Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова журналу «Транспорт Российской федерации»
26 июня 2016, 21:00
Максим Юрьевич, в последнее время много разговоров ходит вокруг маршрута «Великий шелковый путь 2.0»? Каково участие России в этом глобальном проекте?
Подписанное в мае прошлого года лидерами наших стран совместное заявление по сопряжению совместного строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути позволит сформировать интегрированную транспортную систему, обеспечивающую целостность транспортной услуги от пункта отправления до пункта назначения. В качестве положительного примера можно отметить начавшуюся реализацию двух крупнейших инфраструктурных проектов, таких как «Европа – Западный Китай» и ВСМ «Москва-Казань».
В настоящее время идет строительство новой скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург», которая является головным участком международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Еще один стартовавший проект федерального уровня, который также является частью строящегося коридора «Европа – Западный Китай», – ЦКАД в Московской области длинной 334 км. Проект «Европа – Западный Китай» в соответствии с подписанным на форуме ШОС соглашением должен открыться к 2020 году. Российская часть составляет 2200 км, протяженность всего пути – 9000 км. В целом объем инвестиций в этот транспортный коридор оценивается в сумму 800-1200 млрд рублей.
Сегодня общественное внимание во многом приковано к дорожному строительству. Что сделано в этом направлении?
В 2016 году на ремонт, капремонт и содержание федеральных трасс будет выделено более 242 млрд рублей. В результате к концу дорожного сезона протяженность федеральной дорожной сети в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии достигнет 71%. Существенного прогресса в этом направлении удалось добиться за последние два года – доля федеральных трасс увеличилась с 45% до 63,3%.
Сейчас концентрируемся на самых основных и дорогостоящих проектах – таких, как Керченский мост, Центральная кольцевая автодорога, трасса Москва – Санкт-Петербург, но и про регионы не забываем. В прошлом году ввели в эксплуатацию обходы Пятигорска и Гудермеса, подходы к порту Усть-Луга, ряд участков в Карелии, ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе, проходящей вдоль Транссиба в Иркутской области. Теперь доехать от Калининграда до Владивостока можно по качественной автодороге.
Министерство транспорта РФ рассчитывает резко увеличить строительство дорог в 2018-2020 годах. Тем самым ведомство планирует выполнить одно из майских поручений президента России Владимира Путина. – можете рассказать подробнее, о чем идет речь? И достаточно ли сейчас в бюджете средств для таких масштабных планов?
Начиная с 2017 года ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрено резкое увеличение объемов ввода после строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог. В первую очередь, это обусловлено тем, что в предыдущие годы показатели программы в связи с оптимизацией бюджетных расходов на их реализацию были приведены к параметрам бюджета на соответствующие годы. В 2017-2020 годах программой намечено вернуться к тенденции финансирования, предусмотренной ранее. Основной прирост объемов строительства и реконструкции федеральных дорог на 2018-2020 годы предусмотрен на объектах ГК «Автодор», в том числе в рамках подготовки к ЧМ-2018 по футболу. В первую очередь это строительство скоростной автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург (км 58 – км 149, км 208 – км 258, км 334 – км 543, км 543 – км 684), строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (пусковые комплексы 1, 3, 4 и 5), реконструкция М-1 «Беларусь» (км 33 – км 132), М-3 «Украина (км 65 – км 194), М-7 «Волга» (на участке обхода городов Балашиха и Ногинск).
Оправдалось ли введение системы «Платон» с точки зрения обновления дорог? Часть регионов уже выступали за то, чтобы распространить систему на региональные дороги. Поддерживаете ли такую инициативу и считаете ли возможным достичь общего решения для всех регионов? Поддерживает ли Минтранс сохранение льготного тарифа на проезд по федеральным трассам или будет настаивать на повышении?
Система «Платон» доказала свою эффективность и соответствие целям, которые ставились. В бюджет собрано более 9 млрд рублей, и мы планируем направлять эти средства на проекты по развитию региональных дорог, в том числе на принципах ГЧП. Такие проекты уже подготовлены. Благодаря средствам от «Платона» у государства появилась возможность опережающими темпами развивать региональную сеть автодорог. Правительством принято решение о выделении из средств федерального бюджета почти 11 млрд руб. на восстановление и приведение в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и городских дорог. Федеральную сеть мы рассчитываем привести в порядок к концу 2018 года. Правительство приняло необходимые решения в интересах бизнеса, сохранив льготный тариф по системе «Платон» фактически до конца нынешнего года. Однако, учитывая остроту проблем с региональными и муниципальными дорогами, все должны понимать, чтобы система заработала еще более эффективно, тариф необходимо постепенно повышать, как это и планировалось ранее. К рассмотрению данного вопроса Правительство вернется осенью текущего года. Вопрос распространения системы на региональную дорожную сеть сейчас не рассматривается.
Средства от «Платона» распределили между 25 регионами. Почему именно эти регионы? По какому принципу? И как дальше деньги будут распределяться?
Порядок предоставления и распределения трансфертов регионам определены соответствующими правительственными документами. Росавтодор и подведомственные учреждения обеспечат дополнительный аудит обоснованности принимаемых решений на отобранных дорожных объектах в регионах, а также организуют оперативное управление и контроль за ходом выполнения работ. Перечень регионов, вошедших в распоряжение Правительства, определен рабочими группами Росавтодора совместно с представителями администраций субъектов РФ. Была проведена тщательная работа по выявлению регионов с наиболее проблемным состоянием дорожной сети. После доведения денег до регионов распределять их будет уже руководство этих регионов. Главами региональных администраций уже утверждаются перечни с конкретными участками региональных, межмуниципальных и местных дорог, на которых необходим срочный ремонт дорожного полотна. В свою очередь, Минтранс и Росавтодор будут внимательным образом контролировать расходование средств и пресекать попытки нецелевых трат.
Ждет ли россиян в ближайшем будущем платный въезд в крупные города?
Проектом Федерального закона об организации дорожного движения предусмотрено наделение региональных властей правом вводить определенные ограничения, например, запреты на проезд в определенные зоны всех ТС или имеющих двигатель определенного экологического класса. Запреты на движение смогут действовать в разное время суток. Также регионам предоставляется право вводить платный въезд в отдельные районы городов, для этого власти должны принять соответствующий акт, проведя при этом широкие общественные обсуждения, обеспечить альтернативные пути объезда и создать дополнительные маршруты общественного транспорта. Подчеркну, что документ довольно демократичен: он не обязывает регионы вводить платный въезд, а лишь дает им такую возможность в целях более эффективной организации дорожного движения. Отмечу, что данные положения продиктованы мировой практикой.
Что происходит со строительством моста через Керченский пролив в настоящее время и каковы перспективы?
В 2015 году началась активная стадия работ по строительству моста через Керченский пролив, призванному соединить берега Тамани и Крыма. За год, прошедший с момента заключения государственного контракта, выполнены все необходимые подготовительные работы. Работу начали на всех сухопутных участках – на Таманском берегу, острове Тузла и в Керчи. Завершено строительство первого рабочего моста длиной 1 243 м, начаты работы по устройству еще двух рабочих мостов длиной 1 814 м и 2 134 м. В феврале 2016 года подрядчик приступил к выполнению основных строительно-монтажных работ. По состоянию на май 2016 года возведено 16 опор строящегося моста. В стройке задействовано более 220 единиц техники и около 2 000 человек, в том числе жители Краснодарского края и Республики Крым. В проект заложены решения, которые обеспечат оптимальное функционирование перехода с учетом ежегодного увеличения транспортной нагрузки. Ввод автомобильной части моста планируется в конце 2018 года, а железнодорожной – в течение 2019 года.
Возможно ли, что в текущем году уйдут с рынка еще несколько авиаперевозчиков?
Отмечу, что подавляющее большинство полетов в нашей стране осуществляется десятью крупнейшими авиакомпаниями. В случае ухода с рынка небольших игроков отрасль гражданской авиации сильно не пострадает. А присутствие той или иной авиакомпании на рынке авиаперевозок зависит прежде всего от ее ценовой политики, а также от поддержки бизнеса. В настоящее время мы не наблюдаем рисков ухода с рынка какой-либо авиакомпании.
Какой авиапассажиропоток ожидается в текущем году? Нет ли опасения, что он сильно просядет?
Если брать статистику по перевозкам российскими авиакомпаниями за прошедшие 5 месяцев, можно отметить, что за данный период произошло незначительное снижение (на 3-4%) количества перевезенных пассажиров. При этом, внутренние перевозки выросли почти на 11%, международные – упали более чем на 20%.
В целом, пассажиропоток российских аэропортов за 5 месяцев остался примерно на уровне прошлого года. На внутренних линиях произошло увеличение примерно на 10%, на международных – уменьшение почти на 20%.
Учитывая, что в летний сезон количество путешествующих граждан сильно возрастает, уверен, что к концу года наша гражданская авиация сможет как минимум выйти на уровень предыдущего года, и, возможно, превысит эти показатели.
В прошлом году билеты в России подорожали в среднем на 6,7%. Что ждать дальше? Будут ли компании повышать тарифы, и как избежать существенного роста цен?
Сразу отмечу, что данный рост цен на авиабилеты был немного ниже общего уровня инфляции в стране. Это говорит о том, что условно удорожания билетов не произошло, рост исключительно в пределах инфляции.
Также подчеркну, что ценовая политика на билеты отдается полностью на откуп авиаперевозчику, который вправе самостоятельно устанавливать стоимость на свои услуги. Конечно, бывают отдельные случаи необоснованного завышения цен на авиаперевозки. В целях недопущения недобросовестной конкуренции наши коллеги из ФАС России могут проводить проверки обоснованности применяемых авиакомпаниями тарифов.
Обсуждается ли какая-нибудь поддержка авиаотрасли? Например, обнуление НДС.
В настоящее время ставка НДС в размере 10% на внутренние воздушные перевозки установлена до конца 2017 года. Вопросы о продлении на последующие периоды будут рассматриваться дополнительно. В качестве поддержки отрасли в текущем году продолжается действие наших программ субсидирования внутренних авиаперевозок. На них предусмотрено порядка 9 млрд рублей в текущем году. Расширен период действия и количество направлений по полетам в Крым, продолжается субсидирование маршрутов с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России и Калининград, а также региональных маршрутов на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в рамках пяти программ субсидируется порядка 300 маршрутов.
Как Вы оцениваете открытие нового аэропорта «Жуковский»?
Безусловно, открытие четвертого международного аэропорта – значимое событие для всех граждан, пользующихся Московским авиаузлом. И сегодня мы расширяем возможности пассажиров, предоставляя им совершенно новый комфортный терминал с пропускной способностью до 4 млн человек в год в перспективе, с полным набором услуг. Транспортная доступность аэропорта также обеспечена: это и автобусное сообщение от станции московского метро «Котельники», и железнодорожная линия от Казанского вокзала до платформы «Отдых» с дальнейшей пересадкой на автобусные шаттлы, а также автомобильная трасса М-5 «Урал». На церемонии открытия подписаны договоры о сотрудничестве с авиакомпаниями SCAT, Air Kyrgyzstan, «Скай Гейт Эйрлайнс», а также с компанией «Мастер Интернешнл Дженерал Трэйдинг» по организации грузовых перевозок в аэропорту «Жуковский». Воздушная гавань подготовлена для обслуживания классических и низкобюджетных пассажирских, грузовых и чартерных авиакомпаний. Кроме того, реализация проекта имеет большую социальную значимость, так как позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона и создать более 10 тыс. рабочих мест до 2020 года. Развитие аэровокзального комплекса аэропорта будет продолжено: к 2020 году площадь терминала составит 60 000 кв. м, пропускная способность – 12 млн человек в год.
В разгаре сезон отпусков – безопасно ли россиянам летать за рубеж? Будут ли российские авиавласти инициировать дополнительные проверки европейских аэропортов? Как Минтранс относится к предложению Египта о поэтапном открытии авиасообщения?
На данный момент дополнительных проверок европейских аэропортов мы не планируем. В настоящее время идет активная совместная работа, направленная на возобновление авиасообщения между Россией и Египтом. Нашими специалистами уже проведено несколько проверок международных аэропортов Египта на предмет соответствия нормам и требованиям в области авиационной безопасности, последняя из которых закончилась в апреле. По итогам этой апрельской проверки аэропортов мы направили египетской стороне свои замечания. Как только нам сообщат о выполнении всех требований – мы тут же направим своих специалистов для очередной проверки.
Еще раз подчеркну, что сроки возобновления авиасообщения между странами прежде всего зависят от египетской стороны. Сначала мы должны убедиться в полной безопасности египетских аэропортов для российских граждан, после чего можно будет говорить о дальнейших шагах по возобновлению авиасообщения.
Когда начнет восстанавливаться рынок авиаперевозок, в частности, на международных направлениях? Недавно стало известно, что в России появился первый субсидируемый региональными властями прямой международный рейс. Известно ли Минтрансу о планах российских регионов развивать прямые авиарейсы за границу?
В условиях бюджетных ограничений главным приоритетом в деятельности Правительства является поддержка внутренних авиаперевозок. Говоря о международных авиаперевозках, действительно, можно отметить их спад в последнее время. Это касается, прежде всего, закрытия трех важных направлений: Украины, Турции, Египта. Тем не менее, я уверен, что авиакомпании приложат все усилия, чтобы переориентироваться на другие направления и привлечь таким образом дополнительных пассажиров. Особо стоит отметить деятельность авиакомпании «Победа», получившей право осуществления международных полетов. Перевозчик активно осваивает новые маршруты, открывает дополнительные международные направления. Что касается возможности субсидирования международных рейсов из различных субъектов нашей страны, то это отдается на откуп региональным властям. Безусловно, к данной идее можно отнестись только положительно.
Когда Минтранс уточнит правила для беспилотников? Многие пользователи опасаются, что купленные ими беспилотники для фотографирования или просто для забавы придётся убрать в долгий ящик.
Порядок регистрации судов предусмотрен Воздушным Кодексом. С 1997 года в нем действует положение, что все воздушные суда должны быть зарегистрированы, иметь сертификат летной годности, у пилотов должны быть свидетельства. Беспилотные летательные аппараты также относятся к воздушным судам. В настоящее время Минтранс ведет активную работу по совершенствованию воздушного законодательства и созданию благоприятных условий для безопасного применения беспилотных воздушных судов в народном хозяйстве. При этом важно обеспечить безопасность полетов, не создав неоправданных барьеров для развития производства и применения беспилотных воздушных судов. В связи с этим вносятся поправки в Воздушный кодекс, которыми предусматривается государственная регистрация беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов, таким образом, авиамоделисты освобождаются от необходимости заниматься государственной регистрацией моделей. Недавно этот законопроект успешно прошел в Государственной Думе второе чтение.
В Минтрансе России создана и постоянно функционирует межведомственная рабочая группа по разработке предложений по вопросам государственного регулирования беспилотной авиации и «дорожной карты» развития сегмента беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в гражданской авиации.
Разработанный проект документа конкретизирует порядок регистрации воздушных судов, устанавливаются определенные требования в отношении классификации и получения свидетельств для внешних пилотов. Появился термин внешнего пилота, к ним установлены определенные требования, в том числе внешний пилот должен иметь подготовку, схожую с подготовкой пилота-любителя, но с меньшими ограничениями по состоянию здоровья.
Что касается крупных инфраструктурных проектов – какие из них претендуют на средства иностранных инвесторов? В частности, какие заявки уже поданы в АБИИ? На какую сумму? В какие проекты, помимо ВСМ Москва-Казань, готов инвестировать Китай?
Сектор российской транспортной инфраструктуры, безусловно, интересен как китайским, так и другим нашим иностранным партнерам. С целью стимулирования дополнительного интереса к проектам в последние годы был принят целый ряд документов, которые защищают иностранного инвестора в России (закон о государственно-частном партнерстве, поправки в законодательство по линии частной концессионной инициативы). Помимо строительства ВСМ Москва – Казань в качестве примеров активного взаимодействия России и Китая можно выделить проект строительства канатной дороги и моста между городами Благовещенск и Хейхе, а также сотрудничество в области спутниковой навигации «ГЛОНАСС/БЭЙДОУ» в части мониторинга транспорта и экстренного реагирования при авариях во время трансграничных перевозок.
Создана межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству, в рамках которой рассматриваются около 60 российско-китайских проектов, часть из которых – проекты развития транспортной инфраструктуры: строительство трансграничного железнодорожного перехода Нижнеленинское – Тунцзян, развитие сети региональных аэропортов, а также проекты в области железнодорожного сообщения и развития портовых мощностей. Кроме того, создана рабочая группа высокого уровня по контролю за реализацией стратегических проектов экономического сотрудничества. В рамках этой группы рассматривается возможность оказания поддержки на государственном уровне проектам развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
Интересными проектами для взаимодействия являются международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай», а также развитие транспортного коридора Северного морского пути.
Перспективным представляется развитие взаимодействия при совершенствовании мостовой и портовой инфраструктуры в приграничных районах, сооружении подъездных путей к месторождениям полезных ископаемых, а также задействование транзитного потенциала Транссибирской железнодорожной магистрали, созданию транспортных коридоров с северо-востока Китая в направлении российских портов на Дальнем Востоке.
Что касается Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, могу сказать, что это достаточно молодой институт, набирающий обороты. Мы видим проекты, которые могут финансироваться через этот банк. Будем обращаться, когда точнее поймем, как выстроен и происходит процесс отбора заявок. Насколько я знаю, АБИИ проинформирован о проектах по развитию транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Также мы можем предложить банку, например, проекты развития Транссиба и Северного морского пути.
Вы недавно говорили о том, что Россия заинтересована в инвестировании в проект Hyperloop. Можете рассказать подробнее о проекте?
Проект Hyperloop – это высокоскоростное новое сообщение или даже сообщение на гиперскоростях, близких к сверхзвуковым. Мы четко понимаем, что за такими проектами будущее, и оно уже не кажется таким далеким. Аналогичные работы ведутся давно и не только в Америке. Наши ученые также думают над созданием таких проектов. Есть определенные наработки в Санкт-Петербургском университете путей сообщения. Два года назад я знакомился в Петербурге с опытным экземпляром – путь, который проходит железнодорожный контейнер, поднимаемый за счет магнитной левитации, еще пока небольшой, но этот технологический принцип уже реализован российскими специалистами.
В нашей стратегии до 2030 года отражено использование новых инновационных наработок в сфере транспорта, к которым можно отнести этот проект. Россия сегодня в полной мере готова к его реализации. В стратегии также заложены коридоры по развитию высокоскоростного сообщения. Это проекты железнодорожного сообщения – например, Москва – Санкт-Петербург. Там есть отдельно выделенная полоса, которая будет зарезервирована, и если найдутся инвесторы и технология будет отработана в том числе для пассажирских перевозок, а не только грузовых, то такая технология вполне может быть применима. Такой же коридор заложен в направлении Сочи, портов Азово-Черноморского бассейна. Это и проект ВСМ Москва – Казань, коридор распространяется и дальше – до Пекина.
Так как все проекты нашли отражение в схеме транспортного планирования, то мы готовы предложить их для сопряжения с Hyperloop, важно, чтобы он получил признание и прошел всю необходимую сертификацию.
Развитие Арктики. Эксперты говорят, что с изменением ситуации на рынке нефти Севморпуть не очень привлекателен для перевозчиков. Так ли это? И что ещё нужно сделать, чтобы он стал неотъемлемой частью глобальной транспортной системы?
Сегодня по Северному морскому пути (СМП) перевозится не так много транзитных грузов – в пределах 1 млн тонн. Но этот путь практически на треть короче традиционного маршрута, проходящего через такие рискованные зоны, как побережье Африки и лимитирующий участок Суэцкого канала. Поэтому развитие СМП – это наш приоритет, и сегодня мы в полной мере раскрываем конкурентные преимущества и возможности этого направления транзита через развитие подходов к Мурманскому транспортному узлу, Восточный и Находка в Приморском крае.
Сейчас мы активно обустраиваем инфраструктуру СМП, в наших северных водах заканчивают строительство порта Сабетта. С 2018 года по нему пойдут грузопотоки, формируемые еще и за счет строительства завода на Ямале по сжижению природного газа. Это даст масштабный эффект, поскольку сразу грузовая база вырастет на 18 млн тонн по отношению к сегодняшним четырем.
Многое делается и в части законодательного регулирования мореплавания в акватории СМП. Вступил в силу т.н. закон о СМП, создана администрация СМП, утверждены правила плавания в этой акватории и правила применения тарифов на ледокольную проводку судов. В 2017 году вступает в силу Кодекс для судов полярного плавания. Буквально год назад Правительством утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Активно строится ледокольный, обслуживающий флот. Обеспечивается ежедневный контроль за местоположением судов, налажено их снабжение информацией о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке по пути следования. Установлен простой и понятный для российских и иностранных судовладельцев порядок выдачи разрешений на плавание судов.