Изображения

Обычная версия

"О комплексе мер, направленных на защиту объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства"

24 июля 2003, 20:00

Доклад
заместителя Министра транспорта Российской Федерации
Г.Ю. Мошкова
на Заседании правительственной комиссии по транспортной политике 24 июля 2003 г.

«О комплексе мер, направленных на защиту объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства»

Уважаемый Владимир Анатольевич!

Уважаемые члены Правительственной комиссии, присутствующие!

За последние годы в мире произошел существенный рост количества проявлений актов террористической направленности, в том числе и в отношении объектов транспорта, транспортных средств, пассажиров и персонала. Такие акции влекут за собой страдания людей, а в отдельных случаях приводят к человеческим жертвам, наносят значительный материальный ущерб.

Министерством транспорта Российской Федерации и его отраслевыми службами в пределах своей компетенции разрабатывается и реализуется ряд профилактических мер, направленных на защиту важнейших объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Созданная в 1999 г. при Министерстве рабочая группа Федеральной антитеррористической комиссии проводит работу по координации и контролю деятельности отраслевых служб, направленную на обеспечение безопасного функционирования объектов транспортного комплекса и принимает активное участие в выработке предложений по вопросам транспортной безопасности и реализации решений международных форумов по борьбе с терроризмом.

В 2002 году подготовлены предложения по реализации российской стороной договоренностей, зафиксированных в документе «Совместные действия «Группы восьми» в области транспортной безопасности» и по вопросам оказания Российской Федерацией антитеррористического содействия зарубежным странам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, Министерством в октябре 2002 года создано Федеральное государственное унитарное предприятие«Управление ведомственной охраны Минтранса России», образованы Архангельский, Волгоградский, Дагестанский, Западно-Сибирский, Северо-Западный и Шереметьевский филиалы.

В стадии развертывания находятся филиалы в других субъектах Российской Федерации - тем самым воссоздается единая централизованная структура обеспечения безопасности объектов транспортного комплекса. Данная работа проводится в тесном взаимодействии с правоохранительными структурами и ведомственной охраной других федеральных органов власти.

Значительная профилактическая работа по проверке антитеррористической устойчивости объектов транспортного комплекса проводится силами отделений Российской транспортной инспекции в субъектах Российской Федерации. Так, в первом квартале 2003 года было проведено около 2000 проверок объектов, в том числе 1411 автотранспортных предприятий, 173 автовокзала, 66 аэропортов, 10 гидросооружений. По всем выявленным нарушениям выдавались предписания с последующим контролем за их выполнением.

Изучение состояния безопасности на транспорте и анализ мер предпринимаемых отраслевыми службами Министерства в этой области характеризуется следующими данными.

На внутреннем водном транспорте основное внимание уделяется охране судоходных гидротехнических сооружений (СГТС).

В ходе проведенных совместно с МВД России обследований СГТС определен перечень объектов, имеющих важное стратегическое и народно-хозяйственное значение и подлежащих охране силами МВД России, а также перечень объектов, подлежащих ведомственной охране. Определены необходимое количество и дислокация постов, численность личного состава охраны, технические средства, обеспечивающие защищенность сооружений.

Усиление физической защиты СГТС связано со значительными затратами бюджетных средств. Минфином России для охраны СГТС в 2001 году было выделено 2.0 млн. руб., в 2002 – 20 млн. рублей. С учетом того, что вероятность совершения террористических актов наиболее высока в южных регионах России, все выделенные средства были направлены на организацию охраны СГТС, эксплуатируемых Волго-Донским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.

На 2003 год на охранные мероприятия дополнительно выделено 53,79 млн. рублей, которые направлены Волго-Донскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Онежскому, Волжскому, Камскому, Обскому государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства и ФГУП «Канал им. Москвы». Расчетная ежегодная потребность (по данным МВД России) на содержание вневедомственной охраны составляет 109 млн. руб. (в ценах 2001 года).

На автомобильном транспорте за счет средств федерального бюджета продолжается работа по внедрению средств телекоммуникационных систем и спутниковой навигации для предупреждения, обнаружения и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и террористических акций при пассажирских перевозках. Данная система создана и эксплуатируется в 15 городах. Ведутся работы по развертыванию системы в городах: Москве, Ярославле и Туле.

На предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки, приняты меры по внедрению одобренных Федеральной антитеррористической комиссией «Рекомендаций для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов».

Службой дорожного хозяйства составлен перечень объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, в который вошли стратегически и экономически важные мосты, путепроводы и туннели. Прорабатываются вопросы обеспечения охраны этих объектов и оснащения техническими средствами систем безопасности.

В целях противодействия террористическим акциям на объектах дорожного хозяйства, ГСДХ Министерства транспорта Российской Федерации изданы специальные распоряжения: «О противодействии террористическим акциям на объектах дорожной отрасли» и «Об усилении мер по противодействию террористическим акциям на объектах дорожной отрасли», организовано их практическое исполнение, создана группа по оперативному решению вышеперечисленных вопросов.

Обследованы и согласованы с органами внутренних дел режимные меры по 134 объектам повышенной опасности, которые в случае угрозы террористических актов будут взяты ими под особый контроль (охрану) и произведен соответствующий расчет необходимого количества сил и средств.

Уточнены ранее разработанные планы действий должностных лиц по обеспечению безопасного и бесперебойного движения по автомагистралям, проходящим в районах расположения опасных объектов народного хозяйства.

На метрополитенах, в соответствии с решением рабочей группы ФАК по противодействию терроризму на объектах транспорта, отделениями Российской транспортной инспекции совместно представителями ФСБ России и МВД России два раза в год проводятся проверки планирования и организации работы по предупреждению террористических акций.

Проверки производятся в соответствии с разработанными Минтрансом России перечнем вопросов по выполнению метрополитенами требований Федерального закона «О борьбе с терроризмом».

Результаты проверок показали, что требования Закона в целом выполняются. Ведется работа по повышению уровня технической оснащенности метрополитенов средствами предупреждения и ликвидации последствий возможных террористических актов, созданию системы обнаружения применения в метрополитене высокотоксичных веществ и оповещения соответствующих служб. Завершена разработка требований к системам эвакуации пассажиров из вагонов метрополитена в экстремальных условиях. Продолжается оборудование станций метрополитена системами теленаблюдения с видеорегистрацией, которая дает положительные результаты в части оперативного контроля за обстановкой.

На воздушном транспорте разработаны необходимые нормативные документы и внедрены технические средства для обеспечения надлежащего контроля пассажиров, груза и багажа.

В аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации созданы службы авиационной безопасности, в состав которых входят более 12 тысяч подготовленных специалистов.

В первом полугодии 2003 года было предпринято 63 акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации России. При предполетном досмотре пассажиров, багажа и грузов службами авиационной безопасности гражданской авиации в первом полугодии текущего года пресечено более 26,7 тыс. попыток проноса на борт воздушных судов опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

В интересах повышения антитеррористической устойчивости аэропортов сформированы комиссии по авиационной безопасности, разработаны планы урегулирования чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства.

Особое внимание уделяется выполнению программ оснащения авиапредприятий специальными досмотровыми техническими средствами, созданию системы инспекционного контроля в гражданской авиации, плановой работе по сертификации и проведению инспекционного контроля всех авиапредприятий, подготовки и повышения квалификации персонала.

Правительство России в конце 2002 года в рамках выполнения международных обязательств по воздушному транспорту выделило отрасли государственные субсидии в размере 139 млн. рублей для проведения дополнительных мер авиационной безопасности в 14 аэропортах Российской Федерации.

Ассамблея ИКАО разработала «Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве орудия уничтожения и других террористических актов против гражданской авиации». В Конвенцию о международной гражданской авиации внесены ряд существенных поправок и дополнений, ужесточающих требования по безопасности авиаперевозок.

С 16 декабря 2002 г. в странах Евросоюза принят Регламент, устанавливающий общие правила в области авиационной безопасности.

Документ затрагивает вопросы проверок пассажиров, экипажа и сотрудников аэропорта, устанавливает требования по проверке багажа и осмотру самолета.

В течение 3-х месяцев с момента вступления Регламента в силу каждое государство-член ЕС должно одобрить национальную программу безопасности гражданской авиации с тем, чтобы обеспечить выполнение общих стандартов и мер контроля. Во всех странах членах ЕС должны быть также определены органы, ответственные за координацию и надзор исполнения обозначенных Регламентом мер.

Через 6 месяцев после вступления Регламента в силу Еврокомиссия начнет проводить инспекции на местах для контроля за выполнением указанных требований. Невыполнение их может привести к неоправданным экономическим и финансовым потерям для России.

На морском транспорте продолжается работа по формированию федеральной системы защиты морского судоходства от незаконных актов вмешательства, направленных против безопасности мореплавания.

Проходят согласование проекты федерального закона «О морских портах Российской Федерации» и Положения о режиме в морских торговых и специализированных портах, в которых установлены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. В целях противодействия террористическим акциям на объектах морского транспорта издано специальное распоряжение «О неотложных мерах по обеспечению защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания».

При администрациях портов созданы подразделения морской безопасности.

Особое внимание уделяется физической защите ядерных материалов и ядерных энергетических установок на атомных ледоколах, судах атомно-технологического оборудования и атомном лихтеровозе «Севморпуть».

В целях реализации требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств и поправки к Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), касающихся обеспечения морской безопасности, со сроками реализации к июлю 2004 года Минтрансом России издана директива, которая определяет комплекс дополнительных мер по обеспечению охраны судов и береговых объектов морских, торговых и специализированных портов в соответствии с принятыми Россией международными обязательствами.

Порты, которые не будут соответствовать требованиям упомянутых документов, лишатся возможности участвовать в международных грузоперевозках. В свою очередь, суда, не соответствующие новым требованиям обеспечения безопасности, не будут допускаться в порты стран – участниц Конвенции СОЛАС-74.

Таким образом, существует реальная вероятность перераспределения международных морских грузопотоков, которая основывается на своевременности реализации новых требований.

Российская Федерация, являясь членом международных транспортных организаций, а также участником большинства международных соглашений по транспорту, несет на себе обязательства по внедрению новых правовых документов и международных стандартов по транспортной безопасности на канале международных транспортных сообщений.

Следовательно, в рамках реформирования системы обеспечения транспортной безопасности России, в первую очередь, должны быть решены следующие вопросы:

  • переработка существующей законодательной базы, которая не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым международными организациями в области обеспечения транспортной безопасности;

  • выработка единых целевых подходов по обеспечению транспортной безопасности, соответствующей международным требованиям, для защиты деятельности транспортного комплекса от актов терроризма и незаконного вмешательства;

  • четкое определение источников финансирования программ безопасности транспортных предприятий, несущих основную нагрузку по ресурсному обеспечению системы превентивных мер безопасности.

В целях устранения вышеупомянутых проблем и во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтранс России, по согласованию с МВД России и ФСБ России предлагает осуществить реформу системы защиты деятельности транспортного комплекса Российской Федерации от актов незаконного вмешательства и, прежде всего, его международной части, определив в качестве приоритетов решение в 2003-2004 годах следующих задач:

1. Разработать Концепцию транспортной безопасности, определяющую проблемы, состояние и тенденции транспортной безопасности, цели государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, а также основные механизмы ее реализации.

2. Разработать законопроект «О транспортной безопасности» с целью унификации норм, регулирующих вопросы безопасности для различных видов транспорта, привести российское законодательство в сфере транспортной безопасности в соответствие международным обязательствам.

3. Разработать и включить в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.г.)» отдельный раздел «Безопасность транспортной системы России».

4. Подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации по выполнению обязательств государства в связи с принятием поправок к Конвенции по охране человеческой жизни на море и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, касающихся обеспечения морской безопасности;

5. Создать единую систему управления транспортной безопасностью за счет реорганизации структурных подразделений Минтранса России с введением должности заместителя Министра по безопасности.

6. Создать на государственном уровне систему лицензирования организаций и предприятий на предмет их соответствия требованиям защиты от вышеуказанных угроз диверсионно-террористического характера.

7. Предусмотреть, начиная с 2004 года, источники бюджетного и внебюджетного финансирования программ транспортной безопасности.

Предложения о дополнительных мерах по обеспечению безопасности транспортного комплекса, содержавшиеся в докладе Министра транспорта Российской федерации Франка С.О., одобрены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым и руководством ряда министерств, ведомств.

Просим Правительственную комиссию поддержать наши предложения.

Спасибо за внимание.

 

Все выступления и интервью