Изображения

Обычная версия

Ключ к развитию. Интервью Владимира Токарева газете «Транспорт России»

21 февраля 2019, 15:33

На вопросы корреспондента «ТР» отвечает заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев.

– Владимир Александрович, стремительно набирающий обороты XXI век предъявляет повышенные требования к транспортному комплексу страны, в том числе к железнодорожному транспорту. Как отвечает железнодорожная отрасль на вызовы времени? Какие задачи перед ней стоят в текущем году и в среднесрочной перспективе?

– В ноябре прошлого года Правительство РФ одобрило проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Финансовый план на текущий год сформирован на базе актуализированного прогноза социально–экономического развития страны. В соответствии с прогнозом в 2019 году объемы погрузки грузов составят 1,3 млрд т, что превысит уровень 2018 года на 1,5%. Основное увеличение (3,2%) придется на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю – это более половины уровня роста.

С учетом значительного повышения объема перевозок необходимо направить усилия на содержание в надлежащем состоянии железнодорожной инфраструктуры. Первостепенной задачей для поддержания безопасности движения поездов является снижение числа локомотивов с просроченным капремонтом. Один из приоритетов – недопущение роста протяженности участков пути с нарушением межремонтных сроков и сверхнормативным пропущенным тоннажем. За три года протяженность участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем планируется сократить на 8,9%. Также на 7,3% планируется сократить протяженность участков с имеющимися ограничениями скорости. 
Общий объем средств, предусмотренный инвестпрограммой ОАО «РЖД» на период 2019– 2021 годов, составляет 2,3 трлн руб. За этот период планируется завершить ряд инвестиционных проектов, в числе которых первый этап модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна, а также реконструкция участка Морозовская – Волгодонская и ряд других.

Будет реализован комплекс мероприятий по развитию Центрального транспортного узла, подходов к портам Северо–Западного бассейна, строительству обхода Саратовского узла, а также увеличению скорости транзитного контейнеропотока за счет роста пропускной и провозной способности инфраструктуры.

Продолжится реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости перевозочного процесса. Значительный объем инвестиций будет направлен на обновление предприятий путевого комплекса, устройств электроснабжения, программу корпоративной информатизации, а также обновление устройств автоматики и телемеханики.

– Параметры долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» являются ориентиром для формирования стратегии развития всей отрасли. Как она коррелируется с утвержденным Правительством РФ Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМРМИ)?

– Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) подготовлена для повышения эффективности работы холдинга и достижения ключевых национальных целей развития, которые определены в майском указе Президента РФ. Это рост экономики выше мировых темпов и обеспечение России места в пятерке крупнейших экономик мира. Особенно важно отметить, что ДПР сформирована в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Девять из одиннадцати федеральных проектов, которые включены в комплексный план, направлены на модернизацию инфраструктуры, в том числе железнодорожной. Они касаются развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», железнодорожных маршрутов и сообщения между крупными экономическими центрами страны.

Для выполнения указанных задач базовый сценарий ДПР предусматривает общий объем инвестиций 4,7 трлн руб., в том числе 1,7 трлн составят собственные средства ОАО «РЖД», которые будут направлены на реализацию комплексного плана.

– Как увязана реализация крупных железнодорожных проектов с масштабной Стратегией пространственного развития России?

– Между реализацией крупных железнодорожных проектов и масштабной стратегией пространственного развития России взаимосвязь прямая, поскольку Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, а следовательно, и включенные в него проекты соответствуют Стратегии пространственного развития России. Речь в концепции идет о необходимости повышения связанности территорий России, создании опорных центров для форсированного экономического роста.

В соответствии с комплексным планом будет продолжена реализация проектов, связанных с повышением транспортной доступности для населения страны, включающих мероприятия по развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, а также реконструкции вокзальных комплексов дальнего сообщения.

В числе приоритетных инфраструктурных проектов КПМРМИ – комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет. Реализация проекта обеспечит увеличение пропускных способностей магистрали, необходимых для экономического развития Рес-
публики Хакасия, Кузбасса, юга Красноярского края и будущего освоения угольных месторождений Республики Тыва.

Недавно завершилось строительство нового участка железнодорожного обхода Краснодара от станции Козырьки до станции Гречаная, предназначенного для разгрузки города от транзитного транспорта и развития инфраструктуры на подходах к портовым городам. Ввод в строй обхода Краснодарского узла – лишь часть комплексного проекта по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассейна. Его реализация началась в 2007 году. За это время построено порядка 900 км новых путей. Хочу выделить социальную функцию проекта, которая заключается в возможности оптимизировать объем и график пассажирских перевозок в направлении Краснодара после вывода грузовых поездов на новую ветку обхода. В КПМРМИ говорится и о необходимости развития железнодорожной и пассажирской инфраструктуры, а также систем управления движением поездов в столичном регионе. В настоящий момент ведется реализация проектов Московских центральных диаметров.

В Стратегии пространственного развития России отмечается, что ареал влияния городов–центров на размещение производительных сил может быть существенно расширен за счет развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. В КПМРМИ в составе федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» планируется строительство ВСМ Москва – Казань.

– Об этом проекте хочу спросить отдельно. Когда начнется его реализация? Насколько он обеспечен финансово и есть ли к нему интерес у инвесторов?

– На сегодняшний день глубина проработки проекта строительства первого этапа ВСМ Москва – Казань (ВСМ Железнодорожный – Гороховец) с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода позволяет приступить к строительно–монтажным работам после соответствующего решения Правительства РФ. Протяженность данной линии составит 790 км, максимальная скорость – до 400 км/ч, время в пути от Москвы до Казани – 3,5 часа, расчетный пассажиропоток – до 17,2 млн человек в год. 

В соответствии с финансовой моделью, на основе которой данный проект был включен в КПМРМИ, даже при условии использования консервативных прогнозов пассажиропотока обеспечивается выход на плановую операционную безубыточность как владельца инфраструктуры (концессионера), так и перевозчика, начиная с третьего года эксплуатации проекта. Интерес к проекту инвесторов, в числе которых как европейские, так и азиатские компании, значителен.

– Стратегия развития железнодорожной отрасли, да и всего транспортного комплекса страны, безусловно, предполагает внедрение инновационных, прорывных технологий. Каких именно? Что для этого потребуется?

– Основные направления инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года включают развитие транспортно–логистических систем в едином транспортном пространстве, создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, разработку и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого хозяйства, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения и т. д. Отдельно выделю необходимость внедрения технологий для организации грузового тяжеловесного движения и задачу по повышению энергетической производственной деятельности. Несомненно, инновационное преобразование железнодорожной отрасли будет продолжаться за счет расширения сферы применения новых технических средств, оборудования и программного обеспечения, совершенствования технологии перевозок, повышения эффективности малоинтенсивных линий, внедрения ресурсосберегающих технологий. Основными приоритетами при этом являются организация непрерывного процесса повышения операционной эффективности и оптимизация расходов, включающая целостность и комплексность всех ключевых видов деятельности.

– Насколько полно железнодорожная отрасль обеспечена в правовом отношении? Есть ли необходимость совершенствования законодательства и в каких вопросах?

– Основа существующего правового регулирования железнодорожного транспорта была заложена на подготовительном этапе структурной реформы железнодорожного транспорта. Так, для перехода железнодорожной отрасли к новым экономическим отношениям был принят большой пакет нормативно–правовых актов, которые закрепили основы государственного регулирования в данной сфере, принципы ценообразования, правовое положение основных участников отношений в сфере железнодорожного транспорта, особенности приватизации и имущественных отношений на железнодорожном транспорте. Уставом железнодорожного транспорта РФ и изданными в соответствии с документом Правилами перевозок железнодорожным транспортом урегулированы вопросы взаимоотношений между участниками перевозочного процесса.

На сегодняшний день изменение законодательства в области железнодорожного транспорта осуществляется для решения конкретных проблем, возникающих в правоприменительной деятельности. Так, путем внесения точечных изменений в законодательные документы в последнее время были сформированы правовые условия для перевозки порожних вагонов, взимания платы за непроизводительный простой на инфраструктуре железнодорожного транспорта, за текущий отцепочный ремонт и т. д. Таким образом, обеспечение законодательством сферы железнодорожного транспорта в целом можно охарактеризовать как достаточное.

Беседу вел 
Артем ОЗУН, 
обозреватель «ТР»

Все выступления и интервью