Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова на итоговом расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта РФ «О результатах работы в 2014 году и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2015-2017 годы»

07 апреля 2015, 21:00

Уважаемый Аркадий Владимирович!

Уважаемые участники коллегии!

Проведение коллегии в Доме Правительства Российской Федерации и в таком широком составе говорит о понимании обществом того, что развитие транспорта напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики, уровень социально-экономического развития страны и качество жизни людей.

Минтранс России последовательно выступает за обсуждение вопросов развития отрасли открыто, с привлечением всех заинтересованных органов власти, представителей референтных групп, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представителей науки и образования, средств массовой информации и, конечно, самих транспортников, чей труд лежит в основе всех результатов отрасли. И в этой связи сегодняшнее заседание мы проводим в еще более открытом формате, предложенном Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.

Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги прошедшего года, оценить достигнутые результаты и наметить планы на будущее.

2014 год при всей своей сложности и нестабильности уже вошел в историю страны как год важнейших исторических событий.

Сегодня можно с гордостью сказать, что в том, какими были эти события, есть немалая часть труда российских транспортников.

2014 год – это, конечно, год вхождения Крыма и Севастополя в состав России и ставшие триумфальными для нашей страны Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.

Напомню, что за время проведения игр было перевезено около 9 млн. человек, в том числе в комфортном режиме большое количество маломобильных граждан.

Думаю, все согласятся, что эти события, стали вызовом для каждого из нас и одновременно новой точкой отсчета, новым рубежом для развития транспортной отрасли.

Я хочу с этой высокой трибуны еще раз поблагодарить всех транспортников за самоотдачу, ответственность и профессионализм, проявленные ими при организации транспортного обеспечения Олимпийских игр в Сочи и обеспечения бесперебойного транспортного сообщения с Крымским федеральным округом!

Уважаемые коллеги!

Замедление, а затем и спад экономического роста, неблагоприятные изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации отразились на показателях работы отрасли.

Грузооборот транспортного комплекса превысил уровень 2013 года на 3 % (3,2%), однако объем перевозок снизился более чем на 2,5 % (2,7%). Пассажирооборот транспорта общего пользования по сравнению с тем же периодом увеличился менее чем на 1 % (на 0,6%).

Значительное увеличение пассажирооборота отмечено только на воздушном транспорте. Здесь прирост составил более 7 % (7,2%) к уровню 2013 года. За прошлый год было перевезено 93 млн. пассажиров. Это рекордный показатель за всю историю российской гражданской авиации. И впервые за многие годы этот рост был связан с сектором внутренних авиаперевозок (18%).

Такой рост стал возможен благодаря принятым мерам государственной поддержки развития маршрутной сети, обеспечению ценовой доступности услуг для населения, в том числе за счет их субсидирования на внутренних авиалиниях, а также планомерной работе по строительству и реконструкции аэродромной и аэропортовой инфраструктуры.

Безусловно, снижение спроса на транспортные услуги, спад деловой и инвестиционной активности не могли не повлиять на ключевые показатели, характеризующие деятельность транспортного комплекса.

Подвижность населения выросла всего на 0,5 % к уровню 2013 года.

Экспорт транспортных услуг по предварительной оценке увеличился на 1,0 % и достиг 18,7 млрд. долларов США.

Объем инвестиций в транспортный комплекс в 2014 году составил 1,3 трлн. рублей, почти 1,9% от ВВП страны. При этом около трети всех инвестиций приходится на федеральный бюджет.

Необходимо отметить, что в 2014 году принципиально изменился подход к постановке задач и оценке результатов деятельности транспортной отрасли.

В рамках принятого федерального закона о стратегическом планировании формируется система стратегического управления транспортным комплексом.

В июне прошлого года Правительством утверждена Транспортная стратегия на период до 2030 года, одобрена Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года.

Минтрансом России подготовлены Стратегии развития железнодорожного транспорта и морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года.

Основными инструментами реализации государственной транспортной политики стали государственные программы. Это, прежде всего, программа «Развитие транспортной системы» и еще 14 государственных программ, по которым Минтранс России и его подведомственные агентства и служба являются исполнителями. С этого года количество таких программ увеличилось до 16.

Мы продолжаем планомерную работу по обеспечению открытости для общества деятельности Минтранса России и транспортного комплекса в целом. В прошлом году сделано несколько важных шагов в этом направлении.

Важнейшие программные документы отрасли, определяющие государственную политику в сфере транспорта на долгосрочную перспективу, инвестиционные программы крупных транспортных компаний и новые законопроекты прошли публичные обсуждения с участием референтных групп, советов потребителей, членов Общественного совета, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, а также отраслевых общественных объединений.

Такая работа дает свои положительные результаты. Проведенный в прошлом году Всероссийским центром изучения общественного мнения общероссийский опрос населения о деятельности нашего Министерства показал, что уровень интереса к работе Минтранса России в обществе достаточно высок, интересующая информация вполне доступна, задачи и функции Министерства понятны населению.

Это подтверждается и данными Открытого правительства, согласно которым Комплексный индекс открытости Минтранса превысил отметку в 50 %. Это один из лучших результатов среди министерств несоциального блока.

Уважаемые участники коллегии!

Позвольте предметно подвести итоги работы отрасли в 2014 году, остановиться на наиболее заметных достижениях и существующих проблемах.

За отчетный период деятельность Минтранса России и подведомственных ему органов исполнительной власти была направлена на достижение следующих ключевых целей и решение приоритетных задач.

Первая цель нашей деятельности состояла в ускорении товародвижения и снижении транспортных издержек в экономике.

Для достижения этой цели были решены задачи по развитию сети автомобильных дорог федерального значения и железнодорожных линий, а также улучшению качественных характеристик внутренних водных путей.

Важнейшим приоритетом оставалось развитие федеральных автомобильных дорог.

В 2014 году было построено и реконструировано более 700 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 135 км скоростных. Это почти на 20 % больше, чем в 2013 году. На федеральных трассах заменено 18 ремонтонепригодных мостов. Не могу не отметить ввод в эксплуатацию крупнейшего в мире арочного моста с сетчатой структурой вант в Новосибирске, о котором скажу чуть позже.

Среди введенных в эксплуатацию объектов можно отметить более 400 км новых автомобильных дорог и 22 тоннеля Олимпийского Сочи, участки автомобильных дорог Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов, объекты на территориях Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Дополнительным импульсом ускоренного развития автомобильных дорог стали решения, принятые на заседании Президиума Государственного совета в октябре прошлого года и закрепленные в соответствующем Перечне поручений Президента страны. Реализация этих поручений один из наших важнейших приоритетов в области дорожного хозяйства.

В прошлом году многое было сделано для существенного улучшения состояния и пропускной способности автомобильных дорог. Дорожная отрасль вышла на 100 % финансирование работ по нормативам затрат.

Мы впервые перешагнули 50 – ти процентный рубеж по доле протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям.

2014 год был отмечен еще одним ярким событием – 40-летним юбилеем начала строительства БАМа. Символично, что эта историческая дата была ознаменована стартом масштабной модернизации Восточного полигона, направленной на увеличение пропускной мощности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей более чем на 60 млн. тонн в год. Это первый проект, на который по поручению Президента страны выделены средства из Фонда национального благосостояния. В октябре прошлого года были утверждены паспорт проекта и детальный план мероприятий по его реализации.

Всего в 2014 году было введено более 100 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий.

Полным ходом идет реконструкция Новороссийского и Краснодарского железнодорожных узлов, инфраструктуры Московского транспортного узла.

Приняты ключевые решения, определяющие вектор развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу. Это не только решение о модернизации Восточного полигона, но и начало проектирования высокоскоростной магистрали «Москва-Казань».

Такой концентрации сложных и масштабных задач в предыдущие периоды еще не было.

В прошлом году улучшены показатели внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизилась до 18%

Доля гидротехнических сооружений, имеющих опасный уровень эксплуатации, по итогам года снизилась почти до 1 %.

В конце отчетного года после продолжительных дискуссий Правительством РФ принято решение о переходе к 2018 году на финансирование содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений по утвержденным нормативам.

Это позволит увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой, то есть кардинально улучшить их качественные параметры и обеспечить на всех гидротехнических сооружениях надлежащий уровень безопасности.

Достижение второй цели нашей деятельности по повышению доступности и безопасности транспортных услуг для населения обеспечивалось решением задач по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе для маломобильных граждан, повышению ценовой доступности транспортных услуг на социально значимых маршрутах.

Реализовано 5 программ развития региональных авиаперевозок, было приобретено 126 воздушных судов, 10 из них с использованием мер государственной поддержки.

Количество перевезенных пассажиров на региональных авиалиниях (исключая маршруты с Москвой) превысило уровень в 10 млн. человек, что более чем на 1,5 млн. больше, чем годом ранее.

В прошлом году успешно начал свою деятельность низкобюджетный перевозчик «Добролёт», а затем «Победа», который перевез около 100 тыс. авиапассажиров.

Уверенному росту объемов перевозок способствовало планомерное развитие аэропортовой сети. В 2014 году завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Липецка, Владикавказа, Махачкалы и Николаевска - на Амуре. Введены в эксплуатацию аэровокзальные комплексы в Самаре и Санкт-Петербурге.

Введен в эксплуатацию новый аэропорт на острове Итуруп на Курилах и реконструирован аэропортовый комплекс в Палане на Камчатке, завершена реконструкция в аэропорту «Елизово» г. Петропавловск-Камчатского. Начаты работы по проектированию новых аэропортов в Ростове-на-Дону («Южный»), а также в Саратове.

Еще одной важной задачей, решаемой нами в прошлом году стало формирование дорожной сети круглогодичной доступности для населения.

За прошедший год на автомобильных дорогах регионального и местного значения за счет субсидий из федерального бюджета введены в эксплуатацию участки общей протяженностью более 670 км. Круглогодичной связью обеспечено 142 населенных пункта. В Крымском федеральном округе выполнен капитальный ремонт и ремонт почти 120 км автодорог.

Среди введенных объектов, профинансированных из средств федерального бюджета, хочу отметить Бугринский мост через реку Обь в городе Новосибирске длиной почти 5,5 км. Его уникальность заключается в рекордных размерах арочного пролетного строения, составляющих 380 метров, и высоты арочного свода, достигающей 70 метров. Такая технология сооружения свода арки представляет собой первый подобный опыт в мире.

С момента вхождения в состав России Республики Крым, транспортное обеспечение полуострова стало нашей приоритетной задачей.

С успехом реализованы меры государственной поддержки по повышению доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении. За год на этом маршруте выполнено более 20 тыс. рейсов, перевезено более 2,7 млн. пассажиров. Паромами через Керченскую переправу перевезено более 2,8 млн. пассажиров.

С мая прошлого года организованы мультимодальные перевозки пассажиров по единому перевозочному документу, включающие железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Данной системой воспользовались около 355 тыс. пассажиров.

В целом в Крым и обратно в 2014 году всеми видами транспорта было перевезено почти 10 млн. пассажиров.

Для достижения нашей третьей ключевой цели – повышения конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг - были решены задачи по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей потребности внешней торговли и геостратегических приоритетов страны.

Пропускная способность российских морских портов выросла на 22,5 млн. тонн.

Введены производственные мощности в морских портах Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Мурманск, Калининград, Тамань, Темрюк.

Объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на 6 % и составил с учетом портов Крыма более 620 млн. тонн.

Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тысяч тонн.

Продолжилось решение задачи обеспечения функционирования и развития Северного морского пути как национальной транспортной артерии России.

Объем перевезенных грузов по Северному морскому пути составил в прошлом году почти 4,0 млн. тонн, в том числе в транзитном сообщении около 300 тыс. тонн грузов.

18 апреля 2014 года уникальный, не имеющий аналогов в мире, арктический челночный танкер «Михаил Ульянов» совершил отгрузку первой партии сырой нефти с месторождения «Приразломное».

Во исполнение поручения Президента разработан комплексный план развития Северного морского пути и подготовлен законопроект, предусматривающий закрепление грузовой базы, в первую очередь российского газа и российской нефти, за судами под российским флагом, что даст новый импульс развитию морского транспортного флота.

Одной из приоритетных задач повышения конкурентоспособности транспортной системы является развитие скоростных дорог на условиях государственно-частного партнерства.

В 2014 году подготовлено и объявлено 5 конкурсов по реализации инвестиционных проектов с применением механизмов ГЧП.

Наглядным подтверждением эффективности государственно-частного партнерства является открытие участка дороги Москва – Санкт-Петербург от МКАД до аэропорта Шереметьево и далее до Солнечногорска. Это стало настоящим подарком для жителей Московского региона и гостей столицы.

Всего в прошлом году на условиях государственно-частного партнерства Государственной компанией «Автодор» было построено 115 км скоростных автомобильных дорог.

Объем доходов от сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам в отчетном году составили 2,4 млрд. рублей.

Дальнейшее внедрение механизмов ГЧП в дорожном хозяйстве позволит довести долю внебюджетных инвестиций в развитие скоростных дорог до 45-50 процентов от общего объема финансирования.

Приоритетной задачей для нас оставалось развитие транспортных узлов крупных городов и агломераций на основе комплексного мультимодального подхода.

В целях формирования сбалансированной и целостной транспортной инфраструктуры продолжалась реализация Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года.

Выполнение мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечило рост объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в городском и пригородном сообщении в Московском транспортном узле более чем на 20 % к уровню 2011 года.

Утверждена актуализированная Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая вошла составной частью в новую редакцию государственной программы «Развитие транспортной системы».

За отчетный год подготовлено к реализации на условиях государственно-частного партнерства 3 проекта по комплексному развитию транспортного узла Восточный-Находка, Мурманского транспортного узла, а также сухогрузного района морского порта Тамань.

Уважаемые участники коллегии!

Наш неизменный приоритет - безопасность на транспорте. Потребитель транспортных услуг хочет получить, прежде всего, безопасные услуги.

По итогам 2014 года количество ДТП сократилось на 2 %, что было обусловлено, в том числе принятыми мерами по комплексному оснащению автомобильных дорог общего пользования техническими средствами и повышением качества их управления.

Развитие инноваций и интеллектуальных транспортных систем - одно из наиболее важных направлений повышения уровня безопасности транспортных услуг.

И здесь стоит отметить, что с 1 января этого года, под эгидой Минтранса России, впервые в мире, значительно опередив создание аналогов в странах Европы и Америки, а также в Китае, введена в промышленную эксплуатацию национальная система экстренного реагирования при авариях на автомобильных дорогах - «ЭРА ГЛОНАСС», позволяющая спасать до 4 тысяч человеческих жизней в год. А совместное использование системы ЭРА ГЛОНАСС с отечественной системой космической связи ГОНЕЦ позволит видеть оснащенные автомобили в любой точке нашей страны. При этом будет обеспечен национальный суверенитет над информационными потоками о местоположении автомобилей. Созданный с участием Роскосмоса уникальный отечественный высокотехнологичный продукт может быть предложен иностранным потребителям во всех точках земного шара.

Важным инструментом повышения безопасности является контроль и надзор на транспорте.

В прошлогоднем послании Федеральному собранию Президент четко обозначил ориентиры и конкретные меры совершенствования в этой области - переход на риск-ориентированный подход и управление рисками, создание единого реестра проверок и проведение их в едином публичном формате.

Решение поставленной задачи является главным направлением совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.

Залогом нашей успешной деятельности является совершенствование нормативной правовой базы транспортного комплекса.

В прошедший год Президентом России подписано 10 Федеральных законов в сфере транспорта. В плане на 2015 год – принятие порядка 20 федеральных законов.

Более подробно на итогах законотворческой деятельности в 2014 году и задачах на плановый период остановится в своем выступлении Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Сергей Алексеевич Аристов.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на изменение геополитической ситуации, нами была продолжена реализация взаимовыгодных международных проектов, в первую очередь, со странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важнейшим направлением было совершенствование нормативной правовой базы в области транспорта стран Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу с 1 января 2015 года, Минтранс России принимал участие в разработке и согласовании раздела «Транспорт», в котором определены основные направления формирования гармонизированной транспортной политики союза.

Активными темпами велась работа по формированию международного автотранспортного маршрута Европа – Западный Китай, который должен обеспечить бесперебойное транспортное сообщение России с Китаем и странами Европы.

В целях развития данного маршрута Минтрансом России в сентябре 2014 года в г. Душанбе подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

По линии двустороннего сотрудничества активизирована проработка вопросов организации высокоскоростного железнодорожного сообщения и дорожного строительства на территории России с китайскими, южнокорейскими, французскими и японскими партнёрами.

Создание эффективной отраслевой системы управления федеральным имуществом, необходимой для осуществления государственных функций в области транспорта, остается важным направлением в деятельности Министерства.

В 2014 году подготовлены «дорожные карты» по изменению организационно-правовой формы предприятий, подведомственных Минтрансу России и агентствам.

Основная цель - обеспечить строгое соответствие состава федерального имущества функциям федеральных органов исполнительной власти. Ведется работа по их реализации.

Продолжалась оптимизация структуры имущества в сфере авиации. В прошлом году в собственность субъектов Российской Федерации было передано 2 аэропорта (аэропорт Псков, аэропорт «Черемшанка» (Красноярск)). Региональными властями взяты обязательства по привлечению инвестиций в развитие передаваемого в их собственность имущества аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры на общую сумму около 25 млрд. рублей.

В рамках мероприятий по развитию аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) завершены мероприятия по регистрации прав Российской Федерации на объекты и земельные участки в аэропортах МАУ, готовятся проекты концессионных соглашений в отношении каждого аэропорта.

В отчетном году большое внимание было уделено проблемам формирования кадровой политики и образования в сфере транспорта.

Численность занятых в транспортном комплексе составила более 4 млн. человек, в том числе на крупных и средних предприятиях транспортного комплекса трудилось свыше 2 млн. человек.

В отрасли сложилась целостная система подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием на базе 18 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 107 филиалов, включая 1 зарубежный филиал (Монголия).

Система отраслевого образования формировалась в целях повышения доступности и качества профессионального образования, обеспечения его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества.

Сегодня перед вузами транспорта стоит задача расширить деятельность по профориентации и повышению привлекательности работы в отрасли.

В целях повышения эффективности научно-технической деятельности планируется создание на базе Московского государственного университета путей сообщения «Отраслевого инновационного центра импортозамещающих технологий на транспорте».

Уважаемые участники коллегии!

Таковы основные итоги и достижения транспортной отрасли в 2014 году. Необходимо отметить, что Общественный Совет Минтранса России в целом оценил их положительно. Теперь позвольте кратко остановиться на задачах текущего года.

Объем финансирования транспортного комплекса из федерального бюджета составит в текущем году более 925 млрд. рублей. Из них в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы» более 820 млрд. рублей.

Это на 13 % меньше по сравнению с ранее планируемыми расходами. Расходы инвестиционного характера сократятся еще больше – почти на 23 %.

В условиях оптимизации бюджетных расходов Минтрансом России предусмотрено финансирование в полном объеме содержания и ремонта уже существующей транспортной инфраструктуры, а также мероприятий по обеспечению доступности населения страны в социально значимом сегменте пассажирских перевозок.

Такой подход позволит сохранить работоспособность и устойчивое функционирование транспортной системы, повысить доступность социально-значимых транспортных услуг при минимизации снижения индикаторов государственных программ.

Первой из ключевых целей Минтранса России в текущем году является повышение доступности и качества транспортных услуг для населения.

Важнейшей задачей при этом становится обеспечение транспортной доступности в социально-значимом сегменте пассажирских перевозок.

В 2015 году продолжится реализация господдержки авиаперевозок в рамках 5 программ субсидирования.

Предусмотрено увеличение субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта.

Минтрансом России подготовлен и внесен в Правительство соответствующий проект постановления.

На реализацию данной меры планируется выделение 960,0 млн. рублей.

На железнодорожном транспорте будет продолжена компенсация выпадающих доходов компаний при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также при поездках в направлении Калининграда.

Сохранены льготные условия проезда для школьников и студентов, субсидирование пригородных железнодорожных перевозок.

Правительством Российской Федерации принят комплекс мер по снятию социальной напряженности на этом направлении.

С 1 января текущего года восстановлен ранее действовавший понижающий коэффициент (0,01) на услуги ОАО «РЖД» по предоставлению инфраструктуры перевозчикам пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении. На компенсацию потерь ОАО «РЖД» предусматривается дополнительное выделение из федерального бюджета почти 9 млрд. рублей.

Минтранс России уже внес в Правительство законопроект, регулирующий вопросы организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения. («Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Еще одной из задач этого года является обеспечение координации и методического руководства работы субъектов по формированию комплексных планов транспортного обслуживания населения на средне- и долгосрочную перспективу и заключению региональных транспортных заказов на пригородные перевозки.

Считаю, что проводимая нами совместно с субъектами Российской Федерации работа позволит в полной мере обеспечить население доступными транспортными услугами.

Уважаемые коллеги!

В рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, а также в целях оказания дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения на 2015-2016 годы, нами в феврале этого года оперативно разработан законопроект, предусматривающий снижение ставки НДС с 18% до 10% на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа и установление ставки 0% на перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.

Одновременно группой депутатов Государственной Думы также был внесен аналогичный законопроект, который 6 апреля подписан Президентом Российской Федерации.

Хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за совместную скоординированную работу!

Второй ключевой целью деятельности Минтранса России в текущем году является обеспечение безопасного и стабильного функционирования транспортной инфраструктуры.

Как уже было сказано ранее, одним из важнейших приоритетов является выполнение в полном объеме работ по содержание и ремонту уже созданных объектов транспортной инфраструктуры - внутренних водных путей и федеральных автомобильных дорог.

Планируется, что к концу текущего года доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличится до 62 % от общей протяженности федеральных дорог. (В 2014 году этот показатель составил 53,4%).

Комплексный подход к решению проблем безопасности, ориентированный на управление рисками, позволит обеспечить снижение числа происшествий на единицу транспортных средств в 2015 году на 13% к уровню 2011 года.

Значительная работа по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортной инфраструктуры должна быть проведена на железнодорожном транспорте.

Минтрансом России внесены в Правительство предложения по переходу на заключение долгосрочных сетевых контрактов на эксплуатацию и развитие инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта. Требуется поддержка данной инициативы, принятие соответствующего нормативного правового акта и переход со следующего года на новую систему договоров с владельцем железнодорожной инфраструктуры.

И наконец, третьей ключевой целью деятельности Минтранса России является реализация комплекса проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Мы хорошо понимаем, что в условиях сокращения инвестиционных расходов приоритетность реализации проектов должна, в первую очередь, учитывать мультипликативный вклад проекта в социально-экономическое развитие регионов страны.

В 2015 году, прежде всего, будет продолжена реализация крупнейших инвестиционных проектов, по которым уже приняты принципиальные решения.

Это проекты по строительству транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату миру по футболу в 2018 году. Уже начато с нуля строительство современного аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону, ведутся работы по реконструкции аэропортовых комплексов в Нижнем Новгороде, Калининграде, Саратове, Волгограде, Уфе.

Продолжится развитие Московского авиационного узла, в том числе строительство новой взлетно-посадочной полосы в Домодедово и 3-й полосы в Шереметьево.

В текущем году должен быть введен в эксплуатацию новый центр управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушного движения.

Не менее важным является реализация уникальнейшего транспортного проекта – перехода через Керченский пролив и развитие транспортной инфраструктуры в Крымском федеральном округе.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ заключен государственный контракт на выполнение работ по проектированию и строительству транспортного перехода.

К приоритетным отнесены проекты по развитию железнодорожных линий: модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка в обход Украины, проектирование ВСМ «Москва-Казань».

Важнейшим событием станет завершение строительства Малого кольца Московской железной дороги – крупнейшего проекта в рамках развития Московского транспортного узла, обеспечивающего создание в России первой пассажирской городской железной дороги, интегрированной в транспортную систему крупнейшего мегаполиса.

Планируется развитие крупнейших морских портов страны, таких как Восточный – Находка, Мурманск, Тамань, Бронка, Оля.

Продолжится строительство порта Сабетта, который даст новый импульс освоению богатств арктического региона и развитию потенциала Северного морского пути.

Важнейшим вопросом остается развитие автомобильных дорог. В 2015 году мы планируем дальнейшее строительство скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства, я имею в виду, прежде всего, ЦКАД и дорогу М-11 Москва-Санкт-Петербург. Предстоит, завершить реконструкцию участков трассы «Сортавала», ввести в эксплуатацию обходы Пятигорска, завершить строительство мостов через Енисей в Красноярске и судоходный канал в г. Балаково Саратовской области.

Всего за год планируется построить и реконструировать около 400 км федеральных трасс.

С 2015 года предусмотрен постоянный мониторинг стоимости строительства, реконструкции и содержания 1 км автомобильных дорог, включающий анализ изменения цен на основные строительные материалы, с последующей публикацией открытых докладов.

Реализация масштабных проектов в транспортной отрасли невозможна без привлечения внебюджетных инвестиций.

В 2015 году из общего объема планируемых инвестиций в транспортную отрасль в размере 1,4 трлн. рублей внебюджетные инвестиции, по предварительной оценке, могут составить более 500 млрд. рублей, то есть почти 40% от общего объема.

Уважаемые участники коллегии!

Комплексное сбалансированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта, реализация оптимальных моделей обновления основных фондов, развитие конкуренции, рост производительности труда и внедрение инноваций должны стать реальными факторами повышения результативности нашей деятельности.

Завершая свое выступление, хочу от имени Коллегии министерства поблагодарить Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, аудиторов Счетной палаты, экспертов Открытого правительства, руководителей государственных органов власти, представителей бизнеса, общественных и научных организаций за конструктивное взаимодействие, эффективную работу, постоянное внимание и заинтересованное отношение к вопросам транспорта.

И в заключение еще об одном важнейшем событии в истории нашей страны.

Ровно через месяц мы будем отмечать великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сражаясь на передовой и обеспечивая жизнедеятельность тылов, транспортники внесли большой вклад в победу над фашизмом.

Министерство транспорта активно участвует в подготовке праздника и обеспечения транспортного обслуживания юбилейных мероприятий.

Уверен, что мы достойно выполним и эту задачу!

Спасибо за внимание!

Все выступления и интервью