Интервью заместителя Министра транспорта РФ Николая Захряпина газете «Транспорт России», 12 января 2017 г.
11 января 2017, 21:00
Защитить пассажиров и транспортный комплекс
На вопросы «ТР» отвечает заместитель Министра транспорта РФ Николай Захряпин
– Николай Юрьевич, безопасность на транспорте имеет одно из первостепенных значений для безопасности нашего государства, с учетом его обширной и протяженной территории. Транспортный комплекс, ввиду специфики, является наиболее уязвимым для противоправных посягательств. Какие основные задачи стоят перед Минтрансом в области обеспечения транспортной безопасности?
– В первую очередь, это дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе путем оптимизации подходов по реализации требований транспортной безопасности в условиях экономических ограничений. Необходима координация деятельности по реализации законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на международном, федеральном и региональном уровнях, с учетом имеющихся и прогнозируемых угроз. Сегодня реализуются меры в отношении проектируемых и строящихся объектов транспортной инфраструктуры, создаются условия, при которых объекты транспортной инфраструктуры на этапе ввода в эксплуатацию, будут соответствовать требованиям законодательства в области транспортной безопасности.
Считаем необходимым распространить требования законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
– Какие меры предприняты для совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности?
– Минтранс России проводит целенаправленную работу по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы. Особенно хочу сделать акцент на Федеральном законе № 15–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», подписанный Президентом Российской Федерации 3 февраля 2014 г.
В порядке реализации данного федерального закона предусматривалось разработать и принять 27 нормативных правовых актов, из них – 16 постановлений Правительства РФ и – 11 ведомственных приказов федеральных органов исполнительной власти. По состоянию на сегодняшний день изданы 12 постановлений Правительства РФ, зарегистрированы Минюстом России 9 приказов Минтранса России, 1 приказ Минздрава России от 29.01.2016 № 39н «Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности», включающего в себя химико–токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам».
11 января 2016 г. Правительством РФ в Госдуму РФ внесен проект поправок к проекту федерального закона № 750871–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», который позволит осуществлять дальнейшие планирование и совершенствование системы мер по обеспечению транспортной безопасности.
– Что можно ожидать на этом направлении в ближайшей перспективе?
– Данными поправками предусматривается применение требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные частью 1 статьи 8 Федерального закона о транспортной безопасности, в отношении различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В частности, городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта, используемого для перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, железнодорожного транспорта, используемого для перевозок в пригородном сообщении. А также в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих с 1 января 2017 года категорированию по видам транспорта, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, в части оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности.
– Нет ли здесь каких–либо ограничений и исключений?
– Действительно есть. Это касается различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта, используемого для перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении. Сюда же относится железнодорожный транспорт, используемый для перевозки в пригородном сообщении. Это касается и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.
Не будут обделены вниманием объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенные на федеральных автомобильных дорогах, объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти. Что касается объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности или используемых на ином законном основании открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», а также судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях, то их оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности будет осуществляется поэтапно, в сроки, установленные Правительством РФ.
Особняком стоят транспортные средства воздушного транспорта, оснащение которых системами видеонаблюдения будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года. Тоже поэтапно, но в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности.
– Николай Юрьевич, в настоящее время в Минтрансе России продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Нельзя ли рассказать об этом более подробно?
– Да, конечно. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей бизнес–сообщества дорабатываются проекты постановлений Правительства РФ. В них утверждаются как требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16–ФЗ на автомобильном, городском наземном электрическом, железнодорожном и воздушном транспорте, так и перечень воздушных судов авиации общего назначения, на которые распространяются требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. А так же устанавливается порядок допуска специального разрешения к перевозке грузов повышенной опасности внутренним водным и железнодорожным транспортом, и к перевалке в портах, расположенных на внутренних водных путях.
Для полноты картины сообщу, что вносятся изменения в нормативные правовые акты Правительства РФ, в частности, в части наделения федеральных агентств полномочиями по утверждению результатов проведенной субъектами транспортной инфраструктуры оценки уязвимости транспортных средств по видам транспорта.
Также отмечу, что в июле 2016 года принято постановление Правительства РФ «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования».
– В нашей стране успешно реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Как известно, она наравне с другими включает мероприятия по повышению эффективности контроля и надзора за обеспечением безопасности. Что на сегодняшний день уже сделано в рамках реализации программы?
– В рамках реализации мероприятий Комплексной программы самыми современными техническими средствами были оснащены 205 объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности мостового перехода через р. Дон (км. 1061+569 на автомобильной дороге М–4 «Дон») будут завершены в 2016 году после проведения общестроительных работ по реконструкции указанного объекта транспортной инфраструктуры.
В связи с проведением работ по реконструкции Рокского тоннеля, завершение его оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности планируется уже в этом году.
Ранее в рамках программы, в частности, в 2010–2013 гг. повышена защищенность пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сформирована многоуровневая функциональная система, направленная на защиту жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создано единое информационное пространство, включающее в себя взаимосвязанные автоматизированные информационные и аналитические системы, улучшено материально– техническое обеспечение подразделений внутренних дел на транспорте и кинологической службы МВД России, внедрена система подготовки и обучения в области обеспечения транспортной безопасности.
– В своих выступлениях на разных площадках вы не раз обращали внимание на проблему обеспечения государственного контроля в области транспортной безопасности ио привлечению к ответственности недобросовестных перевозчиков. В том числе и иностранных. Предприняты ли какие–то меры для реализации этой задачи?
– Минтрансом России проводится работа по распространению положений законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих международные перевозки в нашей стране, а также следующих транзитом. Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и органами отраслевого сотрудничества СНГ, включая Антитеррористический центр СНГ, проводится целенаправленная работа в сфере обеспечения транспортной безопасности в рамках Содружества.
Глобальной целью этой деятельности является выработка сторонами согласованного комплексного подхода к решению на пространстве СНГ основных задач в области обеспечения транспортной безопасности. Именно такой подход позволит реализовывать необходимые меры, направленные на защиту от актов незаконного вмешательства в том числе за пределами Российской Федерации.
Одним из результатов данной работы явилось подписание в мае 2014 года на Совете глав правительств СНГ в Минске Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности.
На заседании СГП, сотоявшемся в мае 2015 года в Республике Казахстан, утверждена Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территории государств–участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении, в целях реализации которой разработан проект плана, проходящий в настоящее время межгосударственное согласование.