Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова газете «Транспорт России». № 31, 1-7 августа 2016 года
09 августа 2016, 21:00
«Миссия выполнима». Министр транспорта РФ Максим Соколов – о состоянии и перспективах развития железнодорожной отрасли.
– Максим Юрьевич, совершенно очевидно, что главная миссия железнодорожного транспорта – это обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках. Насколько успешно выполняется эта задача сегодня?
– Недавно ВЦИОМ представил результаты своего исследования, согласно которому 47% тех, кто путешествовал на дальние расстояния за последний год, отмечают положительные изменения на железнодорожном транспорте. Полностью удовлетворены качеством наших услуг 32% россиян, 40% – «скорее удовлетворены». Это, на мой взгляд, хорошие цифры. Они достаточно убедительно говорят о том, что главную свою задачу железнодорожники выполняют качественно.
– Каковы перспективы увеличения масштабов транспортного железнодорожного бизнеса?
– Прежде всего, они связаны с трансформацией ОАО «РЖД» из чисто перевозочного в транспортно–логистический холдинг, который способен предоставлять полный комплекс услуг по доставке грузов. Это и новые продукты и сервисы для пассажиров. Это международный инжиниринг и строительство. Компания уже сейчас активно движется по этим направлениям.
– Возможно ли повысить производственно–экономическую эффективность железнодорожного транспорта? Как это сделать?
– В 2016 году ОАО «РЖД» взяло курс на финансовую сбалансированность деятельности при минимизации поддержки со стороны государства. Для этого подготовлена программа повышения операционной эффективности.
Важнейшим достижением компании в первом полугодии стала безубыточная деятельность.
В I квартале 2016 года расходы РЖД были оптимизированы почти на 44 млрд руб. В I полугодии эта работа была продолжена, сумма расходов уменьшена еще на 9,3 млрд руб. и составила 53 млрд руб.
Компания оптимизирует механизм закупок, старается сделать его более прозрачным и конкурентным. План закупок на 2016 год составляет более 1 трлн руб. Растут и доля, и чистый объем закупок на конкурентной основе. За 5 месяцев 2016 года они составили более 60%.
Количество организаций, зарегистрированных на электронной торговой площадке ОАО «РЖД», составило почти 16 тыс.
Экономия при проведении закупок составила 3,4 млрд руб., тогда как за 5 месяцев прошлого года – только 2,5 млрд руб. Ожидаемая экономия по результатам года в целом составит ориентировочно 10 млрд руб.
Благодаря совместной работе с органами исполнительной власти, поддержке Правительства РФ и с учетом мер по повышению внутренней эффективности ОАО «РЖД» смогло сбалансировать бюджет и частично компенсировать негативное влияние конъюнктурных изменений.
В рамках оптимизации расходов снижена численность персонала, усовершенствована ценовая политика, обеспечена консервация неиспользуемых основных фондов, продолжено совершенствование технологии перевозочной работы.
Отмечу, что РЖД активно занимаются внедрением инновационных и ресурсосберегающих технологий. Абсолютные показатели энергопотребления снижены почти на 3,4%.
При целевых показателях по снижению энергоемкости производственной деятельности, установленных ФСТ России для РЖД на 2015 год на уровне не менее 1,1%, фактически снижение энергоемкости составило 1,3%. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов снижен за год на 1,2%, а дизельного топлива на 2,0%.
При этом инновационные технологии, применяемые компанией, ведут за собой полноценное импортозамещение. Оно реализуется в первую очередь за счет совместных проектов с регионами и предприятиями отечественной промышленности. Доля закупок импортосодержащих материалов и оборудования сокращена в 2015 году на 4%.
В результате реализуемых мероприятий себестоимость по перевозочным видам деятельности в условиях значительного ценового давления увеличилась всего на 7,1% к уровню 2014 года, что существенно ниже роста цен в промышленности (12,4%) и среднегодовой инфляции (15,5%).
На этот год допустимый рост доходной ставки от перевозок грузов – не более 7,5% при индексации тарифов на 9%. В соответствии с обновленным прогнозом социально–экономического развития Российской Федерации на 2017–2019 годы, разработанным Минэкономразвития России, в следующем и в 2018 году тарифы предполагается увеличить не более чем на 4,5%, в 2019 году – на 4,2%. В этих условиях нас нет другого пути, кроме снижения себестоимости и повышения эффективности перевозочной деятельности.
– Несмотря на общие негативные тенденции (сокращение ВВП на –3,7%), ОАО «РЖД» в 2015 году увеличило тарифный грузооборот на 0,3% (до 2 трлн 304,8 млрд ткм). В компании отмечают, что это максимальный объем грузооборота в новейшей истории России…
– Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота страны (с учетом трубопроводного транспорта) в 2015 году составила 45,3% (к уровню 2014 года не изменилась). Но это на +2,5% выше докризисного уровня 2008 года.
В первом полугодии погрузка на сети ОАО «РЖД» выросла на 1,8% и составила около 600 млн тонн.
В июне рост погрузки превысил уже 4%. Демонстрирует рост и грузооборот.
Необходимо привлекать клиентов, не только постоянно совершенствуя качество своей работы, увеличивая скорость и надежность доставки, но и реализуя целый ряд мероприятий по повышению клиентоориентированности, максимальному удовлетворению потребностей грузовладельцев в современном обслуживании.
Ключевое направление – это упрощение доступа к услугам холдинга. Компания обозначила для себя 3 основных пути реализации этой задачи.
Первый: сокращение количества документов, необходимых для заключения договора.
Второй: выработка количественных решений и принятие регламента автоматического согласования заявок на перевозку грузов.
И третий: организация и внедрение системы кросс–продаж, при которой любое структурное подразделение холдинга предоставляет полный спектр услуг по продаже любой услуги.
Нужно осуществлять постоянный мониторинг складывающейся экономической ситуации и сопоставлять текущую конъюнктуру мировых цен на товары и услуги с прогнозными параметрами. В рамках тарифного коридора в текущем году на железнодорожный транспорт привлечено более 6 млн тонн различных грузов, что соответствует почти двум суткам грузовой работы.
В качестве примера одного из итогов работы приведу рост перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай. Он вырос в 2,7 раза по сравнению с 2014 годом. Есть понимание, что потенциал в этом направлении далеко не исчерпан.
Отмечу, что РЖД уделяет значительное внимание росту эффективности перевозок. Растут скорости и другие качественные эксплуатационные показатели. Со стороны клиентов увеличивается спрос на услугу по перевозке грузов с согласованным временем отправления и прибытия, которая позволяет оптимизировать доставку сырья и сбыт продукции. За 2015 год с использованием этой технологии были перевезены более 23 тыс. грузовых поездов, что в 1,6 раза больше, чем в 2014 году.
– Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров неоднократно говорил о снижении пассажирооборота. Какие шаги следует предпринять для того, чтобы вернуть пассажира на железную дорогу?
– Всего в I полугодии 2016 года отправлены около 484 млн человек, пассажирооборот составил 53,7 млрд пасс.–км, что на 1,9% больше, чем в I полугодии 2015 года. В дальнем следовании прирост составил 2,8% (39,1 млрд пасс.–км). В пригородном сообщении пока наблюдается сокращение пассажирооборота (на 0,4% – до 14,6 млрд пасс–км).
Главная задача – чтобы пассажиры вовремя приезжали туда, куда им нужно. Проведена соответствующая работа, и расписание движения пассажирских и пригородных поездов теперь выполняется более четко, Российские железные дороги стали более пунктуальными.
РЖД должны продолжить реализацию политики клиентоориентированности для повышения привлекательности пассажирских перевозок и обеспечения социальной стабильности в стране. Принято решение разработать программу развития пассажирского комплекса до 2020 года. Это позволит компании системно подойти к решению вопросов пассажирского комплекса.
Высоким спросом пользуются «дневные экспрессы»: работают 25 маршрутов, пассажиропоток здесь вырос на 27% к 2015 году.
Поезда «Сапсан», курсирующие по маршруту Москва – Санкт–Петербург, способны перевозить до 15,7 тыс. человек в сутки. Пассажиропоток за полгода здесь увеличился на 31% (с 1,62 млн до 2,13 млн человек). Заполняемость поездов составляет в среднем 77% (в 2015 г. – 81%), а в июне этого года она достигла 95%. 10 июня поездами «Сапсан» (с учетом назначенных дополнительных поездов для перевозки пассажиров в период празднования Дня России) установлен абсолютный рекорд по перевезенным пассажирам – более 17 тыс. человек!
Активно внедряются информационные технологии. Большой популярностью пользуются электронные билеты: их доля приближается к 40% (38,5%; в 2015 г. – 32%). При этом доля электронных билетов на «Сапсан» составляет около 80%. Для того чтобы сделать покупку билетов удобнее, запущено новое мобильное приложение, его установили около 250 тыс. пользователей, которые купили 150 тыс. билетов. В числе первоочередных тем – оборудование вокзалов беспроводным Интернетом. Бесплатный wi–fi работает на 79 вокзалах в 55 городах России, до конца года их число достигнет 100. Количество зарегистрированных пользователей в наших открытых сетях превысило 1 млн человек.
Но, конечно, еще много над чем нужно работать. Основная задача, чтобы вся пассажирская инфраструктура – вокзалы, платформы, поезда, кассы, онлайн–сервисы – была удобной, качество услуг – предсказуемо хорошим. В связи с этим компанией в 2016 году реализуется специальный план мероприятий Года пассажира.
Что касается пригородного железнодорожного сообщения, то благодаря принятым Правительством РФ решениям ситуация стабилизирована. Однако дефицит субсидий из регионов в 2015 году составил 2,8 млрд руб. Полностью компенсировали выпадающие доходы за 2015 год только 37 регионов.
– Какие инвестиционные проекты в отрасли наиболее актуальны сегодня и почему?
– Инвестиционная программа на 2016 год запланирована в объеме 424,1 млрд руб.
В 2016 году планируется реконструировать 2143,7 км железнодорожных путей, вести в эксплуатацию 136,7 км новых линий и вторых путей, приобрести 507 новых локомотивов и 232 единицы моторвагонного подвижного состава.
На реализацию приоритетных инвестиционных проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства РФ и реализуемых с использованием государственной поддержки, предусмотрено 211,6 млрд руб. К таким проектам относятся:
– модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба;
– комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет;
– развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна;
– развитие Московского транспортного узла, включая Малое кольцо Московской железной дороги;
– строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск в обход Украины;
– строительство вторых путей и электрификация участка Выборг – Приморск – Ермилово;
– строительство ВСМ Москва – Казань.
Проекты реализуются полностью по графику в соответствии с детальными планами, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» и правительственной комиссией по транспорту.
В 2016 году по отобранным проектам будет продолжена работа по проведению технологического и ценового аудита (ТЦА). В настоящее время по результатам аудита экономия по проектам составила 15,5 млрд руб., в том числе:
– модернизация БАМа и Транссиба – 8,3 млрд руб.;
– развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна – 7,2 млрд руб.
По проектам «Развитие Московского транспортного узла» и «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо–Запада» начало проведения ТЦА планируется до конца 2016 года.
– Важнейшая задача – повышение качества работы и безопасности перевозок. Что делается в этом плане?
– Ежегодно мною утверждаются планы мероприятий по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Основным акцентом таких планов являются мероприятия по совершенствованию нормативно–правовой базы. Это регулирование вопросов допуска железнодорожного подвижного состава на инфраструктуру, контроля качества оказания услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава, в том числе контроля технического состояния подвижного состава при его допуске на пути общего пользования, порядка выдачи свидетельства и другие.
Значение целевого показателя безопасности движения по ОАО «РЖД» улучшено на 26% (1,17 события на 1 млн поездо–км при плановом значении 1,58 события). Показатель общего травматизма снижен к уровню 2014 года на 20%, смертельного – на 30%.
Безусловные приоритеты работы железных дорог – это надежность и безопасность перевозочного процесса. Необходимо снизить число отказов технических средств и их влияние на перевозки в 2016 году не менее чем на 20%. По итогам первого полугодия эта задача в целом выполнена: снижение составило 19,8%. Количество задержанных поездов также серьезно уменьшилось – на 17%.
Сейчас в компании установлена новая планка – по снижению количества отказов не менее чем на 30%.
Одно из важнейших направлений работы РЖД – своевременное проведение ремонтно–путевых работ. В первом полугодии проведены реконструкция 1200 км и капитальный ремонт 336 км пути, что больше первоначальных планов на этот период (1173 и 309 км соответственно).
Все эти усилия привели к тому, что количество транспортных происшествий к аналогичному периоду прошлого года снизилось на 25% (3173/4224). Если посмотреть показатели за несколько прошедших лет, то удельное количество происшествий заметно снизилось: с 3,24 на 1 млн поездо–км в 2011 году до 1,36 в этом году.
Беседу вел
Юрий ПАВЛОВ