24 декабря. Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова газете «Транспорт России»
23 декабря 2015, 21:00
МАСШТАБНЫМ ПРОЕКТАМ – ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
– Максим Юрьевич, по данным Минтранса России за 9 месяцев 2015 года объем грузоперевозок по отрасли в целом снизился на 3% по сравнению с предыдущим годом, до 4,7 млрд тонн, грузооборот – на 1%. Перевозка пассажиров транспортом общего пользования за этот период также снизилась почти на 2% и составила около 14 млрд человек. А как ситуация выглядит в различных сегментах? Возьмем для начала железнодорожный транспорт…
– Железнодорожным транспортом за 9 месяцев уходящего года были перевезены 900 млн тонн грузов (на 1,5% меньше, чем в 2014 году), отправлены более 770 млн пассажиров (снижение на 4,5%), пассажирооборот сократился на 7%.
В этом году мы запустили новые скоростные поезда по целому ряду направлений: «Стрижи» по маршруту Москва – Нижний Новгород, «Ласточки» между Санкт-Петербургом и Выборгом, Москвой и Тверью. Также «Ласточки» теперь ходят на участках Санкт-Петербург – Волховстрой и Санкт-Петербург – Тосно.
Мы продолжаем оказывать господдержку в сфере железнодорожного транспорта: государство компенсирует потери от госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров из Калининградской области в другие регионы, на услуги по использованию инфраструктуры, от установления льгот на перевозку школьников старше 10 лет.
В сфере пригородных перевозок предусмотрено обнуление НДС, что позволит снизить расходы перевозчиков. Мы рассчитываем, что по результатам года затраты перевозчиков сократятся на 7,9 млрд руб.
Полным ходом идут развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево, Московского транспортного узла, модернизация Восточного полигона, подходов к портам на северо-западе и в Азово-Черноморском бассейне, транспортных узлов в Мурманске и Восточный–Находка.
В этом году открыто скоростное движение на участке Москва – Крюково. Реконструируется МКЖД, идет работа над реконструкцией участка путей с обходом Краснодарского узла, начаты работы по строительству 137 км двухпутной электрифицированной железной дороги Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск, пускового комплекса Томмот – Якутск. Важным этапом стало открытие движения по основному ходу железнодорожного пути между станциями Лосево и Каменногорск, совсем недавно был запущен Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.
Выполняются работы и по самым масштабным проектам в области железнодорожного транспорта: идет модернизация БАМа и Транссиба, продолжается работа по строительству ВСМ «Москва – Казань», по развитию международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». В этом году транзитные перевозки грузов по Транссибу с Китаем выросли на 89% по сравнению с прошлым годом.
– Как показывают итоги 9 месяцев, в области гражданской авиации, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и ряд внешних факторов, большинство показателей увеличились.
– Действительно, объем пассажирских перевозок за 9 месяцев составил 73,5 млн пассажиров (на 0,7% больше по сравнению с 2014 годом), объем перевозок грузов – 0,78 млн тонн, грузооборот – 4,0 млрд т–км (увеличение на 4,3% и 8,3% соответственно). Аэропорты обслужили более 126 млн человек, объемы перевозок увеличились на 2,5%. Во внутреннем сообщении рост объема перевозок пассажиров составил и вовсе 16,1%, пассажирооборота – 14,7%.
Государство по-прежнему работает над повышением доступности услуг воздушного транспорта для населения: действуют 5 программ субсидирования внутренних авиаперевозок, также в этом году снижены ставки НДС до 10% до конца 2017 года, при этом НДС на перевозки в Крым и Севастополь составляет 0%.
Активно идет развитие и обновление аэропортовой инфраструктуры по всей стране. Открыты новые пассажирские терминалы в аэропортах Самары, Уфы. В текущем году введено в эксплуатацию здание аэровокзала «Пулково-1», причем этот проект реализован на основе ГЧП без привлечения бюджетных средств.
Завершена реконструкция перронов в аэропортах Владикавказа, Махачкалы, Екатеринбурга, Уфы. Продолжается реконструкция аэропортов в Петропавловске-Камчатском и Ставрополе. Начата реализация проектов по реконструкции аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, а также строительство нового аэропорта в Саратове. Разрабатываются проекты по реконструкции аэродромных комплексов аэропорта Симферополя и аэродрома Бельбек в Севастополе, аэропортов Оренбурга, Воронежа, Якутска и Челябинска.
В связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро» порядка 2 млн ее пассажиров были перевезены рейсами группы компаний «Аэрофлот» и других российских авиаперевозчиков. По итогам заседаний Межведомственной комиссии 56 различных международных направлений, на которых осуществляла свою деятельность «Трансаэро», распределены между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Россия», еще часть международных маршрутов распределили между другими авиаперевозчиками.
После ухода с рынка «Трансаэро» перевозки пассажиров из Москвы в города Дальнего Востока осуществляются пятью авиакомпаниями: «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Икар» и «Вим-Авиа». «Аэрофлот» на свои рейсы в города Дальнего Востока применяет «плоский тариф». Для отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, инвалидов) действует программа субсидирования, в рамках которой перевозки осуществляются по специальному тарифу из европейской части страны в ДФО в период с 1 апреля по 31 октября, программа включает 67 маршрутов. Всего в 2015 году в ДФО действуют 3 программы субсидирования, включающие 80 маршрутов с государственной поддержкой на сумму более 4 млрд руб.
– Если говорить о водном транспорте, то здесь ситуация тоже выглядит достаточно оптимистично…
– Надо отметить, что перевозка грузов и грузооборот морского транспорта по морю за 9 месяцев увеличились на 5,9%. Грузооборот в заграничном плавании увеличился на 24,1%, а объем перевалки грузов в морских портах России за январь-ноябрь увеличился на 3,0% и превысил отметку 600 млн тонн.
За это время морским транспортом были перевезены 7,7 млн человек. Керченская переправа за 8 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров в обе стороны (за 3 летних месяца – почти 2,5 млн).
В январе в Сочи после реставрации открылось здание морского вокзала «Мацеста». Завершаются реконструкция объектов федеральной собственности порта Анадырь, строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском.
Активно пополняется обеспечивающий флот: в этом году мы получили три аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт: «Балтика», «Мурман», «Берингов пролив». На всех этих судах состоялись церемонии поднятия российского флага.
Важнейшим проектом с точки зрения не только транспорта, но и развития всего Арктического региона является Северный морской путь. Правительство РФ утвердило комплексный проект его развития. Росморпорт уже получил дизель-электрический ледокол мощностью около 16 МВт «Владивосток», еще один такой ледокол, «Мурманск», будет введен в эксплуатацию до конца года.
Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте за 9 месяцев увеличился на 6,2%, до 11,8 млн человек. В бассейнах рек Лена и Индигирка наблюдалось снижение грузооборота внутреннего водного транспорта на 16,2%. В этом году приняты в эксплуатацию 4 обстановочных судна и 2 экологических судна проекта RT–29. Выполнено строительство в новом створе Кузьминского гидроузла на Москворецко-Окской системе, особенно необходимое в условиях затруднения судоходства из-за малой воды.
Продолжается модернизация транспортного сообщения с Крымом. На данный момент выполнены работы по обустройству Керченской паромной переправы и прилегающих территорий в портах «Крым» и «Кавказ», построены перехватывающие парковки в Славянске-на-Кубани на 500 грузовых автомобилей, в районе порта «Кавказ» – на 1800 легковых автомобилей, а также временная подъездная автодорога к причалам № 24 и № 25 порта «Кавказ». С мая по октябрь по «единому» билету были перевезены более 355 тыс. пассажиров (на 7,2% больше, чем в 2014 году).
– Не секрет, что большое общественное внимание приковано к дорожному строительству. Как обстоят здесь дела?
– В области дорожного хозяйства последовательно и успешно воплощаются в жизнь наши масштабные проекты. Для строительства мостового перехода через Керченский пролив введен в эксплуатацию первый рабочий мост, обеспечивший бесперебойное технологическое сообщение с островом Тузла.
Началось строительство нового участка скоростной дороги М–11 Москва – Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км, а два участка – головной, от Москвы до Солнечногорска, и в обход Вышнего Волочка теперь эксплуатируются в платном режиме.
Были открыты мосты через реку Дон в Ростовской области, 4-й автодорожный мост через реку Енисей в Красноярске, мостовой переход через судоходный канал в г. Балаково Саратовской области, мосты через Чую и Катунь в Республике Алтай. Введена в эксплуатацию первая очередь мостового перехода через Волгу на автодороге М-10 «Россия». Построены участок дороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – Петрозаводск, подъезд к порту Усть-Луга от автодороги М-11 «Нарва», реконструированы участки федеральных дорог М-60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, М-53 «Байкал» Братск – Усть-Кут – Мирный – Якутск, М-56 «Лена» Невер – Якутск.
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году к концу года планируется завершить второй этап строительства участка автомобильной дороги Калининград – Мамоново-II – граница Республики Польша.
Протяженность федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, за последние пять лет увеличилась в 1,7 раза, до 31,6 тыс. км, что составляет более 60% от общей протяженности федеральных дорог.
Минтранс реализует ряд инновационных проектов, которые позволят использовать современные технологии для повышения безопасности и уровня автоматизации. В 2015 году введена в промышленную эксплуатацию государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС», а с 1 января 2016 году выполнять функции оператора системы будет АО «ГЛОНАСС» со 100%-ным государственным участием. Создается отраслевая госсистема мониторинга и управления транспортным комплексом (АСУ ТК), которая будет интегрирована со всеми важнейшими информационными и телематическими ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики.
По всей стране, на всех федеральных автомобильных дорогах заработала масштабная система взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн. Введение платы рассматривалось с 2011 года (ФЗ-68), при переносе срока запуска системы на 2015 год были учтены просьбы со стороны депутатов и бизнеса. При введении платы за проезд по федеральным дорогам в отношении тех, кто больше всего их разрушает, реализуется общемировой принцип «пользователь платит». Система делает сферу перевозки грузов более прозрачной, существенно затрудняет работу «серых» перевозчиков. Компании оптимизируют свою логистику, а рынок грузоперевозок станет более цивилизованным. Взимание платы с 12-тонников способствует развитию дорожной сети всей страны, улучшению качества федеральных дорог, так как деньги пойдут на региональные дорожные ГЧП-проекты.
– Не можем обойти и «больную» тему: какова ситуация с транспортным сообщением с Украиной?
– В сентябре 2015 года было принято решение о запрете с 25 октября выполнения полетов
в/из Украины для ряда российских авиакомпаний. Российская Федерация была вынуждена принять зеркальные меры. По примерным оценкам недополученную выручку российских авиакомпаний за 3 месяца можно оценить в 1,5-1,8 млрд руб. Из-за необходимости лететь на Украину стыковочными рейсами пассажиры тратят на 25% больше по сравнению с прямыми рейсами. Российская сторона намерена работать над решением проблемы восстановления воздушного сообщения с Украиной. При этом киевские власти пока не высказывают желания сотрудничать с Россией в решении этого вопроса.
Средняя стоимость ж/д билета на украинском направлении после введения авиасанкций выросла примерно на 5%. Сейчас по маршруту Москва – Киев курсируют 6 поездов в день, все украинского формирования. Сообщение с Крымом с начала этого года полностью блокировано Украиной.
В настоящее время 98% двусторонних автоперевозок между Россией и Украиной осуществляют украинские перевозчики. Они зарабатывают на российском рынке более 146 млн евро в год, в том числе порядка 20 млн евро от перевозок грузов третьих стран, активно используют российскую территорию для перевозок в страны Средней Азии (особенно в Казахстан) и Китай. Российские перевозчики уже на треть сократили перевозки транзитом через территорию Украину, выбирая альтернативные маршруты.