Изображения

Обычная версия

Интервью Статс-секретаря – заместителя Министра транспорта РФ Сергея Алексеевича Аристова журналу «Импульс»

24 июня 2014, 20:00

– В России планируется создание сети высокоскоростных (до 400 км/ч) железнодорожных магистралей. Известно, что проект предполагает не только строительство новых линий, но и модернизацию уже существующих. Вы могли бы обрисовать этот проект более подробно?

– Реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе развитие высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, является важным направлением для обеспечения развития экономического роста в Российской Федерации. Необходимость организации в России высокоскоростного железнодорожного движения была определена более 25 лет назад. Объединение крупных городов России сетью высокоскоростного движения позволит в значительной мере повысить мобильность населения и доступность транспортных услуг, что является основными целями Транспортной стратегии Российской Федерации.

Строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва–Казань» протяженностью 770 км с максимальной скоростью движения до 400 км/час является одним из этапов организации высокоскоростного движения в Российской Федерации. Правительством РФ в сентябре 2013 года утвержден cетевой план-график мероприятий реализации проекта строительства магистрали «Москва–Казань», подготовленный Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами. В рамках реализации плана были разработаны финансовая модель и организационно-правовая схема проекта, которая предполагает использование механизма концессии как одного из наиболее эффективных механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. Определены функции и роли основных участников – концессионеров, перевозчика, финансирующих организаций, строительных и подрядных организаций. Предлагается корпоративно-концессионная модель, которой предусматривается географическое деление проекта на 4 участка: Москва – Владимир; Владимир – Нижний Новгород;

Нижний Новгород – Чебоксары; Чебоксары – Казань.

4 марта 2014 года в г. Москва ОАО «РЖД» была проведена презентация, на которой были представлены организационно-правовая схема и финансовая модель проекта. В мероприятии приняли участие более 400 человек из 172 отечественных и зарубежных компаний, в том числе представители Германии, Швейцарии, Франции, Японии, Испании, Италии, США.

В настоящее время уже оформилось несколько консорциумов, готовых продолжать переговоры о совместной реализации проекта ВСМ в России.

– Немецкий бизнес готов оказать активную поддержку в реализации этого проекта, поделиться своими знаниями и умениями. В частности, известно об уже успешном сотрудничестве между компанией Siemens и РЖД. Под патронажем Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) стартовала инициатива немецких компаний по развитию в России ВСМ. Как Вы видите российско-германское сотрудничество в этой сфере?

– Российско-германское сотрудничество в транспортной отрасли занимает одну из ключевых позиций в плане обмена опытом, усовершенствования технологий и улучшения взаимодействия двух стран. Проекты, реализуемые совместно с германской стороной, направлены, прежде всего, на повышение взаимодействия между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия, в том числе на усовершенствование технологий обеих стран в области транспорта.

На данном этапе российско-германское сотрудничество в области транспорта можно назвать успешным и многообещающим.

Работа над реализуемыми совместными проектами между нашими странами в будущем сможет способствовать более тесным и дружеским связям между Россией и Германией, а также привнесет немалый вклад в развитие транспортной отрасли обеих стран.

– В январе этого года в Москве состоялись консультации авиационных властей России и Германии, в ходе которых стороны наметили шаги дальнейшей экспансии российских и германских авиакомпаний на мировых рынках грузоперевозок. Могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

– Темой повестки дня консультаций авиационных властей России и Германии, которые состоялись 21-23 января 2014 года в Москве, был вопрос расширения географии полетов российских и германских грузовых авиакомпаний.

С учетом достигнутых договоренностей, а также с целью реализации прав, предоставленных российской стороне, в рамках переговоров "Авиакомпания "ЭйрБриджКарго" с летнего расписания сезона ИАТА открыла рейсы Москва–Лейпциг и Москва–Франкфурт–Чикаго (с правами 5-ой свободы на участке Франкфурт–Чикаго) С середины мая 2014 года авиакомпания планирует начать выполнение рейса Москва–Мюнхен.

– Какие формы сотрудничества между Минтрансом и Германией есть еще?

– Сотрудничество между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия осуществляется во всех транспортных сферах и ,в первую очередь, в области железнодорожного транспорта. Ключевые проекты прорабатываются ОАО «РЖД» с крупнейшими немецкими компаниями.

Основными совместными проектами являются высокоскоростной электропоезд «Сапсан»; скоростной электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS); разработка локомотива нового поколения – грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными тяговыми двигателями; производство и поставка новых вагонов габарита «РИЦ».

Также ОАО «РЖД» реализует с немецкой компанией «Siemens AG» проекты по адаптации комплексной защиты объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта от атмосферных и коммутационных перенапряжений и автоматизации сортировочных горок с применением системы автоматизации MSR32.

Основным проектом в области водного транспорта является развитие паромных перевозок на маршруте Усть-Луга–Балтийск–Зассниц. Целями создания данной паромной переправы является осуществление круглогодичного морского сообщения с Калининградской областью и развитие транспортных логистических маршрутов, позволяющих увеличить объемы грузопотока между Россией и Германией.

Вопросы по другим видам транспорта ежегодно прорабатываются в рамках Смешанной российско-германской комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения, а также заседаний Смешанной российско-германской комиссии по морскому судоходству.

В области транспортного образования проводится сотрудничество Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) с большим количеством высших учебных заведений Федеративной Республики Германия.

– Какой немецкий опыт, на Ваш взгляд, был бы полезен в России еще?

– В качестве полезного немецкого опыта стоит рассмотреть разработанную в Германии компанией Toll Collect в рамках государственно-частного партнерства, внедренную и успешно эксплуатируемую систему взимания дорожных сборов с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, которая впервые в мировой практике сочетает технологию спутникового обнаружения с современной технологией мобильной связи.

Учитывая значительный опыт германской стороны в этом вопросе, изучение успешного опыта реализации проекта создания системы взимания платы могло бы оказаться полезным для нашей страны.

Все выступления и интервью