Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте и проектах инвестиционной программы ОАО «РЖД»
14 ноября 2007, 21:00
Доклад Министра транспорта РФ Игоря
Левитина заседании Правительства РФ
15 ноября 2007 года
«О ходе реализации структурной
реформы на железнодорожном транспорте и
проектах инвестиционной программы ОАО «РЖД»
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!
Вашему вниманию представляется доклад о ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2008 год и на период до 2010 года.
В 2007 году реформирование железнодорожного транспорта осуществлялось в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 и Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2006 года № 1094р.
Итоги работы железнодорожного транспорта за 9 месяцев текущего года позволяют с уверенностью говорить о последовательном решении задач структурной реформы.
За годы реформирования железнодорожного транспорта последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, что приводит к уменьшению транспортной нагрузки на экономику.
Основные усилия в 2007 году, были сосредоточены на выполнении поручений Правительства, данных по итогам рассмотрения результатов реформы в 2006 году и Плана мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006 – 2010 годы.
В текущем году были приняты меры по завершению мероприятий второго этапа, отмеченных в 2006 году как нерешенные вопросы второго этапа, в частности:
во-первых, разработан порядок ведения раздельного учета по видам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» во-вторых, принятые в 2007 году изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» позволили начать работу по актуализации ведомственных актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Подробная информация о выполнении поручений Правительства и Плана мероприятий содержится в раздаточных материалах.
Считаю необходимым вкратце остановиться на важнейших результатах реализации Программы структурной реформы в 2007 году.
Ключевым событием текущего года для дальнейших структурных преобразований в отрасли стала подготовка Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Разработанная во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы структурной реформы Целевая модель была рассмотрена и одобрена Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, под руководством Первого Заместителя Председателя Правительства Сергея Борисовича Иванова.
В Целевой модели содержатся концептуальное определение системы и структуры рынка железнодорожных транспортных услуг к концу третьего этапа, включая анализ современного состояния рынка железнодорожных перевозок, его ограничения, оценку рисков, возникающих на третьем этапе структурной реформы, и целевое состояние рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта общего пользования к концу 2010 года.
В области совершенствования нормативного регулирования среди приоритетных задач, решавшихся в текущем году, следует выделить подготовку изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Концепции законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в текущем году одобрены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
В настоящее время подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти законопроект о внесении изменений в Закон о железнодорожном транспорте. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем членам Правительства с просьбой ускорить рассмотрение и согласование законопроекта.
Осуществляется подготовка законопроекта о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта, который в ближайшее время будет направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В 2007 году был принят ряд подзаконных актов, среди которых следует особо выделить:
-
постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года №207 «Об утверждении Правил предоставления в 2007 году субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании».
-
приказ Минтранса России от 17 августа 2007 года № 124 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
-
приказ Минтранса России от 22 октября 2007 года № 150 «Об утверждении Правил перевозки грузов собственными поездными формированиями», который направлен на регламентацию перевозок грузов поездами, сформированными из подвижного состава (локомотивы и вагоны) не принадлежащими ОАО «РЖД».
Продолжается работа по совершенствованию государственного управления железнодорожным транспортом. Важно отметить, что мероприятия структурной реформы на железнодорожном транспорте реализуются одновременно с мероприятиями административной реформы. Так, за прошедший год были приняты 13 административных регламентов подведомственных Минтрансу России Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, в процессе подготовки изменений в федеральные законы в области железнодорожного транспорта уточняется состав и объем функций органов государственной власти, будет проведено четкое разграничение функций между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по отдельным вопросам деятельности железнодорожного транспорта.
В целях формирования конкурентной среды в отдельных секторах рынка услуг железнодорожного транспорта в соответствии с положениями Целевой модели в 2007 году был принят ряд мер, направленных на оптимизацию структуры ОАО «РЖД».
В частности, в июне 2007 года Советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании дочернего открытого акционерного общества «Первая грузовая компания», уставный капитал которого формируется из 200 тыс. единиц железнодорожного подвижного состава. На основе анализа опыта работы Первой грузовой компании на рынке железнодорожных перевозок будут вырабатываться механизмы и принципы, необходимые для принятия решения об отделении перевозочной деятельности от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры.
Кроме того, в текущем году приняты решения о создании дочерних обществ:
-
в сфере капитального ремонта пассажирских вагонов и электроподвижного состава, производства запасных частей для них (при необходимости, См. приложение 2);
-
в области предоставления услуг питания и торгового обслуживания;
-
в сфере научно-технической деятельности (на базе ВНИИАСа и ВНИИЖТа).
Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» свидетельствует об эффективности и устойчивости их работы.
Созданы условия для развития конкуренции в различных сферах рынка железнодорожных транспортных услуг. Активно развивается рынок оперирования грузовыми вагонами.
Хочу особо отметить, что достигнутые в результате реализации первого и второго этапов структурной реформы темпы развития частной собственности на железнодорожный подвижной состав и формирования рынка операторских услуг, потребовали адекватного развития рынка услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава.
В начале второго этапа реформы доля частных ремонтных мощностей была менее 1%. К настоящему времени она уже превысила 7%. Представленная динамика свидетельствует о наличии заинтересованности частных инвесторов в развитии мощностей по ремонту подвижного состава. Кроме того, советом директоров ОАО «РЖД» одобрена концепция реформирования заводов по ремонту локомотивов и производству запасных частей для них. В 2007 году предусмотрено выделение имущественных комплексов 22 вагоноремонтных подразделений ОАО «РЖД» из состава компании.
Существенное значение для процесса структурной реформы имеет дальнейшее совершенствование тарифного регулирования услуг в области железнодорожного транспорта. Переход от естественно-монопольного состояния к потенциально – конкурентному, а затем к конкурентному в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг должен сопровождаться соответствующими мерами тарифного регулирования.
В этой связи хочу отметить, что в целях обеспечения развития рыночных отношений в области железнодорожных перевозок в 2007 году был принят ряд мер, в том числе:
-
обеспечена дифференцированная индексация грузовых тарифов в зависимости от тарифных классов;
-
внесены изменения в Прейскурант № 10-01, направленные на формирование конкурентоспособных тарифов на перевозки отдельных видов грузов в зависимости от применяемого при перевозке рода подвижного состава, а также дифференциацию тарифов на перевозки энергетических и коксующихся углей.
Совершенствование тарифного регулирования играет значительную роль и при обеспечении реформы пассажирского комплекса.
В настоящее время осуществляют свою деятельность 11 пригородных пассажирских компаний, созданных ОАО «РЖД» совместно с субъектами Российской Федерации.
Осуществляются мероприятия по реализации девяти проектов создания новых пригородных пассажирских компаний совместно с Республикой Башкортостан, Пермской областью, Республикой Карелия, Читинской областью и другими регионами.
Постоянно проводится мониторинг покрытия субъектами Российской Федерации разницы между экономически обоснованными и фактически установленными тарифами на пассажирские перевозки в пригородном сообщении.
Хочу особо подчеркнуть, что зачастую субъекты Российской Федерации, устанавливая пониженные тарифы на пригородные перевозки в рамках полномочий, предоставленных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», не в полной мере исполняют свои обязательства по компенсации убытков, возникающих у перевозчика в связи с осуществлением таких перевозок. Данная проблема существует уже достаточно давно и является одним из серьезных препятствий на пути дальнейших структурных преобразований в области пригородных пассажирских перевозок.
Вместе с тем данная проблема требует системного решения на законодательном уровне. Необходимо закрепить полномочия субъектов Российской Федерации по тарифному регулированию перевозок пассажиров в пригородном сообщении и обязанность субъектов Российской Федерации компенсировать убытки, возникающие у организаций железнодорожного транспорта в результате такого регулирования.
Еще одним проблемным вопросом является отсутствие нормативных актов, устанавливающих льготы для школьников и студентов при проезде железнодорожным транспортом. Проблема носит социальный характер и требует решения в кратчайшие сроки.
Пассажирский комплекс дальнего следования ОАО «РЖД» выведен из состава железных дорог в самостоятельное структурное подразделение ОАО «РЖД» - Федеральную пассажирскую дирекцию, на базе которого будет сформирована Федеральная пассажирская компания. В процессе деятельности Федеральной пассажирской дирекции будут отрабатываться финансовые, организационные и иные механизмы работы компании по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.
В соответствии с Целевой моделью решение о способах и сроках создания Федеральной пассажирской компании будет принято Правительством Российской Федерации в 2008 году.
Необходимо отметить, что постановлением Правительства от 7 апреля 2007 года №207 установлено, что субсидия на компенсацию потерь доходов от дальних пассажирских перевозок в 2007 году предоставляется в размере 40 процентов суммы объема потерь в доходах организации.
С учетом имеющихся лимитов бюджетных обязательств на текущий год и сложившейся динамики перевозки пассажиров мы уже в этом году имеем возможность компенсировать потери в доходах в размере 50 процентов.
В этой связи Минтранс России предлагает внести изменение в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 207, в части увеличения размера компенсации потерь в доходах с 40 до 50 процентов с последующим пересчетом ранее выданных субсидий.
Прошу поддержать и дать поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в десятидневный срок внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, уже сейчас лицензии на осуществление пассажирских перевозок имеют 32 независимые компании. В первую очередь частные компании начали освоение рынка на пассажиронапряженных маршрутах, таких как Москва - Санкт-Петербург, частный электропоезд работает на маршруте Москва-Калуга.
Уважаемые коллеги!
Третий этап структурной реформы на железнодорожном транспорте призван стать инвестиционной стадией развития отрасли. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли является одной из приоритетных задач реализации структурной реформы.
Программой структурной реформы на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта предусмотрено привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта, в том числе путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Доход ОАО «РЖД» от продажи акций дочерних и зависимых обществ, а также иного имущества на период 2008 – 2010 годы прогнозируется на уровне почти 150 млрд. рублей.
Созданные и успешно работающие механизмы государственно-частного партнерства позволяют объединить усилия государства и бизнеса по реализации важнейших задач по развитию отрасли.
Только в текущем году в рамках ГЧП заключены 3 инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд. руб с государственной поддержкой за счет средств Инвестиционного фонда. Из них средств Инвестиционного фонда - 99 млрд. руб. (19%), оставшаяся доля финансируется за счет частных инвестиций. На развитие железнодорожной инфраструктуры будет направлено 57,5 млрд. руб., или 58% от инвестиций в транспортную инфраструктуру, предусматриваемую к строительству по данным проектам.
С точки зрения обеспечения притока инвестиций в развитие отрасли важнейшую роль будет играть Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, подготовленная во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина и Правительства Российской Федерации. В Стратегии поставлены проблемы развития железнодорожного транспорта, определены пути решения этих проблем, закреплены принципы и механизмы развития железнодорожного транспорта. Очень важно, что в Стратегии железнодорожный транспорт рассматривается как единый производственно-технологический комплекс, включающий как магистральный, так и промышленный железнодорожный транспорт, что позволит обеспечить существенное снижение издержек при его эксплуатации.
Необходимо отметить, что инвестиционная программа, как и финансовый план ОАО РЖД», разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации и, по сути, является её составной частью.
Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы прогнозируется на уровне 1,3 трлн. рублей, что почти вдвое превышает величину инвестиционного бюджета предыдущего трехлетнего периода.
Вместе с тем из-за незначительной рентабельности компании, порядка 60% роста инвестиционного бюджета будет обеспечено за счет привлечения заимствований.
Реализация инвестиционной программы позволит не только обеспечить потребности экономики страны и населения в перевозках, но и решить имеющиеся в отрасли на сегодняшний день проблемы, такие как:
-
критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков,
-
физическое и моральное старение технических средств,
поскольку в качестве приоритетных направлений инвестирования средств программа определяет объекты инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях (69% средств), а также подвижной состав (29%).
Перспективная потребность в подвижном составе будет удовлетворена за счет поставок локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов нового поколения, отличающихся высокой экономичностью, лучшими техническими характеристиками, позволяющими снизить эксплуатационные расходы общества.
Что касается инфраструктуры, в целях освоения перспективных объемов перевозок приоритеты отданы комплексным проектам по ее развитию и обновлению, позволяющим повысить пропускную и перерабатывающую способность железных дорог, имеющим приемлемые сроки окупаемости.
В этой связи следует особо отметить, что с 2008 года будет остановлен рост километров пути, пропустивших сверхнормативный тоннаж и требующих капитального ремонта в соответствии с регламентом.
Если говорить о конкретных задачах, которые позволит решить реализация включенных в инвестиционную программу проектов, следует выделить основные, такие как:
-
развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры со строительством новых линий;
-
организация скоростного и высокоскоростного движения,
-
организация движения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов;
-
развитие подходов к портам и строительство предпортовых станций;
развитие крупнейших транспортных узлов;
развитие железнодорожных участков в направлении пограничных переходов и непосредственно пограничных станций.
В инвестиционной программе и инвестиционном бюджете на 2008-2010 гг. предусматривается продолжение реализации проектов по организации к 2010 году полигона скоростного пассажирского движения на участках Москва – Санкт-Петербург (650 км, скорость до 200 км/час, а на участке Бологое – Мстинский мост до 250 км/час), Москва – Нижний Новгород (442 км, скорость до 160 км/час), Санкт-Петербург - Бусловская (158 км, скорость до 200 км/час), проведение проектно-изыскательских работ для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Модернизация железнодорожной магистрали Центр-Юг для скоростного пассажирского движения кардинально повысит транспортную доступность российских черноморских курортов, в том числе привлекательность Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года.
Учитывая большую капиталоемкость проекта Москва – Адлер и наличие нескольких вариантов его реализации, в инвестиционном бюджета ОАО «РЖД» на 2007 год предусмотрены средства на проведение изыскательских работ и разработку обоснования инвестиций, по результатам разработки которого будет определен оптимальный вариант реализации проекта и необходимые объемы инвестиций.
Для организации движения тяжеловесных длинносоставных поездов предусматривается, начиная с 2008 года, выполнение работ по подготовке инфраструктуры хозяйств: путевого, электроснабжения, СЦБ, связи и других для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками на всем протяжении маршрута.
Подготовку инфраструктуры для обращения поездов повышенного веса планируется осуществлять путем поэтапного усиления при выполнении работ по обновлению основных фондов, выработавших ресурс.
В инвестиционную программу включен проект «Реконструкция верхнего строения пути и комплексная реконструкция железнодорожного пути», направленный на полное обновление верхнего строения пути, усиление инженерных сооружений и создание условий для организации движения поездов повышенной массы и длины.
Кроме того, увеличены объемы финансирования на реализацию мероприятий по обновлению и развитию инфраструктуры хозяйств: электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики.
Инвестиционной программой предусматривается завершение в 2008 году крупных инвестиционных проектов по развитию транспортных коридоров, целевой задачей которых является освоение прогнозируемых объемов перевозок на период до 2010 года:
-
Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел;
-
Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел;
-
Кузбасс - Северо-Запад.
Именно на этих традиционно угольных маршрутах, задействованных в том числе в перевозке грузов в интересах РАО «ЕЭС», в первую очередь будет обеспечен беспрепятственный пропуск грузовых поездов весом до 6-ти тысяч тонн и длиной в 71 условный вагон, что позволит увеличить грузопоток на направлениях вдвое и, как результат, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.
Комплексная реализация инвестиционной программы приведет к улучшению качественных показателей перевозочной работы. Увеличение скоростей движения пассажирских поездов будет обеспечено по итогам 2008-2010 годов более чем на 4,5 тысячах километров железных дорог, а для грузовых поездов - почти на полутора тысячах километров. В среднем на 800 км ежегодно будет прирастать протяженность главных путей, способных обеспечивать организованное движение поездов повышенной массы и длины.
В рамках решения задачи по усилению пропускной способности железных дорог особо выделяются проекты, связанные с развитием подходов к морским портам.
Так, в целях увеличения провозной способности железнодорожных подходов к порту Балтийск инвестиционной программой предусматривается реконструкция станций Западный-Новый, Приморск-Новый и Лесное-Новое.
В целях усиления железнодорожной инфраструктуры порта Калининград предусматривается продолжение работ по техническому перевооружению маневрового района «Порт» станции Калининград-Сортировочный.
Инвестиционной программой также предусматривается развитие подходов к портам и строительство предпортовых станций на Дальнем Востоке (Находкинский и Советско-Ванинский узел), в Мурманско - Беломорском регионе; на побережьях Каспийского, Азовского и Черного морей.
Одной из важнейших задач, решаемых инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы, является комплексное развитие железнодорожных транспортных узлов. В их число вошли Санкт-Петербургский железнодорожный узел Октябрьской дороги, Череповецкий и Вологодский узлы Северной дороги, Саратовский узел Приволжской дороги, Свердловский, Пермский и Тюменский узлы Свердловской дороги, Читинский узел Забайкальской дороги.
Хотел бы также остановиться на отдельных вопросах инвестиционной деятельности компании.
1. С целью предотвращения негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калий-магниевых солей, Правительством Российской Федерации требует дополнительной проработки вопрос формирования источников финансирования строительства железнодорожного обхода Яйва-Соликамск протяженностью 53 км.
2. С целью своевременного выполнения государственной программы строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» ОАО «РЖД» были разработаны мероприятия по обеспечению перевозок 15 млн. тонн сырой нефти от ст. Сковородино до бухты Козьмино.
Данные мероприятия включены в проект ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» с бюджетным финансированием в объеме 4,5 млрд. руб. за пределами 2010 года.
Поскольку перевозки нефти ОАО «АК ТРАНСНЕФТЬ» в объеме 15 млн. тонн в год со станции Сковородино Забайкальской ж.д. до разъезда Хмыловский Дальневосточной ж.д. должны предположительно начаться с конца 2008 года, полагаем необходимым все инвестиции по проекту предусмотреть до указанного срока, в рамках указанной ФЦП, после подготовки проектно-сметной документации и ее утверждения в установленном порядке.
Финансовый план компании является базисом для формирования источников финансирования инвестиционной программы.
Динамика доходов и расходов ОАО «РЖД» на предстоящий трехлетний период с учетом изменения структуры грузооборота, проведения структурных преобразований, а также мер по экономии затрат представлена на слайде.
В финансовом плане проведена прогнозная оценка доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности.
Чистая прибыль планируется с ростом от 16,4 млрд. рублей в 2008 году до 26,6 млрд. рублей в 2010 году.
Вместе с тем, рентабельность ОАО «РЖД» останется в прогнозном периоде на уровне не более 1-2%, и является проблемой с точки зрения возможности развития инвестиционного потенциала компании.
Необходимо отметить, что значительное влияние на формирование финансового результата компании оказывает уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта, большинство из которых регулируется государством. В среднем индексация грузовых тарифов составит не выше: в 2008 году – 11% , в 2009 году – 9%, в 2010 году – 8 процентов. Параметры повышения тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, подлежащие государственному регулированию и тарифы по пригородным перевозкам основываются на уровне, не превышающем рост номинальных доходов населения.
Финансовый план учитывает влияние на основные показатели деятельности общества результатов структурной реформы и её продолжения в прогнозируемом периоде.
Планируется, что в 2008-2010 годах продажа акций созданных в процессе структурной реформы, имущественных комплексов вагоноремонтных депо, получение дивидендов от ДЗО и доходы от реализации непрофильных активов обеспечат компании ОАО «РЖД» совокупный экономический эффект в размере почти 150 млрд. рублей.
В целях формирования дополнительных инвестиционных ресурсов в финансовым плане предусмотрено существенно увеличить программу заимствований. К 2010 году чистое приращение кредитного портфеля составит 280,3 млрд. рублей. При этом компания сохранит оптимальный уровень задолженности, отвечающий производственным и инвестиционным потребностям ОАО «РЖД».
Следует отметить, что финансовый план компании обеспечивает значительное увеличение объема капитального ремонта грузовых вагонов. Так, в 2009 году достигнет максимального значения за последнее десятилетие, и составит порядка 30 000 единиц.
Объем капитального ремонта тягового подвижного состава, пассажирских вагонов, моторвагонного подвижного состава предусмотрен в соответствии с потребностью по межремонтным пробегам.
Хотел бы обратить внимание на ряд проблемных вопросов, отраженных в финансовом плане компании.
1. Проблемным останется вопрос об уровне заработной платы железнодорожников, рост которой ограничен уровнем инфляции и не превышает темпов роста производительности труда в компании. При этом рост реальной заработной платы в стране в 2004-2006 годах вдвое превышает рост реальной заработной платы работников ОАО «РЖД» (41,2 % против 24,3%), хотя рост производительности труда в большинстве иных отраслей экономики отстает от роста реальной заработной платы работников в этих отраслях и составляет в среднем 19,3%. Это приводит к неконкурентоспособности железнодорожных профессий на рынке труда, а также к значительной текучести кадров.
2. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и период 2009 и 2010 годов» предусмотрены средства на компенсацию выпадающих доходов в дальнем следовании в размере 16,4 млрд. руб.; 22,6 млрд. руб.; 24,1 млрд. руб. соответственно.
При этом необходимо отметить, что проект закона о Федеральном бюджете на 2008-2010 годы формировался в феврале-марте текущего года. За прошедший период повышены прогнозные индексы-дефляторы, оказывающие непосредственное влияние на расходы по пассажирским перевозкам, в то время как параметры индексации тарифов остались практически на том же уровне, что обуславливает увеличение выпадающих доходов в 2009 году на 4,3 млрд. рублей; в 2010 году на 9,5 млрд. рублей.
3. Кроме того, необходимо отметить, что бездефицитный бюджет ОАО «РЖД» прогнозируется при условии выделения средств из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах от пассажирских перевозок в дальнем следовании, связанных с проездом на железнодорожном транспорте студентов и школьников. Этот вопрос, к сожалению, также остается нерешенным в течение ряда лет.
4. Одной из серьезнейших проблем остается вопрос убытков компании от пригородных пассажирских перевозок. Финансовый план предусматривает поэтапное поступление средств на компенсацию потерь доходов ОАО «РЖД», возникающих из-за государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения, за счет государственной поддержки: в 2009 году – 10,2 млрд. рублей, в 2010 году – 22,2 млрд. рублей, что замедляет ход структурной реформы в части создания пригородных пассажирских компаний.
В заключение хотел бы сказать, что реформирование осуществляется в соответствии с планом и в установленные сроки. В 2008 году дальнейшие структурные преобразования будут осуществляться в соответствии с Программой структурной реформы и Планом мероприятий. При этом к числу первоочередных задач следует отнести:
Во-первых, совершенствование нормативно – правовых основ функционирования железнодорожного транспорта, создание надлежащих правовых механизмов развития железнодорожного транспорта.
Во-вторых, совершенствование государственного тарифного регулирования, направленного на стимулирование развития рыночных механизмов в сфере железнодорожного транспорта, повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, повышения эффективности пассажирских перевозок.
В-третьих, развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта.
В-четвертых, обновление и модернизацию основных фондов железнодорожного транспорта, в том числе посредством нормативного закрепления статуса объекта инфраструктуры и порядка инвестирования строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В настоящее время средний уровень износа основных фондов составляет 58,6% и значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы. Необходимо проработать вопросы привлечения частных инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте, приобретение магистральных локомотивов, ремонт железнодорожного подвижного состава.
Комплексное выполнение всех мероприятий, запланированных в рамках финансового плана и инвестиционного бюджета на 2008-2010 гг., позволит полностью освоить перспективный объем железнодорожных перевозок.
Прошу Правительство Российской Федерации одобрить в основном инвестиционную программу и финансовый план ОАО «РЖД» на 2008 год и на период до 2010 года, а также поддержать предложенный проект решения по вопросу «О ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте».
Благодарю за внимание!