Изображения

Обычная версия

Интервью заместителя Министра транспорта РФ Николая Асаула газете «Известия», 16 августа 2017 года

16 августа 2017, 06:46

ИЗВЕСТИЯ; АЛЕКСАНДРА КРАСНОГОРОДСКАЯ; 2017.08.16; ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ УЖЕСТОЧАТ

Минтранс вводит новые правила для междугородних автобусных перевозок

Переутомление водителей пассажирского транспорта, ненадлежащий контроль за состоянием транспортных средств и отсутствие необходимой документации – основные причины претензий к организаторам междугородних перевозок. Введение обязательного лицензирования для всех категорий перевозчиков позволит гарантировать пассажирам безопасность на всем маршруте, автобусы с детьми получат желтый проблесковый маячок, а требования к стажу их водителей будут ужесточены. О том, как это будет работать и почему законы и поправки принимают только после резонансных ДТП, «Известиям» рассказал заместитель министра транспорта Николай Асаул.

– Как введение обязательного лицензирования для междугородних автобусных перевозок отразится на отрасли?

– Основное отличие лицензирования от действующего сейчас уведомительного порядка в том, что до получения лицензии нужно будет подтвердить соблюдение требований по безопасности.

Сейчас зачастую только после ДТП инспекторы Ространснадзора проверяют, как соблюдался режим эксплуатации, а с введением лицензирования мы гарантируем пассажирам, что перевозчик проверен до начала работы.

Еще одно существенное преимущество лицензирования – возможность приостановить деятельность до устранения нарушений. Если деятельность не подлежит лицензированию, мы можем только выписать штраф, но перевозчик продолжит работать с нарушениями, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности.

– Каким критериям должен соответствовать перевозчик?

– Наличие помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в том числе для проведения обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявление неисправностей, при которых эксплуатация запрещена, соблюдение требований по организации медицинского осмотра водителей до и после рейса, использование транспортных средств, оснащенных тахографами, отсутствие переработок, поскольку усталость водителя – одна из самых частых причин аварий.

– Как планируется контролировать соблюдение требований в сфере обеспечения безопасности перевозок?

– Есть плановые и рейдовые, внеплановые проверки. Только за полгода мы привлекли к ответственности более 137 тыс. юридических и физических лиц, свыше 2,5 тыс. транспортных средств арестовали на период проверки. Арест транспортных средств – эффективная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

За шесть месяцев 2017 года территориальными управлениями Госавтодорнадзора проведено почти 25 тыс. проверок, из них более 7,5 тыс. плановых и свыше 16,5 тыс. внеплановых. За отчетный период выявлено порядка 57 тыс. нарушений. За первую половину 2017 года проведено почти 19 тыс. рейдовых мероприятий, в ходе которых проверено свыше 60 тыс. транспортных средств, из них более 60% эксплуатировались с нарушениями требований транспортного законодательства. По результатам проведенных мероприятий вынесено около 40 тыс. постановлений на общую сумму свыше 350 млн рублей, в качестве обеспечительной меры применен арест более 2,5 тыс. транспортных средств. Всего по результатам работы привлечено к административной ответственности порядка 140 тыс. лиц.

– За какое нарушение чаще всего арестовывали транспортные средства?

– Нарушения типовые: несоблюдение режима труда и отдыха водителей, отсутствие путевой документации, технического и медицинского предрейсового контроля, отсутствие тахографа. Проверки – эффективная мера, рецидивов становится меньше. Если выписывали предписания перевозчику или должностному лицу, вероятность нарушений в ближайшее время существенно сокращается.

– В чем причина резонансных ДТП с участием международных автобусов?

– К сожалению, ухудшается дисциплина и водителей, и ответственных за организацию безопасности дорожного движения на предприятии. На водителях экономят, вынуждая их перерабатывать. В ряде случаев причиной была ошибка водителя, иногда – это следствие организации работы на предприятии: должно быть два водителя, а работает один. Это одна из самых распространенных причин несоблюдения ПДД, скоростного режима, правил обгона, дистанции.

За шесть месяцев 2017 года произошло свыше 2 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием лицензируемого транспорта, в результате которых погибло чуть более 100 человек, порядка 3,2 тыс. получили травмы.

С января по июнь 2017 года по фактам ДТП, совершенных по вине водителей лицензируемого пассажирского автотранспорта, Ространснадзором проведено более 300 проверок, по результатам которых выдано 185 предписаний, привлечено к административной ответственности 11 юридических и более 20 должностных лиц, а также 20 индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в судах находятся материалы на приостановление действия четырех лицензий, на привлечение к административной ответственности 24 юридических и 35 должностных лиц, 53 индивидуальных предпринимателей. Сумма наложенных штрафов составила около 7 млн рублей.

– Будут введены дополнительные требования к перевозкам детей?

– Этот вопрос регулярно поднимается летом, когда детей массово перевозят в места отдыха. Важно соблюсти баланс: обеспечить безопасность без чрезмерного закручивания гаек, на что периодически жалуется туристическое сообщество, те, кто профессионально занимается организацией детского отдыха.

Есть и нормы прямого действия. Совместно с МВД и туристическим сообществом мы подготовили сбалансированный пакет поправок в правила перевозки детей, утвержденные постановлением правительства № 1177.

Мы полагаем целесообразным установить требования к наличию проблескового маячка желтого или оранжевого цвета. Это не дорогостоящая мера, но маячок дисциплинирует участников дорожного движения.

Раньше лишние люди в салоне с детьми не приветствовались. По просьбе туристических фирм мы добавляем норму, разрешающую находиться в автобусе не только сопровождающим, но и сотруднику турфирмы, если у него есть документы, подтверждающие, что он работает в компании, организовавшей тур.

Ужесточаются требования к стажу водителя. В действующей редакции требуется стаж работы на автобусе не менее года в течение трех последних лет. Можно год проработать, год не работать, потом устроиться водителем автобуса, перевозящего детей. В новых правилах водитель обязан иметь непрерывный стаж не менее 12 месяцев за последний год. Эта норма повысит безопасность, потому что перевозка автобусом существенно отличается от перевозки грузовиком, а тем более – легковым автомобилем.

Если пакет поправок примут в этом году, он вступит в силу в середине следующего года, чтобы все участники рынка смогли подготовиться.

– Николай Анатольевич, у нас законы и поправки написаны кровью, когда гром грянул. Это мировая практика или можно работать на опережение?

– К сожалению, ни одной стране мира пока не удалось свести к нулю дорожно-транспортные происшествия. Не только в России происходят резонансные происшествия со всеми видами транспорта, с взрослыми и детьми, ночью и днем. Человеческий фактор, стечение обстоятельств могут привести к трагедии. Виновником может стать и водитель легкового автомобиля, грузовика, автобуса. Причин очень много. Ни одно ДТП не остается незамеченным, детально разбираются все факторы ДТП. Меняются причины, меняется менталитет.

Мы находимся в постоянном диалоге с перевозчиками, пассажирами, заказчиками транспортных услуг. Законодательство совершенствуется, потому что необходимо вводить разумные требования, которые действительно повышают безопасность, избегая бюрократизации.

– Следует ждать дальнейшего ужесточения правил перевозок?

– Сейчас обязательно наличие тахографа, в определенных случаях – датчика ГЛОНАСС, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, технический контроль, договор с автопредприятием, местом хранения транспортного средства, чтобы автобус не загромождал улицы и дворы жилых домов. Эти требования сохранятся.

Дополнительных требований, которые потребуют от бизнеса дополнительных расходов, мы вводить не планируем.

– Какое место Россия занимает в мире по безопасности перевозок?

– Есть статистика по регионам мира. Мы, к сожалению, находимся не в лучшей группе по аварийности. Есть страны, которые демонстрируют существенно лучшие показатели, но есть и такие, где ситуация хуже. Согласно рейтингу количества погибших на 100 тыс. населения за 2015 год, наша страна находилась примерно в середине перечня из более чем 170 стран с показателем чуть выше 16 погибших на 100 тыс. человек.

Действует федеральная целевая программа безопасности дорожного движения. За ее реализацию отвечает МВД. В ней заложены целевые показатели: как должна по годам снижаться аварийность и ее последствия. При индикаторе программы 26,5 тыс. погибших на 100 тыс. населения в 2016 году фактический уровень смертности составил чуть более 20 тыс. человек, или 13,9 на 100 тыс. населения. Цифры носят абсолютный характер, не привязаны к показателям других стран, потому что мы не можем прогнозировать, как в них изменится ситуация. Мы должны отвечать за ситуацию в нашей собственной стране.

Все выступления и интервью