Изображения

Обычная версия

Сергей Аристов, статс-секретарь – заместитель министра транспорта. «Кадровое обеспечение транспортной отрасли». Журнал «Транспортная стратегия: XXI век», № 39, 2018 г.

13 июля 2018, 08:07

Транспортный комплекс является одной из ведущих отраслей российской экономики в плане обеспечения занятости. На крупных транспортных предприятиях всех видов собственности, по данным Росстата, трудятся более 2 млн 100 тысяч человек, не считая работников смежных производств, логистики и сферы обслуживания.

Из числа транспортников более 1 млн 100 тысяч человек – более половины – заняты на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, поэтому сейчас важно определить задачи на перспективу в совокупности с теми стратегическими целями, которые стоят перед транспортной системой.

ЗАДАЧИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Специфика работы транспортной отрасли предъявляет дополнительные требования к формированию кадрового потенциала. В целях обеспечения транспортного комплекса России квалифицированными кадрами подведомственными федеральным агентствам образовательными учреждениями Минтранса России было подготовлено более 60 тысяч специалистов. Однако необходимо отметить, что наблюдается устойчивая тенденция старения кадрового состава транспортной отрасли.

Соответственно, отсюда вытекают задачи кадровой политики в сфере транспорта:

1) гарантированно обеспечить текущие потребности, воспроизводство кадров, повышение их квалификации, бесперебойность функционирования транспорта. Здесь надо отметить, что мы не должны отделять гарантированное обеспечение отрасли новыми кадрами в количественном плане от качества подготовки. Без получения обучающимися должной квалификации никакие объемы подготовки не решат наших задач;

2) обеспечить долгосрочное развитие отрасли, решение стратегических задач за счет наделения работников новыми компетенциями, которые должны на всех будущих этапах соответствовать потребностям отрасли;

3) создать научно-технологический задел развития за счет подготовки научных кадров, экспертного сообщества;

4) обеспечить развитие подведомственных образовательных организаций, включая  Российский университет транспорта (МИИТ) и вузы, подведомственные федеральным агентствам.

Потребность в кадрах на транспорте стабильная на перспективу, несмотря на естественный процесс оптимизации численности персонала, связанный с техническим перевооружением. Мировые тенденции и прогноз, сделанный учеными, показывают, что занятость на магистральном железнодорожном транспорте имеет тенденцию к уменьшению, на автомобильном – к росту.

В любом случае можно ожидать роста численности персонала во вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности, занятости в логистическом секторе. Такой прогноз в целом подтверждается анализом наших крупнейших транспортных компаний: тенденция к небольшому поэтапному снижению численности просматривается в ОАО «РЖД», «Аэрофлот» прогнозирует рост, прогнозы в сфере морских перевозок в основном опираются на количество эксплуатируемых судов.

Отрасль привлекательна для персонала. Плавно происходит процесс кадрового воспроизводства. Об этом свидетельствуют умеренная текучесть кадров, которая не превышает 7 %, даже с учетом естественной миграции трудовых ресурсов, а также данные о возрастной структуре персонала в крупнейших компаниях (средний возраст – около 40 лет).

Также в отрасли явно наметилась тенденция к росту требовательности работодателей к квалификациям, предпочтению специалистов с высоким уровнем технических знаний.

В крупнейших компаниях растет доля специалистов с высшим образованием, в том числе и тех, кто получает второе высшее образование. Как следствие, снижается доля работников со средним профессиональным образованием.

С учетом специфики транспортной деятельности профессиональные требования прямо предусматривают наличие профильного образования. Это полностью затрагивает летный персонал и персонал экипажей морских и речных судов, связанных с перевозочной деятельностью работников железнодорожного транспорта.

Подготовка новых специалистов осуществляется преимущественно в вузах, подведомственных Минтрансу России и федеральным агентствам, которые в полной мере реализуют подготовку требуемой специфики. Характерный пример: из числа вакансий, открытых для выпускников образовательных организаций, почти все в Совкомфлоте и ОАО «РЖД» заполняются выпускниками подведомственных вузов.

Активно осуществляется дополнительное профессиональное образование. Только в подведомственных вузах в 2016 году обучились по дополнительным профессиональным программам более 187 тысяч работников, из них более 34 тысяч руководителей.

В целом можно констатировать, что количественно потребности отрасли удовлетворяются в полном объеме.

НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ

Одним из важных аспектов, требующим особого внимания, является недостаточность существующих механизмов мониторинга и базирующегося на нем прогноза численности основных профессиональноквалификационных групп на транспорте. Нет достаточно проработанных механизмов анализа данных государственной статистики в плане построения на их основе долгосрочных или даже среднесрочных прогнозов. Может быть, необходимо сформировать и предложения о формах сбора первичной статистической информации, глубине и оперативности их анализа. Здесь надо разобраться более детально. Кроме того, нам надо иметь информацию по системообразующим компаниям. Росстат неоднократно высказывался, что готов рассматривать вопросы сбора той или иной дополнительной информации.

При этом надо действовать взвешенно. Мы понимаем, что нельзя генерировать избыточные документы, вести статистику ради статистики.

Следующий важный блок вопросов – качество подготовки. Приведу результаты оценки работодателями наших выпускников. Картина в целом удовлетворительная, но не более того. Особенно заметно, что оценка практических навыков по пятибалльной шкале ниже оценки фундаментальных знаний (3 к 4).

Недостаток практических навыков заставляет компании уделять внимание адаптации молодых специалистов к рабочему процессу через систему обучения на рабочих местах.

Можно, конечно, начать дискуссию о том, что университет – не ПТУ и не его задача обучать практическим навыкам. Теоретически это, может быть, и правильно, но на самом деле требуется очень точный баланс между общими фундаментальными знаниями и практическими навыками.

Отрасль фактически вынуждена развивать свои образовательные организации, тратятся средства, и выпускник транспортного вуза потом не должен еще длительное время обучаться на производстве. Понятно, что знание конкретных трудовых приемов приходит с опытом, но обладать базовым набором навыков для работы выпускник должен.

Не решив основной сегодняшней задачи – адаптации обучения под нужды работодателей, мы не сможем качественно решать и будущие задачи. Что можно сделать со стороны отрасли, компаний и организаций? Есть три слоя проблем:

1. Формирование компаниями актуальных количественных и качественных потребностей в выпускниках и доведение их до сведения вузов, преподавателей, повышение уровня знаний и навыков самих преподавателей, стимулирование студентов к хорошей учебе.

2. Участие ключевых работодателей в формировании и реализации образовательных программ. Это целевой прием, подстройка содержания программ под конкретные рабочие места, прямое участие ведущих сотрудников компаний в преподавании и руководстве проектными работами студентов.

3. Формирование современной лабораторной и научной базы для подготовки студентов.

Крупные компании имеют устоявшуюся и позитивную практику взаимодействия с вузами, которую можно внедрять в масштабах всей отрасли. Например, попробовать запустить общеотраслевые конкурсы для молодежи.

Что касается целевого приема, то эту форму используют все ключевые компании. Стремиться следует к тому, чтобы она была эффективной. Делать более полезными производственные практики, вводить в образовательные программы дополнительные профильные курсы. Надо учитывать при планировании целевого приема естественный отсев обучающихся. Важный аспект – поиск альтернативных форм замены целевого приема по СПО. Здесь компании испытывают явные проблемы с привлечением нужных им специалистов.

Возможный резерв повышения квалификации работников – проведение конкурсов по стандартам «Ворлдскиллс». Реальная вовлеченность наших транспортных компанийв это движение различна. «РЖД» работает активно. «Аэрофлот» также проводит корпоративные мероприятия. Моряки готовы участвовать в «Ворлдскиллс», если будут разработаны профильные компетенции. Но это зависит от нас самих. Наша задача – разрабатывать и продвигать актуальные транспортные компетенции. Участие в движении «Ворлдскиллс» – не прихоть Минтранса России, а выполнение поручений Президента Российской Федерации. Этот вопрос будет находиться на постоянном контроле.

ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Мы часто говорим о перспективном образе транспорта. Приходят новые технологии. А какими должны быть будущие работники транспортной отрасли?

Анализ мнения работодателей показал, что у них есть представление, понимание путей дальнейшего развития персонала. В сфере дополнительных компетенций «Аэрофлот» предполагает нацеленность на маркетинг, в том числе знание иностранных языков. «РЖД» считает перспективными логистические навыки. В части новых технологических компетенций ОАО «РЖД» делает акцент на высокоскоростной транспорт, «Аэрофлот» – на информатизацию. В других компаниях речь идет, скорее, о технологической модернизации, связь с новыми компетенциями персонала отчетливо не просматривается.

Нам стоит задуматься не только о массовом обеспечении кадрами рабочих мест, но и о подготовке единичных высококвалифицированных специалистов – экспертов и исследователей в областях технологического прорыва. Беспилотники, интеллектуальные транспортные системы, новейшие материалы, технологии «умных вещей». Эти специалисты должны стать тем интеллектуальным двигателем, который будет двигать нас вперед. Представляется, что данные вопросы должны стать предметом анализа, найти отражение в стратегических документах компаний.

Отдельный вопрос – о роли вузов в инновационном развитии, о согласованности программ инновационного развития компаний со сферой подготовки кадров. Связь науки и образования очевидна. Важно, чтобы и преподаватели, и студенты участвовали в научной работе, причем не по затасканным шаблонам, а в ходе решения практически значимых задач. По сведениям Минобрнауки России, сейчас более половины научных исследований в стране выполняется в вузах. А каково состояние дел у нас на транспорте?

Подготовка кадров может быть эффективной, только если она будет сочетаться с вовлечением преподавателей и обучающихся в решение практических задач отрасли.

Приглашаю обсудить затронутые вопросы, сосредоточившись на практических предложениях по улучшению актуального состояния и прогнозирования будущих контуров кадрового обеспечения отрасли.

Все выступления и интервью