9 апреля Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «О результатах работы в 2013 году и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2014–2016 годы» на итоговом расширенном заседании коллегии Министерств
08 апреля 2014, 20:00
Уважаемые коллеги!
10 лет назад в мае 2004 года Указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649) был создан единый орган управления в сфере транспорта – Министерство транспорта Российской Федерации. Новая структура управления отраслью позволила создать условия для сбалансированного и динамичного развития дорожного хозяйства и всех видов транспорта. Накоплен положительный опыт по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры, организации перевозок, обеспечению безопасности.
Знаменательное событие в истории нашей страны - возвращение Крыма в состав России, поставило перед транспортом чрезвычайно важные и сложные задачи. Основная задача на сегодняшний день - максимально быстро и эффективно интегрировать Крымский федеральный округ в единую транспортную систему России. Это позволит решить проблему территориальной разобщенности, повысит доступность транспортных услуг для населения и субъектов хозяйствования и придаст новый импульс социально-экономическому развитию Крыма, обеспечит решение геостратегических задач России на ином качественном уровне. Уважаемые коллеги! За последние годы значительно увеличились масштабы деятельности отрасли. Повысилась взаимосвязь задач развития транспортного комплекса с приоритетами социально-экономических преобразований.
Прямой вклад транспорта (без трубопроводного) в экономику страны составляет 5,2%, а с учетом генерируемого мультипликативного эффекта - почти 12%. Общая численность занятых в транспортном комплексе с учетом субъектов малого предпринимательства превышает 4 млн. человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году составила почти 38 тыс. рублей, что на 26% превышает среднюю заработную плату в целом по экономике. Инфраструктура транспортного комплекса сегодня - это 86 тыс. км железнодорожных и 1,3 млн. км автомобильных дорог общего пользования, более 100 тыс. км внутренних водных путей, 7,3 тыс. км трамвайных и троллейбусных линий, около 500 км путей метрополитена, почти 850 млн. тонн перегрузочных мощностей морских портов, 297 аэродромов, 117 из которых образуют национальную опорную аэродромную сеть.
Только транспортом общего пользования обслуживается в сутки около 50 млн. пассажиров, а с учетом личного легкового автотранспорта в 1,5 раза больше. Ежесуточный объем перевозки грузов - почти 28 млн. тонн, перевалки в морских портах – более 1,5 млн. тонн. За последнее десятилетие объем инвестиций в транспортный комплекс вырос в 2,4 раза и, по предварительной оценке, составил в 2013 году один триллион 350 млрд. рублей. Доля внебюджетных инвестиций увеличилась почти в 3 раза. Реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства стала реальностью.
Принципиально изменился подход к постановке задач и оценке выполненной работы на основе планов и показателей деятельности. Скользящее трехлетнее планирование взамен однолетнего и переход на программный метод формирования бюджета позволило увязать целевые индикаторы с объемами финансирования и повысить эффективность использования бюджетных средств. Практически, выстроена система стратегического управления. Правительством Российской Федерации одобрена Транспортная стратегия на период до 2030 года (август 2013 года) и Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года (октябрь 2013 года).
Подготовлена Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года. Принято решение об актуализации Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года. В целях реализации майских указов Президента РФ и Основных направлений деятельности Правительства на период до 2018 года сформирован План деятельности Минтранса России на 2013- 2018 годы. Откорректирована государственная программа «Развитие транспортной системы». Стратегические документы в области транспорта прошли широкое обсуждение на площадках Общественного Совета Минтранса, Открытого правительства, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, профессиональных и общественных организаций, форумах, в сети интернет.
С целью удовлетворения граждан качеством государственного управления и расширения возможностей их непосредственного участия в процессах разработки и принятия решений по важнейшим вопросам развития транспорта ведется активная работа по внедрению проекта «Открытое Правительство». К основным показателям конечного эффекта, характеризующим работу транспорта, следует отнести: рост подвижности населения за десять лет - в 1,4 раза; снижение числа происшествий на 10 тыс. транспортных средств в 1,5 раза, погибших в ДТП - в 1,3 раза; рост экспорта транспортных услуг почти в 3 раза.
Итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, проводимой Правительством Российской Федерации. Это стало возможным благодаря реализации основных принципов и механизмов открытости и активному участию в разработке и реализации транспортной политики всех ветвей власти и гражданского общества. Уважаемые коллеги! Я искренне признателен всем за плодотворную деятельность и поддержку. Убежден, что и в дальнейшем мы будем также оперативно и профессионально решать поставленные задачи.
Разрешите от имени Коллегии Министерства поблагодарить Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, экспертов Открытого Правительства, руководителей государственных органов власти, представителей бизнеса, общественных и научных организаций за сотрудничество и внимание к вопросам транспорта, эффективную работу в решении важнейших вопросов. В 2013 году деятельность Министерства транспорта Российской Федерации и подведомственных ему службы и агентств была направлена на достижение общественно значимых целей деятельности Правительства Российской Федерации. Хочу остановиться на важнейших результатах по направлениям Плана деятельности и основных задачах на предстоящий период.
Прежде всего, необходимо отметить, что одним из основных итогов 2013 года является завершение строительства объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению двух крупнейших международных спортивных мероприятий – Универсиады в Казани и XXII зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. К проведению Универсиады были введены в эксплуатацию 67 объектов транспортной инфраструктуры, организованы интермодальные перевозки от международного аэропорта «Казань» до железнодорожного вокзала, реконструирован международный аэропорт «Казань». Работа по транспортному обслуживанию гостей и участников Универсиады получила высокую оценку Руководства страны и международных организаций.
В Сочи к проведению Олимпиады введено 54 объекта. Это около 400 километров дорог, развязок, мостов, эстакад и туннелей, более 200 километров железнодорожных линий, новые железнодорожные вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры. Созданы уникальные инфраструктурные объекты, такие как: совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – Красная Поляна; новый дублер Курортного проспекта, на котором 15 туннелей и 8 развязок; новый морской порт Сочи с береговой инфраструктурой и Международным центром морских пассажирских и круизных перевозок.
Все это создаёт хороший задел для дальнейшего функционирования Сочи как ведущего туристического кластера. Сегодня наша задача совместно с администрацией Краснодарского края - отработать возможность максимального использования инфраструктуры для развития региона, повышения доступности и качества транспортных услуг населения. Агентству железнодорожного транспорта необходимо проработать совместно с Администрацией Краснодарского края и представить предложения по организации пригородного железнодорожного сообщения с использованием поездов «Ласточка».
Благодарю всех, кто принимал участие в проектировании, строительстве и транспортном обслуживании спортивных мероприятий, за своевременную и качественно выполненную работу. Второе направление – это развитие инфраструктуры всех видов транспорта. В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по удвоению строительства автомобильных дорог в 2013 году построено и реконструировано более 600 км автомобильных дорог федерального значения, запланированный уровень был превышен более чем на 30 процентов. Это стало возможным благодаря принятию мер по оптимизации сроков ввода объектов, концентрации средств на объектах с высокой степенью готовности. Ускорение завершения строек позволило получить дополнительный мультипликативный эффект за счет повышения пропускной способности дорожной сети, увеличения средней скорости доставки грузов и пассажиров, снижения транспортных издержек.
Особое внимание было уделено совершенствованию норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы, механизмов прозрачности и эффективности при выборе решений по развитию транспорта. В 2013 году приняты разработанные Минтрансом нормативно-правовые акты, направленные на: совершенствование процедур изъятия земельных участков для размещения линейных объектов; стимулирование и использование инновационных технологий; сокращение административных барьеров; привлечение иностранных организаций к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения. Кроме того, в целях совершенствования нормативно-технической документации на основе инновационного опыта разработаны порядка 90 проектов межгосударственных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
В 2013 году реализован комплекс мероприятий по проектам на условиях государственно-частного партнерства. Завершен один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня на условиях концессионного соглашения, с использованием средств Инвестиционного фонда РФ - «Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь», протяженностью 18,5 км. Общая протяженность платных дорог составила в 2013 году около 230 км, а объем доходов от их эксплуатации - 1,5 млрд. рублей. Объявлены конкурсы на право заключения концессионного соглашения по следующим проектам: - строительство и эксплуатация автодорожного моста через реку Лену в районе г. Якутска, который является первым в России проектом государственно-частного партнерства в области строительства искусственных дорожных сооружений; - строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области при государственной поддержке за счет средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации (на возвратной основе).
В настоящее время в рамках заключенных государственных контрактов осуществляется разработка рабочей документации и подготовка территории строительства; - строительство мостовых переходов в Удмуртской Республике. Это первый региональный транспортный проект, реализуемый на базе концессии. На железнодорожном транспорте введены в эксплуатацию более 150 км дополнительных главных путей. В 2013 году Правительством Российской Федерации было принято решение о финансировании за счет средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации проекта по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, утвержден сетевой план-график мероприятий реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань.
В целях развития аэропортовой сети в 2013 году введено в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Казани, Пензы, Внуково, Магадана, Абакана, Бугуруслана. На морском транспорте в 2013 году введены в эксплуатацию портовые мощности в размере более 30,5 млн. тонн. Из реализуемых в 2013 году мероприятий необходимо выделить такие как продолжение развития морского порта Усть-Луга, строительство нового порта Сабетта и нового контейнерного терминала «Бронка» в порту Санкт-Петербург, завершение строительства Морского вокзала в г. Сочи. В 2013 году решались задачи обеспечения устойчивого функционирования и развития Северного морского пути как национальной транспортной артерии России. Распоряжением Правительства РФ была создана и приступила к работе Администрация Северного морского пути. Общий объем грузовых перевозок по Севморпути в 2013 г. составил почти 4 млн. тонн.
Следует отметить, что рост объема транзитных перевозок между иностранными портами в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 175% (633 тыс. тонн). Завершены работы по созданию четырех арктических базовых пунктов. Первое судно принял строящийся арктический морской порт Сабетта на Ямале. Заложен ледокол нового поколения мощностью 60 мегаватт, самый большой в мире. Строительство планируется завершить в 2017 году. В 2013 году продолжалось строительство 4 линейных дизель-электрических ледоколов. К приоритетам 2013 года следует отнести развитие транспортных узлов крупных городов и агломераций на основе комплексного мультимодального подхода.
В целях формирования сбалансированной и целостной транспортной инфраструктуры Московского региона актуализирована Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года. Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта с активным участием ОАО «РЖД» обеспечила рост объема перевозок железнодорожным транспортом в городском и пригородном сообщении в Московском транспортном узле на 19 процентов. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтрансом осуществлены мероприятия по разработке модели развития аэропортов Московского авиационного узла. В целях развития Санкт-Петербургского транспортного узла была создана Дирекция и проводится работа по корректировке Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года. Третье направление - содержание и ремонт инфраструктуры. Выполнение в полном объеме работ по содержанию и ремонту позволило улучшить качественные характеристики транспортной инфраструктуры.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, доведена почти до 24 тыс. км, 46,5 % от общей протяженности. В 2013 году реализован комплекс мер по переходу на долгосрочные контракты, внедрению инновационных технологий, а также усилению контроля за качеством дорожных работ на основе Системы мониторинга состояния автомобильных дорог, предусмотренной поручением Президента Российской Федерации. Благодаря государственной поддержке улучшены показатели внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. В навигацию 2013 г. протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов выросла более чем на 480 км и составила почти 49 тыс. км. Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, сократилась и достигла 19,8%. Четвертое направление – это повышение доступности транспортных услуг для населения. В 2013 году был реализован комплекс мер по государственной поддержке перевозок на воздушном и железнодорожном транспорте. В 2013 году господдержка авиаперевозок осуществлялась в рамках 5 программ.
Совокупный бюджет этих программ составил 7,5 млрд. рублей, что позволило перевезти более одного миллиона 100 тысяч пассажиров и открыть 64 новых маршрута. В целом, количество перевезенных пассажиров на региональных авиалиниях (без учета Московского транспортного узла) составило в 2013 году 8,5 млн. пассажиров. Следует отметить, что за период реализации мер государственной поддержки с 2010 года по 2013 год региональные перевозки выросли на 40 процентов. Вновь открыты маршруты внутри и между регионами, закрытые более 20 лет назад, что подтверждает эффективность мер государственной политики в данной сфере. В целях обеспечения реализации региональных воздушных перевозок в 2013 году было приобретено с использованием мер государственной поддержки 43 воздушных судна. В 2013 году обеспечена государственная поддержка перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на железнодорожном транспорте.
Объем перевозок в поездах дальнего следования в регулируемом секторе составил 70 млн. пассажиров. Из Калининградской области и в обратном направлении было перевезено около 470 тыс. человек. Пятое направление – обеспечение безопасности на транспорте. В 2013 году завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р). За период реализации Программы проведены работы по повышению безопасности объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта. Доля защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на метрополитенах достигла почти 83% от общего количества.
В рамках Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте созданы единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и координационный центр Министерства транспорта Российской Федерации. Как показал опрос ВЦИОМ за время реализации Программы уровень информированности населения о действиях в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации на транспорте вырос в 2 раза, 65% опрошенных удовлетворены принимаемыми мерами обеспечения безопасности на транспорте. Уровень профессиональной подготовки в области транспортной безопасности увеличен почти в 3 раза. Шестое направление – повышение производительности труда. В целях выполнения Указов Президента Российской Федерации, а также в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на 2013-2018 годы реализованы отраслевые инвестиционные и инновационные мероприятия, включая развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных средств, состава морского и речного флота, применение инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов.
Рост производительности труда в транспортном комплексе по итогам года составил 115,8% к уровню 2011 г. Создано 25,3 тыс. модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. В транспортном комплексе в 2013 г. насчитывается свыше 1 млн. 100 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Это составляет 28% занятых в транспортном комплексе. Важнейший фактор повышения производительности труда – обновление транспортных средств. В этой связи следует отметить эффективную деятельность ОАО «ГТЛК» в данной сфере. В 2013 году с использованием механизма лизинга было поставлено техники на общую сумму почти 40 млрд. руб. Получено почти 400 единиц дорожной техники, 225 – автобусов, в том числе 50 ед. на газомоторном топливе. Передано в лизинг свыше 7 тыс. грузовых вагонов, 28 воздушных судов для внутренних региональных и местных воздушных перевозок. В 2013 году началось активное развитие лизинга на водном транспорте – заключена первая сделка по передаче в лизинг 10 сухогрузов. Седьмое направление – реализация государственной политики в сфере кадрового обеспечения и образования. В настоящее время в системе транспортного комплекса сложилась целостная система подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием. Данная система формировалась в целях повышения доступности и качества профессионального образования, обеспечения его соответствия требованиям транспортного комплекса и запросам общества.
В 2013 году был проведен мониторинг оценки эффективности их работы, по результатам которого было ликвидировано 7 филиалов. Приоритетная задача - создать условия для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров. Кроме того, в 2013 году в рамках реализации Указов Президента РФ приняты меры по повышению материальной заинтересованности работников бюджетных учреждений в достижении конечных результатов. Это позволило достичь, предусмотренных планом соотношений средней заработной платы работников образования, культуры и здравоохранения к средней заработной плате в соответствующем регионе: На решение задач, предусмотренных важнейшими направлениями Плана деятельности, и достижение плановых значений показателей был направлен комплекс мер государственного регулирования.
К основным мерам следует отнести создание эффективной системы управления государственной собственностью и структурное реформирование отдельных видов транспорта, прежде всего, железнодорожного транспорта, развитие региональных воздушных перевозок. Вопрос создания эффективной отраслевой системы управления федеральным имуществом, необходимой для осуществления государственных функций в области транспорта, должен остаться приоритетным и на 2014 год. В этом году следует завершить работу по учету и регистрации прав подведомственных организаций на объекты федерального имущества, определению его целевого назначения. Важнейшей функцией Министерства транспорта Российской Федерации является совершенствование нормативно-правовой базы транспортного комплекса.
В 2013 году Президентом Российской Федерации подписано 7 федеральных законов в сфере транспорта, подготовленных Минтрансом России. В первом квартале 2014 года подписано еще 2 федеральных закона, подготовленных Министерством. В 2013 году активно развивалось международное сотрудничество в транспортной сфере, как по линии международных организаций, так и в двустороннем формате. Вопросы интеграции российского транспортного комплекса в глобальную транспортную систему рассматривались главами государств и правительств, обсуждались в рамках межправительственных комиссий и рабочих групп, выносились на обсуждение в ходе международных заседаний. В 2013 году проведены 5 межправительственных комиссий, российскую часть которых возглавляет Министр транспорта России. А в целом Министерство в различных форматах приняло участие в подготовке и проведении более чем 400 международных мероприятий.
В течение года Министерством было обеспечено подписание 25 международных документов высокого уровня. Среди 10 подписанных межправительственных договоров хотел бы особо отметить Соглашение о строительстве пограничного с Азербайджаном автомобильного моста через реку Самур, Соглашение о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом с Финляндией и Соглашение азиатских стран под эгидой ООН о создании цепочек «сухих портов». Данные документы вносят свой вклад в формирование необходимой международной правовой основы для реализации транзитного потенциала России.
На протяжении всего года велась кропотливая и масштабная работа по разработке и согласованию основных принципов и правил функционирования транспортного комплекса в создаваемом Евразийском экономическом союзе, призванного не только максимально задействовать хозяйственные связи стран-партнеров, но и стать для других стран на постсоветском пространстве моделью взаимовыгодного объединения. Планируемое вступление в силу 1 января 2015 года договора об образовании Союза несомненно потребует от участников рынка и органов государственного управления более высокого качества предоставляемых услуг и нормативно-правового регулирования.
В 2013 году на решение задач инвестиционного и текущего характера было направлено из федерального бюджета почти 780 млрд. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета государственной программы «Развитие транспортной системы» составил в 2013 году 718,3 млрд. рублей, в том числе на расходы инвестиционного характера направлено 65% (467,4 млрд. рублей) от общего объема финансирования Программы. Проведенный анализ эффективности госпрограммы в 2013 году в соответствии с Методикой Минэкономразвития России показал высокую эффективность использования средств федерального бюджета. Уважаемые коллеги! В среднесрочной перспективе усилия Минтранса будут сконцентрированы на решении задач, поставленных в Указах Президента РФ и Основных направлениях деятельности Правительства РФ, включая развитие транспортной системы Крымского федерального округа. Одно из важнейших направлений - реализация инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры всех видов транспорта.
Приоритетность проектов должна основываться на максимальном социально-экономическом эффекте от их реализации. При этом необходимо обеспечить прозрачность выбора проектов, эффективность процедур размещения государственных заказов и внедрение технологического и ценового аудита. Важнейшим направлением станет развитие транспортной инфраструктуры Крыма. Самый масштабный проект - строительство транспортного перехода через Керченский пролив. В кратчайшие сроки необходимо подготовить предложения по реализации проекта, проанализировав все возможные варианты. Развитие портовой инфраструктуры, автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта Крымского федерального округа – это безусловные приоритеты на среднесрочный период.
В области развития автомобильных дорог – это решение задачи по удвоению строительства автомобильных дорог федерального значения в 2013-2022 годах по сравнению предыдущим десятилетием. Ее решение в части дорог федерального значения не вызывает сомнения, работа ведется в полном соответствии с графиком. За 2014-2016 годы будет построено 1,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения. Протяженность платных дорог превысит в 2016 году 750 км. Вызывает тревогу ситуация, связанная с выполнением этого показателя в части региональных, межмуниципальных и местных дорог. По данным проведенного мониторинга, очевидно, что запланированный ввод дорог недостаточен для обеспечения выполнения Поручения Президента РФ. Для решения задачи необходимо повысить эффективность использования региональных дорожных фондов и обеспечить их целевое использование. На железнодорожном транспорте предстоит ввести в эксплуатацию 1 тыс. 600 километров новых железнодорожных линий в районах нового освоения и главных путей.
В 2014 г., когда отмечается 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, будет дан старт реализации мероприятий Проекта по ее развитию. В 2015 году будут введены в эксплуатацию 450 км железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. В рамках развития инфраструктуры гражданской авиации будет реконструировано и построено 15 взлетно-посадочных полос. Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, включая развитие Московского и Санкт-Петербургского авиационных узлов. По данным проведенных исследований пассажиропоток в Московском авиаузле к 2030 году может составить порядка 180 миллионов пассажиров в год, то есть увеличится практически в 3 раза. Предстоит ввести в эксплуатацию более 80 млн. тонн перегрузочных мощностей в морских портах. Следует отметить крупные проекты по созданию и развитию портов Тамань, Новороссийск, Усть-Луга, Мурманск, Восточный – Находка, Сабетта.
Важнейшим направлением деятельности остается содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. С этого года финансирование содержания и ремонта автомобильных дорог осуществляется в соответствии с установленными нормативами. Планируется, что доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, к 2016 году увеличится до 70 процентов.
Рост государственной поддержки внутренних водных путей снизит долю судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, до 14,7%. Для повышения доступности транспортных услуг получат дальнейшее развитие региональные и местные воздушные перевозки. В 2014 г. в рамках государственной поддержки авиаперевозок предполагается перевезти более 1,5 миллионов пассажиров и открыть 83 новых маршрута. Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет в 2016 году в 1,8 раза к уровню 2011 года (без учета программ авиаперевозок в Крыму). Продолжится субсидирование пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Тревогу вызывает ситуация, связанная с сокращением пригородных железнодорожных перевозок в субъектах РФ. Только в январе текущего года было отменено порядка 55 пригородных поездов, еще порядка 100 поездов были сняты в конце 2013 года. Основная проблема заключается в неполной компенсации субъектами Российской Федерации пригородным компаниям потерь в доходах от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.
Очевидно, что решить проблему только за счет государственной поддержки из федерального бюджета не возможно. В целях сохранения доступности для населения пригородных пассажирских перевозок необходимо предусмотреть средства в бюджетах субъектов Российской Федерации для компенсации ими выпадающих доходов перевозчиков пассажиров в пригородном сообщении. Безусловно, приоритетом на среднесрочный период останется повышение комплексной безопасности на транспорте. Вопрос транспортной безопасности – многогранный и должен решаться комплексно и планомерно. Это вопрос состояния транспортной инфраструктуры и транспортных средств, профессиональной подготовки и дисциплины. Задача Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта создать условия для снижения количества транспортных происшествий и тяжести их последствий на основе непрерывного мониторинга состояния безопасности, контроля за деятельностью производителей транспортных услуг, повышения эффективности предупредительных и профилактических мер.
Внедрение инноваций и развитие интеллектуальных транспортных систем также является одним из направлений повышения транспортной безопасности. Например, создание системы реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных устройств российского производства позволит сократить время до оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и обеспечить спасание более 4000 человек в год. В настоящее время Минтрансом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект продления Комплексной программы на период 2014-2019 годы. На решение задач по развитию транспорта в 2014-2016 годах будет направлено более 2,4 трлн. рублей из федерального бюджета, из них 92 % в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». Общий размер ежегодных инвестиционных расходов составит в среднем 0,5% ВВП.
Одна из основных задач на предстоящий период – привлечение частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Это, прежде всего: контракты «жизненных циклов» на строительство и эксплуатацию объектов, переход на сетевой контракт, развитие различных схем государственно-частного партнерства и механизмов проектного финансирования. В этом направлении есть определенные успехи. Необходимо распространить опыт автомобильных дорог на другие виды транспорта. Уважаемые коллеги! Перед нами стоит задача достичь запланированных ключевых показателей, обеспечивающих реализацию Указов Президента и решений Правительства РФ. Сегодня мы должны понимать, что решить поставленные задачи можно только на основе мобилизации внутренних резервов. Комплексное сбалансированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта, реализация оптимальных моделей обновления основных фондов, развитие конкуренции, рост производительности труда и внедрение инноваций должны стать основой повышения результативности нашей деятельности.
Поставленные перед транспортным комплексом задачи должны решаться при широком участии гражданского общества. Минтрансу России, службе и агентствам предстоит большая работа по дальнейшему развитию принципов «открытого Правительства» в рамках реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р. Здесь мы возлагаем большую надежду на Общественный Совет Минтранса, основная задача которого обеспечивать общественный контроль и разъяснять обществу приоритеты государственной транспортной политики. Уважаемые коллеги! Очевидно, что развитие транспорта сегодня – это больше, чем экономическая задача. От развития транспорта и эффективного его функционирования зависит качество жизни граждан, конкурентоспособность российской экономики и пространственное единство страны.
Убежден, что стоящие перед нами задачи будут успешно выполнены. Спасибо за внимание!