Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова телеканалу «Россия 24» на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014"
19 сентября 2014, 20:00
РОССИЯ 24; 20.09.2014; МАКСИМ СОКОЛОВ: РЫНОК ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ РАСТЕТ
КОРР: Максим Юрьевич, здравствуйте!
Максим СОКОЛОВ: Здравствуйте, Мария!
КОРР: Максим Юрьевич, начнем, наверное, с той темы, которая здесь на Форуме обсуждается. Очень много говорится про регионы, а что касается Вашей отрасли – это региональные авиаперевозки. В регионах с этим сейчас есть некоторые проблемы, потому что до сих пор многим приходится прилетать в Москву для того, чтобы перелететь в соседний, близлежащий город. Какие работы сейчас ведутся в этом направлении?
Максим СОКОЛОВ: К сожалению, это пока так, хотя в последнее время рыонк развития региональных перевозок демонстрирует стабильную динамику, и в этом году он впервые в нашей истории опередил по темпам роста развитие авиаперевозок в целом по стране. Сегодня по итогам 8 месяцев мы наблюдаем 18,6% роста внутрирегиональных авиаперевозок. Конечно, этому во многом способствовали те программы поддержки, которые были приняты на уровне Правительства РФ. Всего таких программ пять, но основные из них как раз и позволили ускорить такое развитие рынка внутренних региональных перевозок, и мы видим, что уверенно перешагнем в целом по стране планку в 90 млн. пассажиров, которые воспользуются услугами авиации в этом году.
КОРР: Сейчас появилось еще два новых региона, Крым и Севастополь, и, естественно турпоток по этим направлениям вырос. Я так понимаю, что авианаправления туда не всегда справляются, и, естественно, устаревшая аэропортовая инфраструктура тоже не справляется. Что Вы сейчас будете делать в этом направлении: менять аэропорты, увеличивать количество авиаперелетов, авиалиний, которые будут туда летать?
Максим СОКОЛОВ: В этом году уже было сделано немало. Если по итогам прошлого 2013 года Симферопольский аэропорт обслужил 1 млн. 200 тыс. пассажиров, то сегодня мы увеличили это корличество по итогам летнего туристического сезона более чем в 1,5 раза, и успели за этот короткий период улучшить инфраструктуру Симферопольского аэропорта. Мы реконструировали рулежную дорожку, и это позволило в 2 раза увеличить количество взлетно-посадочных операций, провели реструктуризацию логистики обслуживания пассажиров, и таким образом вышли на достаточно уверенные показатели по обслуживанию авиапассажиров. Для сравнения могу сказать, что Сочинский аэропорт, где мы сегодня находимся на Форуме в Сочи, планирует по итогам этого года выйти почти на 3 млн. пассажиров. Сегодня Симферополь обслуживает примерно такое же количество пассажиров, как и Сочи. Если в пиковый период услугами аэропорта воспользовалось порядка 120 лайнеров, совершающих взлетно-посадочные операции, то, по сравнению с Сочи этот показатель примерно одинаковый.
КОРР: Я совсем недавно была в Крыму, и очень многие местные жители, и туристы, которые туда приезжают на машинах, очень жалуются на огромные очереди на паромную переправу через Керченский пролив. Пока нет нового моста, который поможет решить эту проблему. Может быть, в следующий туристический сезон, как Вы планируете решать эту задачу?
Максим СОКОЛОВ: Если авиаперевозки в направлении Крыма возросли более чем в 2,5 раза, то нагрузка на Керченскую переправу выросла в 4, или даже в 5 раз по количеству обслуживаемых пассажиров и перевезенных автомобилей. За летний период мы видели 3 пика очередей. В остальные периоды Керченская переправа справлялась со своими задачами, и это было сделано за счет ряда организационных мероприятий. Во-первых, мы разделили грузовые и автомобильные перевозки: теперь все грузы идут через порты Новороссийска и Темрюка. Во-вторых, мы коренным образом подстроили инфраструктуру и порта Кавказ, и порта Крым на Крымском берегу под задачи, которые должна выполнять Керченская переправа. Были организованы перехватывающие парковки и накопительные площадки, организована электронная очередь, установлено табло переменной информации, обустроен быт людей, которые попадают в эту очередь в пиковые периоды. Организованы душевые кабины, палатки для отдыха с кондиционированием и телевизорами, установлены туалеты, организовано питание. Все это было сделано буквально «с колес» в течение короткого летнего периода. Но самое главное, что мы обеспечили приоритетную перевозку для тех, кто планирует приехать в Крым общественным транспортом, это касается как железнодорожных перевозок, так и автобусных. Ни один пассажир, который перемещался организованно общественным транспортом, не испытывал затруднений. И в этом году мы впервые после почти 30-летнего периода запустили прямой железнодорожный поезд непосредственно в Симферополь, а те, кто планировал приехать на поезде в Анапу, могли по единому билету доехать до одного из семи городов Крыма через Керченскую переправу на автобусе.
КОРР: Если говорить о Керченском мосту, много говорится о том, что 19-километровый за 4 года построить очень сложно, и могут возникнуть определенные проблемы, и местных жителей, естественно, больше всего волнует экологическая проблема. Я так думаю, что наверняка есть еще какие-нибудь вопросы в строительстве, как быстро и качественно все это сделать.
Максим СОКОЛОВ: Это очень сложная, амбициозная задача, Мария. И, конечно, сам транспортный переход, который представляет 19-километровый мост и насыпную дамбу, и те подходы, которые мы должны построить как на Таманском, так и на Крымском берегу, а это 42 и 17 км соответственно, говорят о том, что это один из крупнейших транспортных объектов, которые нам предстоит построить в этот период. Но мы достаточно уверенно смотрим на выполнение этой задачи. Сейчас заканчиваются изыскательские работы, и строительство подходов уже началось. Мы рассчитываем, что к декабрю 2018 года этот масштабный проект, а это будет 4 полосы автомобильной дороги первой категории и двухпутная электрифицированная железная дорога, заработает в полном объеме.
КОРР: Максим Юрьевич, сейчас достаточно непростая ситуация в экономике, и очень много на этом Форуме говорится об этом. Дмитрий Анатольевич, в частности, говорил, о том, что нужно урезать расходы бюджета. А учитывая, что у нас два новых региона, естественно, очень большие средства идут туда. Отсюда возникает вопрос, не случится ли такой ситуации, что за счет этого могут пострадать другие регионы? В частности, строительство транспортной инфраструктуры, которая очень затратна в плане финансов. Не будет ли такой ситуации, что, например, Дальний Восток будет стоять в очереди с тем, чтобы были обновлены железные дороги, автодороги, и так далее. Тем более, как я понимаю, это сейчас очень важное направление, Восточно-Азиатское.
Максим СОКОЛОВ: Ситуация действительно тревожная. Но мы не просто с оптимизмом, мы с уверенностью смотрим в будущее. И Правительством РФ, и Министерством транспорта приняты определенные бюджетные решения, которые резервируют средства для реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры на всей территории нашей страны: и на Дальнем Востоке, и в Северо-Кавказском округе, и в Московском транспортном узле, ну и, конечно же, в направлении развития транспортной инфраструктуры Крымского полуострова. Сегодня государственная программа «Развитие транспортной системы», отдельная государственная программа «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» аккумулируют отдельные денежные средства для развития транспортной инфраструктуры и ускорения и интеграции развития экономических связей между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
КОРР: ЦКАД – тоже очень масштабный проект, который тоже требует очень больших инвестиций, и поскольку у нас сейчас очень теплые отношения с китайскими инвесторами, насколько активно сейчас к строительству ЦКАДа привлекаются китайские инвесторы?
Максим Соколов: ЦКАД уже стал реальностью, это не просто проект, это уже стройка. И летом этого года процесс, что называется, пошел. Мы в полном объеме планируем завершить строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги протяженностью порядка 350 км, в 2018 году. На это в целом, не только в бюджете РФ, но и в Фонде национального благосостояния, и в средствах инвесторов, зарезервировано чуть более 300 млрд. руб. ЦКАД является одним из участков транспортного коридора Европа – Западный Китай. Соглашение о развитии этого коридора, а также других коридоров со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, было подписано недавно в Душанбе на Самиите ШОС. Поэтому мы будем активно строить не только этот важнейший участок транспортной инфраструктуры московского узла, но и к 2018 году завершим строительство новой автомобильной дороги, практически на всем протяжении квалифицирующейся как дорога первой категории из Санкт-Петербурга в Москву, и далее будем развивать этот коридор по трассе М-7 «Волга» через Татарстан, Башкирию и Оренбургскую область.
КОРР: Я так понимаю, что переговоры о привлечении китайских инвестиций в этот проект ведутся?
Максим СОКОЛОВ: И Министерство транспорта, И Министерство экономического развития, и Российский фонд прямых инвестиций, госкомпания «Автодор» постоянно общаются с китайскими партнерами, и уже не одна из крупнейших китайских компаний, которые входят в целом в двадцатку крупнейших строительных компаний мира, выразили готовность участвовать в этих проектах.
КОРР: Максим Юрьевич, у меня к Вам еще два вопроса, которые в этот период интересуют многих пассажиров, которые летают нашими авиалиниями. Во-первых, это наш лоукостер «Добролет», который пролетал совсем недолго, после чего на него были наложены санкции. После этого появился новый проект «Бюджетные авиалинии». Как будет работаться этому проекту в нынешних санкционных условиях?
Максим СОКОЛОВ: Несмотря на то, что «Добролет», к сожалению, пролетал совсем немного, он успел завоевать популярность среди авиапассажиров нашей страны, и все, кто купил билеты, отмечали и высокое качество, и определенный комфорт, несмотря на то, что пользовались услугами так называемого лоукостера. До конца года мы вместе с «Аэрофлотом» перезапустим этот проект, и я надеюсь, что санкции, хоть и поставили крест на том «Добролете», но в новом виде этот проект залетает. Сегодня мы создали всю необходимую нормативную базу, в том числе внесли изменения в законодательство, дали возможность авиакомпаниям использовать невозвратные тарифы, привлекать иностранных командиров воздушных судов, не устанавливать жесткие нормы по багажу, питание на борту во время полета. Все это самым серьезным образом влияет на цену авиабилета, что, в конечном счете, и нужно нашим авиапассажирам.
КОРР: Еще мы все лето, или половину точно, видели одно за одним банкротства российских турфирм, туроператоров, это очень неприятная история, я думаю. Естественно, эти истории тесно связаны с авиакомпаниями. Как все это отражается на нашей авиаотрасли?
Максим СОКОЛОВ: Я уже сказал, что рынок пока еще растет. В целом он растет примерно на 12% по итогам 8-месячного периода. Но, конечно, такая ситуация с банкротством такого количества крупных туристических компаний как Нева, Солвекс, Южный Крест, которые тесно сотрудничали с нашими крупнейшими авиакомпаниями, не может не отразиться на состоянии авиарынка. Сегодня мы видим определенное напряжение в работе наших крупнейших авиакомпаний, связанное с банкротством туристического рынка. Но при этом и за счет страховых, и за счет компенсационных фондов, мы считаем, что можем уверенно смотреть на деятельность авиарынка в целом, и в случае каких-то непредвиденных ситуаций оперативно вмешаться и не доставить неудобств тем, кто приобрел билеты и наметил свои поездки.
КОРР: Максим Юрьевич, и последний вопрос к Вам. Накануне мы беседовали с Министром по делам Северного Кавказа, и с губернатором Краснодарского края. Они все констатируют, что в этом году в связи, может быть, введением санкционного режима, увеличился поток туристов на Кубань, курорты Северного Кавказа. Видите ли Вы по статистическим данным, которые Вам поступают, направление людей по российским регионам действительно увеличилось по сравнению с путешествиями людей за границу?
Максим СОКОЛОВ: Конечно. И увеличилось значительно. Это не только наши традиционные здравницы, Сочи и курорты Кавказских минеральных вод, но и другие направления, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, пользуются особой популярностью среди российских туристов. На самом деле это здорово. Я сам со своей семьей с удовольствием путешествую по нашей стране, и, конечно, таких красот и чудес природы нет нигде в мире. Это отражается на развитии не только региональных перевозок, как я уже сказал, почти на 20% вырос этот рынок, но в том числе и на качестве инфраструктуры, которая создается в регионах для приема такого большого количества наших туристов. Хотя еще много необходимо сделать, постепенно качество туристической инфраструктуры начинает соответствовать самым высоким международным стандартам.
КОРР: Спасибо Вам большое интервью. Мы закончили на столь оптимистической ноте. Я напомню, что мы беседовали с Министром транспорта РФ Максимом Соколовым.
Максим СОКОЛОВ: Спасибо!