6 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О системе экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»
05 мартa 2014, 20:00
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и техническому развитию экономики России в октябре 2009 года с целью повышения безопасности на автомобильных дорогах было принято решение о создании системы экстренного реагирования при авариях, так называемая «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня, уважаемый Дмитрий Анатольевич, можно доложить, что Ваше поручение выполнено в полном объёме: система «ЭРА-ГЛОНАСС» создана и охватывает абсолютно все регионы нашей страны. Создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является крупномасштабным проектом в сфере безопасности на транспорте, направленным на спасение человеческих жизней. Этот результат достигается, в первую очередь, за счёт сокращения времени и повышения точности реагирования экстренных оперативных служб при дорожно-транспортных и других происшествиях на автомобильных дорогах нашей страны.
Нормативно-правовой статус данной системы закреплён отдельным законом. Он был подписан в декабре прошлого года и называется «О государственной автоматизированной информационной системе “ЭРА-ГЛОНАСС”». Этот закон регулирует правовые отношения, которые возникают в связи с созданием и внедрением системы.
Также был утверждён технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», который предусматривает оснащение автомобильных транспортных средств системой «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 января 2015 года установлена обязательность оснащения транспортных средств соответствующими устройствами вызова экстренных служб, а с января 2017 года уже все транспортные средства, сходящие с конвейера в России или импортируемые, должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Хочу обратить внимание, что эти требования не относятся к автомобилям, уже находящимся в эксплуатации, и автовладельцы при желании могут в добровольном порядке оборудовать свою машину в сервисных центрах.
Технические требования к автомобильным устройствам вызова экстренных оперативных служб и сроки введения обязательности оснащения обсуждались и согласованы c представителями мирового автопрома. Со всем автопроизводителями провели предварительные консультации и на основании достигнутых соглашений все – не только производимые в стране, но и импортируемые – транспортные средства будут оборудоваться специальными датчиками.
Как Вы сказали, эта задача решена за четыре года. Мы в этом плане опередили создание аналогичной европейской системы eCall, таким образом, завоевав лидерство в этой высокотехнологичной и конкурентной сфере. Работа системы предусматривает возможность совмещения с оператором системы «112», указывает точное место происшествия на карте и обеспечивает помимо этого автоматическое голосовое соединение пострадавшего с оператором этой системы.
Также хотел бы обратить внимание, что услуга по доставке сообщений о происшествии является абсолютно бесплатной. Инфраструктура системы развёрнута на территории всех субъектов Российской Федерации. В ходе опытной эксплуатации на территории страны было уже на данный момент инициировано и обработано более 3 тыс. тестовых экстренных вызовов, и в ходе этих мероприятий было зафиксировано, что время доставки информации о происшествии в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» не превышает 20 секунд, а в среднем составляет 10 секунд.
Система «112» у нас пока ещё не развёрнута в большинстве субъектов Российской Федерации, и поэтому, чтобы система функционировала в полном объёме («ЭРА-ГЛОНАСС», я имею в виду), в 2013 году было проведено опытное сопряжение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системами управления мобильными нарядами МВД России в рамках пяти пилотных зон: это Республика Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирская и Ростовская области. При проведении опытного сопряжения были отработаны передача системы «ЭРА-ГЛОНАСС», обработка карточки вызова, содержащей информацию об аварийном транспортном средстве, и далее уже реагирование происходит по регламенту Министерства внутренних дел.
Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты тестирования системы подтвердили возможность достижения плановых показателей, которые были обозначены при её разработке, – это спасение около 4 тыс. человек ежегодно, сокращение необратимых увечий, сохранение здоровья, то есть снижение тяжести последствий ДТП. Необходимо отметить, что полноценная работа системы обеспечивается там, где есть хоть какая-то мобильная связь.
Работа не закончена, её необходимо продолжить, понимая, что всю территорию нашей страны покрыть мобильной связью пока не представляется возможным ввиду её масштабности. В целях обеспечения бесперебойной работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в отдалённых и малонаселённых районах (в основном это Дальний Восток, районы севера, которые не покрыты сетями сотовой связи) Минтрансом совместно с Роскосмосом проводится работа по применению отечественной низкоорбитальной системы спутниковой связи «Гонец» для передачи сигналов системы «ЭРА-ГЛОНАСС», то есть мы задействуем ещё одну спутниковую систему для бесперебойной работы этой системы.
Также система «ЭРА-ГЛОНАСС» интегрирована с единой государственной информационной системой обеспечения безопасности населения на транспорте. Помимо этого, она может и, мы считаем, должна стать платформой для развития новых коммерческих услуг, таких как страховая телематика, высокоточная навигация, охрана, безопасность и многие другие. Это обеспечит коммерциализацию системы и возможность её эксплуатации на внебюджетной основе после определённого периода.
Несмотря на то, что пока количество машин, оборудованных терминалом системы «ЭРА-ГЛОНАСС», незначительно и содержание ложится на плечи государства, к 2019 году мы ожидаем её выхода на полную самоокупаемость при сохранении, естественно, бесплатности основной функции по обеспечению экстренного реагирования при авариях.
На эксплуатацию системы в текущем году необходимо порядка 480 млн. рублей. Минтранс за счёт внутреннего перераспределения изыскал уже часть необходимых средств в размере 170 млн., и они уже предусмотрены в бюджете, но мы видим возможность и предлагаем недостающую для эксплуатации системы сумму в размере порядка 300 млн. использовать из средств, сэкономленных по программе информационно-навигационного обеспечения автомобильных маршрутных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Это что касается 2014 года. Помимо этого, в рамках бюджетного процесса нам будет необходимо определиться с объёмами и источниками финансирования системы в 2015-м и последующих годах.
Ещё раз хочу отметить, что поставленная перед Минтрансом задача создания системы экстренного реагирования выполнена в полном объёме и дальнейшее её полное развёртывание зависит уже от сроков введения в регионах системы «112» и оборудования автомобилей и автобусов соответствующими бортовыми устройствами в соответствии с утверждённым техническим регламентом. Спасибо за внимание.