше 53 тысяч километров путей необщего пользования, 12 тысяч локомотивов, 216 тысяч вагонов, 3 тысячи 800 предприятий; количество вагонов собственников 280,7 тысяч и 170 локомотивов.)
В этой связи Министерством транспорта Российской Федерации планируется внести в Правительство Российской Федерации в I квартале 2007 года предложения по совершенствованию системы безопасности на железнодорожном транспорте в новых условиях работы. В частности, требуется уточнение функций и численности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для обеспечения проведения государственной политики в области безопасности на транспорте.
Слайд 19
Еще одним вопросом, требующим решения в ходе реализации третьего этапа структурной реформы, является вопрос работы железнодорожного транспорта необщего пользования. На первых двух этапах реформы этой части железнодорожного транспорта не было уделено должного внимания. Между тем, именно на подъездных путях формируются основные грузопотоки, используется значительный парк подвижного состава, задействован труд большого количества работников. Необходима актуализация нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения между организациями железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Минтрансом России в 1 квартале 2007 года будет внесена в Правительство Российской Федерации Программа развития железнодорожного транспорта необщего пользования до 2010 года.
Слайд 1
Особое внимание на третьем этапе реформ должно быть уделено необходимости определения Модели рынка транспортных услуг с учетом реализации третьего этапа реформы.
Формирование нормативной базы невозможно без четкого понимания конечной модели рынка, к которой необходимо прийти к окончанию третьего этапа реформы. Планом мероприятий третьего этапа формирование такой модели предусмотрено в четвертом квартале 2006 года. Представляется необходимым максимально активизировать работу федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реформу, на данном направлении. Вопрос о целевой модели рынка обсуждался 23 октября текущего года на заседании Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформе на железнодорожном транспорте. Доклад Минтранса России по данному вопросу будет представлен в Правительство Российской Федерации до конца текущего года.
Вашему вниманию предложена информация о ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также проект решения заседания Правительства Российской Федерации.
Прошу поддержать.
Спасибо за внимание!