Изображения

Обычная версия

С докладом "О плане мероприятий по подготовке к ратификации Сводной конвенции о труде в морском судоходстве" выступил директор Департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Б.Ф. Новосельцев

13 ноября 2006, 21:00

 

Доклад
Директора Департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ
Новосельцева Бориса Федотовича

"О плане мероприятий по подготовке к ратификации Сводной конвенции о труде в морском судоходстве"


Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Уважаемые участники заседания!
Коллеги!

Вводная часть

94-я (морская) сессия Международной конференции труда

В период с 7 по 23 февраля 2006 года в г. Женеве прошла 94-я (морская) сессия Международной конференции труда, которая приняла сводную Конвенцию о труде в морском судоходстве.

Цель Конвенции – объединить в одном международном договоре все новейшие стандарты по труду на море, содержащиеся в ряде конвенций и рекомендаций Международной организации труда (далее - МОТ). Конвенция пересматривает 36 действующих в настоящее время международных договоров, унифицировав содержащиеся в них нормы, с целью содействия созданию достойных условий труда моряков.

В работе Сессии приняла участие трехсторонняя делегация Российской Федерации. В составе делегации были представители Минтранса России, Росморречфлота, МИДа России, Постоянного представительства Российской федерации, Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Российского морского регистра судоходства. Судовладельцев представлял Союз российских судовладельцев (СОРОСС). Моряков представляли Профсоюз работников водного транспорта (ПРВТ) и Российский профсоюз моряков (РПСМ).

В докладе российской делегации на пленарном заседании Сессии было отмечено, что приоритеты государственной политики России созвучны тем ориентирам, которыми руководствовались разработчики Конвенции. В связи с этим Российская Федерация без сомнения поддерживает цели Конвенции.

История вопроса

Международные трудовые нормы, содержащиеся в действующих конвенциях и рекомендациях МОТ, позволяют гармонизировать национальное трудовое право и практику трудовых отношений с другими странами.

Это важно прежде всего для транспортных организаций. В первую очередь, это относится к морскому судоходству в силу международного характера его деятельности. С появлением глобального рынка труда моряков отрасль морского судоходства превратилась в первую в мире подлинно глобальную отрасль.

Это привело к усилению международных мер регулирования. При этом требование об обязательном соблюдении технических стандартов и обострение международной конкуренции привело к тому, что условия труда стали основным пунктом сравнительного преимущества для большинства судоходных компаний.

Прежде всего, это касается вопросов занятости, профессионального обучения, репатриации, оплаты труда, безопасности, медицинского и бытового обслуживания, а также социального обеспечения.

Однако по оценке Административного совета МОТ существующие международные трудовые нормы не достаточно влияют на процесс выравнивания условий труда и жизни моряков различных стран.

Действующие конвенции получили весьма неравномерную ратификацию и еще более неравномерно соблюдаются.

Многочисленные, раздробленные, не скоординированные, а порой несоответствующие друг другу морские конвенции МОТ, несмотря на юридическую ценность основного их содержания, в настоящее время очевидно проигрывают в эффективности конвенциям, регулирующим вопросы безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

Надо иметь в виду, что независимо от уровня ратификации, соответствующие нормы, содержащиеся в морских трудовых конвенциях МОТ, фактически широко применяются в мировом торговом флоте и служат отправной точкой для ведения коллективных переговоров в этой отрасли.

Главная ценность принятой сводной Конвенции в том, что это - акт, содержащий «в одном месте» все нормы в области социально-трудовых отношений в морском судоходстве. Она представляет собой четкий и всеобъемлющий сборник прав и обязанностей по трудовым и социальным вопросам для всего морского сектора, основанный на жесткой позиции в отношении прав. Но при этом она допускает определенную гибкость на национальном уровне в отношении конкретных методов их реализации.

Описание, анализ разделов Конвенции
(их содержание)

Конвенция включает три различных, но взаимосвязанных элемента: Статьи, Правила и Кодекс (Части А и В).

В Статьях и Правилах заложены основополагающие права и принципы и предусмотрены основные обязательства государств-членов, ратифицирующих Конвенцию. Они могут изменяться только Генеральной конференцией Международной организации труда.

Кодекс детализирует требования, касающиеся выполнения Правил. Он состоит из Части А (обязательные Стандарты) и Части В (необязательные Руководящие принципы). В Кодекс могут вноситься поправки, однако они не должны выходить за рамки общей сферы действия Статей и Правил.

При этом необходимо иметь в виду, что необязательность Руководящих принципов (Части В) является весьма относительной. Если государство не следует этим руководящим принципам, то компетентные органы МОТ могут потребовать обосновать принятый в стране порядок выполнения соответствующих обязательных положений (Части А) Конвенции.

Правила и Кодекс сгруппированы в пяти Разделах:

Раздел 1

Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна

Раздел устанавливает минимальные нормы, которые должны быть соблюдены, прежде чем моряки приступят к работе на борту судна. Моряки должны быть старше минимального возраста, иметь медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих служебных обязанностей, а также иметь надлежащую подготовку и квалификацию для выполнения своих служебных обязанностей на борту судна. Кроме того, моряки должны иметь доступ к эффективной и четко регулируемой системе набора и трудоустройства моряков.

Раздел 2

Условия занятости

Раздел регулирует условия подписания трудового договора; вопросы заработной платы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, ежегодного отпуска, репатриации, компенсации морякам в случае утраты или затопления судна, укомплектования судов экипажами, развития карьеры, повышения квалификации и возможностей для занятости моряков.

Раздел 3

Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание

В этом разделе сведены воедино нормы, касающиеся жилых помещений для экипажа, вопросов питания и столового обслуживания. Кроме того, в третьем разделе появились требования, касающиеся предупреждения воздействия шума и вибрации в производственных и жилых зонах.

Раздел 4

Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения

Регулируются вопросы медицинского обслуживания на борту судна и на берегу, охраны здоровья, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев, доступа моряков к береговым объектам социально-бытового назначения, социального обеспечения. Устанавливается ответственность судовладельцев за охрану здоровья и медицинское обслуживание моряков.

Раздел 5

Соблюдение и обеспечение выполнения

Определяет обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию.

Раздел 5 содержит три основных Правила.

Правило первое определяет ответственность государства за выполнение Конвенции на судах, плавающих под его флагом, включая установление эффективной системы инспекции и освидетельствования.

Правило второе определяет меры государственного портового контроля за иностранными судами в своих портах.

Правило третье определяет обязанности государств по вопросам набора и трудоустройства моряков, а также в области социального обеспечения моряков, которые являются его гражданами, или имеют постоянное место жительства на его территории.

Новым в этом разделе является добавление системы освидетельствования в систему инспектирования, увеличение числа оснований для задержания иностранных судов в портах и прописанная процедура рассмотрения жалоб моряков.

На наш взгляд необходимо организовать повсеместное разъяснение содержания и механизмов действия самой Конвенции. Следует провести серию рабочих семинаров для судовладельцев, представителей профсоюзов и государственных органов.

Последствия вступления в силу Конвенции
(требования к судам)

Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после её ратификации не менее 30 государств-членов, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее 33 процентов.

В настоящее время Сводная конвенция ратифицирована Либерией (8,51 процента мирового тоннажа).

О готовности ратифицировать Конвенцию заявлено государствами ЕЭС (25 государств, общий тоннаж составляет более 22 процентов).

В планах МОТ к 2010 году прогнозируется вступление в силу Конвенции. Российской Федерации необходимо принять ряд неотложных мер в целях своевременной подготовки морской отрасли к работе в новых условиях и предотвращения возможных негативных последствий.

Что это за меры? Прежде всего, это - создание адекватной отечественной законодательной и нормативно-правовой базы, модернизация механизмов управления и контроля, подготовки квалифицированного инспекторского состава. При этом необходимо иметь в виду, что это потребует концентрации усилий не только Минтранса России, но целого ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Для координации этой работы предлагается внести в Правительство Российской Федерации предложение о создании межведомственной комиссии в составе представителей Минтранса России, МИДа России, Минздравсоцразвития России, МВД России (Федеральная миграционная служба), Минпромэнерго России, Минэкономразвития России и Минфина России.

Основные меры по подготовке к ратификации и применению

Разработка и поддержание в актуализированном состоянии законодательной и нормативной правовой базы

На сегодня Российская Федерация ратифицировала 11 из более чем 30 действующих в настоящее время морских трудовых конвенций.

Новая сводная Конвенция о труде в морском судоходстве включает полностью положения ратифицированных Россией конвенций, а также положения еще более 20 действующих конвенций.

Поэтому первоочередной задачей на 2007 год является проведение детального анализа соответствия национальных норм нормам и стандартам Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года. Он должен охватывать не только положения российского трудового законодательства, касающегося моряков, но также ряда нормативных документов, касающихся проектирования, постройки и эксплуатации судов.

По результатам анализа должны быть определены «узкие» места, подготовлен и в первом полугодии 2008 года предложен Правительству Российской Федерации развернутый межведомственный план разработки и изменения законодательной и нормативной правовой базы Российской Федерации.

Контроль выполнения международных норм

Вопросы контроля в Конвенции достаточно подробно изложены в разделе 5 «Соблюдение и обеспечение выполнения». Для выполнения положений этого раздела необходимо привести в соответствие с требованиями Конвенции нормативную базу по проведению портового контроля судов как под российским флагом, так и судов под иностранными флагами, заходящих в порты Российской Федерации, а также механизм подтверждения трудовых стандартов на судах, плавающих под флагом Российской Федерации (выдача свидетельства о соответствии трудовым нормам).

Информирование МОТ о выполнении международных норм

Не менее важной задачей является информирование МОТ о выполнении Россией международных норм. В соответствии с Уставом МОТ предусмотрены регулярные доклады государств, ратифицировавших конвенции, в Международное бюро труда.

Качественная и своевременная подготовка докладов по всему комплексу норм Конвенции потребует разработки и внедрения принципиально новой системы мониторинга практики выполнения норм Конвенции в Российской Федерации. Должны быть определены ответственные органы, утверждены процедуры сбора и анализа информации. Понадобится уточнение ряда показателей государственной статистики. Выполнить эту работу силами чиновников без привлечения на постоянной основе научно-исследовательских и учебных организаций невозможно. При этом надо иметь в виду, что эта работа при правильной организации может быть чрезвычайно полезна при подготовке законопроектов и нормативных актов в области регулирования морской деятельности.

О Плане мероприятий по подготовке к ратификации Конвенции

В целях осуществления подготовки отечественного флота к работе в новых, определенных данной конвенцией, условиях плавания Минтрансом России во взаимодействии с ассоциациями и профсоюзами сформирован План первоочередных мероприятий по подготовке к ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве.

Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную политику в области морского торгового судоходства, непосредственно участвовал в разработке новой Конвенции, представлял Россию на международных совещаниях по этому вопросу. Поэтому определение возможности и сроков ратификации Конвенции во многом зависит от нашей позиции. Выполнение предлагаемого Плана мероприятий позволит всесторонне изучить проблему и обосновать наши подходы.

Конечным результатом будет доклад в Правительство Российской Федерации, содержащий не только обоснованные выводы о возможности и сроках подготовки к ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве, но также перечень законодательных и нормативных актов, подлежащих разработке или пересмотру в связи с применением в России положений Конвенции. Этот перечень будет включать и предложения по уточнению функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в части соблюдения обязательств Российской Федерации, вытекающих из требований Конвенции.

Проект Плана содержит минимальный перечень неотложных подготовительных мероприятий.

На наш взгляд в этой работе также активное участие должны принять объединения судовладельцев и профсоюзы. Первые – поскольку многие положения Конвенции (особенно, стандарты) начинаются, как «каждое государство-член требует, чтобы судовладельцы... ». Мнение вторых необходимо учитывать при разработке любого законодательного или нормативного акта, затрагивающего трудовые права или интересы работников, согласно федерального закона о профсоюзах. Тесное сотрудничество «с первых шагов» позволит качественно и быстро продвигаться в вопросах доработки законодательной и нормативной базы.

Выводы

Уважаемые коллеги!

Как уже говорилось, Российская Федерация по разным причинам ратифицировала в настоящее время только 11 конвенций из 31 действующей. Да и те не выполняются в полном объеме.

Национальное законодательство в области труда требует системной актуализации. Поэтому мы расцениваем возможность ратификации Сводной конвенции в ближайшие годы как минимальную.

Однако всем должно быть понятно, что после ее вступления в силу у российского торгового флота появятся проблемы. Прежде всего потому, что ратифицировавшие ее государства будут предъявлять к нашим судам требования соблюдения положений Сводной конвенции в полном объеме и вводить соответствующие ограничения. Поскольку (в соответствии со Статьей 5 пункт 7 Конвенции) каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, обеспечивает выполнение своих обязанностей в соответствии с Конвенцией таким образом, чтобы судам любого государства, которое не ратифицировало Конвенцию, не предоставлялся более благоприятный режим, чем судам, плавающим под флагом государства, которое ратифицировало ее.

Это означает, что наши суда будут подвергаться пристрастной инспекции со стороны портовых властей любого государства, ратифицировавшего Конвенцию. При этом, как показывает опыт последних лет, в 80 процентах случаев инспектора проверяя состояние трудовых и социальных вопросов, выявляют и по технические недостатки, что приводит к длительным задержкам судов в иностранных портах.

Нет никаких сомнений, что Конвенция будет использоваться еще и как инструмент конкурентной борьбы, как это происходит в гражданской авиации и на автомобильном транспорте, где совершенствование технических стандартов беззастенчиво используется для вытеснения конкурентов с рынка перевозок.

В связи с этим ближайшие два года работа по подготовке к ратификации Конвенции должна быть одним из приоритетов для всех, кто заинтересован в устойчивой работе флота: правительственных организаций, организаций судовладельцев, организаций моряков.

Это и предусматривает проект Плана мероприятий, предложенный вниманию участников заседания коллегии.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Все выступления и интервью