Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова «Российской газете» на Петербургском экономическом форуме
18 июня 2015, 21:00
КОРР: Максим Юрьевич, фиксируете ли Вы продолжение спада на авиаперевозки? И, в принципе, будет ли поддержка спроса?
М. Соколов: Я бы назвал это коррекцией, потому что все предыдущие годы наш авиарынок рос и рос достаточно активными, двузначными темпами – 15-20%. Это, в общем-то, не характерно для корреляций между ростом ВВП и авиаперевозок. Сейчас мы видим небольшое снижение: в пределах первого квартала – чуть более 2%, сейчас – в пределах 3%, может быть, чуть больше. Но качество этого снижения различное, очень сильно упали международные авиаперевозки, и это понятно. Помимо краха, банкротства крупнейших туристических компаний в середине, разгаре туристического сезона прошлого года, конечно же, курсовая разница между рублем и другими валютами не мотивирует наших пассажиров, туристов активно летать за рубеж. Поэтому сосредоточились на поддержке региональных перевозок, которые создают за счет мобильности населения дополнительные стимулы для экономического роста во всех отраслях. И здесь мы видим, что сегодня рост этого сегмента практически полностью балансирует падение международных авиаперевозок, и даже в Московском авиаузле, самом напряженном по итогам пяти месяцев, авиапоток вырос на 4,3%.
КОРР: То есть он отнимает клиентов у РЖД?
М. Соколов: Можно сказать и так. Только все-таки наша задача, транспортной системы как отрасли услуг, предоставлять услугу именно того качества, которое наиболее востребовано экономикой. Особенно с учетом размеров нашей страны совершенно очевидно, что гораздо эффективнее с точки зрения скорости транспорта преодолеть большие расстояния на самолете, если за эту услугу ты платишь сравнимые средства. А в этом году мы, кстати, впервые видим падение цен, снижение цен, несмотря на инфляцию да и вообще кризисные явления, на внутрирегиональных перевозках. Но для транспортного баланса с точки зрения пассажирских перевозок как раз необходимо развивать такие проекты, и об этом сегодня много говорилось на полях этого форума, такие, как высокоскоростная магистраль. И мы сегодня вплотную уже подошли к началу реализации этого проекта. Вчера был подписан договор между Российскими железными дорогами и консорциумом компаний-проектировщиков – как российских, так и китайских, – по проектированию этой трассы, я бы даже сказал высокоскоростного коридора, как теперь позиционируется «Москва-Пекин», на участке «Москва-Казань».
КОРР: Первое время по использованию платных дорог показало, что спрос общества на них достаточно высок, заказ населения тоже. Что мешает сделать рывок по всей стране на развитие платных дорог, поскольку считается, что частный бизнес каким-то образом притормаживается, либо от государства нет определенных стимулов, либо там хорошо все в этой области?
М. Соколов: Сегодня мы предлагаем инвесторам, – как правило, именно инвесторы приходят в строительство платных дорог, потому что здесь есть источник для возврата инвестиций, – даже не единицы, как было всего лишь несколько лет назад, а десятки проектов как на федеральном, так и региональном уровне в области дорожного строительства. Если говорить о федеральных объектах, самых масштабных, то, конечно же, ярким примером является новая дорога, скоростная магистраль между Москвой и Петербургом длиной 670 километров с возможностью скоростного режима 150 км в час. И как раз очередной такой участок будущей платной дороги в канун этого форума совместно с Госкомпанией «Автодор» и, кстати, нашими инвесторами, не только российскими, банком ВТБ, но и иностранными – компанией Vinci, – мы заложили буквально в канун этого форума, 140 километров. Это очень серьезный проект, а в целом к 2018 году вся дорога будет представлять собой платную магистраль, все участки будут завершены, а их 8, и будет обеспечен скоростной проезд, наконец-то, между Москвой и Петербургом.
Помимо этого в рамках Московского транспортного узла такой платной дорогой будет Центральная кольцевая магистраль длиной более 330 километров. Она разбита на четыре участка: по двум из них уже ведется строительство, ещё два будут разыграны в этом году. И, конечно же, это тоже является ярким примером строительства платных дорог да еще с использованием средств Фонда национального благосостояния. Кроме этого, кстати, обе эти дороги являются составной частью трансевразийского коридора «Западный Китай – Европа», который будет проходить в том числе по территории нашего Поволжья. И в Татарстане, Башкирии, Оренбургской области структурируются проекты ГЧП в рамках этого коридора, где можно будет также осуществить строительство с помощью внебюджетных источников и в дальнейшем использовать как платные дороги. Помимо этого, аналогичные проекты есть и в регионах – в Хабаровском крае, в Новосибирске (по строительству платного моста), в Пермском крае (тоже мостового перехода через реку Чусовая и обхода этого города). В следующем году завершится проект строительства платной дороги в республике Удмуртия с мостовым переходом через реку Камбарка. Поэтому процесс, что называется, в разгаре, и мы видим, что такие дороги находят живой отклик у населения, и будем в дальнейшем активно заниматься строительством скоростных автодорог.
КОРР: Ну вот некоторые первые пользователи этих дорог говорят о том, что все время сжирают пробки на оплату этих платных дорог, там скапливаются большие очереди. Каким образом здесь можно разрешить эту проблему? Думаете ли Вы об этом?
М. Соколов: Я бы не сказал, что здесь первый блин получился комом, просто спрос, и это достаточно хороший сигнал для инвесторов, оказался столь высоким, пользователей настолько много, что в часы-пик они действительно создают пробку при подъезде к пунктам пропуска. Здесь надо как можно активнее использовать современные технологии и распространять так называемые транспондеры, то есть те приборы, которые подают сигнал заранее, списываются в автоматическом режиме средства со счета клиента-пользователя, и при подъезде уже открывается шлагбаум. Кстати, такой пример активного использования транспондеров можно привести здесь, в Санкт-Петербурге, где уже несколько лет функционирует трасса Западного скоростного диаметра, в следующем году этот проект будет завершен в полном объеме, это еще один успешный проект государственно-частного партнерства на протяжении 46 км. И уже более 30% пользователей используют так называемые транспондеры, и это снимает напряжение в часы-пик.