Изображения

Обычная версия

Выступление Статс-секретаря, заместителя Министра транспорта РФ С.А. Аристова на российско-финском семинаре "Будущее логистического сотрудничества между Россией и Финляндией"

19 декабря 2005, 21:00

Выступление Cтатс-секретаря, заместителя Министра транспорта РФ С.А.Аристова на российско-финском семинаре «Будущее логистического сотрудничества между Россией и Финляндией»
20 декабря 2005 года

Уважаемые Дамы и Господа!

Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за организацию, на мой взгляд, важного семинара «Будущее логистического сотрудничества между Россией и Финляндией».

После некоторой паузы, возникшей в двустороннем сотрудничестве по вопросам логистики, в 2005 году успешно проведен российско-финляндский Семинар с участием министров транспорта обеих стран. Участники Семинара отметили необходимость продолжения плановой работы, направленной на дальнейшее развитие сотрудничества в этой сфере и продвижение приоритетных проектов.

После вступления в силу Закона о концессиях, в крупнейших промышленно развитых регионах и индустриальных центрах России, в том числе на Северо-Западе, планируется создание транспортно-логистических центров. Разрабатываются варианты создания сети электронного логистического учета.

Надеюсь, что форум, в котором мы сегодня принимаем участие, будет способствовать достижению практических результатов в деле развития транспортно-логистических центров.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) занимает важное место в экономической стратегии развития Российской Федерации. Округ занимает территорию площадью 1677,9 тыс. км, что составляет 9,8% территории России. В регионе проживает 14,37 млн. человек или 9,9% населения России и производится 8,9 % ВВП России. Обладая богатыми запасами природных ресурсов (16% разведанных запасов нефти, 20% разведанных запасов газа страны, 60% лесных богатств Европейской части России, более 90% мировых запасов янтаря, практически все разведанные российские запасы апатитов и сланцев), Северо-Западный федеральный округ имеет неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с рядом других экономических районов России.

Кроме того, данный регион непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы, через Балтийское, Баренцево, Белое моря он имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики.

Тем самым можно сказать, что округ имеет исключительно важное геополитическое значение для укрепления экономического пространства Российской Федерации, ее интеграции в мировую систему хозяйствования.

Транспортная инфраструктура округа играет важнейшую роль в обеспечении этой интеграции. По его территории проходят маршруты евроазиатских транспортных коридоров "Север-Юг" и "Транссиб", панъевропейских коридоров № 1 и 9. Здесь начинается трасса Северного морского пути, который не только обеспечивает жизнедеятельность российской Арктики, но становится все более значимой экспортной магистралью.

На Северо-Западе России сосредоточены крупнейшие порты, через которые ежегодно проходит более 80 млн. тонн грузов. Уже сейчас северо-западный бассейн обеспечивает свыше 40% морской внешней торговли России, а в перспективе это направление станет главным в решении задачи выхода России на новые мировые рынки.

На территории округа действует 80 аэропортов, из них 7 - федерального значения и 7 - международных. 22 авиакомпании эксплуатируют более 200 воздушных судов.

Протяженность всех автомобильных дорог на территории Северо-Западного федерального округа составляет 110 тыс. км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в округе составляет 76 тыс. км (12,9 % от протяженности дорог общего пользования РФ), из них федеральных дорог – 5 тыс. км (6,9% от общей протяженности), территориальных дорог – 70 тыс. км. Дороги с твердым покрытием составляют 88,4% от общей протяженности.

От уровня развития транспортной инфраструктуры региона в значительной степени зависит не только рост промышленного производства, увеличение транзитного и экспортного потенциала, но и повышение качества жизни населения. В округе одни из самых высоких общероссийских показателей роста среднесписочной численности работников транспорта и связи, а также темпы роста их среднемесячной заработной платы.

Развитие транспортной системы России определяется Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года, Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года и Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В целях реализации комплексных инвестиционных проектов создания транспортной инфраструктуры общенационального значения на условиях государственно-частного партнерства Минтрансом России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект новой подпрограммы ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» - «Развитие экспорта транспортных услуг России».

На данный момент Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России" на 60 процентов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Остальной необходимый объем финансирования обеспечивается за счет внебюджетных источников. Исходя из задач Транспортной стратегии, разработанной Минтрансом России и утвержденной Правительством Российской Федерации, в перспективе это соотношение должно измениться в сторону увеличения доли частных инвестиций, которая должна составлять не менее 60%. Таким образом, в существующих российских условиях использование концессионного механизма, четко обозначенного в новой подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг России», является едва ли не панацеей, при увеличении доли внебюджетных источников для финансирования транспортного сектора.

В рамках стратегических целей Министерством транспорта и определен ряд приоритетных проектов в области развития транспортной инфраструктуры, в частности, проекты строительства платных автодорог и высокоскоростных железнодорожных магистралей, создание логистических центров и национальной сети современных аэропортов-хабов, а также другие проекты, имеющие высокую инновационную составляющую. Часть проектов развития транспортной инфраструктуры, реализация которых будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, включена в проект новой подпрограммы.

Для более эффективного запуска данных проектов Минтранс России в настоящее время активно ведет работу по подготовке типовых концессионных соглашений, являющихся необходимым прикладным инструментом реализации недавно принятого закона «О концессионных соглашениях».


Все выступления и интервью