2 июля Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «О состоянии транспортного комплекса и основных направлениях его развития» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа»
01 июля 2014, 20:00
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые депутаты!
Позвольте кратко доложить о работе транспортного комплекса страны и основных направлениях его развития. Деятельность Минтранса России за прошедший с нашей последней встречи период была сосредоточена на следующих приоритетных направлениях:
- улучшение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;- повышение уровня безопасности на транспорте;
- развитие механизмов государственно – частного партнерства.
Вместе с тем, в этом году жизнь поставила перед отраслью новые вызовы. В первую очередь я имею в виду историческое событие - в состав России вошли два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед Министерством транспорта, стало обеспечение надежного транспортного сообщения с полуостровом и коренная модернизация его транспортной системы.
В сжатые сроки были разработаны программы субсидирования авиаперевозок из регионов России, благодаря чему перелеты стали более доступными. Ведется системная работа с авиакомпаниями по увеличению количества авиарейсов в Крым, одновременно осуществляется переход на воздушные суда большей вместимости. Уже сегодня порядка 50 регулярных и 10 чартерных ежедневно рейсов летают в Крым ежедневно. Организовано прямое сообщение с 30 крупнейшими городами России. Вчера мы ввели в строй реконструированную рулежную дорожку в аэропорту Симферополя, что позволило в 3 раза увеличить количество взлетно-посадочных операций.
Для сообщения через Керченскую переправу используются 4 морских парома, перевозящие автотранспорт и пассажиров. На следующей неделе на линию встанет еще один мощнейший современный паром. Для увеличения пропускной способности переправы были разделены грузовые и пассажирские потоки. И уже 5 грузовых паромов работают на направлениях Новороссийск-Феодосия, Геленджик-Керчь и Темрюк-рыбный порт Керчи.
Ключевую роль в транспортном обеспечении Крымского полуострова играет использование «мультимодальной» системы проезда по принципу «единого» билета. С мая по июнь текущего года по «единому» билету перевезено более 50 тысяч человек. Уже продано порядка 135 тысяч таких билетов.
Принятые меры позволили нормализовать транспортную ситуацию на переправе и в разы увеличить ее пропускную способность. В целом, с учетом увеличения количества авиарейсов, возможностей железной дороги и паромной переправы, мы перевезем на территорию Крыма порядка 3 млн. человек.
Неуклонно растущий пассажиро- и грузопоток еще раз подтверждает необходимость создания мощного и надежного транспортного перехода через Керченский пролив. Подготовке его строительства идет полным ходом. Проводятся изыскательские работы. После их завершения мы сразу начнем проектирование и строительство перехода. При реализации этого уникального инфраструктурного проекта предполагается широкомасштабное использование механизмов государственно-частного партнерства, совместно с инвесторами, банками, ведущими российскими и зарубежными строительными компаниями.
Еще одним, наверное, самым серьезным экзаменом для отрасли стали Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Многим из вас, уважаемые депутаты, посчастливилось побывать на этом ярком спортивном празднике и, я полагаю, вы согласитесь, что уникальные объекты транспортной инфраструктуры, соответствующие лучшим мировым стандартам, и транспортные услуги высочайшего уровня теперь можно считать своеобразной «визитной карточкой» транспортной отрасли России, той планкой, к которой мы будем стремиться на всех наших объектах.
В рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи построено и реконструировано почти 400 км автодорог, движение по которым обеспечивают 22 новых тоннеля. Введена в эксплуатацию 50-ти километровая совмещенная автомобильная и железная дорога из Адлера в горный кластер, заработали 7 современных морских пассажирских терминалов и грузовой порт в Имеретинской бухте. Фактически создан новый Сочинский морской порт, протяженность причальных стенок которого составила более 5 км. Современный морской вокзал уже начал принимать круизные и регулярные рейсы. В летний период этого года запланировано более 130 судозаходов.
Олимпийские маршруты обслуживали 38 парных современных скоростных электропоездов «Ласточка», способных двигаться, а скорее, оправдывая название – летать со скоростью до 160 км. в час. С учетом потребностей маломобильных пассажиров был построен новый железнодорожный вокзал города Адлера, по мнению международных экспертов – один из лучших в Европе.
За период проведения игр авиакомпаниями перевезено почти полмиллиона пассажиров и около тысячи маломобильных. Во многом это стало возможным благодаря реконструкции международного аэропорта Сочи, который за час сегодня может обслужить более 3-х тысяч пассажиров. В завершающий день Олимпиады за сутки было выполнено 575 взлетно-посадочных операций. Все это ставит Сочи в ряд современных транспортно-пересадочных узлов мирового уровня! Внедрены новейшие системы управления дорожным движением и транспортной логистики, основанные на отечественных спутниковых технологиях. Для комфортного перемещения людей с ограниченными возможностями повсеместно создана безбарьерная среда, включающая коммуникативную систему Говорящий город, для инвалидов по зрению.
Работники транспортной отрасли и дорожного хозяйства показали свой высокий профессиональный уровень. Уверен, этот опыт будет использован и при организации других масштабных мероприятий в нашей стране, в том числе, чемпионата мира по футболу 2018г.
Уважаемые депутаты!
Если говорить о работе транспортного комплекса в целом, за прошедший период и в текущем году единая транспортная система Российской Федерации в полном объеме обеспечила потребности общества и экономики в перевозках грузов и пассажиров.
Несмотря на негативный экономический фон, по ряду показателей в отрасли наблюдается ощутимый рост. Так экспорт транспортных услуг в 2013 году вырос почти на 10 % по сравнению с показателями прошлого года и составил в стоимостном выражении более 18,5 млрд. долларов США. Это более четверти доходов России от экспорта природного газа (67,2 млрд. долл.) и почти на треть превышает доходы страны от экспорта угля (11,82 млрд. долл.) и леса (1,64 млрд. долл.) вместе взятых.
Среднемесячная заработная плата работников транспортного комплекса увеличилась по сравнению с прошлым годом почти на 10 % и составила более 37 тысяч рублей. Это на четверть выше средней заработной платы по стране. Вместе с тем, глобальные негативные тенденции в мировой и отечественной экономике и связанные с ними ограничения финансирования транспортного комплекса не могли не отразиться на ряде основных показателей его работы. По сравнению с 2012 годом наблюдалось относительное снижение объемов перевозок пассажиров и грузов на автомобильном и внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте.
С учетом новых глобальных вызовов Минтранс России, при широком участии профессионального, научного и экспертного сообщества оперативно скорректировал основной стратегический документ отрасли – Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года. Правительство поддержало инициативу министерства и в июне этого года утвердило ее своим распоряжением. Надежным инструментом реализации положений Транспортной стратегии является обновленная Государственная программа «Развитие транспортной системы до 2020 года», которая также была скорректирована Правительством в текущем году. Особое внимание в программных документах отрасли уделено развитию региональных транспортных систем, и в первую очередь Дальнего Востока, Арктики, Северного Кавказа, Калининградской области и Московского транспортного узла. При этом, теперь все разрабатываемые транспортные стратегии регионов будут увязаны по целям, задачам и мероприятиям со стратегией федерального уровня.
Уважаемые депутаты!
Позвольте более подробно остановиться на положении дел по видам транспорта. За прошлый год грузооборот морских портов России вырос на 4 % и составил рекордные 590 млн. тонн. Устойчивому росту грузооборота способствует интенсивное наращивание портовых мощностей. За прошлый и нынешний годы мы увеличили их емкость более чем на 50 млн.тонн.
Среди ключевых проектов по развитию портовой инфраструктуры следует отметить проекты по строительству:
- зернового терминала в морском порту Новороссийск;
- комплекса по перевалке нефтепродуктов в Тамани;
- терминалов для отгрузки нефтепродуктов и газового конденсата в Усть-Луге;
- ряда крупных терминалов в портах Дальнего Востока (Владивосток, Восточный, Ванино, Посьет).
Реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла.
В 2013 году объем финансирования в портовую инфраструктуру из федерального бюджета составил около 27 млрд. руб. (26,7). При этом неуклонно растет число проектов, где основным источником являются частные инвестиции. Яркий пример: создание в Ямало-Ненецком автономном округе морского комплекса по перевалке нефти на западном побережье Обской губы и порта Сабетта. Под Санкт – Петербургом полным ходом идет строительство многофункционального комплекса «Бронка».
Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн. В этом году Россия отмечает 150-летие ледокольного флота. И сегодня наша страна, обладая крупнейшим в мире ледокольным флотом, активно ведет его модернизацию и строит 4 современных дизельных ледокола (25 и 16 мегаватт) и один мощнейший атомный (60 мегаватт).
В октябре прошлого года Правительство одобрило Стратегию развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. Важнейшая цель стратегии - создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный.
Навигация этого года идёт с опережением. Объем перевозок грузов почти на 16 % превышает прошлогодние показатели. За 5 месяцев текущего года по рекам уже перевезено более 2 млн. пассажиров. Для устранения лимитирующих участков реализуются крупные проекты по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла на Волго-балтийском канале, реконструкции Саралёвского водного узла под Астраханью и проектирование Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге.
Необходимо отметить поддержку Правительства по переходу к стопроцентному финансированию затрат на нормативное содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.
За прошедший год объем авиаперевозок пассажиров вырос на 14 % и составил почти 85 млн. пассажиров. Несмотря на негативные тенденции в экономике с начала этого года перевозки также увеличились почти на 10%. Всего в аэропортах Российской Федерации в 2013 году обслужено более 100 млн. пассажиров. При этом впервые за долгое время зафиксирован рост внутренних полетов, в прошлом году он составил более 10 %.
Уже в текущем году рост перевозок на внутренних линиях существенно опередил темпы роста на международных и составил 15 %. В 2013 г. реализовано 5 программ субсидирования региональных авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил порядка 7,5 млрд. рублей, что позволило дополнительно перевезти около 1 млн. 150 тыс. пассажиров и открыть более 80 новых маршрутов. Мы нацелены на продолжение и развитие этой поддержки.
С этого года, помимо Крымского направления стартовала новая общероссийская программа субсидирования авиакомпаний, что позволит обеспечить появление около 60 новых маршрутов.
В прошлом году, в рамках пилотного проекта развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе, мы связали все 14 столиц субъектов округа прямыми авиационными маршрутами. Шесть авиакомпаний выполнили почти 11 тысяч рейсов. Принято решение о продолжении проекта в течение ближайших трех лет.
Мы активно развивали аэродромную инфраструктуру и систему управления воздушным движением. Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Казани, Абакана, Магадана, Пензы, Внуково и аэродрома Бугуруслан, а также новых аэровокзальных комплексов в Белгороде, Казани, Москве - Внуково и Санкт-Петербурге.
Продолжается строительство и реконструкция новых международных аэропортов в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону. В этом году будет введен новый аэропорт в Самаре и на острове Итуруп, на Курильских островах. За счет государственной поддержки приобретено 66 самолетов для региональной авиации.
Особо отмечу начало работы с 10 июня этого года низкобюджетного перевозчика - компании «Добролет», первый рейс которого был выполнен в Симферополь. Это стало возможным благодаря оперативной подготовке законодательной базы в отношении развития рынка труда, невозвратных тарифов, багажа и питания, за что отдельно хотел бы поблагодарить уважаемых депутатов!
Изменение макроэкономической ситуации в прошлом году, повлекшее снижение темпов промышленного производства, вызвало сокращение объёмов перевозок грузов на железнодорожном транспорте, что по итогам года составило около 3 %. Но при этом услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 1 млрд. пассажиров, что на 2% больше уровня 2012 года.
С учётом нулевой индексации грузовых тарифов, перед РЖД в этом году поставлены задачи по обеспечению бесперебойной работы железных дорог, недопущению снижения рейтинговых показателей, а также сохранению объёмов инвестиционной программы.
Президентом России поставлена задача кардинально модернизировать Транссибирскую магистраль. Знаменательно, что именно в этом году – году 40-летия начала строительства БАМа, – с использованием средств ФНБ уже начинается реконструкция Восточного полигона, которая позволит увеличить его пропускную способность почти в 1,5 раза - на 55 млн. тонн грузов в год. Мне приятно отметить, что, как и прежде, активное участие в этом принимает молодежь. Вчера первый студенческий строительный отряд Иркутского университета путей сообщения приступил к работе как раз в рамках этого проекта.
Полным ходом идет реализация комплексного проекта «Развитие Московского транспортного узла», это позволит обеспечить к 2020 году обслуживание пассажиропотока в размере 1 млрд. пассажиров в год, а также улучшить транспортную доступность аэропортов Московского авиационного узла, организовать ускоренное движение пригородных электропоездов и запустить малое кольцо Московской железной дороги.
Непростая ситуация сложилась в пригородном железнодорожном сообщении, в первую очередь из-за недофинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Чтобы снизить нагрузку с регионов, Правительство установило льготный тариф пригородным компаниям за пользование инфраструктурой в размере всего 1 %.
Несмотря на федеральную поддержку многие регионы на деле отказываются от компенсации выпадающих доходов в результате регулирования тарифов, что приводит к сокращению маршрутной сети. Для выхода из сложившейся ситуации Правительством, в мае этого года, утверждена концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по ее реализации. На эти цели Правительство гарантировало ежегодное выделение 25 млрд. рублей.
Уважаемые депутаты!
Важнейшим направлением деятельности дорожного комплекса страны в прошедшем году стало выполнение задач, поставленных в указах Президента и Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2018 г. При этом мы понимаем, что поручение Президента об удвоении объемов дорожного строительства в ближайшее 10-летие касается не только федеральной, но также региональной и муниципальной сети. То, что на федеральном уровне эта задача будет решена, у меня сомнений не вызывает. Однако в отношении региональных и местных дорог ситуация достаточно тревожная. Об этой проблеме мы с вами говорили на прошлом Правительственном часе. Однако я вынужден констатировать, что некоторые регионы не выполняют обязательства по наполнению региональных фондов. Я просил бы вас, уважаемые депутаты, обратить самое пристальное внимание в своих регионах на этот вопрос.
Помимо олимпийских, в прошлом году в дорожной отрасли был завершен ряд значимых проектов. Многие из них реализовывались на основе механизмов ГЧП, это:
- Северный обход города Одинцово с выходом на Московскую кольцевую автомобильную дорогу;
- вторая очередь Западного скоростного диаметра в Санкт- Петербурге;
- обходы города Воронежа (км 492 – км 517) и поселка Тарасовский в Ростовской области на федеральной трассе М-4 «Дон»;
Также:
- открыто движение по автодорожному мосту через приток Амура, который соединил российскую часть острова Большой Уссурийский и Хабаровск;
- запущен в эксплуатацию участок федеральной автомобильной дороги «Сортавала» в Карелии;
- завершен обход города Беслан в Северной Осетии.
В прошлом году за счет средств федерального бюджета обеспечено строительство и реконструкция более 600 км автомобильных дорог федерального значения, что почти на треть выше запланированных показателей.
В этом году в наших планах ввод 40-километрового головного участка скоростной автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург, который строится так же на условиях ГЧП, далее на этой новой трассе будет построен обход Вышнего Волочка в Новгородской области. Также мы завершим строительство новых мостов в Новосибирске и Самаре, реконструкцию мостового перехода в Ростове-на-Дону и откроем Рокский тоннель на Транскавказской магистрали.
Нельзя не сказать об огромной работе, проделанной транспортниками по ликвидации последствий прошлогоднего наводнения на Дальнем Востоке. В Республике Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской и Магаданской областях стихией было повреждено в общей сложности 1,5 тыс. км. дорог, а также десятки объектов речной и железнодорожной инфраструктуры. Общий объем необходимых работ на федеральных и региональных объектах только дорожного хозяйства составил около 6,5 млрд. рублей.
До регионов уже доведены 4,5 млрд. рублей в качестве меры поддержки из федерального бюджета. Кроме того, нами оперативно были выделены средства в объеме 1,5 млрд. рублей на возмещение потерь при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Стихия природы и в этом году испытывает нас на прочность. На плечи министерства, дорожников и транспортных строителей ляжет восстановление дорог и мостов после наводнения в Хакассии, Тыве и на Алтае. Одним из способов снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, особенно в крупных городах является его перевод на газомоторное топливо. Активную деятельность в этом направлении ведет Государственная транспортно-лизинговая компания, которая запустила пилотную программу для поставки пассажирского автотранспорта на газомоторном топливе на льготных условиях. Программа предусматривает закупку техники исключительно отечественного производства, что поддержит российские машиностроительные предприятия и стимулирует спрос на их продукцию со стороны регионов. В настоящее время Минтранс, совместно с Минэнерго и Минпромторгом разрабатывает проект государственной программы по внедрению газомоторной техники на всех видах транспорта.
Уважаемые депутаты!
В целях эффективного обеспечения безопасности на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов, Минтранс России завершил реализацию Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте.
Особо отмечу создание и ввод в эксплуатацию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), в рамках которой созданы автоматизированные базы персональных данных о пассажирах. Во исполнение ряда решений Президента и Совета безопасности, Минтрансом подготовлен и направлен в Правительство проект Комплексной программы, пролонгирующий её действие до 2019 года и включающий новые необходимые мероприятия.
Прошедший год был также отмечен созданием Государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА - ГЛОНАСС». Основная цель ее создания – сохранение жизни и здоровья людей, пострадавших в авариях и чрезвычайных ситуациях на дорогах страны. Можно с уверенностью сказать, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» - это образец самого гуманного использования космических технологий во имя человека. И символично, что эта высокотехнологичная система, не имеющая пока мировых аналогов, впервые создана именно в транспортном комплексе нашей страны, что еще раз подтвердило прогрессивное и инновационное направление развития отрасли.
Реализация поставленных перед отраслью задач невозможна без высококвалифицированных кадров, подготовка которых ведется в 18 транспортных университетах и ВУЗах (в сфере гражданской авиации, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта). В образовательных заведениях отрасли обучается в общей сложности более полумиллиона человек.
Задачи подготовки кадров для отрасли сформулированы в Транспортной стратегии, а также в программных документах ведущих компаний отрасли (РЖД, Совкомфлот, Аэрофлот и др.).
В течение прошлого года была продолжена наша совместная работа по совершенствованию законодательной базы транспортного комплекса. Президентом было подписано 7 федеральных законов, разработанных министерством. Принят важнейший закон, обязывающий организации и предпринимателей соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским транспортом. Также законодательно упрощена процедура многократного пересечения государственной границы при осуществлении каботажного плавания, что значительно снизило бюрократические барьеры для судоходных компаний. Эффективная эксплуатация платных дорог была бы невозможна без принятия федерального закона о порядке установления платы за проезд транспортных средств..
Без Вашей поддержки не было бы столь нужных транспортной отрасли законов. Хочу поблагодарить уважаемых депутатов за огромную проделанную работу!
В настоящее время в Государственной Думе находится 15 законопроектов, подготовленных Минтрансом и внесенных Правительством Российской Федерации. Пользуясь случаем, прошу Вас продолжить активную работу по рассмотрению и принятию этих законопроектов.
Уважаемые депутаты!
В этом году Правительство поддержало Минтранс и утвердило стратегические и программные документы отрасли, позволяющие комплексно, обоснованно и системно подходить к развитию транспортного комплекса.
Все направления развития транспорта неотъемлемо увязаны с целями развития России и ее регионов, в том числе, сформулированными в майских указах Президента. Мультипликативный эффект влияния транспорта – кровеносной системы экономики, на все отрасли народного хозяйства очевиден. Это рост экономической мощи страны. Это занятость миллионов россиян в различных отраслях экономики. Особо отмечу, что только в сфере транспорта трудится более 9 миллионов человек.
Уважаемые депутаты, прошу Вас и в дальнейшем поддерживать наши программы развития, сохранив необходимое ресурсное обеспечение в процессе прохождения в Государственной Думе законов о бюджете.
А мы не подведем!
В заключение хочу Вас заверить, что транспортная отрасль готова решить все поставленные перед ней задачи и достойно ответить на самые непростые и амбициозные вызовы. Мы хорошо понимаем, что результаты нашей работы в значительной степени влияют не только на конкурентоспособность отечественной экономики, но и на качество жизни наших сограждан.
Хочу поблагодарить все без исключения фракции и комитеты Государственной Думы, особенно наших коллег из Комитета по транспорту за поддержку работы Минтранса. Мы видим, что наши законодательные инициативы не остаются без внимания и это позволяет с уверенностью смотреть в будущее транспортной отрасли и всей страны в целом! Благодарю за внимание!