Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов в Совете Федераций выступил на заседании «круглого стола» с докладом ...
27 ноября 2007, 21:00
В своем выступлении Сергей Аристов остановился на вопросах законодательного обеспечения разграничения прав собственности на автомобильные дороги между муниципальными образованиями, а также между муниципальными и государственными образованиями.
Он пояснил, что в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается определение муниципального образования. К вопросам местного значения, в частности городского округа, относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Решение вопросов строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Замминистра пояснил, что для осуществления этих полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные дороги общего пользования регионального значения, включая имущество, необходимое для их обслуживания.
Также Сергей Аристов детально остановился на рассмотрении Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон дает определение автомобильной дороге - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, а также дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью.
Замминистра подчеркнул, что содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию и оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В этой части выступления он остановился на классификации автомобильных дорог, в том числе критериях разграничения автомобильных дорог местного значения и автомобильных дорог межмуниципального значения
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и их перечень утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Особое внимание в своем выступлении Сергей Аристов уделил законодательному регулированию порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования муниципальных образований, в том числе в отношении федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории муниципального образования.
Закон дает определение, что полоса отвода автомобильной дороги это земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются объекты дорожного сервиса.
Также закон «Об автомобильных дорогах» дает определение придорожных полос автомобильной дороги - территорий, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков с целью обеспечения требований безопасности дорожного движения, реконструкции, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
На основании документации по планировке территории определяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Порядок подготовки документации устанавливается Министерством транспорта РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Сергей Аристов пояснил, что порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Важной темой выступления Сергея Аристова стало рассмотрение вопросов законодательного регулирования введения платных автомобильных дорог на территории муниципального образования.
Он подчеркнул, что в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах», решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования.
Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, методика расчета и размер платы за проезд утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В заключительной части своего выступления особое внимание Замминистра уделил вопросам организации транспортного обслуживания населения.
Сергей Аристов, сообщил, что в настоящее время Минтрансом России, в целях совершенствования транспортного законодательства, подготовлены Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта» и проект федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации».
В концепцию транспортного законодательства положен принцип разграничения вопросов гражданско-правового и административно-правового регулирования деятельности автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Основу этого законодательства составляет Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также вытекающие из Устава Правила перевозок пассажиров.
Законопроект дает ответ на многочисленные запросы с мест по поводу механизма законодательства, регулирующего порядок размещения государственного и муниципального заказа. В частности, решаются вопросы о порядке организации так называемых «коммерческих перевозок», осуществляемых без заключения государственных и муниципальных контрактов.
Замминистра пояснил, что у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления существуют только обязанности перед населением, но при этом они лишены правовых оснований для отстранения от работы на пассажирских линиях недобросовестных перевозчиков.
«Не секрет, что сегодня в ряде регионов, владельцы подвижного состава, техническое состояние которого не удовлетворяет безопасной перевозке пассажиров, выходят на линию в часы «пик» для получения наибольшей прибыли, - сказал Сергей Аристов. - В раннее и позднее время суток, такими перевозчиками население не обслуживается, а реальные механизмы воздействия на них со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления практически отсутствуют».
Законопроект вводит разрешительный порядок допуска перевозчиков на маршрутную сеть и наделяет органы власти правом установления критериев отбора перевозчиков с учетом местных условий. Законом также определен обязательный перечень таких критериев.
Именно это будет способствовать развитию здоровой конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок.
В частности, законопроектом устанавливается порядок проведения торгов, который обязывает местные органы власти отдавать предпочтение перевозчикам, в наибольшей степени отвечающим общественным интересам, то есть обеспечивающим качество перевозок за приемлемую цену.
При этом, по словам Сергея Аристова органы власти смогут расторгнуть договор, заключенный по результату торгов и аннулировать лицензию на перевозки, если перевозчик, не будет выполнять своих обязательств по обслуживанию пассажиров.
«Этот законодательный акт даст возможность регулировать порядок размещения государственного и муниципального заказов по перевозке пассажиров и возможного субсидирования добросовестных перевозчиков» - подытожил Сергей Аристов.