Изображения

Обычная версия

Интервью Министра транспорта PФ Максима Соколова телеканалу «Pоссия-24»

15 октября 2014, 20:00

ВЕДУЩИЙ: Сейчас на «России 24» эксклюзивное интервью о новом дыхании проекта строительства первой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, о том, где найти деньги на ремонт автомобильных дорог, и о планах улучшить транспортное сообщение с Крымом в интервью моему коллеге Николаю Яковлеву рассказал министр транспорта России Максим Соколов.

КОРР.: Максим Юрьевич, здравствуйте.

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Добрый день.

КОРР.: Я предлагаю начать с документа, который был подписан на днях между Россией и Китаем. Речь идет о сотрудничестве в сфере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, в частности, Москва – Пекин. А нас особенно интересует участок Москва – Казань, который стараются запустить транспортники, но откладываются сроки. Как вам кажется, этот меморандум о сотрудничестве между Россией и Китаем говорит о том, что наш восточный сосед определился и речь идет о том, что он готов вкладывать деньги, в том числе в строительство российского сектора высокоскоростной железнодорожной магистрали?

Максим СОКОЛОВ: Действительно, этим меморандумом мы говорим только о первом шаге этого большого и длинного пути на маршруте Москва – Казань. Но этот шаг тоже значительный – почти 800 километров. Конечно, меморандум – это еще не соглашение, и он ни к чему не обязывает наших китайских партнеров, но за короткий срок, а мы начали с ними серьезно взаимодействовать буквально летом этого года, мы прошли очень большой путь, который как раз и выразился в подписании этого меморандума. И мы планируем до конца года завершить формирование новой экономической модели этого проекта и в дальнейшем уже представить ее на рассмотрение правительствами наших стран и утверждение главам государств. Если все стороны будут удовлетворены нашей совместной работой, то, я думаю, что этот проект может получить второе дыхание.

КОРР.: Вы присутствовали при подписании, и ваша подпись стоит под этим документом. Что касается некоей атмосферы, некоего настроения, потому что это же тоже очень важная лакмусовая бумажка, показатель, в какой атмосфере эта встреча прошла и был подписан протокол?

Максим СОКОЛОВ: Там не только моя подпись – это документ обоюдный, даже 4 стороны принимали участие в подписании: президент «Российских железных дорог» с российской стороны и представители китайских железных дорог, и, что очень важно, председатель комитета по реформе и развитию Китайской Народной Республики. Это очень серьезный, говоря нашим языком, федеральный орган исполнительной власти, который во многом определяет политику и экономику страны. Как я уже сказал, этому предшествовала большая работа и в том числе мои личные контакты с китайской стороной. И могу с уверенностью говорить, что стороны – наши и китайские партнеры – с большим позитивом воспринимают динамику и перспективы в реализации этого проекта. Уже сумела сформироваться команда и российских, и китайских специалистов, мы провели несколько заседаний рабочей группы и наметили план работы на ближайшую перспективу. Поэтому я думаю, что если мы пройдем все этапы этого длинного пути, то проект может оказаться успешным и в нашей стране тоже появится высокоскоростная железнодорожная магистраль.

КОРР.: Когда может произойти следующий шаг и каким он будет?

Максим СОКОЛОВ: Все-таки это очень большой проект, и, конечно же, решение о старте этого проекта должно приниматься на уровне правительства. Поэтому следующий шаг, который мы наметили сделать, это начало следующего года, это новая экономическая и финансовая модель этого проекта, которая уже позволит принять ответственные решения и перейти к следующему этапу – подписанию соглашения с китайскими партнерами, если все условия нас устроят.

КОРР.: От высокоскоростных магистралей перейдем к обычным железнодорожным магистралям, в том числе самым протяженным – Транссиб и БАМ. Принято решение о модернизации, но сейчас идет некий спор, дискуссия: а стоит ли вкладывать деньги в транспортную инфраструктуру или прежде всего развивать территорию на Дальнем Востоке, в Сибири? Мы сейчас знаем территорию опережающего развития, такие точки роста. Есть аргументы за и против, в одну и в другую сторону. Какова ваша позиция?

Максим СОКОЛОВ: Конечно же, мы должны заниматься и тем, и другим, но, в первую очередь, именно транспорт является мультипликатором развития как экономики, так и территорий, а такой важный, магистральный и стратегический объект, как Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, позволят совсем по-другому развить территории Дальнего Востока, Восточной Сибири и дать старт многим проектам не только на территориях опережающего развития, но и запустить те месторождения, ту грузовую и ресурсную базу, которая сейчас, к сожалению, не может быть вывезена с территории Дальнего Востока до наших дальневосточных портов, поскольку мы уже подошли к пределам провозной способности как БАМа, так и Транссиба. Сегодня уже за счет средств РЖД, а не только бюджета Российской Федерации, и инвестиционная программа РЖД финансирует этот проект, сегодня за счет этих средств уже начались первые работы по реконструкции БАМа и Транссиба, которые мы планируем завершить в полном объеме в 2018 году таким образом, чтобы увеличить провозную способность примерно на 60 миллионов тонн, и, кстати, из этих 60 порядка 40 миллионов тонн будет формироваться как раз на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это как нельзя лучше говорит о том, что БАМ – это проект в первую очередь для развития наших дальневосточных территорий.

КОРР.: Теперь от железнодорожных магистралей перейдем к автомобильным, шоссейным дорогам. Как известно, это план «Росавтодора», к 2018 году все федеральные трассы должны быть приведены в нормативное состояние...

Максим СОКОЛОВ: С учетом 6-летнего ремонтного цикла.

КОРР.: Да. Учитывая, что денег в стране не становится пока больше, к сожалению, все-таки эти планы есть возможность реализовать или последует некая корректировка?

Максим СОКОЛОВ: Пока мы уверенно смотрим в будущее, и с этого года мы уже перешли на стопроцентное финансирование ремонта и эксплуатации наших дорог по стандартам. И это позволит нам к 2018 году как раз выйти на тот норматив, о котором вы сказали. У нас есть хороший инструмент, за счет которого мы реализуем наши программы, – это дорожный фонд. С этого года он работает не только на федеральном и региональном уровнях, в этом году сформированы и муниципальные дорожные фонды. И это тоже даст возможность не только федеральные, но и региональные, и муниципальные дороги приводить в нормативное состояние, что очень важно, поскольку для пользователей этих дорог – для автолюбителей, для водителей грузовиков – абсолютно без разницы, по какой дороге он едет, главное, чтобы она была ровная, без ухабов и трещин. За счет дорожных фондов на всех уровнях и гарантированных источников их наполнения, в том числе акцизов, то есть с использованием принципа «пользователь платит», я уверен, что к 2018 году нам удастся решить эти задачи.

КОРР.: Не так давно было проведено заседание президиума Госсовета по развитию дорожной инфраструктуры под председательством главы государства. И, как говорит наш президент, денег не бывает много, вопрос выбора приоритетов. Если говорить о развитии дорог, то какие источники финансирования строительства дорог, реконструкции старых дополнительно могут привлекаться? Поскольку была большая дискуссия, специалисты-профессионалы следили за этой дискуссией на заседании президиума Госсовета. Что в сухом остатке, к чему пришли?

Максим СОКОЛОВ: Конечно, хотелось бы больше и больше вкладывать в развитие наших дорожных сетей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Ну, мы понимаем те бюджетные ограничения, но все-таки даже в условиях этих ограничений мы видим возможность, и об этом мы говорили в рамках президиума Государственного совета, дополнительных источников в виде акцизов на наши бензины и, помимо этого, с 2016 года в полной мере начнет работать система взимания платы с большегрузных автомобилей на федеральных дорогах. Она будет генерировать порядка 50 миллиардов рублей в год – это очень серьезный финансовый ресурс. И предложение Минтранса, прозвучавшее в рамках президиума, как раз и заключалось в том, чтобы направить эти средства непосредственно в регионы, субъекты Российской Федерации для запуска новых проектов государственно-частного партнерства, для строительства новых мостов, снятия других инфраструктурных ограничений и, конечно же, для поддержания в том числе и муниципальных дорог и тех мостовых сооружений, которые на них находятся.

КОРР.: Как раз цифра с заседания президиума Госсовета: 46 тысяч населенных пунктов в России не связаны дорожной сетью, не имеют выхода...

Максим СОКОЛОВ: Дорог с твердым покрытием.

КОРР.: Да, дорог с твердым покрытием. Очень часто на наш телеканал «Россия 24» обращаются как раз и с письмами, присылая даже какие-то видеоотчеты наши зрители, которые говорят: как можно жить в таких условиях, когда фактически люди находятся в изоляции? Что касается таких населенных пунктов – деревень и поселков, как будет решаться эта проблема, как будет меняться ситуация в этих 46 тысячах населенных пунктов, где нет дорог с твердым покрытием?

Максим СОКОЛОВ: Конечно же, мы будем решать эту проблему и за счет федеральных средств, и за счет средств региональных дорожных фондов. Сегодня в федеральном бюджете предусмотрено порядка 7 миллиардов рублей ежегодно на строительство новых так называемых сельских дорог. И мы совместно с Министерством сельского хозяйства сейчас будем определять наиболее приоритетные направления, куда будут направляться эти субсидии. Что касается региональных дорожных фондов, то в законодательстве существует норма, что из этих дорожных фондов субъектов 5 процентов должно направляться как раз на развитие сельских дорог, а это достаточно тоже серьезный финансовый ресурс. Если учесть, что общий объем регионального дорожного фонда составляет примерно 600 миллиардов рублей, то примерно 30 миллиардов рублей ежегодно будет направляться на сельские дороги.

КОРР.: Много сил в этом году было потрачено на то, чтобы наладить постоянное, непрерывное транспортное сообщение с Крымом. Сейчас наступает некая передышка, а потом уже снова начнется туристический сезон. Правда, власти Крыма говорят, что он не заканчивается, и приглашают приезжать даже в зимние месяцы. Но, тем не менее, все-таки, в основном, конечно, все едут отдыхать в Крым летом. Какие нововведения будет готовить Минтранс для того, чтобы улучшить транспортное сообщение уже в следующем году?

Максим СОКОЛОВ: Многое с точки зрения развития транспортной инфраструктуры было сделано и в этом году, но за зимний сезон мы, конечно же, улучшим работу и инфраструктуру Керченской паромной переправы, мы запустим дополнительные программы в следующем году по поддержке региональных перевозок, то есть авиационных перевозок. Уже в этом году эта программа проявила себя с лучшей стороны, поскольку в Крым прилетали жители напрямую из 34 городов и порядка 20 авиационных компаний, а это пятая часть всех компаний, которые работают в России, открыли свои направления на Симферополь. И, конечно же, мы постараемся, чтобы и железнодорожным транспортом можно было комфортно и надежно добраться нашим пассажирам, тем более, что один из прямых железнодорожных маршрутов мы запустили в августе месяце этого года, когда уже понятно, что все-таки с паромом через Керченскую переправу, но не выгружая вещи из своего вагона, можно было добраться непосредственно до Симферополя. И эти все три направления, все три основных вида транспорта будет задействованы в следующем году.

КОРР.: Очевидно, что решить принципиально проблему поможет только строительство моста, об этом неоднократно говорили. Как будет реализовываться этот проект, когда может появиться мост через Керченский пролив?

Максим СОКОЛОВ: Он должен появиться, и появится он в 2018 году. Это будет один из самых сложных транспортных инфраструктурных объектов в нашей истории. Сам переход займет только почти 20 километров, а подходные пути к нему железнодорожные будут порядка 60 километров и примерно столько же, чуть меньше, автомобильная дорога. При этом и сама дорога будет первой, самой высшей категории с 4 полосами движения, и железная дорога будет тоже двухпутной и электрифицированной. А строительство началось уже сейчас, и первые строители вышли на участки работ в конце августа месяца. Параллельно мы ведем проектирование, но подготовительные работы идут как на территории Таманского полуострова, так и в самой акватории Керченского пролива.

КОРР.: Спасибо Вам за это интервью.

Все выступления и интервью