Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова телеканалу «Россия 24» на Петербургском экономическом форуме
22 май 2014, 20:00
ВЕДУЩАЯ: Уже через несколько часов официальное открытие международного экономического форума в Петербурге. В северной столице работает наша выездная студия. Там сейчас моя коллега Мария Бондарева принимает гостей. Маша, доброе утро, передаю вам слово.
КОРР.: Здравствуйте, Катя. Сейчас рядом со мной сидит министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов и мы побеседуем по поводу наиболее злободневных тем в этой отрасли. Максим Юрьевич, здравствуйте.
Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Доброе утро, Мария.
КОРР.: Максим Юрьевич, интересно ваше мнение вначале по поводу этого форума, потому что богатый очень новостной фон, давление такое оказывалось изначально на иностранных инвесторов. Как вы сейчас оцениваете, как все началось, как все проходит?
Максим СОКОЛОВ: Я бы не заметил каких-то существенных отличий, тем более, понижения градуса от предыдущих форумов Петербургских экономических. Наоборот, даже чувствуется какой-то дополнительный драйв этого форума, ответ на те вызовы, которые стоят перед всеми нами. И ни по количеству подписываемых соглашений, ни по графику встреч с инвесторами, руководителями крупнейших международных транспортных компаний я какой-то понижательной динамики не наблюдаю. И буквально после нашего интервью мы подписываем соглашение по одному из крупнейших проектов государственно-частного партнерства - строительства первого участка Центральной кольцевой автодороги. Это лучшая демонстрация того, что форум насыщен яркими мероприятиями.
КОРР.: Как раз год назад Владимир Путин и сделал громкое заявление, что часть средств Фонда национального благосостояния будет направлена на крупные инфраструктурные проекты. Как он, в целом, продвигается сейчас?
Максим СОКОЛОВ: Мы действительно двигались в течение всего этого года очень быстро, динамично. Была разработана и утверждена вся проектно-сметная документация на все участки строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги таким образом, чтобы в 2018 году уже завершить строительство. Как раз соглашение с победителем конкурса подписывается сегодня. И, что особенно важно, процедура была настолько прозрачной и за счет этого конкурентной, что стоимость строительства удалось от цифр проектной документации снизить на 3,5 миллиарда рублей, что очень существенная экономия для бюджетных инвестиций. Это, в целом, составляет 7 процентов от стоимости проекта. И еще дополнительно порядка 600 миллионов экономии мы видим на этапе эксплуатации - договор долгосрочный, на 23 года, поэтому средств для бюджета сэкономлено немало, а значит будут и другие проекты.
КОРР.: О других проектах также в прошлом году было сделано заявление по поводу развития БАМа и Транссиба. Эти инфраструктурные проекты сейчас на какой стадии развития находятся?
Максим СОКОЛОВ: Сегодня полностью разработано технико-экономическое обоснование, прошел технологический и ценовой аудит проекта и уже с этого года мы приступаем к практическим работам на ряде участков. Очень важно, чтобы завершить и эти работы тоже в пределах 4-летнего срока, то есть в 2018 году, обеспечить увеличение провозной способности нашей Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали на 55 миллионов тонн, а с учетом ухода нефтеналивных грузов общий объем экспортных возможностей будет составлять порядка 70 миллионов тонн в год.
КОРР.: Еще в этом году форум частично проходит под знаком наших азиатских соседей, и Владимир Путин сюда приезжает почти что сразу после визита в Шанхай, где было заключено множество соглашений, в том числе и касаемых развития инфраструктурных проектов в России. Поступала информация, что китайцы будут участвовать в строительстве Керченского моста, сейчас в строительстве моста через Амур будут участвовать. Насколько сейчас будет расширяться сотрудничество российско-китайское и насколько будут увеличиваться их участие в крупных инфраструктурных проектах в России?
Максим СОКОЛОВ: В целом, хоч3 отметить, что наше сотрудничество в сфере транспорта с китайскими партнерами развивалось достаточно динамично. Мы чувствуем этот импульс, который будет, наверное, еще более сильным по итогам этого форума и, в целом, 2014 года. В самом начале этого года мы запустили проект по строительству железнодорожного перехода через реку Амур в районе Нижнее-Линьское, Тунзян на китайской стороне, а с нашей стороны - это территориально Еврейская автономная область. И этот проект будет очень важен для развития экспортно-импортных связей между нашими странами и сокращения транспортных издержек. Буквально в преддверии форума вместе с китайскими коллегами мы провели первый форум транспортного образования наших транспортных университетов и тот подход, который был к образованию, который был проявление в рамках этого форума, тоже говорит о том, что мы уделяем много внимания не только сегодняшнему дню, сегодняшним проектам, но и нашему будущему, потому что образование - это мостик в наши будущие отношения. И, что особенно важно, что китайские инвесторы открыты к диалогу по всем сферам сотрудничества, в том числе и в реализации крупномасштабных транспортных проектов. Одним из таких вариантов может быть строительство Керченского перехода. Специально говорю не моста, а именно перехода, потому что окончательный вариант еще не определен, идут изыскания. Первый этап изысканий заканчивается уже в июне месяце. То есть буквально через месяц мы пройдем основные развилки, определим основной створ, по которому с усилием будет уже делаться вторая часть изыскательских работ и технико-экономическое обоснование.
КОРР.: Будет уже понятно, будет это мост или тоннель?
Максим СОКОЛОВ: Я надеюсь, что в конце июня мы уже четко будем понимать, в каком варианте будет осуществлен этот транспортный переход.
КОРР.: А участие китайцев уже определено там?
Максим СОКОЛОВ: И не только китайские, в том числе и корейский инвесторы и крупные строительные компании и инвесторы выражали желание поучаствовать в этом проекте. С некоторыми из них - например, с "Чайна Комюьникэйшн Констрактинг Корпорэйшн" у государственной компании "Автодор", которая является заказчиком этого проекта подписано даже соглашение о взаимодействии. Это рамочное соглашение, но вполне вероятно, что проект будет настолько интересным, что китайские инвесторы и строительные компании придут в него по итогам этой части проектно-изыскательских работ. По крайней мере, мы видим очень большой интерес не только со стороны этой компании, но и других крупнейших китайских компаний к тем проектам, которые реализуются в России.
КОРР.: А средств и времени уже понятно сколько нужно будет на этот проект?
Максим СОКОЛОВ: На самом деле это будет определено в проектной документации, потому что, как я уже сказал, еще не определились, будет ли это тоннель или будет это мост. Конечно, это очень серьезная развилка, по прошествии которой будет уже более-менее вырисовываться, в том числе и экономика этого проекта.
КОРР.: Максим Юрьевич, так мы плавно перешли к другой важной теме - это Крым, а сейчас уже начинается туристический сезон. Инфраструктурные объекты в Крыму сейчас в каком состоянии, я имею в виду дороги, железные дороги?
Максим СОКОЛОВ: Крым - это, пожалуй, главный вызов для транспортной отрасли 2014 года. И хочу сказать, что транспортники справятся с курортным сезоном и с обслуживанием пассажирских поток, будь то авиа или железная дорога, или автобусное сообщение, которое достаточно активно развито через тот же самый Керческий пролив. И сегодня мы не видим каких-либо серьезных проблем даже с учетом того, что курортный сезон еще не наступил. Мы уже самым серьезным образом нарастили наши авиационные потоки и сегодня порядка 20 ежедневных рейсов из разных городов нашей страны, а не только из Москвы летают в направлении Симферополя. С июня месяца подключается еще программа по прямым перелетам в 17 крупнейших городов нашей страны и не только европейской части, но и севера, Сибири, что очень важно. То есть пассажиру не надо будет идти через перегруженный Московский авиационный узел, тратя и время, и дополнительные деньги. А, самое главное, что мы видим в направлении Крыма очень серьезно снизились авиабилеты и даже их сейчас не хватает на такой определенный период времени, они мгновенно раскупаются, несмотря на то, что пассажиропоток увеличился почти в 4 раза. И поэтому я переговорил с руководителями крупнейших наших авиакомпаний, чтобы они увеличили размерность бортов, поставили новые широкофюзеляжные самолеты типа "А-330", "Боинг-747" с тем, чтобы можно было еще больше на одном рейсе перевезти туристов в Крым и таким образом увеличить пассажиропоток.
КОРР.: А что касается автодорог, ведь многие путешествуют на автомобиле?
Максим СОКОЛОВ: Что касается автодорог, то сегодня на Керченской переправе работают уже 4 автомобильных парома, помимо железнодорожных, правда они обслуживают не пассажирские, а грузовые железнодорожные перевозки. И мощность этих паромов достаточна, чтобы перевезти всех желающих приехать как на своем личном автотранспорте, так и на автобусе. Уже с мая месяца действует так называемый прямой железнодорожный тариф, когда, купив железнодорожный билет до Краснодара или Анапы, можно к нему приобрести дополнительный купон на автобус и приехать в одну из 7 точек Крыма, не только в Симферополь, как это раньше можно было сделать по железной дороге, или в Севастополь, но и также в Ялту, Алушту, где нет прямого железнодорожного сообщения. Этот железнодорожный купон действует на автобус и паромную переправу и уже несколько тысяч пассажиров этой услугой воспользовались.
КОРР.: Максим Юрьевич, я знаю, что вы сейчас торопитесь на подписание как раз нового соглашения по ЦКАД, поэтому у меня к вам последний вопрос касаемо западных санкций. Вообще, ощущает ли на себе инфраструктура российская, транспортная отрасль влияние западных санкций, я имею в виду желание иностранных инвесторов участвовать в каких-то наших крупных проектах?
Максим СОКОЛОВ: Скажу честно, мы готовы к любым сценариям и, конечно, ответим на любые вызовы, которые пойдут в транспортную отрасль с внешней стороны. Но сегодня диалог между транспортниками, я имею в виду, в первую очередь, европейскими, и международными организациями идет очень конструктивный, спокойный, трезвый. И я надеюсь, что в транспортной отрасли политическая ситуация не окажет серьезных препятствий для свободного продвижения пассажиров и грузопотоков.
КОРР.: Спасибо вам большое из интервью.
Максим СОКОЛОВ: Спасибо.