Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ с докладом.

05 июня 2006, 20:00

Доклад Министра транспорта РФ И.Е.Левитина
на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ
о совершенствовании порядка строительства, открытия, функционирования, реконструкции, закрытия и ликвидации морских (речных) портов, передачи в аренду федерального имущества в них, а также о мерах по обеспечению устойчивого функционирования пунктов пропуска в морских (речных) международных портах
6 июня 2006 г.

Уважаемый Сергей Борисович,

Уважаемые члены Морской коллегии,

Рассматриваемый на сегодняшнем заседании Морской Коллегии вопрос о морских портах является одним из приоритетных в деятельности Минтранса России. Министерство 31 мая 2006 года провело расширенное заседание Коллегии по вопросу «О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 ноября 2005 года № Пр-1839 по совершенствованию государственного регулирования деятельности морских портов на период 2006-2008 годы». При этом были подробно рассмотрены ключевые вопросы функционирования портов и намечены дальнейшие меры по решению имеющихся проблем.

Развитие морского транспорта в прошедшем году определялось потребностью экономики, наличием и структурой флота и береговых комплексов, а также степенью эффективности использования бюджетных средств.

Объем перевалки грузов через морские торговые порты России по итогам 2005 года увеличился на 12% и составил 407 млн. тонн.

В 2005 году в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные мощности на 31,5 млн. тонн. В 2006 году запланировано ввести еще 30 млн. тонн.

В целом условия деятельности морского транспорта России в минувшем году оставались благоприятными. Ситуация на товарных и фрахтовых рынках способствовала устойчивой работе российского торгового флота и морских портов.

На фоне положительной динамики развития портовой инфраструктуры озабоченность вызывает тот факт, что действующая нормативно-правовая база в части морских портов по существу состоит из одной статьи Кодекса торгового мореплавания.

Увеличение нагрузки на транспортную отрасль, развитие рыночных отношений и проводимая административная реформа высветили острые проблемы в нормативно-правовом регулировании деятельности морских портов, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации от 4 ноября 2005 г. № Пр-1839.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в декабре 2005 года Минтрансом России разработан План мероприятий по реализации поручения Президента Российской Федерации о совершенствовании деятельности морских портов.

План включает в себя комплекс мероприятий на 2006-2008 годы, ответственными исполнителями по которому являются 10 федеральных органов исполнительной власти. Первый доклад Президенту Российской Федерации об исполнении Плана должен быть подготовлен до 18 июля 2006 года.

В целях формирования нормативно-правовой базы Минтрансом России в 2004-2006 годах разработан проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации», в котором нашли отражение основные вопросы деятельности морских портов.

Проект закона содержит ряд принципиальных положений, к которым можно отнести установление компетенции Правительства Российской Федерации по вопросам открытия, закрытия портов и утверждение их границ, определение полномочий и функций администраций морских портов, установление перечня объектов инфраструктуры морских портов и другие.

Минтранс России согласовал проект с федеральными органами исполнительной власти, 2 июня 2006 года получено заключение Минюста России. До 10 июня 2006 г. проект закона будет направлен в Правительство Российской Федерации. Закон вносится в Правительство Российской Федерации с разногласиями с Минэкономразвития, Минфином, ФАС России, Минобороны. Просим Вас, Сергей Борисович, провести совещание по разрешению разногласий.

С точки зрения упорядочения деятельности портов одним из основных вопросов является определение границ территорий и акваторий морских портов. Эту работу проводит Росморречфлот во взаимодействии с Минобороны России, ФСБ России, Минсельхозом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По состоянию на июнь 2006 года определены границы 15 портов Российской Федерации из функционирующих 62. По плану эти работы должны быть закончены к концу 2006 года. Правительством Российской Федерации утверждены границы только одного порта – Высоцк.

По проектам постановлений по другим портам имеются разногласия с заинтересованными органами исполнительной власти.

Министерство транспорта Российской Федерации исходит из того, что деятельность по обслуживанию судов, обеспечению безопасности мореплавания и осуществлению операций с грузами, таможенное и пограничное оформление должны осуществляться только на территории и акватории морского порта в границах, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В этой связи у нас имеются разногласия с Министерством обороны. На наш взгляд, наряду с установлением границ морских портов, должны быть четко определены границы территории и акватории военно-морских баз, используемые для военно-морской деятельности.

С целью учета, содержания и развития федерального имущества морских портов в 2002-2004 годах был создан ФГУП «Росморпорт». По состоянию на июнь 2006 года на балансовый учет ФГУП «Росморпорт» принято от администраций морских портов 1682 объекта недвижимости, общей балансовой стоимостью 12,135 млрд. руб. и движимое имущество общей балансовой стоимостью 1,85 млрд. руб.

Предприятие с момента государственной регистрации недвижимого имущества обладает правом распоряжаться этим имуществом, в том числе передавать его в аренду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. № 685 было установлено, что заключение договора аренды объектов федерального недвижимого имущества, осуществляется на конкурсной основе, что не позволяло заключать ФГУП «Росморпорт» договоры аренды на условиях, учитывающих специфику эксплуатации причалов каждого конкретного порта, в том числе на долгосрочный период.

В марте 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 156 были внесены изменения в вышеупомянутое Постановление, позволяющие снять существующие проблемы. В частности, определены условия, при которых причалы морских портов передаются в аренду без конкурсной процедуры (передача в аренду лицу, являющемуся собственником недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению).

В части выполнения поручения Правительства Российской Федерации о создании единых администраций в морских торговых и рыбных портах, Минтранс России согласовал с Минсельхозом России проект Постановления Правительства, который предусматривает передачу функций государственного управления морскими рыбными портами от Росрыболовства Росморречфлоту.

Необходимость повышения качества государственного управления в морских портах определила целесообразность создания на морском транспорте территориальных органов Ространснадзора. Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в ближайшее время будет направлен на согласование.

Существенное значение для нормальной деятельности портов имеют находящиеся в них пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В целях упорядочения функционирования пунктов пропуска Минтрансом России разработаны типовые (для каждого вида транспорта) формы паспортов пунктов пропуска, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 312 от 27 мая 2006 года.

В настоящее время подведомственными Минтрансу России федеральными агентствами совместно с ФСБ России, ФТС России и другими контрольными органами проводится работа по паспортизации пунктов пропуска, что позволит сформировать объективную оценку состояния их обустройства и технического оснащения.

Законодательством Российской Федерации определено, что строительство, оборудование зданий, помещений, сооружений в пунктах пропуска и их текущее содержание является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение пунктов пропуска осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

Росморречфлоту на проектирование и строительство (реконструкцию) пунктов пропуска в морских портах предусмотрено финансирование на период с 2006 по 2010 года в размере 2238,83 млн. руб. В результате реализации программы планируется обустроить и ввести в эксплуатацию 22 морских пункта пропуска.

В тоже время требуется корректировка этой ФЦП, в которую следует включить все пункты пропуска, где необходимо осуществить мероприятия по обустройству и техническому оснащению (после проведения полной паспортизации).

Поскольку вопросы установления границ портов, имущественных и земельных отношений, функционирования пунктов пропуска находятся на стыке компетенции различных федеральных органов исполнительной власти, Минтранс России предлагает создать Межведомственную Комиссию по вопросам государственного регулирования деятельности портов и просит Морскую Коллегию поддержать указанное предложение и внести в Протокол сегодняшнего Заседания.

Большое значение для обеспечения деятельности, как портов, так и морской отрасли в целом имеют нормы международного права, вырабатываемые Международной морской организацией (ИМО). Коллегия Минтранса России на своем заседании 31 мая 2006 г. рассмотрела вопрос о мерах по повышению эффективности применения требований ИМО по обеспечению безопасности мореплавания и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам реализации в Российской Федерации требований Международной морской организации Минтранс России предлагает воссоздать Межведомственную Комиссию Российской Федерации по делам ИМО, ранее действовавшую в Министерстве транспорта Российской Федерации.

Прошу Морскую коллегию поддержать указанное предложение и внести в Протокол сегодняшнего Заседания.

Все выступления и интервью