Изображения

Обычная версия

25 февраля Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «О перспективах развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного

24 февраля 2015, 21:00

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Транспорт является одной из базовых отраслей экономики России и важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры страны.

Создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни людей напрямую зависит от масштабов и направлений развития транспортного комплекса.

Достигнутые нами результаты и намеченные планы позволяют сегодня сказать, что это развитие носит уверенный, поступательный, можно сказать антикризисный характер. В связи с этим в начале своего выступления позвольте кратко остановиться на итогах прошедшего года.

В прошлом году Правительством была утверждена новая редакция Транспортной стратегии страны на период до 2030 года. Сбалансированное ускоренное развитие инфраструктуры определено магистральным направлением развития, призванным сделать транспорт одним из основных источников роста экономики России и ее регионов.

Только при опережающем векторе развития отрасли возможно обеспечить население доступными и качественными услугами, создать резервы пропускной способности, повысить конкурентоспособность отечественного транспорта. Мы считаем, что такой подход в полной мере актуален не только для транспорта, но и для всей экономики в целом.

В прошлом году на развитие отрасли было направлено почти 1 трлн. 400 млрд. рублей инвестиций, что составляет более 10 % от общего объема всех инвестиций в стране и почти 2 % ВВП России. Около трети от всех инвестиций приходится на федеральный бюджет.

Объем экспорта транспортных услуг по итогам прошлого года составил порядка 19 млрд. долл. США, что превышает показатели, достигнутые годом ранее, на 3%.

Хочу особо обратить ваше внимание, что доходы от экспорта транспортных услуг только в прошлом году составили почти четверть от экспорта природного газа и почти на треть превысили совокупный доход от экспорта угля и леса вместе взятых.

Несмотря на трудности в экономике, по сравнению с 2013 годом, грузооборот всего транспортного комплекса вырос более чем на 3 %, а объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на 6 % (623,6 млн. тонн).

На воздушном транспорте общий объем авиаперевозок пассажиров вырос более чем на 10 %, а на внутренних линиях рост составил более 18 %. Это рекордный показатель темпов роста.

В целом за прошлый год наши авиакомпании перевезли более 93 млн. пассажиров. И это тоже рекордный показатель за всю историю российской гражданской авиации.

Такой рост стал возможен благодаря принятым мерам по развитию маршрутной сети, обеспечению ценовой доступности услуг для населения, в том числе за счет их субсидирования на внутренних авиалиниях, а также планомерной работе по строительству и реконструкции аэродромной и аэропортовой инфраструктуры.

В прошлом году введен в эксплуатацию новый аэропорт на острове Итуруп на Курилах и реконструирован аэропортовый комплекс в Палане на Камчатке. Завершена реконструкция аэропорта «Елизово» в Петропавловске-Камчатском. Введен в эксплуатацию арктический аэропорт Сабетта на Ямале, построенный исключительно за счет внебюджетных источников.

Проведена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Липецка и Николаевск-на-Амуре, заканчивается реконструкция полос в аэропортах Махачкалы и Краснодара. В Санкт-Петербурге после реконструкции введено в эксплуатацию здание аэровокзального комплекса «Пулково-1».

Вчера в Самаре введен в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс. По моему мнению, это один из красивейших аэропортов мира в классе до 5 млн. человек.

Ведется строительство совершенно новых аэропортов в Саратове и Ростове-на-Дону. В текущем году завершаются первые этапы реконструкции аэропортов в Нижнем Новгороде и Калининграде, а к саммиту ШОС будет введен в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс в Уфе. Продолжается развитие Московского авиационного узла, в том числе начато строительство новой взлетно-посадочной полосы в Домодедово. Есть конкретные планы по реконструкции аэропортов Волгограда и Саранска.

Учитывая важность дальнейшего развития региональных воздушных перевозок и формирования широкой региональной сети, охватывающей в том числе населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным транспортным средством, Правительство включило мероприятия по поддержке таких перевозок в текущем году в недавно утвержденный антикризисный план.

2014 год был отмечен еще одним ярким событием – 40-летним юбилеем начала строительства БАМа. Символично, что эта историческая дата была ознаменована стартом масштабной модернизации Восточного полигона, направленной на увеличение пропускной мощности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей более чем на 60 млн. тонн в год. Это первый проект, на который по поручению Президента страны выделены средства из Фонда национального благосостояния.

В рамках проекта уже в прошлом году была завершена реконструкция Кипарисовского тоннеля в Приморье, что значительно увеличило объем перевозок по Транссибу, в том числе, в Японию, Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для беспрепятственного прохождения грузов в сторону портов Азово-Черноморского бассейна полным ходом идет реконструкция Новороссийского и Краснодарского железнодорожных узлов, а также реконструкция железнодорожных линий от Волги до Дона.

Открыто грузовое рабочее движение на всем участке от Тынды до столицы Якутии. Возобновились перевозки грузов через железнодорожный пограничный переход Хасан - Туманган на Российско – Северо - Корейской границе.

С нашими китайскими коллегами мы начали реализацию проекта по строительство трансграничного железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономной области.

В этом году мы планируем завершить железнодорожные проекты в Якутии, Читинской и Ленинградской областях, а также открыть движение по Малому кольцу Московской железной дороги.

В соответствии с указанием Президента страны с 05 по 10 февраля этого года было восстановлено движение более 300 пригородных поездов в регионах. По некоторым пассажирским компаниям, обслуживающим пассажиров в Московской, Тверской, Калужской, Брянской, Курской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Кировской, Нижегородской областях, было восстановлено более 40 поездов.

За прошедший год производственные мощности российских морских портов увеличились на 20 млн. тонн. Началась реализация проекта по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка в Приморье.

Дан старт работам по комплексному развитию Мурманского транспортного узла - важнейшего звена международных транспортных коридоров между Азией, Европой и Американским континентом.

На Ямале продолжается масштабное строительство арктического порта Сабетта, который даст новый импульс для масштабного освоения богатств арктического региона, в том числе, с использованием Северного морского пути, акцент на развитие которого был сделан Президентом страны в своём недавнем Послании.

В конце года после продолжительных дискуссий Правительством был решен вопрос о переходе на новые нормативы финансирования содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Это позволит уже в ближайшее время качественно улучшить их состояние, ликвидировать узкие места, повысить безопасность судоходства на реках.

Пожалуй, самым серьезным вызовом и одной из важнейших стратегических задач прошлого года стало обеспечение бесперебойного транспортного сообщения с Крымским федеральным округом.

В прошлом сезоне через Керченскую переправу перевезено более 2,5 млн. млн. пассажиров. Российские авиакомпании перевезли в Крым и в обратном направлении также свыше 2,5 млн. человек, что в 4 раза превышает показатели 2013 года.

Для сравнения скажу, что примерно такой же пассажиропоток наблюдался в прошлом году в аэропорту Сочи, включая период проведения Олимпийских Игр.

Оперативно открытое прямое железнодорожное сообщение и введение единого билета позволило перевезти в Крым еще более 360 тысяч пассажиров.

Вступила в новую фазу работа по созданию ключевого элемента инфраструктуры Крыма – транспортного перехода через Керченский пролив.

30 января текущего года вышло Распоряжение Правительства РФ, определившее единственного исполнителя работ, с которым 17 февраля уже подписан государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода.

Проектная документация должна быть готова в июне текущего года, а рабочее движение открыто в декабре 2018 года. В настоящее время ОАО «РЖД» приступило к подготовительным работам по строительству железнодорожных подходов. Развернут строительный городок, ведутся планировочные работы и работы по снятию минной опасности на трассе строительства, а также археологические работы, направленные на сохранение памятников исторического наследия, которые могут быть обнаружены в зоне строительства.

Уважаемые члены Совета Федерации!

Теперь позвольте более подробно остановиться на достигнутых результатах и перспективах развития сети автомобильных дорог России.

В последние годы руководство страны уделяет этому пристальное внимание. За счет совершенствования нормативной правовой базы, направленной на привлечение внебюджетных инвестиций и наполнение дорожных фондов, удалось создать финансовую основу содержания и развития автомобильных дорог. В течение четырех последних лет объем финансовых ресурсов, направляемых в дорожную отрасль, удвоился. Это приносит ощутимые результаты.

Помимо введенных объектов олимпийского Сочи, в прошлом году нам удалось завершить и другие масштабные проекты в дорожной сфере, которыми по праву можно гордиться.

В первую очередь я имею в виду Бугринский мост - новый мостовой переход через реку Обь в Новосибирске. Это крупнейшее мостовое арочное сооружение в мире с сетчатой системой вант.

В Ростове-на-Дону после реконструкции открыт Аксайский мост, завершен мостовой переход «Кировский» в Самаре, а также мост через реку Вах между Томской областью и Ханты-Мансийским автономным округом.

На Транскавказской магистрали открыто рабочее движение по Рокскому тоннелю, который обеспечил связь между Северной и Южной Осетией.

Завершен ремонт трассы М 7 «Волга» на участке между Москвой и Владимиром, что позволило коренным образом изменить ситуацию с безопасностью дорожного движения на указанном маршруте.

Введены в эксплуатацию современные участки дорог на трассах Лена и Колыма в Якутии, реализованы крупные дорожные проекты в Приморском крае, в Калининградской области и многих других регионах нашей страны.

Только за прошлый год, в рамках государственно-частного партнерства, нами проведено шесть конкурсов по реализации крупных проектов в области строительства и эксплуатации дорожной инфраструктуры, в первую очередь, в соответствии с поручениями Президента, по участкам ЦКАД и новой скоростной автомобильной дороги М-11 Москва-Санкт-Петербург.

Наглядное подтверждение эффективности такого партнерства мы с вами уже увидели – в конце года приняты в эксплуатацию два участка этой трассы. Головной участок от МКАД до Солнечногорска через аэропорт Шереметьево (км 15 – 58), а также обход Вышнего Волочка, где раньше, как говорят, был главный светофор страны, создающий тридцатикилометровые пробки.

В этом году мы планируем завершить реконструкцию больших участков трассы Сортавала, ввести в эксплуатацию обходы Пятигорска, Нижнего Новгорода, подходы к Мурманску, завершить строительство мостов через Енисей в Красноярске и судоходный канал в Балаково Саратовской области.

Уважаемые члены Совета Федерации!

Несмотря на изменения экономической ситуации, мы предпринимаем все возможные усилия, чтобы поставленная Президентом задача по удвоению объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения до 2022 года была решена. При этом мы понимаем, что эта задача относится не только к федеральной, но также к региональной и муниципальной сети.

За период с 2003 по 2012 годы было построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения. Для обеспечения удвоения этих объемов нам предстоит до 2022 года ввести в эксплуатацию еще более 7,5 тыс. километров.

Несмотря на сокращение объемов финансирования государственной программы «Развитие транспортной системы», мы полагаем, что сможем достигнуть заданной цели.

В соответствии с поручением Президента в текущем году будет разработана программа развития скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации.

Планируется, что формируемая сеть к 2030 году обеспечит прямое скоростное автодорожное сообщение между основными промышленными и экономическими центрами страны, обеспечивая децентрализацию и сбалансированное перераспределение транспортных потоков в обход Московского транспортного узла.

Программа будет предусматривать привлечение внебюджетных инвестиций на основе механизмов государственного - частного партнерства в размере не менее 35 % от общего объема средств, направляемых на строительство и реконструкцию федеральных дорог вначале своей реализации с доведением этой доли до 45 % - 50 %.

Необходимо отметить, что в процессе масштабной работы по развитию дорог страны не всегда все складывается гладко. Из-за несвоевременной подготовки отдельных площадок и проектной документации не в полном объеме используются средства, выделяемые на строительство и реконструкцию участков дорог.

Для устранения подобных ситуаций в прошлом году были внесены изменения в нормативные правовые акты, позволяющие выделить подготовительные работы в отдельный этап, что обеспечивает значительное ускорение строительства дорожных объектов в целом.

Развитие автомобильных дорог подразумевает не только строительство новых объектов, но и поддержание уже существующей сети.

В большинстве случаев ненадлежащее состояние дорог объективно связано с недостатком средств на их содержание. В этом вопросе значительным шагом вперед для нас стала возможность выйти в прошлом году на 100 % финансирование работ по содержанию и ремонту дорог федерального значения. Это позволяет уже в 2018 году закончить приведение всей федеральной сети в нормативное состояние.

Первыми положительными результатами этой работы можно считать тот факт, что впервые в прошлом году более 40 % опрошенных россиян отметили улучшение качества автомобильных дорог.

Сегодня самым проблемным местом дорожной отрасли является состояние региональных и местных дорог.

В своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин отметил, что субъекты должны вплотную заняться приведением в порядок региональных и местных автомобильных дорог.

За десятилетие, до 2012 года таких дорог было построено 21 тыс. км. С 2013 до 2022 года субъектами Российской Федерации запланирован ввод порядка 30,5 тысяч км. Удвоение объемов строительства пока прогнозируется только в 42-х субъектах страны. Таких темпов явно недостаточно!

Для эффективного решения накопившихся проблем, приведения региональных и муниципальных дорог в нормативное состояние, обеспечения их содержания и необходимого развития, с 2012 года в полном объеме заработали региональные, а с прошлого года и муниципальные дорожные фонды.

Однако на сегодняшний день я вынужден констатировать, что некоторые регионы нарушают правила формирования региональных фондов. В связи с этим, прошу Вас, уважаемые члены Совета Федерации, обратить пристальное внимание на этот вопрос в своих регионах.

Дополнительным импульсом в решение задачи по удвоению объемов строительства региональных и муниципальных дорог стало положительное решение вопроса о компенсации выпадающих доходов региональных дорожных фондов в связи с проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, в результате которого вдвое были снижены акцизные ставки на автомобильное топливо 4-го и 5-го классов.

Принято решение о зачислении всего объема акцизов (100% против 72% в 2014 году) в региональные дорожные фонды, а также об увеличении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов на 1 рубль за 1 литр.

Это позволило сократить потребность в компенсационных трансфертах региональным дорожным фондам в текущем году с более чем 90 млрд. рублей до почти 20 млрд. рублей, а разницу в размере около 70 млрд. рублей направить в Федеральный дорожный фонд для финансирования региональных дорожных программ.

Общий объем доходов региональных дорожных фондов, предусмотренный действующим Федеральным законом о бюджете в текущем году составит 623 млрд. рублей, в 2016 году – около 678 млрд. рублей, а в 2017 году – более 713 млрд. рублей.

С ноября этого года на федеральных дорогах запланировано начало работы системы взимания платы с транспортных средств, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн.

Проект реализуются на основании концессионного соглашения, заключено на 13 лет. За этот период концессионер не только полностью обеспечит создание за свой счет системы, но также будет осуществлять автоматизированный сбор платы.

Мы ожидаем, что, начиная с 2016 года, доходы от новой системы составят до 50 млрд. рублей в год. В соответствии с поручением Президента все эти доходы будут направляться в региональные дорожные фонды.

В первую очередь эти средства будут направлены на софинансирование реконструкции и ремонта уникальных искусственных сооружений, а также на долевое участие в реализации региональных проектов государственно-частного партнерства.

Вопросы контроля за эксплуатацией и обеспечением сохранности дорог являются для нас не менее важными, чем вопросы их развития. Уже сегодня звучат опасения, что введение платы с «12-ти тонников» приведет к «уходу» потоков с федеральных на региональные трассы, что самым негативным образом скажется на их состоянии.

Учитывая это, Минтранс России поддерживает предложения о наделении владельцев автомобильных дорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, а органы исполнительной власти субъектов - полномочиями по принятию административных мер в отношении нарушителей.

Еще один безусловный приоритет нашей деятельности - безопасность на транспорте. По итогам 2014 года количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах сократилось почти на 2 %, число погибших на 2,5%. При этом количество ДТП, в которых дорожные условия отмечены сопутствующим фактором, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, уменьшилось почти на 20 %.

В целях повышения уровня безопасности дорожного движения на федеральных дорогах в прошлом году завершено строительство 16 пешеходных переходов, более 170 светофорных объектов и более 360 км линий искусственного освещения.

Помимо этого, установлено более 360 км дорожного ограждения, заменено более 25 тыс. старых, а также установлено около 4,5 тыс. новых дорожных знаков.

Особо необходимо отметить, что с 1 января этого года, под эгидой Минтранса России, впервые в мире, значительно опередив создание аналогов в странах Европы и Америки, а также в Китае, введена в промышленную эксплуатацию национальная система экстренного реагирования при авариях на автомобильных дорогах - «ЭРА ГЛОНАСС», позволяющая спасать до 4 тысяч человеческих жизней в год.

Одним из важнейших на сегодняшний день вопросов дорожного хозяйства является оптимизация стоимости ремонтно-строительных работ. Вызывает тревогу повышение цен на основные дорожно-строительные материалы в конце прошлого года и прогноз их дальнейшего роста в текущем году.

Учитывая, что поступления от акцизов на автомобильное топливо составляют более половины доходов региональных дорожных фондов, возможное снижение потребления топлива в 2015 году и рост цен на дорожно-строительные материалы могут привести к снижению запланированных объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта региональных автомобильных дорог.

Совместно с Минприроды России и органами исполнительной власти субъектов ведется разработка упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых при осуществлении дорожных работ на срок реализации дорожных проектов.

Аналогичный мониторинг в отношении дорог регионального и местного значения Президентом поручено осуществлять органам исполнительной власти субъектов совместно с органами местного самоуправления. Результаты мониторинга ежегодно будут представляться в Минтранс России для принятия необходимых решений.

Минтрансом России начата работа по комплексной оптимизации параметров дорог и их гармонизации с соответствующими нормами зарубежных стран.

Подготовленные изменения в Правила классификации автомобильных дорог позволят выделить категорию дорог с низкой интенсивностью движения, к которым будут применяться оптимизированные требования по характеристикам и потребительским свойствам.

Уважаемые члены Совета Федерации!

В быстро меняющейся политической и экономической ситуации, причем не только российской, но и международной, ускоренное, поступательное развитие транспортной отрасли и его важной составной части – дорожного хозяйства, является одним из факторов стабильности.

Прошу Вас продолжить поддерживать наши законодательные инициативы, направленные, в конечном счете, именно на такое развитие.

Традиционно хочу заверить, что транспортники России приложат все усилия для реализации поставленных задач.

Благодарю вас за внимание и поддержку нашей работы!

Все выступления и интервью