Изображения

Обычная версия

Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова «Парламентской газете»

15 июня 2016, 21:00

Глава Минтранса РФ: География страны должна стать ее преимуществом

Перед российской экономикой стоят амбициозные задачи, решение которых зависит от реализации ряда важнейших для страны проектов в транспортной сфере, таких как «Великий шелковый путь» и Керченский мост. О том, как развивается транспортная система страны, о каких достижениях можно говорить уже сегодня, «Парламентской газете» рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

Насколько развитие транспортной системы увязано с планом развития экономики страны?

В рамках принятого в 2015 году федерального закона о стратегическом планировании формируется система стратегического управления транспортным комплексом. Миссия Минтранса России заключается в максимальном содействии экономическому росту, повышению благосостояния населения через доступ к безопасным, качественным транспортным услугам и превращении географических особенностей нашей страны в ее конкурентное преимущество.

В целом работа транспортного комплекса России за последние годы носила поступательный характер. Безусловно, общие негативные тенденции в экономике, включая инвестиционную сферу, повлекли сокращение объемов финансирования из федерального бюджета практически всех отраслей народного хозяйства. Однако обеспечить реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса страны в 2015 году в объеме 905 млрд рублей нам удалось.

Насколько в развитии транспортного комплекса России используются новые технологии? В какие конкретные проекты это уже вылилось?

Наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги – от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации. Мы постоянно работаем над внедрением передовых информационных, телематических и транспортных технологий на всех видах транспорта. Основные инновации, направлены, прежде всего, на применение интеллектуальных транспортных систем, автоматизированных систем управления транспортными потоками и маршрутного ориентирования водителей.

Значительную часть инноваций составляют также технологии энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок.

За 9 месяцев 2015 года объем грузоперевозок по отрасли в целом снизился на 3% по сравнению с предыдущим годом, грузооборот на 1%. Какую ситуацию ожидаете в 2016 году?

Команда транспортников сделала все возможное, чтобы обеспечить устойчивую работу всех видов транспорта и дорожного хозяйства, а также их развитие. Результаты нашей работы в прошлом году позволяют сегодня уверенно говорить, что транспорт является одним из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в стране. Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию по результатам 2015 года на железнодорожном транспорте объем перевозок грузов составил более 1 млрд 200 млн тонн, что всего на 1 % ниже показателя 2014 года.

Каким маршрутом пройдет «Великий шелковый путь 2.0»? Каково участие России в этом глобальном проекте?

Подписанное в мае прошлого года лидерами наших стран совместное заявление по сопряжению совместного строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути позволит сформировать интегрированную транспортную систему, обеспечивающую целостность транспортной услуги от пункта отправления до пункта назначения. В качестве положительного примера можно отметить начавшуюся реализацию двух крупнейших инфраструктурных проектов, таких как «Европа – Западный Китай» и ВСМ «Москва-Казань».

В настоящее время идет строительство новой скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург», которая является головным участком международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Еще один стартовавший проект федерального уровня, который также является частью строящегося коридора «Европа – Западный Китай», - ЦКАД в Московской области длинной 334 км. Проект «Европа – Западный Китай» в соответствии с подписанным на форуме ШОС соглашением должен открыться к 2020 году. Российская часть составляет 2200 км, протяженность всего пути – 9000 км. В целом объем инвестиций в этот транспортный коридор оценивается в сумму 800-1200 млрд рублей.

Большое общественное внимание приковано к дорожному строительству. Что сделано в этом направлении?

В 2016 году на ремонт, капремонт и содержание федеральных трасс будет выделено более 242 млрд рублей. В результате к концу дорожного сезона протяженность федеральной дорожной сети в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии достигнет 71%. Существенного прогресса в этом направлении удалось добиться за последние два года – доля федеральных трасс увеличилась с 45% до 63,3%.

Сейчас концентрируемся на самых основных и дорогостоящих проектах – таких, как Керченский мост, Центральная кольцевая автодорога, трасса Москва – Санкт-Петербург, но и про регионы не забываем. В прошлом году ввели в эксплуатацию обходы Пятигорска и Гудермеса, подходы к порту Усть-Луга, ряд участков в Карелии, ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе, проходящей вдоль Транссиба в Иркутской области. Теперь доехать от Калининграда до Владивостока можно по качественной автодороге.

Есть ли надежда, что будет налажено авиасообщение между регионами? Сейчас большинство маршрутов проложено через столицу...

В настоящее время реализуются пять федеральных программ поддержки региональной авиации. Новые терминалы открыты в Самаре, Петрозаводске. В Сабетту, на самый север Ямальского полуострова, уже летают регулярные рейсы. Реконструируются и те воздушные гавани, которые будут принимать гостей и спортсменов во время Чемпионата мира 2018 года. Это аэропорты Нижнего Новгорода, Калининграда, Волгограда, Саранска, других городов. Начинается строительство нового терминала аэропорта Симферополь, строится новый аэропорт в Ростове-на-Дону. Объем бюджетного финансирования по данному направлению в 2016 году будет сохранен.

Строительство моста через Керченский пролив: что происходит на объекте в настоящее время и каковы перспективы?

В 2015 году началась активная стадия работ по строительству моста через Керченский пролив, призванный соединить берега Тамани и Крыма. За год, прошедший с момента заключения государственного контракта, выполнены все необходимые подготовительные работы.

Работу начали на всех сухопутных участках – на Таманском берегу, острове Тузла и в Керчи. Завершено строительство первого Рабочего моста длиной 1 243 м, начаты работы по устройству еще двух рабочих мостов длиной 1 814 м и 2 134 м. В феврале 2016 года подрядчик приступил к выполнению основных строительно-монтажных работ. По состоянию на май 2016 года возведено 16 опор строящегося моста. В стройке задействовано более 220 единиц техники и около 2 000 человек, в том числе жители Краснодарского края и Республики Крым. В проект заложены решения, которые обеспечат оптимальное функционирование перехода с учетом ежегодного увеличения транспортной нагрузки. Ввод автомобильной части моста планируется в конце 2018 года, а железнодорожной – в течение 2019 года.

Елена Леводянская, «Парламентская газета» для ПМЭФ-2016

Все выступления и интервью