Изображения

Обычная версия

Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова газете «Транспорт России», 12 мая 2017 года

10 май 2017, 21:00

Выстроить систему приоритетов

На вопросы газеты «ТР» отвечает министр транспорта РФ Максим Соколов.

– Максим Юрьевич, на встрече с Президентом России вы доложили, что знаковые транспортные проекты реализуются успешно. За счет чего достигается результат?

– Прежде всего, за счет концентрации усилий, четкого понимания задач и способов их решения. Сегодня в условиях финансовых ограничений как никогда необходимо оптимизировать работу. Распылять силы и средства – неразумно и непрофессионально. Поэтому ключевым фактором успеха, я считаю, должна быть четко выстроенная система приоритетов.

– Какие приоритеты определяет для себя Минтранс в текущем году?

– Ключевыми целями министерства на 2017 год являются: повышение доступности и качества услуг пассажирского транспорта, транспортное обеспечение Кубка конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года, дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, стимулирующей увеличение темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, повышение эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса.

– Первым приоритетом вы назвали повышение доступности и качества услуг для пассажиров. Что делается для этого?

– Для решения этой проблемы Минтрансом разработан и утвержден социальный стандарт, устанавливающий уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения. Причем под транспортным обслуживанием понимается выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а качество транспортного обслуживания оценивается по степени надежности, доступности и комфортности. В конечном итоге социальный стандарт позволяет гражданам получить безопасную и качественную услугу на автомобильном городском наземном транспорте, который сможет составить достойную конкуренцию личным автомобилям.

– Это одна из ипостасей решения проблемы…

– Разумеется. Важнейшими направлениями работы являются развитие внутренних перевозок воздушным транспортом, обеспечение потребности населения в железнодорожных перевозках…

– Может ли способствовать повышению транспортной доступности и, в частности, развитию внутренних воздушных перевозок обнуление НДС во всех региональных аэропортах? Как известно, такие предложения поступают.

– Я уже не раз говорил, что Минтранс последовательно выступает за обнуление НДС по всем видам региональных перевозок. Это, безусловно, позитивная мера для развития авиации, в том числе региональной. Воздушные региональные перевозки требуют такой же долгосрочной системы налоговой поддержки, как и обнуление НДС на пригородные и дальние железнодорожные перевозки, чтобы в том числе уравнять все виды транспорта.

– Каких результатов в решении задачи по повышению доступности транспортных услуг вы ожидаете в 2017 году?

– По нашим расчетам транспортная подвижность населения составит 7,9 тыс. пасс.–км на 1 человека, в том числе на транспорте общего пользования – 3,5 тыс. пасс.–км на 1 человека; ожидается перевозка 165,5 млн пассажиров на железнодорожном транспорте, в том числе 964,1 млн пассажиров в пригородном сообщении.

Ожидаем и рост авиационной подвижности населения на региональных и местных авиалиниях. Параметры – 165,6% к уровню 2011 года.

Планируется перевезти 369 тыс. пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополя и в обратном направлении.

– Через месяц стартует Кубок конфедераций, чуть больше года остается до Чемпионата мира по футболу. Каковы здесь направления «главного удара»?

– Приоритетные задачи – строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры; разработка системы управления перевозками в период проведения соревнований; обеспечение соответствия транспортной инфраструктуры по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, безопасность движения транспорта и перевозок всех гостей и участников соревнований. Это если говорить в общем. В частности, в 2017 году будут введены в эксплуатацию объекты аэропортовой инфраструктуры в аэропортах Стригино (Нижний Новгород), Кольцово (Екатеринбург), завершено строительство аэропорта «Платов» (Ростов–на–Дону), а также 7 крупных объектов улично–дорожной сети.

Разумеется, только этими масштабными проектами работа не ограничивается. Большое внимание уделяется вопросам организации перевозки болельщиков. Принято решение о реализации беспрецедентного проекта, который будет осуществлен во время футбольных турниров. Впервые в истории болельщики смогут бесплатно перемещаться по стране на общественном транспорте самих городов, где пройдут матчи. Будут пущены специальные составы, которые свяжут города, принимающие матчи. Попасть в них смогут люди, купившие билеты на конкретную игру. Поскольку Кубок конфедераций стартует совсем скоро, вопрос перевозки болельщиков этого турнира особенно актуален. Могу сказать, что между четырьмя городами, где пройдут матчи этого турнира, будут курсировать 262 поезда, которые смогут перевезти более 160 тыс. болельщиков. Все поезда будут купейными, на некоторых маршрутах будут составы из двухэтажных вагонов.

Серьезное внимание также уделяется безопасности болельщиков и участников турнира. Так, в Шереметьево недавно прошли тактико–специальные учения под руководством АНО «Дирекция Московского транспортного узла». В рамках учений были отработаны ситуации, связанные с прибытием футбольных команд: поступление сигнала о готовности к посадке борта с футболистами, их встреча на перроне, размещение журналистов, транспортировка в терминал, прохождение таможенного контроля… Организуются и другие аналогичные мероприятия. Словом, с нашей стороны делается все возможное, чтобы не огорчить участников и болельщиков турниров.

– Еще один названный вами приоритет – развитие транспортной инфраструктуры, стимулирующей увеличение темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг…

– Для достижения этой цели необходимо решать задачи по развитию сети автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных линий, аэродромной сети, увеличению пропускной способности морских портов, развитию аэродромной инфраструктуры.

В части дорожного строительства важными направлениями остаются завершение работ по возведению моста через Керченский пролив и подхода к нему со стороны Краснодарского края, строительство дорог федерального значения на территориях Дальнего Востока, Северного Кавказа, Московского и Санкт–Петербургского транспортных узлов.

Планируется завершить работы по строительству и реконструкции участков и транспортных развязок на автодороге М–7 «Волга» на территориях Московской области и Республики Татарстан, провести реконструкцию автодорог «Кола» в Мурманской области, М–10 «Россия» в Тверской области.

В период 2017–2019 годов Госкомпанией «Автодор» планируется ввести в эксплуатацию 917 км автомобильных дорог, в том числе 116,4 км в 2017 году.

Если говорить о приоритетах железнодорожной отрасли, то важнейшей задачей является реализация проекта строительства ВСМ Москва – Казань. Напомню, что магистраль пройдет по территориям семи субъектов РФ: Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии, Марий Эл, Татарстана. ВМС свяжет столицы регионов в единую трассу длиной 770 км.

Не менее масштабный проект – Северный широтный ход. Его реализация крайне важна для комплексного экономического и территориального развития Ямало–Ненецкого автономного округа. Основной целью проекта является создание железнодорожной магистрали, соединяющей Северную и Свердловскую железные дороги как элементы единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно–ресурсного потенциала российской арктической зоны. На сегодняшний день проработаны вопросы реализации проекта, подготовлено концессионное соглашение.

Кроме того, в 2017–2019 годах будут продолжены работы по развитию и обновлению эксплуатационной инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна, модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Планируется реализация проектов развития радиальных направлений Московского железнодорожного узла.

В части увеличения пропускной способности морских портов в 2017 году планируются к реализации такие инвестиционные проекты, как строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал, включая подходный канал в Обской губе, реконструкция объектов второго грузового района морского порта Мурманск, реконструкция контейнерного терминала в Балтийске, строительство морского топливного терминала «Турухтанные острова» в Большом порту Санкт–Петербурга и ряд других.

– Важнейший приоритет – повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

– Трагические события в санкт–петербурском метро еще раз показали, что транспорт является одной из наиболее «привлекательных» мишеней для террористических актов, поэтому постоянное повышение транспортной безопасности является необходимым условием для нормального функционирования транспортной системы.

В рамках решения задачи проводится, прежде всего, работа по совершенствованию законодательства, координации деятельности по его реализации на международном, федеральном и региональном уровнях с учетом прогнозируемых и возникающих угроз. В частности, это разработка министерством с участием органов исполнительной власти и транспортного сообщества новых нормативно–правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Так, за последнее время принят ряд постановлений Правительства РФ, которыми определены требования по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, а также принято постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.

– Но решение проблемы транспортной безопасности не ограничивается только работой по противодействию террористическим угрозам…

– Разумеется. Обеспечение комплексной безопасности предусматривает мероприятия по повышению надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства на внутренних водных путях и мореплавания, развитию единой системы управления воздушным движением, спутниковых систем навигации, техническому переоснащению аварийно–спасательных служб на воздушном и водном транспорте, а также мероприятия, направленные на повышение качества обучения специалистов в области транспорта. Это очень кропотливая работа, требующая прежде всего системности и четкого понимания того, что мы хотим получить в результате.

– Максим Юрьевич, не могу не затронуть в нашем разговоре по–прежнему «больную» тему «Платона»…

– Считаю, что «больной» она стала по большей части из–за нагнетания нервозности со стороны некоторых средств массовой информации. На самом деле идет нормальный процесс внедрения новой для нашего транспортного комплекса системы.

В работе над совершенствованием «Платона» и нововведениями в сфере автомобильных грузоперевозок участвуют крупнейшие ассоциации перевозчиков и профсоюзы малых предпринимателей, объединяющие почти полмиллиона представителей этого рынка.

Выстроена многоуровневая система диалога в формате рабочих групп и советов при Правительстве РФ, Минтрансе и Росавтодоре, на которых государство и бизнес обсуждают инициативы по изменению нормативной базы, улучшению работы транспортных систем и введению льготных условий для грузоперевозчиков. Во многом это способствовало тому, что всего за 1,5 года работы системы «Платон» в ней зарегистрированы абсолютное большинство грузоперевозчиков, совокупный автопарк которых насчитывает более 820 тыс. большегрузов.

Минтранс России ежедневно, каждые 3 часа получает оперативную информацию о состоянии на всех федеральных трассах страны. Анализ этой информации дает объективную картину уменьшения количества транспортных средств, принимающих участие в акциях протеста. Благодаря активной работе местных властей с перевозчиками число простаивающих грузовиков ежедневно сокращается.

На самом деле общение с выражающими недовольство перевозчиками показывает, что система «Платон» в большинстве случаев не является первопричиной их проблем. Многие из этих предпринимателей ранее пытались работать ниже реальной себестоимости перевозок, демпинговали, экономили на всем, включая уплату налогов и безопасность перевозок. Усиление контроля за этим рынком со стороны государства привело к тому, что эта бесперспективная модель бизнеса в конечном итоге проиграла здоровой конкуренции на рынке. Сейчас же государственные ведомства и отраслевые ассоциации на федеральном и региональном уровнях пытаются помочь таким предпринимателям выстроить нормальные бизнес–процессы. При этом российские грузоперевозчики, зарегистрированные в системе «Платон», уже фактически были освобождены от уплаты транспортного налога, получили возможность «отложенных платежей» или постоплаты в Дорожный фонд государства и другие экономические преференции.

– В завершение нашего разговора вопрос: как вы видите роль гражданского общества в решении транспортных проблем?

– Считаю эту роль значительной. Регионы, особенно отдаленные, люди, живущие в них, постоянно сталкиваются с какими–то проблемами, осложняющими их жизнь, создающими дискомфорт. Поэтому в Минтрансе, в подведомственных ему агентствах и службе очень большое внимание уделяется обращениям граждан. Каждое такое обращение детально рассматривается, по нему принимается конкретное решение. Анализ таких обращений формирует в органах государственной власти понимание тех задач, которые необходимо решать для улучшения качества жизни людей.

То же общение с дальнобойщиками дает сигналы о необходимости принятия определенных мер, корректировки нашей деятельности.

Важнейшую роль отвожу общественным советам. Их работа помогает нам нащупывать «болевые» точки, оперативно реагировать на запросы общества.

Пользуясь случаем, хочу высказать слова благодарности членам Общественного совета Минтранса за их вдумчивый, заинтересованный подход к решению проблем. Это стимулирует нас профессионально и качественно делать свою работу, видеть перспективу и добиваться поставленных целей.

Все выступления и интервью